Материально-техническое обеспечение программы.
Сроки реализации программы Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 33 часа, 2 год – 33 часа, всего – 66 часов. Возраст детей 9 – 11 лет. Режим занятий Для учащихся 1-го и 2-го года обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 академических часа. Ожидаемые результаты Будут знать: - основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; окружающую среду, материальную и духовную культуру родного края; - музейной экспозиции; - знаменитых людей Рязанской области, ее защитников и героев; - полезные ископаемые Рязанского края, районы и города Рязанской области, их практическое назначение, соседние области, граничащие с Рязанской областью; - музеи и архитектурные памятники Рязани и Рязанской области; - семь чудес Рязанской области; - экологическую ситуацию, сложившуюся в Рязанской области, и пути разрешения экологических проблем; - народные промыслы Рязанского края, их историю, значимость; - традиции и обычаи Рязанского края; - животный, растительный мир, реки и озера Рязанской области; - творчество поэтов Рязанского края: С.А.Есенина и Я.П.Полонский; - ветеранов и героев Рязанской области, участвовавших в Вов, и их подвиги. Иметь практический опыт: - самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение; - во владении культурой речи и культурным общением со сверстниками и взрослыми, ветеранами ВОв; - в потребности в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков; - в работе с Красной книгой Рязанской области; - в чтении стихотворных произведений поэтов Рязанской области;
- в защите мини – проектов по различным темам; - в театральной инсталляции битвы Коловрата с Батыем; - в работе с картой Рязанской области; - в создании выставок плакатов, фото и рисунков по различным темам. Будут уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации; - использовать полученные знания в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д. - соотносить даты событий истории Рязанского края с основными периодами отечественной истории; - рассказывать о важнейших событиях истории Рязанского края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни; - высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Рязанского края; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Формы диагностики и подведения итогов реализации программы: 1. Наблюдение – при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее). 2. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее). 3. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.
4. Тестирование, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах. 5. Обсуждение типовых ситуаций – применяется во всех блоках. 6. Ролевые игры (встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.). 7. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Край любимый, ты мне снишься…». 10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах. 11. Организация и проведение экскурсий по Рязанской области.
Программа направлена на освоение школьником результатов 3 – х уровней: Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о Рязанской области (ее истории, промыслах, традициях и обычаях, архитектурных памятниках, музеях, топонимике, природных ископаемых). Второй уровень результатов – получение школьником опыта практической деятельности (в работе с Красной книгой Рязанской области; чтении стихотворных произведений поэтов Рязанской области; театральной инсталляции битвы Коловрата с Батыем; в работе с картой Рязанской области; в общении с ветеранами Вов). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в создании выставок плакатов, фото и рисунков по различным темам и защите мини – проектов по различным темам. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: Инсталляции по темам «Народные промыслы Рязанского края», «Битва Коловрата с Батыем» Мини – проекты по темам «Традиции и обычаи Рязанского края», «Красная книга Рязанской области: животные, растения, рыбы», «Герои моей семьи», «Защитники земли Рязанской», «Я прикасаюсь к искусству», «город будущего» Конкурсы и выставки по темам «Мой костер в тумане светит…», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть…», «День Победы – как он был от нас далек», «Рязанский Кремль – страница истории», «Я знаю семь чудес Рязанского края» Викторины, кроссворды и игры по темам «Люблю тебя, мой родной город», «Знаете ли вы край родной?», «Край родной, навек любимый», «Рязань – город мой родной», «Знатоки истории края», «Осколки истории: здания, памятники», «История вокруг нас», «Константиново – родина нашего поэта», «Мещера и Окский заповедник – природа Рязани», «Водное богатство – р. Пра и р. Ока», «Мы за чистый город», «Край любимый, ты мне снишься…»
Практические работы с картой Рязани и Рязанской области по темам «Я - картограф», «Улицы родного города».
