Проблема 2. Художественные средства. Романтический герой в новых условиях.
Проблема 1. Творец и творчество. Процесс над Бродским (1964): Судья: Сколько вы работали на заводе? Бродский: Год. Судья: Кем? Бродский: Фрезеровщиком. Судья: А вообще какая ваша специальность? Бродский: Поэт, поэт-переводчик. Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому? Судья: А вы учились этому? Бродский: Чему? Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат… Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.
В советской идеологической системе литература воспринималась, как ремесло, которому можно научиться. Как проблема творца и творчества выражается в повести Б. Лавренева «Сорок первый»? (Марютка, она пишет стихи. В чем видит Марютка задачи своего творчества? Почему Марютка пишет? Почему ей не удаются стихи? Где и как эта проблемы выражена в произведении? (Первая глава: Главное в жизни Марюткиной - мечтание. Очень мечтать склонна и еще Любит огрызком карандаша на любом бумажном клоке, где ни попадется, выводить Косо клонящимися в падучей буквами стихи. Это всему отряду известно. Как только приходили куда-нибудь в город, Где была газета, выпрашивала Марютка в канцелярии лист бумаги. Облизывая языком сохнущие от волнения губы, тщательно переписывала Стихи, над каждым ставила заглавие, а внизу подпись: стих Марии Басовой. Стихи были разные. О революции, о борьбе, о вождях. Между другими о Ленине. Ленин герой наш пролетарский, Поставим статуй твой на площаде. Ты низвергнул дворец тот царский И стал ногою на труде.
Несла стихи в редакцию. В редакции пялили глаза на тоненькую девушку в Кожушке, с кавалерийским карабином, удивленно брали стихи, обещали Прочитать. Спокойно оглядев всех, Марютка уходила. Заинтересованный секретарь редакции вчитывался в стихи. Плечи его Подымались и начинали дрожать, рот расползался от несдерживаемого гогота. Собирались сотрудники, и секретарь, захлебываясь, читал стихи. Сотрудники катались по подоконникам: мебели в редакции в те времена не Было. Марютка снова появлялась утром. Упорно глядя в дергающееся судорогами лицо секретаря немигающими зрачками, собирала листки и говорила нараспев: - Значит, невозможно народовать? Необделанные? Уж я их из самой Середки, ровно как топором, обрубаю, а все плохо. Ну, еще потрудюсь, - ничего не поделаешь! И с чего это они такие трудные, рыбья холера? А? И уходила, пожимая плечами, нахлобучив на лоб туркменскую свою папаху. Стихи Марютке не удавались, но из винтовки в цель садила она с Замечательной меткостью. Была в евсюковском отряде лучшим стрелком и в боях Всегда находилась при малиновом комиссаре. Четвертая глава: Марютка совсем отложила карандаш. Взбросилась, рассыпав по плечу ржавую Бронзу. - Чудак - поглядеть на тебя! По-твоему, стихи в пуховике писать надо? А Ежели душа у меня кипит? Если вот мечтаю означить, как мы, голодные, холодные, по пескам перли! Все выложить, чтоб у людей в грудях сперло. Я всю Кровь в их вкладаю. Только народовать не хотят. Говорят - учиться надобно. А где ж ты время возьмешь на ученье? От сердца пишу, с простоты! /…/ Поручик помолчал. - Трудно ответить. Стихи, видишь ли, - искусство. А всякое искусство Ученья требует, у него свои правила и законы. Вот, например, если инженер не Будет знать всех правил постройки моста, то он или совсем его не выстроит,
Или выстроит, но безобразный и негодный в работе. - Так то ж мост. Для его арихметику надо произойти, разные там Анженерные хитрости. А стихи у меня с люльки в середке закладены. Скажем, Талант? - Ну что ж? Талант и развивается ученьем. Инженер потому и инженер, а Не доктор, что у него с рождения склонность к строительству. А если он не Будет учиться, ни черта из него не выйдет. - Да?.. Вон ты какая оказия, рыбья холера! Ну вот, воевать кончим, Обязательно в школу пойду, чтоб стихам выучили. Есть, поди, такие школы? - Должно быть, есть, - ответил задумчиво поручик. - Обязательно пойду. Заели они мою жизнь, стихи эти самые. Так и горит душа, чтобы натискали в книжке и подпись везде проставили: "Стих Марии Басовой". Сам Лавренев учился на юридическом факультете, однако, занявшись творчеством, он примыкал к различным художественным объединениям и школам: здесь и «Мезонин поэзии» и петроградское общество «Содружество». Проблема 2. Художественные средства. Романтический герой в новых условиях. В повести мы легко обнаружим характерные черту многих произведений советской прозы 20-х – орнаментально-сказовую манеру, ведущую свою родословную от вычурной прозы Алексея Ремизова. Рассмотрим текст первой главы и попробуем обнаружить эти черты (сказовость, просторечность: «повертел он звериной лапищей мохнатые свои усы» «увертливым махом степной разъяренной чекалки убегали в зернь-пески бесконечные» и др., яркая, «цветная» образность: «малиновый комиссар Евсюков», «в бархатной котловине» и др.). Несложно заметить, однако, авторскую самоиронию, насмешку над каноном: где она проявляется? (в разъяснении причин появления «малинового Евсюкова»). Другая черта – интертекстуальность. Малышкин в повести «Падение Даира» будет вставлять скрытые цитаты из «слова о полку Игореве», Неверов в «Андроне Непутевом», описывая революцию, постоянно отсылает к сказкам. Где здесь мы обнаружим интертекст? («Парус» Лермонтова, Постоянные отсылки к «Робинзону Крузу»). Подзаголовки-комментарии, открывающие каждую из глав и ломающие «четвертую стену» автор тоже позаимствовал – из романтической прозы 19 столетия. Что еще здесь есть от романтизма? (конфликт (любовь/долг), персонажи – Говоруха –Отрок). Романтизм, с его эстетическими установками, оказался чрезвычайно притягателен для советского искусства. Многие черты романтизма перекочевали в художественную школу, известную под именем «социалистического реализма». Но не все романтическое устраивало советских авторов. Что в образной структуре романтизма оказалось неприемлемым для советской идеологической системы? Как это выражено в повести? (Романтический герой, глава 9, дискуссия Марютки и поручика).
В этой дискуссии вступает новая тема – женская. Рассмотрим ее подробнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|