Методы и приемы, используемые на занятиях.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
· Наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия. · Словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание. · Практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения. Начиная работу с учеником, преподаватель использует самые разнообразные формы и методы обучения, в зависимости от того, каков его ученик, какова его природа, насколько он музыкально одарен. Условно можно разделить детей на три обширные группы: - Со слабой подготовкой и скромными музыкальными данными; - С хорошей подготовкой и хорошими данными; - С ярко выраженной музыкальностью, отличными данными и хорошей работоспособностью. Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения ребенка, его прилежание и желание заниматься, а также коммуникабельность возможен перевод воспитанника с одного этапа на другой раньше положенного срока. Неуспевающему учащемуся для выполнения программы дается больше времени. Так как обучаться приходят дети разного возраста и с разным уровнем подготовки, необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, который выражается в составлении индивидуальных программ и планов. На занятии отрабатывается не только учебная программа; дети имеют возможность играть любимые мелодии, популярные песни, музыку, которая нравится их близким и родным. Это способствует поддержанию интереса к предмету. Воспитанники, как правило, увлеченно занимаются именно тогда, когда перед ними все время ставятся новые задачи, доступные им, но все же требующие для своего решения определенных усилий. Основная цель преподавателя – в процессе подобного обучения помочь ребенку избежать ошибочных действий, которые тормозят формирование умений и навыков, искажают результат.
В сфере дидактики и педагогической психологии разработаны определенные концепции касательно реакций педагога на ошибочные действия обучающихся - здесь своя специфика, требующая особых, нестандартных, тонко дифференцированных решений. Все попытки диагностировать музыкально - исполнительскую деятельность воспитанника должны носить сугубо индивидуализированный характер. Перспективной в плане творческого развития учащегося является линия поведения педагога, ориентирующая ребенка на “пробные действия” (метод проб и ошибок) в ходе освоения музыкального произведения. Метод этот чреват определенными потерями и неудачами для воспитанника, но в тоже время, он формирует у обучающегося комплекс необходимых знаний, умений и навыков, вырабатывает у него гибкость, пластичность музыкально - исполнительского мышления. Общая эмоционально - психологическая атмосфера, складывающаяся на занятии, характер отношений между педагогом и ребенком могут способствовать успешному развитию личности воспитанника, или, наоборот, “тормозить” его. В работе с детьми необходимо обращать внимание на психологическое состояние обучающихся. В связи с этим необходимо обеспечить детям социально - психологический комфорт: · обращать внимание на эмоциональное состояние обучающегося (душевное равновесие, уверенность в своих силах); · преодолевать негативные эмоции, подавленность детей, изменяя формы, методы и даже содержание занятий; · уделять внимание интересам и планам воспитанника, его душевному состоянию. Одним из качеств, которые необходимо сформировать у обучающихся, является умение работать самостоятельно. Задача педагога – научить ребенка самостоятельно работать над музыкальным произведением. В этой связи первостепенное значение приобретает доступность и выполняемость домашнего задания.
Для реализации этого принципа необходимо учитывать следующее: объем материала, срок выполнения, сложность задачи и работоспособность воспитанника. Невыполнение домашнего задания является сигналом бедствия, и педагог обязан выяснить причины этого. Но, прежде всего, он должен задать вопрос себе: “Выполнимо ли домашнее задание?” Дать на дом доступную работу – большое педагогическое искусство. Важное значение имеет конкретность домашнего задания. Задача технического развития является одной из важнейших при обучении музыке. Поэтому в ежедневное занятие необходимо включить этюды, гаммы, упражнения. Упражнения могут быть различными, ставящими как глобальные задачи общего технического развития, так и решающие сиюминутные проблемы, помогающие освоению отдельных технических приёмов исполнения. Заниматься техникой исполнения следует на протяжении всего периода обучения, и необходимо следить за выполнением каждого технического задания. На I этапе обучения, наряду с развитием техники игры воспитанника, следует внимательно следить за правильностью его посадки, постановки рук и положения инструмента, т.к. только решение всего комплекса этих задач может дать устойчивые положительные результаты. В дальнейшем, естественно, акцент смещается в сторону большего разнообразия и большего объёма всевозможных упражнений, гамм, этюдов, арпеджио и т.д., способствующих развитию беглости пальцев и освоению ребенком большего количества технических приёмов игры на инструменте. Работа над упражнениями на начальной стадии обучения является наиболее важной. Обучающемуся с самых первых шагов нужно тщательно следить за усвоением правильных движений. Систематическая работа над гаммами и арпеджио наиболее полезна для развития технических навыков. При их исполнении необходимо следить за качеством звука, ровностью ритма и точностью исполнения штрихов. Когда гаммы и арпеджио будут освоены, полезно играть их с различными динамическими оттенками.
Формы контроля. Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных, уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе (7 кл.) и в классе профессиональной ориентации (8 кл.). На выпускные экзамены выносятся 4 произведения различных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с Приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средне специальные учебные заведения искусств и культуры. В течении учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы. В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах. За учебный год педагог должен подготовить с учеником 4 произведения, различных по жанру и форме (в том числе возможны ансамблевые), для показа на академических концертах. Школьные академические концерты рекомендуется проводить систематически (1 раз в полугодие) на каждом отделе. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравниваются к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся проводится с 3-го по 6-й классы в два этапа. I полугодие: 2 этюда, техника чтения нот с листа, II полугодие: 2 гаммы (мажор, минор), знание музыкальных терминов, знаков в тональностях, самостоятельно выученная пьеса При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения, б) оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков, в) другие выступления ученика в течение учебного года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|