Учебно – тематическое планирование
Учебно – тематическое планирование
Содержание программы 1. Вводное занятие. Краеведение – наука о родном крае. Анкетирование. Цели и задачи работы в учебном году, двухгодичная образовательная краеведческая программа «Край любимый, ты мне снишься…»: содержание и формы учебной, исследовательской работы. Техника безопасности на занятиях. Тестирование: как учащиеся поняли инструктаж. Раздел «Мой родной город Рязань»: 2. Я живу в городе Рязань. Основные исторические моменты: племена, жившие на территории Рязани, их основные промыслы, дата и история основания города. Интересные факты о Рязани. Пословицы и поговорки о Рязани. Народные костюмы. 3. Улица, на которой я живу. Историческая справка об улицах, на которых живут учащиеся и учитель, подготовленная участниками занятия. 4. Топонимика нашей области. Виртуальная экскурсия по населенным пунктам Рязанской области. Их практическое назначение. Интересные факты о населенных пунктах. 5 - 6. Народные промыслы Рязанского края. Мини – проекты учащихся о промыслах Рязанского края. Историческая справка о промыслах, демонстрация творчества (кадомский вениз, скопинская керамика, михайловское кружево, шиловское лозоплетение). 7 - 8. Традиции и обычаи Рязанского края. Мини – проекты учащихся о традициях и обычаях Рязанского края. Демонстрация, наглядный показ (при возможности). 9. Подведение итогов раздела «Люблю тебя, мой родной город». Охват пройденного материала, контроль. Раздел «Моя Рязань: березы, рощи!»: 10. Животный мир Рязанской области. Информация о животных, обитающих на территории Рязанской области. Особенности среды обитания. Распределение мини – проектов на следующее занятие. 11. Красная книга Рязанской области: животные. Защита мини – проектов. 12. Экскурсия в Окский биосферный заповедник. Форма организации – экскурсия. 13. Растительный мир Рязанской области. Информация о растениях и грибах, обитающих на территории Рязанской области. Особенности среды обитания. Распределение мини – проектов на следующее занятие. 14. Красная книга Рязанской области: растения и грибы. Защита мини – проектов. 15. Мещерские просторы. Историческая справка. Информация о животном и растительном мире, водной составляющей. 16. Реки и озера Рязанской области. Информация о реках и озерах, существующих на территории Рязанской области. Информация о рыбах, обитающих в водоемах Рязанского края. Особенности среды обитания. Распределение мини – проектов на следующее занятие. 17. Красная книга Рязанской области: рыбы. Защита мини – проектов. 18. Водные просторы: река Пра и река Ока. Историческая справка. Информация о животных и растениях, обитающих в этих реках. Экологическое состояние рек. 19. Подведение итогов раздела «Знаете ли вы край родной?» Охват пройденного материала, контроль. Раздел «Гой ты, Русь, моя родная…» 20. Наш земляк Есенин. Биография Есенина. Интересные факты о жизни поэта. Видеоролик. 21. Творчество С.А.Есенина. Обсуждение творчества С.А.Есенина на разных этапах жизни в докладах, подготовленных учащимися. 22. Экскурсия в Константиново. 23. Я.П.Полонский – биография и творчество. Биография поэта. Творчество Полонского. Интересные факты из жизни. Видеоролик. 24. «Мой костер в тумане светит…» Выставка рисунков к стихотворениям С.А.Есенина и Я.П.Полонского. Приглашение родителей. 25. Экскурсия к могиле Я.П.Полонского и посещение литературно – музыкального вечера в библиотеке имени Горького в стиле «пятниц» Полонского. Форма организации – экскурсия. 26. Подведение итогов раздела «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть…». Конкурс чтецов. Стихотворения С.А.Есенина и Я.П.Полонского (в сопровождении с музыкой и видео). Раздел «Герои – рязанцы»: 27. «Забыть – значит предать». Выступление учащихся с докладами о героях – рязанцах. Минута тишины. Видеоролик. 28. «Солдатская сказка» К.Г.Паустовский. Прочтение рассказа и просмотр мультфильма. Анализ. 29. «Вы – наша гордость, рязанцы!». Встреча с ветеранами и героями Вов, беседа, интервью 30. Герои моей семьи. Защита мини – проектов учащимися о героях Вов в своей семье. 31. «День Победы – как он был от нас далек». Выставка рисунков, посвященная ВОв. Приглашение родителей. 32. Подведение итогов года «Край родной, навек любимый». Содержание программы 1. «Рязань – город мой родной». Повторение изученного материала за 1-й год обучения. Раздел «Лента времени»: 2. История в войнах. Историческая справка о военных событиях, коснувшихся Рязани. Видеоролик. 3. Защитники земли Рязанской (рязанские «мадонны», Евпатий Коловрат). Защита мини – проектов. Историческая справка о защитниках. Интересные факты. 