Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для педагогов




К сожалению, отмечает А.Б. Орлов, современная психология гораздо больше знает о том, как дети учатся читать и считать, чем о том, как дети (с самого раннего возраста) научаются получать удовольствие от самого процесса учения и как можно усиливать и укреплять эту важную способность. Исследования в этой области педагогической психологии практически отсутствуют [13].

Задача учителя состоит не только в передаче суммы знаний, но и в том, чтобы пробудить у учащихся желание усваивать новый материал, научиться работать с ним. Для этого необходимо:

-  Обеспечивать понимание и принятие цели обучения учащимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления, при этом цель обязательно должна соизмеряться с возможностями учащихся.

-  Обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

-  Организовывать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся включались в совместную деятельность, направленную на решение учебных задач.

-  Повышать самооценку подростков, формировать у них ответственность за свои решения, помогающие им утверждаться в роли взрослого. Адекватная самооценка может поддерживаться, в частности, тем, что при выставлении отметок, учитель будет разъяснять подросткам, какие именно их ошибки и недочеты привели к снижению отметки, над чем учащимся следует еще поработать, чтобы улучшить отметки в будущем. Подростков следует хвалить за успехи в решении сложных задач, применение творческого подхода к их решению, активное участие в коллективной работе над учебными заданиями.

-  Оказывать помощь не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов.

-  Привлекать школьников к оценочной деятельности, так как в подростковом возрасте мнение сверстников часто оказывается важнее мнения учителя.

-  Обращать внимание учащихся на предстоящий выбор профессиональной деятельности, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли, позицию будущего гражданина.

-  Обеспечивать эмоциональную вовлечённость учащегося в учебный процесс.

-  При оценивании работ учащихся помнить, что оценка мотивирует только если ученик уверен в её объективности и возможности её исправить.

-  Быть достойным примером для учащегося.

 


 

Заключение

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желаемого, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.

Анализ научной литературы показал, что существует множество подходов к изучению мотивов и мотивации. Мотив рассматривался как стимулы, намерения, представления, установки, помыслы, чувства, побуждения и т.п. Но все ученые сходятся на том, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, а мотивация определяет направленность личности в целом. Проблеме исследования учебной мотивации уделялось внимание многими отечественными и зарубежными психологами. Тем не менее, в психологической науке не сформулировано единого понятия «мотивация учебной деятельности», к ее изучению применяются различные подходы и методы. В истории сложилось несколько подходов к ее пониманию. Одно из наиболее распространенных рассматривает ее как полимотивированное явление, то есть как частный вид мотивации, включенный в широкую сферу мотивов человека и характеризующий направленность деятельности человека на усвоение знаний, умений и навыков.

В подростковом возрасте центральным новообразованием является «чувство взрослости», это приводит к снижению интереса к учебе, и повышению интереса к взрослой жизни, конфликтам с учителями и родителями, нежелающими и неспособными понять и принять их новую жизненную позицию, потребность в уважении и равноправии. Готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается. Наряду с этим происходит усиление авторитета группы сверстников. Ведущим видом деятельности становится общение. Несмотря на это, эмоциональное благополучие подростка по-прежнему во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

На уровень учебной мотивации влияют учебные, познавательные, коммуникативные, позиционные, оценочные, внешние мотивы, а так же мотивы достижения и саморазвития. Большое влияние на учебную мотивацию подростков имеет личность учителя, его профессионализм, компетентность, умение заинтересовать предметом, такие качества как чуткость и справедливость.

В результате диагностики выявилось, что уровень мотивации учебной деятельности подростков по мере взросления снижается. Происходит снижение познавательного мотива, мотивов саморазвития и достижения, позиции школьника, что говорит об отсутствии у учащихся целей обучения.

Тем самым гипотеза данной работы подтвердилась.

 


Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.,1976.

.   Божович М.И. Изучение Мотивации поведения детей и подростков. - М., 1976.

.   Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

.   Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2001.

.   Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000.

.   Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 1984.

.   Драгунова Т.В. Подросток. - М., 1976.

.   Зимняя А.А. Педагогическая психология. - М., 2004.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.

.   Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г. Чрошевского. - М.: Просвещение, 1985.

.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие, 4-е изд. - М., 1998

.   Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2003.

.   Маркова А. К; Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.

.   Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ёё воспитание у школьников. - М., 1983.

.   Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М., 1983.

.   Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

.   Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1982.

.   Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалеева, ВВ. Сталина. - М., 1987.

.   Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет (Педагогическая наука - реформе школы) / Под ред Дубровиной И.В., Круглова Б.С. - М.: Педагогика, 1998.

.   Пиаже Ж. Избранные труды. - М., 1969.

.   Подласый И.П. Педагогика. - М., 2003.

.   Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М., 1998.

.   Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000.

.   Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И., - М., Российское педагогическое агентство, 1997.

.   Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.

.   Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие. - М.,1998.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1998.

.   Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1987.

.   Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2001.

.   Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.

.   Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте// Вопросы психологии. - 1998. - №6

.   Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. - М., 1986.

.   Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. - М.: Изд-в «Институт практ. психол.», 1997.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2003.

.   Шамова Т.И., Перминова Л.М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным интересом//Химия в школе,1993.

.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

.   Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. - М., 1998.

38. <http://gatchina-psi.narod.ru> Ассоциация педагогов психологов

. <http://www.psihologu.info> Архив психолога

. <http://biblios.newgoo.net> Большая библиотека психологии

. <http://festival.1september.ru> Фестиваль педагогических идей «открытый урок»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...