Максимально за все задания олимпиады – 86 баллов.
Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 201 5/201 6 учебного года Русский язык, 7 – 8 классы, муниципальный этап Ответы Внимание! Работа участника олимпиады должна быть написана разборчивым почерком. Кроме того, работа не должна содержать орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. За грамотные ответы начисляются дополнительные баллы. Задание 1. Ошибка допущена в слове СПОРТСМЕНЫ. Ошибка объясняется особенностями произношения звуков [т] и [с], стоящих рядом друг с другом: их слитное произнесение даёт звук [ц]. Критерии оценивания: - за найденное слово – 1 балл; - за исправленный вариант – 1 балл; - за указание на фонетическую природу ошибки (связь с особенностями произношения) – 1 балл; - за указание на звуки [т] и [с] – 1 балл; - за описание природы звука [ц], состоящей в слитном произнесении указанных звуков – 1 балл; - за отсутствие ошибок в ответе (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) – 1 балл. Максимально – 6 баллов. Задание 2. Современное значение слова огород – «участок земли для выращивания овощей». Значение слова огород в записях Петра I – «сад». Значение слова огород в выражении «косой огород» – «изгородь» (сделанная из наклонно расположенных жердей). Исходное значение слова огород – «огороженное чем-либо место». Исторический корень в слове огород – ГОРОД. Приведём примеры родственных слов с корнями, отражающими чередования: оГРАДа, ГОРОЖанин, ГРАЖДанин, оГОРАЖивать. Критерии оценивания: - за формулировку современного значения – 1 балл; - за формулировку значения «сад» – 1,5 балла;
- за формулировку значения «изгородь» – 1,5 балла; - за формулировку исходного значения – 1 балл; - за выделение исторического корня – 1 балл; - за каждый пример слова с чередованием в корне – по 1 баллу; - за отсутствие ошибок в ответе (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) – 1 балл. Максимально – 11 баллов. Задание 3. Барометр – буревестник: барометр – прибор, используемый для определения состояния и перемены погоды, то есть он может «предвещать бурю», отсюда – синоним буревестник. Библиотека – книжница: первый корень слова библиотека означает «книга»; место для хранения книг названо книжницей. Калейдоскоп – узорник: в калейдоскопе цветные стёклышки в трубке при поворачивании складываются в разнообразные узоры, поэтому возникает синоним узорник. Микроскоп – увеличитель: микроскоп назван увеличителем по своему главному предназначению – увеличивать мелкие объекты. Псевдоним – подыменщик: псевдоним – «писатель под чужим именем» (толкование В.И. Даля); корень onyma означает «имя». Стенография – скоропись: стенография – способ быстрого (скорого) письма, отсюда – слово скоропись. Слова мироколица и колоземица объясняют в словаре В.И. Даля иноязычное слово атмосфера: атмосфера – оболочка, окружающая (отсюда – околица – «то, что окружает»; * kolo – круг) Землю (мир).
Критерии оценивания: - за каждое найденное соответствие – по 1 баллу (= 6 баллов); - за объяснение каждого синонима – по 1 баллу (= 6 баллов); если объяснение неполное – 0,5 балла; - за указание на слово атмосфера – 2 балла; - за объяснение синонимов слова атмосфера – до 2-х баллов в зависимости от полноты ответа; - за отсутствие ошибок в ответе (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) – 1 балл. Максимально – 17 баллов. Задание 4. На месте пропуска в этом слове можно вставить: 1) букву Е: она попадает в окончание -ЕТЕ глагола I спряжения выписать, стоящего в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 2 лица, множественного числа;
2) букву И: она попадает в суффикс -И- глагола выписать, стоящего в форме повелительного наклонения. В качестве примера глагола, в разных формах которого можно писать буквы Е / И, выступают формы: выберЕ /Ите, выметЕ/Ите, выйдЕ/Ите и под. Пример предложений: Когда выберЕте нужную книгу, сообщите мне об этом. ВыберИте эту книгу!
Критерии оценивания: - за выбор написания каждой буквы – по 1 баллу (= 2 балла); - за объяснение написания каждой буквы – по 2 балла в зависимости от полноты ответа (= 4 балла); - за любой правильный пример – 2 балла; - за каждое правильно составленное предложение с примером на Е и И – по 1 баллу (= 2 балла). Максимально – 10 баллов. Задание 5. В устаревшем варианте употреблено слово МЕТРО. Изменения претерпела категория рода этого существительного: в тексте это несклоняемое существительное представлено как слово мужского рода – это определяется по глаголам-сказуемым сверкнул, околдовал, стоящим в форме мужского рода. В современном русском языке слово метро среднего рода. Слово метро – сокращение слова метрополитен, которое является существительным мужского рода (отсюда и слово метро первоначально относилось к муж. роду). Затем слово было осознано как несклоняемое неодушевлённое существительное и было отнесено к среднего роду (как большинство подобных существительных в русском языке).
Критерии оценивания: - за найденное слово метро – 2 балла; - за указание на грамматическую категорию рода – 1 балл; - за определение устаревшего и современного родового варианта (муж. род и ср. род) – по 1 баллу; - за указание на способ определения муж. рода в данном тексте – 2 балла; - за объяснение причин изменения рода существительного метро – до 3-х баллов в зависимости от полноты ответа; - за отсутствие ошибок в ответе (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) – 1 балл. Максимально – 11 баллов.
Задание 6. 1. Словарь омонимов. 2. Фразеологический словарь. 3. Орфоэпический словарь. 4. Словарь синонимов. 5. Этимологический словарь.
Критерии оценивания: по 2 балла за каждый правильно определённый тип словаря; если тип словаря не назван, но дано описание / объяснено назначение словаря, – по 1 баллу. Максимально – 10 баллов. Задание 7.
Критерии оценивания: - за грамотно выполненный современный разбор – по 1 баллу за слово (= 3 балла); - за исторический разбор – по 1 баллу (= 3 балла); - за исторически родственное слово (засчитывается в каждом случае одно) – по 1 баллу (= 3 балла). Максимально – 9 баллов. Задание 8. Смысловая особенность данных словосочетаний состоит в том, что каждое из них можно понять по-разному, задав к зависимому слову разные вопросы. Приём (кого?) посла (= посла приняли) – приём (чей?) посла (= посол принимал). Любоваться (чем?) ночью – любоваться (когда?) ночью. В зависимости от контекста (и подразумеваемого смысла) синтаксическая функция зависимых слов в таких словосочетаниях будет разной. Приведём примеры предложений: Приём посла ( дополнение ) министром иностранных дел был перенесён на вторую половину дня. – Руководителей фирмы не удовлетворил приём посла ( определение ): в ходе беседы они не нашли ответов на свои вопросы. Любоваться звёздным небом можно ночью ( обстоятельство ). – Он по-своему умел любоваться ночью ( дополнение ), её мягкими красками и загадочными звуками.
Критерии оценивания: - за описание смысловой особенности данных словосочетаний – до 3-х баллов в зависимости от полноты описания; - за каждое грамотно составленное предложение – по 1 баллу (= 4 балла); - за определение синтаксической функции зависимого слова в каждом случае – по 1 баллу (=4 балла); - за отсутствие ошибок в ответе (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) – 1 балл.
Максимально – 12 баллов.
Максимально за все задания олимпиады – 86 баллов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|