Формирование навыка понимания речи.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ О. Е. Грибова Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно М., Айрис пресс, 2004 Эта пособие адресовано родителям воспитателям логопедам и всем тем кого интересует как развивается речь ребенка в раннем возрасте. В книге представлена система интересных и полезных занятий направленных на преодоление задержки темпов речевого развития ребенка. Кроме того в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи ребенка?», «Что делать, если малыш никак не перейдет от лепета к словам?», «Как помочь ребенку если его речь развивается с задержкой?» Содержание Родителям от автора............................................................................................................ 5 Воспитателям от автора.................................................................................................... 6 Логопедам от автора......................................................................................................... 10 Как формируется речь............................................................................................................. 13 Признаки благополучного развития речи у ребенка..................................................... 16 Признаки неблагополучного развития речи у ребенка................................................. 16 Почему у ребенка речь формируется с задержкой?........................................................ 18 Занятия надо начинать как можно раньше......................................................................... 22 Как помочь ребенку................................................................................................................. 24 Как работать с книгой....................................................................................................... 44 Родителям от автора Эта книга адресована прежде всего, родителям имеющим детей в возрасте 2-3 лет с проблемами развития речи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать, что-то неладное. Сверстники ребенка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советов доброхотов подождать, пока само собой наладится. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься с вашей крохой. А если в вашем городе или районе нет специалиста, что делать тогда? Тогда мы попробуем помочь вам и вашему ребенку. Прочитайте эту книгу и попробуйте следовать нашим советам. Для упрощения работы автор использовал некоторые условные обозначения и структурные элементы текста. Обратите внимание на выделенный в рамочке словарь терминов, который поможет вам лучше разобраться в содержании книги. Специальным шрифтом выделены основные правила поведения в процессе общения с ребенком. Значком é обозначается начало каждого нового этапа в работе с ребенком. Эти этапы даются в жесткой последовательности, которую нельзя нарушать. Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.
Книга не заменит консультации и занятий со специалистом. Диагноз — не приговор, диагноз — успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи. Воспитателям от автора В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов — логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь? Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи — от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Давайте попробуем помочь ребенку вместе. В данном пособии описывается система работы с детьми, у которых отмечается задержка темпов речевого развития функционального или органического характера, вызванная различными факторами. Задержка темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлена неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых отклонений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов или с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормаживать» нежелательные. Родители не должны пытаться подменить специалиста, дублировать его занятия. У родителей достаточно специфических «родительских» средств воздействия на ребенка, которые эффективны, если применять их осознанно, в нужное время и на нужном этапе. Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует специально организованной коррекционной работы. Но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной. Словарь для справок Коррекция — исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др. Ранняя коррекция — система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимая в период раннего детства (до 3 лет).
Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.
В предлагаемой вашему вниманию работе представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь. Для каких категорий детей можно применять предлагаемые методы? Это дети раннего возраста (от рождения до трех лет). Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют «безречевые дети». Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков. Словарь для справок Лепетные слова — слова состоящие из одного-трех одинаковых слогов, например баба па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление лепетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13). Звукоподражания — слова построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи пи (мышка), би би (машина) и др. Подобные звукоподражания характерны для речи детей на начальных этапах становления речи (примерно до 1,5-2 лет). Вокализации — протяжное произнесение гласных звуков или мычание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до 1 года). В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит». В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальным законам и проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и скорригировать сформированные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов.
Обратите внимание на значок é, который указывает на переход от одного этапа работы к другому. Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложимы к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей. Логопедам от автора Уважаемые коллеги! Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы, которые как бы повторяют ход формирования речи в норме: I этап — развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей; II этап — расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи; III этап — развитие диалогической и монологической форм речи. В соответствии с онтогенетическим принципов эти этапы находятся в иерархической структуре. Они реализуются последовательно. Однако на каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных на каждом из этапов. Остальные рассматриваются в виде текущих. Основные задачи Формирование навыка понимания речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|