Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-техническое обеспечение программы.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 33 часа, 2 год – 33 часа, всего – 66 часов.

Возраст детей

9 – 11 лет.
Набор детей – свободный (по желанию ребенка).

Режим занятий

Для учащихся 1-го и 2-го года обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 академических часа.

Ожидаемые результаты

Будут знать:

- основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; окружающую среду, материальную и духовную культуру родного края;

- музейной экспозиции;

- знаменитых людей Рязанской области, ее защитников и героев;

- полезные ископаемые Рязанского края, районы и города Рязанской области, их практическое назначение, соседние области, граничащие с Рязанской областью;

- музеи и архитектурные памятники Рязани и Рязанской области;

- семь чудес Рязанской области;

- экологическую ситуацию, сложившуюся в Рязанской области, и пути разрешения экологических проблем;

- народные промыслы Рязанского края, их историю, значимость;

- традиции и обычаи Рязанского края;

- животный, растительный мир, реки и озера Рязанской области;

- творчество поэтов Рязанского края: С.А.Есенина и Я.П.Полонский;

- ветеранов и героев Рязанской области, участвовавших в Вов, и их подвиги.

Иметь практический опыт:

- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;

- во владении культурой речи и культурным общением со сверстниками и взрослыми, ветеранами ВОв;

- в потребности в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;

- в работе с Красной книгой Рязанской области;

- в чтении стихотворных произведений поэтов Рязанской области;

- в защите мини – проектов по различным темам;

- в театральной инсталляции битвы Коловрата с Батыем;

- в работе с картой Рязанской области;

- в создании выставок плакатов, фото и рисунков по различным темам.

Будут уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

- использовать полученные знания в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.

- соотносить даты событий истории Рязанского края с основными периодами отечественной истории;

- рассказывать о важнейших событиях истории Рязанского края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;

- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Рязанского края;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Формы диагностики и подведения итогов реализации программы:

1. Наблюдение – при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).

2. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).

3. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.

4. Тестирование, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

5. Обсуждение типовых ситуаций – применяется во всех блоках.

6. Ролевые игры (встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

7. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Край любимый, ты мне снишься…».

10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

11. Организация и проведение экскурсий по Рязанской области.

 

Программа направлена на освоение школьником результатов 3 – х уровней:

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о Рязанской области (ее истории, промыслах, традициях и обычаях, архитектурных памятниках, музеях, топонимике, природных ископаемых).

Второй уровень результатов – получение школьником опыта практической деятельности (в работе с Красной книгой Рязанской области; чтении стихотворных произведений поэтов Рязанской области; театральной инсталляции битвы Коловрата с Батыем; в работе с картой Рязанской области; в общении с ветеранами Вов).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в создании выставок плакатов, фото и рисунков по различным темам и защите мини – проектов по различным темам.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

Инсталляции по темам «Народные промыслы Рязанского края», «Битва Коловрата с Батыем»

Мини – проекты по темам «Традиции и обычаи Рязанского края», «Красная книга Рязанской области: животные, растения, рыбы», «Герои моей семьи», «Защитники земли Рязанской», «Я прикасаюсь к искусству», «город будущего»

Конкурсы и выставки по темам «Мой костер в тумане светит…», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть…», «День Победы – как он был от нас далек», «Рязанский Кремль – страница истории», «Я знаю семь чудес Рязанского края»

Викторины, кроссворды и игры по темам «Люблю тебя, мой родной город», «Знаете ли вы край родной?», «Край родной, навек любимый», «Рязань – город мой родной», «Знатоки истории края», «Осколки истории: здания, памятники», «История вокруг нас», «Константиново – родина нашего поэта», «Мещера и Окский заповедник – природа Рязани», «Водное богатство – р. Пра и р. Ока», «Мы за чистый город», «Край любимый, ты мне снишься…»

Практические работы с картой Рязани и Рязанской области по темам «Я - картограф», «Улицы родного города».

