Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения




 

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей.

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения. Старший дошкольник способен правильно оценить себя, свои успехи, неудачи, личностные качества (в игре, учении, труде, общении). Особенно важно, что в старшем дошкольном возрасте формируется эмоционально-психологическая, интеллектуально-творческая и познавательно-деятельностная сферы личности.

Важно научить старшего дошкольника содержательному восприятию природы, ее эстетическому видению, с положительным переживанием и эмоциональным откликом. Главное - путем живого созерцания и эмоционально-эстетического видения заставить заговорить о прекрасном в природе, его судьбе и приумножении. Для этого необходимо:

непосредственному восприятию природы предварять необходимый багаж знаний подключением к нему уже имеющегося познавательного опыта; конечной целью при этом является возбуждение интереса и желание встречи с конкретно прекрасным объектом и явлением в природе;

целенаправленное воспитание чувства прекрасного в «реальном» эстетическом восприятии природы с рассуждением о ней, о ее обусловленности;

управляемое восприятие объекта, явления природы, как конкретно-образные ощущения, так и целостное впечатление, с рассуждением о том, при каких условиях и обстоятельствах нарушается эта гармония; объяснение процветания природы взаимосвязью, взаимообусловленностью и взаимовлиянием экологических ситуаций, условий и структур в целом;

избирательное эстетическое восприятие ребенком, отвечающее его интересам, осторожно направляемое педагогом на эстетико-экологическое содержание этого восприятия;

эстетическое отражение восприятие природы во взаимосвязи с экологической идеей в посильном художественном творчестве.

В старшем дошкольном возрасте дети способны к таким формам мыслительного процесса, как суждение и умозаключение. Суждения и умозаключения о состоянии природы основываются на памяти, представлении, понятиях о ней.

С помощью органов чувств и мышления, которые находят опору в практической деятельности в любом объекте и явлении природы под руководством или самостоятельно дети различают форму и содержания, в их точной взаимосвязи и взаимодействии, способны понять, что совершенство в природе выражает в высокой степени черты и особенности конкретного рода, вида при условиях, необходимых для его существования и развития.

Необходимо помнить о влиянии эмоций как движущей силе воображения и выразительности детского творчества. Эмоциональный фактор чрезвычайно необходим для педагогической организации поиска и открытия прекрасного в природе.

Опыт практики свидетельствует, что потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка: потребность в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы [17].

В процессе наблюдений ребенок-дошкольник познает различные объекты, взаимосвязи в природе и специфику жизнедеятельности организмов.

Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.

Руководство наблюдениями в природе дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя.

Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний.

. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, сезонных изменениях в природе.

При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.

При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

1. Комплексное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени.

. Преобладание визуального источника знания над словесным.

. Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдений, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Подводя итоги раздела, можно сделать следующий вывод: в старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения.

Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...