Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор и контроль в области трудовых правоотношений




Введение

 

В ч.1 ст. 209 ГПК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.

Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям:

1) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;

2) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

4) государственного управления охраной труда;

5) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда;

6) государственной экспертизы условий труда;

7) расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

11) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

12) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;

13) подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;

14) организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях;

15) обеспечения функционирования единой информационной системы, охраны труда;

16) международного сотрудничества в области охраны труда;

17) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

18) установления порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями - физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий.

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, поскольку создаваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности.

Из ст.362 ГПК РФ следует, что решение о применении норм трудового права будет законным при соблюдении следующих условий.

Во-первых, при правильном определении правоприменителем обстоятельств, имеющих правовое значение. Во-вторых, при правовой оценке этих обстоятельств на предмет подтверждения и (или) опровержения указанных обстоятельств совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных, с точки зрения правоприменителя, доказательств. Сказанное позволяет вывести формулу применения норм трудового права. Прежде всего правоприменитель должен найти норму трудового права, регламентирующую возникшие отношения. Из содержания этой нормы или нескольких норм определяются обстоятельства, имеющие значение для принятия правового решения. Затем названные обстоятельства проверяются на предмет подтверждения и (или) опровержения относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами.

Подтверждение такими доказательствами каждого обстоятельства, вытекающего из содержания норм трудового права, направленных на регулирование возникших отношений, позволяет сделать вывод об их превращении в юридические факты, что в свою очередь позволяет вынести положительное решение о применении указанных норм. Недоказанность хотя бы одного из этих обстоятельств влечет возникновение юридических фактов со знаком минус, что обязывает правоприменителя отказать в удовлетворении требований, заявленных на основании норм трудового права.


Надзор и контроль в области трудовых правоотношений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...