 

 

Учебно – тематическое планирование
3 класс

№ п/п Тема занятия Часы Форма проведения Контроль Сроки и место проведения
Общ. Теор. Практ.
1. Краеведение – наука о родном крае.       Беседа (инструктаж по технике безопасности на экскурсиях) Тест 1 занятие; школа
  Мой родной город Рязань:            
2. Я живу в городе Рязань. 1     Историческое путешествие   1 занятие; школа
3. Улица, на которой я живу.       Конференция   1 занятие; школа
4. Топонимика нашей области.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
5 - 6. Народные промыслы Рязанского края.       Инсталляция   1 занятие; школа
7 - 8. Традиции и обычаи Рязанского края.       Проектная деятельность   1 занятие; школа
9. «Люблю тебя, мой родной город».         Игра 1 занятие; школа
  «Моя Рязань: березы, рощи!»            
  Животный мир Рязанской области.       Беседа   1 занятие; школа
  Красная книга Рязанской области: животные.       Доклады учащихся   1 занятие; школа
  Экскурсия в Окский биосферный заповедник.       Экскурсия    
  Растительный мир Рязанской области.       Беседа   1 занятие; школа
  Красная книга Рязанской области: растения.       Доклады учащихся   1 занятие; школа
  Виртуальная экскурсия в Мещеру.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
  Реки и озера Рязанской области.       Беседа   1 занятие; школа
  Красная книга Рязанской области: рыбы.       Доклады учащихся   1 занятие; школа
  Виртуальная экскурсия на р. Пру и р. Оку.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
  «Знаете ли вы край родной?»         Викторина 1 занятие; школа
  «Гой ты, Русь, моя родная…»            
  Наш земляк Есенин.       Беседа   1 занятие; школа
  Творчество С.А.Есенина.       Конференция   1 занятие; школа
  Экскурсия в Константиново.       Экскурсия    
  Я.П.Полонский – биография и творчество.       Конференция   1 занятие; школа
  «Мой костер в тумане светит…»       Выставка рисунков к стихотворениям   1 занятие; школа
  Экскурсия к могиле Я.П.Полонского и посещение лит. – муз. вечера в библиотеке им. Горького в стиле «пятниц» Полонского.       Экскурсия    
  «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»         Конкурс чтецов 1 занятие; школа
  Герои – рязанцы:            
  «Забыть – значит предать»       Конференция   1 занятие; школа
  «Солдатская сказка» К.Г.Паустовский.       Прочтение рассказа и просмотр мультфильма   1 занятие; школа
  «Вы – наша гордость, рязанцы!».       Экскурсия    
  Герои моей семьи.       Проект   1 занятие; школа
  «День Победы – как он был от нас далек».         Выставка рисунков 1 занятие; школа
  Подведение итогов года:            
  «Край родной, навек любимый».         Кроссворд 1 занятие; школа
                 

 

Учебно – тематическое планирование
4 класс

№ п/п Тема занятия Часы Форма проведения Контроль Сроки и место проведения
Общ. Теор. Практ.
1. «Рязань – город мой родной»       Кроссворд   1 занятие; школа
  Лента времени:            
2. История в войнах.       Беседа   1 занятие; школа
3. Защитники земли Рязанской (рязанские «мадонны», Евпатий Коловрат»).       Доклады учащихся   1 занятие; школа
4 – 6. Знаменитые люди Рязани.       Историческая конференция   3 занятия; школа
7. «Битва Коловрата с Батыем»       Театральная инсталляция битвы   1 занятие; школа
8. «Знатоки истории края»         Викторина 1 занятие; школа
  Богатства Рязанского края:            
9. «Я – знаток своего края»       Беседа   1 занятие; школа
  «Я – картограф»       Практическая работа с картой   1 занятие; школа
  История в архитектурных памятниках:            
  Архитектура Рязани: здания.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
  «Осколки истории: здания»       Игровое задание   1 занятие; школа
  Архитектура Рязани: улицы.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
  «Улицы родного города»       Практическая работа с картой   1 занятие; школа
  Архитектура Рязани: памятники.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
  «Осколки истории: памятники»       Игровое задание   1 занятие; школа
  Парки Рязани и Рязанской области.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
  Экскурсия в Мемориальный парк.       Экскурсия   1 занятие; Мемориальный парк
  Музеи Рязани и Рязанской области.       Виртуальная экскурсия   1 занятие; школа
  «Я прикасаюсь к искусству»       Проектная деятельность   1 занятие; школа
  «История вокруг нас»         Игра 1 занятие; школа
  7 чудес Рязанской области:            
  Константиново – родина нашего поэта.       Кроссворд   1 занятие; школа
  Экскурсия в Пощупово.       Экскурсия   1 занятие; Пощупово
  Мещера и Окский заповедник – природа Рязани.       Викторина   1 занятие; школа
  «Кремль – что я знаю об этом чуде?»       Экскурсия   1 занятие; Кремль
  Водное богатство – р. Пра и р. Ока.       Кроссворд   1 занятие; школа
  «Рязанский Кремль – страница истории»       Выставка фото учащихся   1 занятие; школа
  «Я знаю 7 чудес Рязанского края»       КТД - стенгазета   1 занятие; школа
  «Мой город завтра»:            
  «Мы за чистый город»       Сюжетно – ролевая игра (ситуации)   1 занятие; школа
  «Город будущего»       Проектная деятельность   1 занятие; школа
  Подведение итогов года:            
  «Край любимый, ты мне снишься…»       Игра   1 занятие; школа

