Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А неисправность у системы, агрегата (состоящих из нескольких элементов), т. е. отказ элемента системы.




Признаки (критерии) отказов устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект

Несущественные повреждения в случаях их не устранения могут переходить в существенные с нарушением работоспособности, т. е. приводить к отказам. Например, при наличии царапин или повреждений поверхности корпуса двигателя работоспособность его не нарушается, однако при длительной эксплуатации может появиться коррозия поврежденной поверхности с последующим разрушением или растрескиванием корпуса двигателя. Точно так же, например, несущественные вначале повреждения изоляции электропроводов при определенном сочетании внешних воздействий (повышенная влажность, перегрузки при эволюциях самолета, перемещение проводов), становятся весьма опасными.

Классификация отказов позволяет исключить возможные ошибки при применении формул теории вероятностей при расчетном определении уровня надежности и оценке количественных характеристик по результатам испытаний и эксплуатации.

Рассмотрим математическую и инженерную классификации отказов применительно к изделиям авиационной техники. Эти классификации позволяют правильно применять математические и инженерные методы анализа отказов самолетов, двигателей и их агрегатов.

Отказы как случайные явления с позиций применения аппарата теории вероятностей ( математическая классификация)- по характеру проявления делятся на:

- постепенные и внезапные;

- совместные и несовместные;

- зависимые и независимые.

К постепенным относятся отказы, развивающиеся во времени, связанные со старением, износом, усталостной прочностью или другими факторами изменения свойств материала, а к внезапным - отказы, на вероятность появления которых не влияет время предыдущей работы изделия. Внезапные отказы трудно поддаются существующим в эксплуатации методам их диагностики.

Совместными называются отказы отдельных элементов или узлов изделия, способные одновременно появиться при его работе в количестве двух и более.

Несовместными называются такие отказы, которые ни при каких условиях (два и более) не могут появиться вместе.

Независимыми называются отказы, вероятности появления которых не зависят друг от друга.

Если же вероятность появления одного отказа связана с вероятностью появления другого, то такие отказы называются зависимыми.

Отказы с позиций инженерного анализа причин их появления и разработки методов и средств их предупреждения различаются следующим образом.

Конструкционный отказ - результат ошибок и нарушений норм конструирования.

Производственный (технологический) отказ - результат нарушения установленной технологии изготовления или ремонта изделия.

Эксплутационный отказ - следствие нарушения правил эксплуатации.

1. По проявлению (или выявлению):

— на земле (при подготовке к полету);

— в полете (в воздухе).

2. По последствиям:

— без последствий;

— приводит к невыполнению полетного задания (рейса);

— приводит к летному происшествию.

3. По причинам:

— конструктивно-производственные ошибки (недостатки);

— ошибки технического состава;

— ошибки летного состава;

— внешние или случайные причины.

4. По способу устранения:

— восстановление работоспособности непосредственно на месте эксплуатации;

— требуется частичный ремонт в ремонтных органах;

— необходим капитальный ремонт изделия;

— изделие списывается.

Следует отметить, что иногда некоторые отказы, возникающие из-за ошибок технического и летного состава, в конечном счете являются следствием недостаточной конструктивной проработки или плохой эксплуатационной технологичности.

Для восстанавливаемых изделий наиболее часто в качестве характеристики безотказности применяется наработка на отказ, а для невосстанавливаемых — средняя наработка до первого отказа (рис.1.5).

 

Рис.6. Наработка на отказ

 

При выполнении инженерного анализа надежности изделий различают следующие виды наработки на отказ:

— выявленный на земле и в полете (в воздухе);

— выявленный только в полете.

Примечание: В число отказов, выявленных на земле и в полете, включаются все отказы как приводящие, так и не приводящие к последствиям. Распределение отказов по причинам, которые приводят к последствиям, производится при разработке мероприятий по их устранению и предупреждению.

— выявленный в полете и приведший к невыполнению полетного задания;

— выявленный на земле или в полете и приведший к досрочному съему изделия с эксплуатации;

— выявленный при выполнении профилактических и ремонтных работ.

Для оценки качества продукции ГОСТ 17102—71 введен также термин «дефект».

Дефектом называется каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативной документацией.

Этот термин применим ко всем видам промышленной и непромышленной продукции. Применительно к промышленной продукции дефекты могут быть конструктивные и производственные.

В первом случае это означает несоответствие требованиям технического задания на разработку, во втором — несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку.

Отказ может возникнуть в результате появления в изделии одного или нескольких дефектов, но появление дефектов не всегда означает отказ.

Термин «дефект» связан с термином «неисправность», но не является его синонимом.

Неисправность может представлять собой состояние, которое вызвано определенным событием - повреждением. Изделие, находясь в неисправном состоянии, может иметь один или несколько дефектов.

Повреждением называется событие, заключающееся в нарушении исправности объекта или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно технической документации на объект.

Повреждение может быть:

- существенным и является причиной нарушения работоспособности;

- не существенным, при котором работоспособность объекта сохраняется.

Термин «дефект» применяется также при контроле качества продукции на стадии ее изготовления, а также при ее ремонте; например, по результатам контрольных испытаний вновь изготовленного или отремонтированного изделия или при осмотре изделия, подлежащего ремонту, составляется дефектная ведомость.

Термин «неисправность» применяется при использовании, хранении и транспортировании определенных изделий, при этом предполагается, что до появления повреждения изделие было исправным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...