Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К.Д.Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и детский писатель.

А. С. Пушкин (1799—1837)

На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина.

«Пушкин – наше все»,- писал Александр Григорьев. «У нас все от Пушкина», - говорил Достоевский. «Пушкин писал о России для России»,- считал В.Г. Белинский

 

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

Большая часть его произведений для детей не была написана специально для них. Например, сказки появились благодаря тому, что поэт любил и бережно собирал народный фольклор. Первый список произведений Пушкина для детей вышел в начале ХХ века как попытка систематизировать наследие и передать молодому поколению. Он так и назывался «Пушкин для детей» и насчитывал более ста разнообразных произведений автора: стихотворения, повести, сказки, очерки.

Сказка о Балде написана в сентябре 1830 года в Болдино, когда прокатилась первая холерная эпидемия. Александр Сергеевич не предполагал, что это будет сказка для детей. Скорее, для взрослых, которые смогут оценить ее не поверхностно, а увидеть все аспекты, заложенные в ней.

 

Сказки А.С.Пушкина:

· Сказка о рыбаке и рыбке

· Сказка о золотом петушке

· Сказка о попе и о работнике его Балде

· Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

· Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

 

 

К.Д.Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и детский писатель.

Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушинский окончил Московский университет.

В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Он справедливо считается создателем русской народной школы. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женского образования (несколько лет он служил инспектором Смольного института для благородных девиц).

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами слога лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произведениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гончарова, Никитина, Майкова и др. В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех.

Произведения для детей. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир...» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

В «Детском мире...» в разделе «Из русской истории» напечатаны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки.

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни.

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни.

«Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».

 

 

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский писатель, философ, педагог. Начало его педагогической деятельности относится к 1849 году, когда он начал заниматься с крестьянскими детьми. В 1859г. он открыл школу в Ясной Поляне, а затем еще несколько в своем посредническом участии. Школа, в которой отношения между учителем и учеником строятся по принципу свободного общения, а вместо догматического, далекого от жизни образования даются нужные для жизни, практические знания.

 

В ходе довольно продолжительной работы с детьми Толстой выработал ряд принципов, которые затем легли в основу его учебных книг - «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука»(1872) состояла из собственно азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. При жизни писателя книга выходила 28 раз.

Была тщательно продумана Толстым и композиция «Новой азбуки». Вначале идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису, — и перед ребенком воз­никает картинка, уже знакомая ему по жизни: распускающиеся весной цветы и листья, спящая на крыше кошка и т.п. Такие рассказы, как «У Вари был чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам, только-только вступающим в мир природы, вещей, человеческих взаимоотношений.

В последующих произведениях «Новой азбуки» — сказках, былях, баснях — смысл углубляется, расширяется содержание, захватывая новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Самые известные произведения для дошкольников из этой книги — «Три медведя», «Корова», «Филипок».

Рассказы о детях вызывают особый интерес. Их главные герои в основном крестьянские дети. Они сообразительны, настойчивы, добры. Как, например, герой рассказа «Филиппок», который очень хотел пойти в школу вместе со старшими братьями.

С ней он связывал «гордые мечты», надеялся, что по ней будут учиться два поколения русских детей — от царских до мужицких — и получат из нее первые поэтические впечатления. Действительность превзошла «гордые мечты»: по его книгам учились не два, а несколько поколений. Эти книги составили целую библиотеку для детского чтения. Причем многие из произведений «Русских книг...» и сегодня включаются в хрестоматии и азбуки: это «Филипок», «Три медведя». «Лев и собачка», «Булька», «Кавказский пленник».

 

Всего для детей Толстой написал более 600 произведений самых разных жанров.

В детское чтение перешли первые же произведения Толстого. «Детство», «Отрочество» и «Севастопольские рассказы» выходили в изданиях для детей уже вскоре после их опубликования в журнале «Современник» в 1852— 1857 годах. «Детство» и «Отрочество» — ярчайшие образцы реалистической повести о детстве. Толстой показал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира.

 

Лучшим своим произведением для детей Толстой считал повесть «Кавказский пленник» (1872). Тема Кавказа, сложных отношений между русским и татарами - в центре книги. Все написанное Толстым для детей и о детях заслуживает самых высоких оценок.

 

Основное место в учебных книгах Толстого занимают вольные переложения русских, индийских, персидских, турецких, немецких сказок, переделки басен Эзопа, иногда пересказы произведений современных Толстому авторов. Создавая собственные свои произведения, он в первую очередь заботился о том, чтобы сюжет их был занимателен, но прост, чтобы они соединяли в себе по­учительность и познавательность.

Сказки писателя разнообразны по форме и содержанию: обработка русских народных сказок («Липунюшка», «Вершки и Корешки»); обработка сказок писателей других стран («Еж и заяц», «Новое платье короля»);собственные оригинальные научно -познавательные сказки («Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).

 

 

Период между 1892 и 1917 годами называют Серебряным веком. В создании литературных произведений принимают участие представители различных направлений и течений: реалисты, символисты, акмеисты, футуристы и т.д.

Детство становится ведущей темой литературы. Реалисты М.Горький, Л.Андреев показывали, как «свинцовые мерзости жизни» закаляют детский характер (повесть «Детство» Горького) или губят детскую душу несбыточностью надежд (рассказы Л.Андреева «Ангелочек», «Петька на даче»).

В.Короленко специально для детей не писал. В круг чтения детей и подростков входят повести: «Дети подземелья» и «Слепой музыкант». В первой повести рассказывается о детях судьи - Васе и Соне и «детях подземелья» - Валеке и Марусе. Прием контраста помогает читателю увидеть разницу в условиях жизни и воспитания детей, но есть между ними и общее.

А.Куприн написал несколько рассказов о детях, которые и сегодня входят в круг чтения детей: «Детский сад», «Чудесный доктор», «В недрах земли» и др. Самый известный рассказ этого ряда - «Белый пудель»(1904).Главные герои - старый шарманщик, мальчик Сережа и их верный друг-пудель Арто. Они - уличные артисты. Живут подаяниями. У них нет дома, но они знают, что такое дружба, друзей не предают.

Многие поэты-символисты писали стихи для детей. Например, А.Блок издал 2 сборника стихов для детей: «Круглый год»- для читателей младшего возраста, «Сказки» - для среднего возраста. Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря: открывает сборник стихотворение «Вербочки», закрывает – «Рождество». Каждое стихотворение книги характеризует определенное время года, христианские праздники. Для «Сказок» Блок отобрал стихотворения с мотивами русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Сын и мать»,»Колыбельная песня».

Поэзия 20-х годов.

В это время детская поэзия переживает период невиданного обновления. Чуковский назвал это время «эпохой бурного Ренессанса». В создании стихов для детей принимает участие представители различных литературных групп, кружков: пролеткультовцы, новокрестьянские поэты, футуристы, группа ОБЭРИУ. Совершенно разные по направлению и творческой манере поэты видели перед собой общую цель - найти общую формулу искусства ХХ века.

В.Маяковский в 20-ые годы 20 века написал около 20 стихов для детей. Самая первая его книга – «Сказка о Пете - толстом ребенке и о Симе, который тонкий». Она состоит из отдельных глав, в каждой из которых рассказывается о двух мальчиках: сыне рабочего – Симе и о сыне буржуа – Пете. По принципу контраста построены и главы, повествующие об их родителях. Петя - толстый, злой, обижает маленького щенка.

Эта сказка была строго встречена критикой и педагогами, поэт переделывал ее, но больше сказок не писал. В круг детского чтения входят такие стихи поэта, как «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Майская песенка», «Конь-огонь» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...