 

Содержание программы
3 класс

1. Вводное занятие. Краеведение – наука о родном крае.

Анкетирование. Цели и задачи работы в учебном году, двухгодичная образовательная краеведческая программа «Край любимый, ты мне снишься…»: содержание и формы учебной, исследовательской работы. Техника безопасности на занятиях. Тестирование: как учащиеся поняли инструктаж.
Форма организации – беседа (1 теоретический час).

Раздел «Мой родной город Рязань»:

2. Я живу в городе Рязань.

Основные исторические моменты: племена, жившие на территории Рязани, их основные промыслы, дата и история основания города. Интересные факты о Рязани. Пословицы и поговорки о Рязани. Народные костюмы.
Форма организации – историческое путешествие (1теоретический час).

3. Улица, на которой я живу.

Историческая справка об улицах, на которых живут учащиеся и учитель, подготовленная участниками занятия.
Форма организации – конференция (1 практический час).

4. Топонимика нашей области.

Виртуальная экскурсия по населенным пунктам Рязанской области. Их практическое назначение. Интересные факты о населенных пунктах.
Форма организации – виртуальная экскурсия (1теоретический час).

5 - 6. Народные промыслы Рязанского края.

Мини – проекты учащихся о промыслах Рязанского края. Историческая справка о промыслах, демонстрация творчества (кадомский вениз, скопинская керамика, михайловское кружево, шиловское лозоплетение).
Форма организации – инсталляция (2 практических часа).

7 - 8. Традиции и обычаи Рязанского края.

Мини – проекты учащихся о традициях и обычаях Рязанского края. Демонстрация, наглядный показ (при возможности).
Форма организации – проектная деятельность (2 практических часа).

9. Подведение итогов раздела «Люблю тебя, мой родной город».

Охват пройденного материала, контроль.
Форма организации – игра (1 практический час).

Раздел «Моя Рязань: березы, рощи!»:

10. Животный мир Рязанской области.

Информация о животных, обитающих на территории Рязанской области. Особенности среды обитания. Распределение мини – проектов на следующее занятие.
Форма организации – беседа (1 теоретический час).

11. Красная книга Рязанской области: животные.

Защита мини – проектов.
Форма организации – проектная деятельность (1 практический час).

12. Экскурсия в Окский биосферный заповедник.

Форма организации – экскурсия.

13. Растительный мир Рязанской области.

Информация о растениях и грибах, обитающих на территории Рязанской области. Особенности среды обитания. Распределение мини – проектов на следующее занятие.

14. Красная книга Рязанской области: растения и грибы.

Защита мини – проектов.
Форма организации – проектная деятельность (1 практический час).

15. Мещерские просторы.

Историческая справка. Информация о животном и растительном мире, водной составляющей.
Форма организации – виртуальная экскурсия (1 теоретический час).

16. Реки и озера Рязанской области.

Информация о реках и озерах, существующих на территории Рязанской области. Информация о рыбах, обитающих в водоемах Рязанского края. Особенности среды обитания. Распределение мини – проектов на следующее занятие.
Форма организации – беседа (1 теоретический час).

17. Красная книга Рязанской области: рыбы.

Защита мини – проектов.
Форма организации – проектная деятельность (1 практический час).

18. Водные просторы: река Пра и река Ока.

Историческая справка. Информация о животных и растениях, обитающих в этих реках. Экологическое состояние рек.
Форма организации - виртуальная экскурсия (1теоретический час).

19. Подведение итогов раздела «Знаете ли вы край родной?»

Охват пройденного материала, контроль.
Форма организации – викторина (1 практический час).

Раздел «Гой ты, Русь, моя родная…»

20. Наш земляк Есенин.

Биография Есенина. Интересные факты о жизни поэта. Видеоролик.
Форма организации – беседа (1 теоретический час).

21. Творчество С.А.Есенина.

