Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц.
Расслабляющий массаж.
Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбноглоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:
1. расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;
2. движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;
3. перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;
4. при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 - 3 раза, теплый настой трав либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю (настой готовится следующим образом: 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40 - 50 °С. Можно добавить немного меда, если у ребенка на него нет аллергии);
5. если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;
6. перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня:
- произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти. Подушечкой большого или среднего пальца производят вращательные движения. Вначале они поверхностны, затем постепенно выполняются все с большим надавливанием и снова поверхностны. Данный прием способствует расслаблению мышц корня языка;
- или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки;
- захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону;
- захватить кончик языка правой рукой. Движение направлено вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным незначительным увеличением амплитуды движений.
После этого переходят к собственно массажу мышц языка:
1. Указательным пальцем правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от боковой части языка до средней линии и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой.
2. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка - справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню.
3. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный - снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима.
4. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения.
5. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.
6. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).
7. После расслабляющего массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление мышц корня языка.
8. Большой палец находится сверху, средний и указательный - снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону.
9. Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершить обратное движение. Выполняется медленно, с небольшой амплитудой. Активизирующий массаж.
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. в основном используются приемы разминания и перетирания;
3. как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне;
5. при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.
Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны 3. ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
4. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном 5. направлении с одной стороны языка, затем с другой (рис. 93).
6. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях 7. языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом 8. положении 1 - 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение (рис. 94 а).
9. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
10. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
11. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью 12. ручки, зубной щетки).
13. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.
Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц.
1. С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.
2. Имитировать жевание.
3. Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении).
4. Покашливать - это движение совершается многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца).
5. Позевывать - это движение имитируется ребенком вслед за логопедом.
6. Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса.
7. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.
Кроме этого полезно использовать упражнения с преодолением сопротивления.Эти упражнения активизируют работу нёбногортанно-глоточных мышц, усиливают нёбно-глоточное смыкание:
1. Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает инструкцию опустить голову вниз. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
2. Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его запрокинуть голову назад. Ребенок запрокидывает голову с преодолением сопротивления.
3. Логопед, расположив руку под челюстью ребенка, просит его открыть рот. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
4. Ребенку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь. Логопед пытается удержать язык ребенка вне полости рта.
Массаж уздечки языка
В случае укорочения уздечки языка прибегают к массажным движениям, способствующим ее растяжению.
Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|