Обмен фенилаланина и тирозина.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 3.5.1. Обмен фенилаланина и тирозина в тканях человека можно представить в следующем виде (см. рисунок 3.2). Рисунок 3.2. Пути обмена фенилаланина и тирозина в тканях (цифрами обозначены наиболее часто встречающиеся дефекты ферментов; далее приводится характеристика этих нарушений). 3.5.2. Известен ряд врождённых нарушений обмена фенилаланина и тирозина. Фенилкетонурия – врождённое нарушение процесса гидроксилирования фенилаланина до тирозина. Заболевание чаще всего вызвано отсутствием или недостатком фермента фенилаланингидроксилазы (обозначен цифрой 1 на рисунке 3.2), реже - нарушением образования тетрагидробиоптерина. Ранними симптомами фенилкетонурии являются повышенная возбудимость и двигательная активность, рвота и трудности вскармливания, с 3 – 5-го месяца нарушается интеллектуальное развитие, исчезает реакция на окружающее. Со временем у детей появляются судороги. Волосы и глаза обычно менее пигментированы, чем у других членов семьи. При отсутствии лечения продолжительность жизни больных составляет 20 - 30 лет. Биохимическая основа фенилкетонурии – накопление фенилаланина в организме. Высокая концентрация аминокислоты стимулирует выработку фермента, превращающего фенилаланин в фенилпируват (в норме этот фермент малоактивен). Путём восстановления фенилпируват переходит в фениллактат, а путём декарбоксилирования – в фенилацетат. Эти продукты наряду с фенилаланином в существенных количествах обнаруживаются в моче больных. В настоящее время имеются достоверные свидетельства того, что за токсическое повреждение мозга ответственны главным образом высокие концентрации фенилаланина. Повышенное содержание фенилаланина тормозит транспорт тирозина и других аминокислот через биологические мембраны. Это приводит к ограничению синтеза белка в клетках мозга и нарушению синтеза нейромедиаторов.
Раннюю диагностику заболевания нельзя провести исходя только из клинической симптоматики. Диагноз ставится биохимически путём скрининга всех новорождённых. Лечение больных фенилкетонурией основано на ограничении поступления фенилаланина в организм и снижения концентрации этой аминокислоты в плазме. С этой целью используются искусственные питательные смеси, в которых фенилаланин отсутствует (например, берлофен). Алкаптонурия – врожденное нарушение обмена фенилаланина, вызванное отсутствием фермента оксидазы гомогентизиновой кислоты (цифра 2 на рисунке 3.2). Это приводит к нарушению образования малеилацетоацетата, расщепляющегося далее до фумарата и ацетоацетата. В раннем детском возрасте единственным проявлением дефицита фермента является изменение окраски мочи. Гомогентизиновая кислота секретируется в просвет канальцев и в значительном количестве выводится с мочой. На воздухе она окисляется, а затем полимеризуется в окрашенное соединение, которое окрашивает пелёнки в чёрный цвет. Экскреция гомогентизиновой кислоты зависит от содержания фенилаланина и тирозина в пище. Следствием накопления гомогентизиновой кислоты в организме является охроноз - шиферно-голубой оттенок ушного и носового хрящей, вызванный накоплением в них пигмента. Развитие охроноза можно предотвратить, если с раннего возраста ограничивать поступление с пищей фенилаланина и тирозина. Альбинизм развивается при отсутствии в пигментных клетках фермента тирозиназы (обозначена цифрой 3 на рисунке 3.2), которая участвует в образовании меланина. В результате волосы, кожа и глаза больного лишены этого пигмента. При альбинизме наблюдается повышение чувствительности к солнечным лучам и некоторое нарушения зрения.
Контрольные вопросы: 1. Перечислите источники и пути включения азота в состав аминокислот. 2. Представьте в виде схемы образование углеродного скелета аланина из глюкозы. Укажите источники азота для синтеза аланина и напишите соответствующие реакции. 3. Представьте в виде схемы образование углеродного скелета аспартата из глюкозы. Укажите источники азота для синтеза аспартата и напишите соответствующие реакции. 4. Представьте в виде схемы синтез углеродного скелета глутамата из глюкозы. Укажите источники азота для синтеза глутамата и напишите соответствующие реакции. 5. Напишите реакции синтеза тирозина в организме с участием незаменимой аминокислоты, укажите название фермента. 6. Напишите реакции синтеза цистеина в организме с участием незаменимой аминокислоты, укажите названия ферментов. 7. Назовите аминокислоты – источники одноуглеродных радикалов и напишите формулу кофермента, который участвует в переносе этих радикалов. 8. Перечислите одноуглеродные производные ТГФК и пути использования их в реакциях биосинтеза. 9. Напишите формулу S-аденозил-метионина и перечислите вещества, в синтезе которых используется метильная группа. 10. Напишите реакцию образования метионина из гомоцистеина, укажите источник метильной группы и биологическую роль этой реакции. 11. Напишите реакции синтеза креатина и укажите их локализацию и катализирующие их ферменты. 12. Напишите реакцию образования креатинфосфата из креатина. Назовите фермент, катализирующий эту реакцию и укажите биологическую роль креатинфосфата. 13. Напишите реакцию образования креатинина. Укажите факторы, влияющие на суточную экскрецию креатинина в норме и при патологии. 14. Перечислите биологически активные вещества, синтезируемые из фенилаланина и тирозина, укажите их роль в организме. 15. Представьте в виде схемы образование гомогентизиновой кислоты из фенилаланина. При каком заболевании гомогентизиновая кислота обнаруживается в моче? 16. Представьте в виде схемы включение углеродного скелета фенилаланина в глюкозу и кетоновые тела. 17. Представьте в виде схемы включение углеродного скелета тирозина в цикл Кребса. 18. Какие патологические компоненты обнаруживаются в моче при врождённых нарушениях обмена фенилаланина и тирозина?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|