Обсуждение творчества С.А.Есенина на разных этапах жизни в докладах, подготовленных учащимися.
Форма организации – конференция (1 практический час).

22. Экскурсия в Константиново.
Форма организации – экскурсия.

23. Я.П.Полонский – биография и творчество.

Биография поэта. Творчество Полонского. Интересные факты из жизни. Видеоролик.
Форма организации – беседа.

24. «Мой костер в тумане светит…»

Выставка рисунков к стихотворениям С.А.Есенина и Я.П.Полонского. Приглашение родителей.
Форма организации – выставка.

25. Экскурсия к могиле Я.П.Полонского и посещение литературно – музыкального вечера в библиотеке имени Горького в стиле «пятниц» Полонского.

Форма организации – экскурсия.

26. Подведение итогов раздела «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть…».

Конкурс чтецов. Стихотворения С.А.Есенина и Я.П.Полонского (в сопровождении с музыкой и видео).
Форма организации – конкурс (1 практический час).

Раздел «Герои – рязанцы»:

27. «Забыть – значит предать».

Выступление учащихся с докладами о героях – рязанцах. Минута тишины. Видеоролик.
Форма организации – конференция (1 практический час).

28. «Солдатская сказка» К.Г.Паустовский.

Прочтение рассказа и просмотр мультфильма. Анализ.
Форма организации – литературная гостиная (1 практический час).

29. «Вы – наша гордость, рязанцы!».

Встреча с ветеранами и героями Вов, беседа, интервью
Форма организации – экскурсия.

30. Герои моей семьи.

Защита мини – проектов учащимися о героях Вов в своей семье.
Форма организации – конференция (1 практический час).

31. «День Победы – как он был от нас далек».

Выставка рисунков, посвященная ВОв. Приглашение родителей.
Форма организации – выставка (1 практический час).

32. Подведение итогов года «Край родной, навек любимый».
Охват пройденного материала, контроль.
Форма организации – кроссворд (1 практический час).

Содержание программы
4 класс

1. «Рязань – город мой родной».

Повторение изученного материала за 1-й год обучения.
Форма организации – кроссворд (1 практический час).

Раздел «Лента времени»:

2. История в войнах.

Историческая справка о военных событиях, коснувшихся Рязани. Видеоролик.
Форма организации – беседа (1 теоретический час).

3. Защитники земли Рязанской (рязанские «мадонны», Евпатий Коловрат).

Защита мини – проектов. Историческая справка о защитниках. Интересные факты.
Форма организации – проектная деятельность (1 практический час).

4. «Битва Коловрата с Батыем».

Театральная инсталляция битвы. Подготовка реквизитов. Приглашение родителей.
Форма организации – инсталляция (1 практический час).

5 - 7. Знаменитые люди Рязани.

Доклады учащихся о знаменитых людях Рязани. Улицы и архитектурные памятники, названные в честь них.
Форма организации – историческая конференция (3 практических часа).

8. Подведение итогов раздела «Знатоки истории края».

Охват пройденного материала, контроль.
Форма организации – викторина (1 практический час).

Раздел «Богатства Рязанского края»:

9. «Я – знаток своего края».

Информация о природных ресурсах, рельефе, полезных ископаемых Рязани и Рязанской области.
Форма организации – беседа (1 теоретический час).

10. «Я – картограф».

Практическая работа с картой. Нанесение на карту Рязанской области обозначений природных ресурсов и полезных ископаемых.
Форма организации – практическая работа (1 практический час).

Раздел «История в архитектурных памятниках»:

11. Архитектура Рязани: здания.

Информация о различных зданиях города (музеи, театры, дома и т.д.), имеющие архитектурную ценность.
Форма организации – виртуальная экскурсия (1 теоретический час).

12. «Осколки истории: здания».

Игровое задание, в котором необходимо собрать паззлы нескольких архитектурных сооружений (по выбору учителя), назвать их и дать краткую справку.
Форма организации – игра (1 практический час).

13. Архитектура Рязани: улицы.

Информация об улицах Рязани. Интересные факты. Видеоролик.
Форма организации – виртуальная экскурсия (1 теоретический час).

14. «Улицы родного города».

Практическая работа с картой. Нанесение на карту Рязани улиц города.
Форма организации – практическая работа (1 практический час).

15. Архитектура Рязани: памятники.

Информация о различных памятниках города, имеющих архитектурную и историческую ценность.
Форма организации – виртуальная экскурсия (1 теоретический час).

16. «Осколки истории: памятники».

Игровое задание, в котором необходимо собрать паззлы нескольких памятников (по выбору учителя), назвать их и дать краткую справку.
Форма организации – игра (1 практический час).

17. Парки Рязани и Рязанской области.

Информация о парках и аллеях города, историческая справка.
Форма организации – виртуальная экскурсия (1 теоретический час).

18. Экскурсия в Мемориальный парк.
Форма организации – экскурсия.

19. «Музеи и театры Рязани и Рязанской области».

Информация о музеях и театрах города, историческая справка. Интересные факты.
Форма организации – виртуальная экскурсия (1теоретический час).

20. «Я прикасаюсь к искусству».

Поход в театр.
Форма организации – экскурсия.

21. Подведение итогов раздела «История вокруг нас».

Охват пройденного материала, контроль.
Форма организации – игра (1 практический час).

Раздел «7 чудес Рязанской области»:

22. Константиново – родина нашего поэта.

Повторение материала.
Форма организации – кроссворд (1 практический час).

23. Экскурсия в Пощупово.
Форма организации – экскурсия.

24. Мещера и Окский заповедник – природа Рязани.

Повторение материала.
Форма организации – викторина (1 практический час).

25. «Кремль – что я знаю об этом «чуде»?».

Форма организации – экскурсия. Фотографирование.

26. Водное богатство – река Пра и река Ока.

Повторение материала.
Форма организации – кроссворд (1 практический час).

27. «Рязанский Кремль – страница истории».

Выставка фото, сделанных на экскурсии учащимися. Приглашение родителей.
Форма организации – выставка (1 практический час).

28. Подведение итогов раздела «Я знаю 7 чудес Рязанского края».

Создание стенгазеты. Подбор фото и стихотворений, высказываний о Рязанском крае.

Раздел «Мой город завтра»:

29. «Мы за чистый город».

Решение экологических ситуации, обсуждение выхода из экологических проблем природы Рязани.
Форма организации – сюжетно – ролевая игра (1 практический час).

30. «Город будущего».

Защита мини – проектов учащихся.
Форма организации – проектная деятельность (1 практический час).

31. Подведение итогов года «Край любимый, ты мне снишься…».

Охват пройденного материала, контроль.
Форма организации – игра (1 практический час).

 

Методическое обеспечение

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, театрализованные обрядовые действия, работа с источниками интернет-сайтов. Планируются также индивидуальные (при подготовке мини – проектов, сообщений) и групповые формы работы (при составлении стенгазеты, подготовке мини – проектов, выставок, театральных представлений, участии в играх и викторинах); практические (экскурсии, конференции, защиты мини – проектов, игры, викторины и т.д.) и теоретические формы (виртуальные экскурсии, вводные занятия).

В качестве дидактического материала используются:

· раздаточный материал;

· наглядные пособия;

· краеведческая литература для чтения;

· сведения из интернета (краеведческих сайтов по Рязанской области)

· книги, брошюры, газетные материалы;

· картографические пособия по родному краю;

· фотографии;

· тесты, кроссворды по темам;

· видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ;

· компьютерные презентации по темам;

· аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.

Материально-техническое обеспечение программы.

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.

Список литературы.

Для педагогов:

1. Бабурин А.В. Рязанский топонимический словарь. – Рязань, 2004.

2. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопримечательности. - М.: Искусство, 1989 – 168 с.

3. Горбунов Б.В., Рындин И.Ж. История Рязанского края. В 3-х частях. – Часть 1. С древнейших времен до конца XVII века./ Учебник по краеведению для учащихся старших классов средней школы/Под ред.проф.Б.В.Горбунова. Изд.2-е, переработанное и доп. – Рязаь: Узоречье, 2010. – 318с.:ил.

4. Горбунов Б.В., Рындин И.Ж. История Рязанского края. В 3-х частях. – Часть 2. XVIII - XIX века./ Учебник по краеведению для учащихся старших классов средней школы/Под ред.проф.Б.В.Горбунова. Изд.2-е, переработанное и доп. – Рязаь: Узоречье, 2010. – 418с.:ил.

5. Даркевич В.П. Путешествие в древнюю Рязань. Записки археолога. - Рязань: «Новое время».1993.- 254с.

6. Легенды Рязанской губернии. Спецвыпуск «Аргументы и Факты. Рязань»,2014.

7. Монгайт А.Л. Археология Рязанской земли. – М.: «Наука», 1974.

8. Толчёнкин А.М., Чекурин Л.В. История родного края: Учебное пособие для учащихся 9-10 классов школ Рязанской области. – Рязань: Моск.рабочий. Рязан. Отд-ние,1987. – 111с.

9. Труды Рязанского историко – архитектурного музея – заповедника. Сборник научных статей. – Вып.2. – Рязань: Изд-во РИАМЗ, 2004. – 212 с.: ил.

10. Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. – М.: НП «Русская усадьба», 2013. – 224 с.

11. Шустов Б.С. Наш край Рязанский. – г. Рязань: Рязанская областная типография, 1968 – 72 с.

12. Атлас Рязанской области. – г. Москва: ДоМира, 2006. – 72с.

13. Криклонский С.Г. Заповедная Мещера. – г. Москва: Советская Россия, 1983 -148с.

14. Кривцов В.А.,Акульшин П.В. и др. Природа Рязанского края. – г. Рязань: Монография, 2004 – 257 с.

15. Иванчев В.П. Красная книга Рязанской области. Животные. – г. Рязань: Узоречье, 2001, 312 с. (под ред.)

16. Красная книга Рязанской области. Грибы, растения/ Под. ред. Сальникова С.В. – Рязань: Узоречье, 2002- 264 с.

17. Природно – заповедный фонд Рязанской области/ Под. ред. Казанова М.В. – Рязань: Русское слово, 2004 – 420 с.

18. Рязанские народные промыслы и ремесла. Фотоальбом – Рязань: Пресса, 2007.-248с.

19. Кошечкин С. Венок Есенину. М.: Советская Россия, 1988.-302с.

20. Гордость земли Рязанской. М., «Моск. рабочий», 1973. – 384 с.

21. Знаменитые рязанцы. Путеводитель / Автор – составитель А.Н. Максаков. – 2 –е изд., исрп. И доп. – Рязань: Издательство РИАМЗ, 2003. – 40 с.

22. Пронина Л.А. Яков Полонский и время. – 2 – е изд., испр. и доп. – Рязань: Издательство «Поверенный», 2004. – 132 с.

23. Топонимический словарь Рязанской области. 2-е изд-е, испр. и доп. / Под ред. Никольского А.А.; Ряз. гос. пед. Ун-т им.С.А.Есенина. – Рязань, 2004. – 296 с.

24. Города и районы Рязанской области: Историко – краеведческие очерки / Сост. Цуканова С.Д. – Рязань: Моск. Рабочий. Рязан. Отд-ние, 1990. – 607 с.

25. Герои – рязанцы – подрастающему поколению/ Под ред. Горбунова Б.В. – Рязань: Пресса, 2010. – 424 с.

Для учащихся и родителей:

1. Письма с фронта/Сост. Прокофьев А.С. – Рязань, «Русское слово». 1998 г.

2. Баликов В., Жаднов А. Солдат Федор Полетаев. Документальная повесть. М., «Моск. рабочий», 1974. – 224 с.

3. Потапов А.Н. Богатырский город: Историко – краеведческое повествование. – Рязань: Пресса, 2007. – 336 с.

4. Мой родной город Рязань / Под ред. Акульшина П.В. – Рязань, 2007.

5. Чернов И.А. Соль земли: Рассказы о знаменитых рязанцах. – Рязань: Пресса, 2007. – 352 с.

6. Чернов И.А. Соль земли: Рассказы о знаменитых рязанцах. – Рязань: Пресса, 2007. – 352 с.

7. Даркевич В.П. Путешествие в древнюю Рязань. Записки археолога. - Рязань: «Новое время».1993.- 254с.

8. Даркевич В.П., Монгайт А.Л. Клад из Старой Рязани. – М.: «Наука»,1978.

9. История Рязанского края. 1778 – 2007/под ред.П.В.Акульшина; - Рязань: Изд-во Ряз.обл.тип.,2007.-448с.

10. Кривцов В.А.,Акульшин П.В. и др. Природа Рязанского края. – г. Рязань: Монография, 2004 – 257 с.

11. Кущина Е.Г., Криклонский С.Г. и др. Охрана животных и растений Рязанской области. – г. Рязань: Рязанская организация Всероссийского общества охраны природы, 1981 – 112с.

12. Прокушев Ю.Л. Колыбель поэзии. М.: Детская литература, 1981.-176с.

13. Рязанские народные промыслы и ремесла. Фотоальбом – Рязань: Пресса, 2007.-248с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...