4. «Битва Коловрата с Батыем». Театральная инсталляция битвы. Подготовка реквизитов. Приглашение родителей. 5 - 7. Знаменитые люди Рязани. Доклады учащихся о знаменитых людях Рязани. Улицы и архитектурные памятники, названные в честь них. 8. Подведение итогов раздела «Знатоки истории края». Охват пройденного материала, контроль. Раздел «Богатства Рязанского края»: 9. «Я – знаток своего края». Информация о природных ресурсах, рельефе, полезных ископаемых Рязани и Рязанской области. 10. «Я – картограф». Практическая работа с картой. Нанесение на карту Рязанской области обозначений природных ресурсов и полезных ископаемых. Раздел «История в архитектурных памятниках»: 11. Архитектура Рязани: здания. Информация о различных зданиях города (музеи, театры, дома и т.д.), имеющие архитектурную ценность. 12. «Осколки истории: здания». Игровое задание, в котором необходимо собрать паззлы нескольких архитектурных сооружений (по выбору учителя), назвать их и дать краткую справку. 13. Архитектура Рязани: улицы. Информация об улицах Рязани. Интересные факты. Видеоролик. 14. «Улицы родного города». Практическая работа с картой. Нанесение на карту Рязани улиц города. 15. Архитектура Рязани: памятники. Информация о различных памятниках города, имеющих архитектурную и историческую ценность. 16. «Осколки истории: памятники». Игровое задание, в котором необходимо собрать паззлы нескольких памятников (по выбору учителя), назвать их и дать краткую справку. 17. Парки Рязани и Рязанской области. Информация о парках и аллеях города, историческая справка. 18. Экскурсия в Мемориальный парк. 19. «Музеи и театры Рязани и Рязанской области». Информация о музеях и театрах города, историческая справка. Интересные факты. 20. «Я прикасаюсь к искусству». Поход в театр. 21. Подведение итогов раздела «История вокруг нас». Охват пройденного материала, контроль. Раздел «7 чудес Рязанской области»: 22. Константиново – родина нашего поэта. Повторение материала. 23. Экскурсия в Пощупово. 24. Мещера и Окский заповедник – природа Рязани. Повторение материала. 25. «Кремль – что я знаю об этом «чуде»?». Форма организации – экскурсия. Фотографирование. 26. Водное богатство – река Пра и река Ока. Повторение материала. 27. «Рязанский Кремль – страница истории». Выставка фото, сделанных на экскурсии учащимися. Приглашение родителей. 28. Подведение итогов раздела «Я знаю 7 чудес Рязанского края». Создание стенгазеты. Подбор фото и стихотворений, высказываний о Рязанском крае. Раздел «Мой город завтра»: 29. «Мы за чистый город». Решение экологических ситуации, обсуждение выхода из экологических проблем природы Рязани. 30. «Город будущего». Защита мини – проектов учащихся. 31. Подведение итогов года «Край любимый, ты мне снишься…». Охват пройденного материала, контроль.
Методическое обеспечение В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, театрализованные обрядовые действия, работа с источниками интернет-сайтов. Планируются также индивидуальные (при подготовке мини – проектов, сообщений) и групповые формы работы (при составлении стенгазеты, подготовке мини – проектов, выставок, театральных представлений, участии в играх и викторинах); практические (экскурсии, конференции, защиты мини – проектов, игры, викторины и т.д.) и теоретические формы (виртуальные экскурсии, вводные занятия). В качестве дидактического материала используются: · раздаточный материал; · наглядные пособия; · краеведческая литература для чтения; · сведения из интернета (краеведческих сайтов по Рязанской области) · книги, брошюры, газетные материалы; · картографические пособия по родному краю; · фотографии; · тесты, кроссворды по темам; · видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ; · компьютерные презентации по темам; · аудиозаписи с народными и патриотическими песнями. Материально-техническое обеспечение программы. Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование. Список литературы. Для педагогов: 1. Бабурин А.В. Рязанский топонимический словарь. – Рязань, 2004. 2. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопримечательности. - М.: Искусство, 1989 – 168 с. 3. Горбунов Б.В., Рындин И.Ж. История Рязанского края. В 3-х частях. – Часть 1. С древнейших времен до конца XVII века./ Учебник по краеведению для учащихся старших классов средней школы/Под ред.проф.Б.В.Горбунова. Изд.2-е, переработанное и доп. – Рязаь: Узоречье, 2010. – 318с.:ил. 4. Горбунов Б.В., Рындин И.Ж. История Рязанского края. В 3-х частях. – Часть 2. XVIII - XIX века./ Учебник по краеведению для учащихся старших классов средней школы/Под ред.проф.Б.В.Горбунова. Изд.2-е, переработанное и доп. – Рязаь: Узоречье, 2010. – 418с.:ил. 5. Даркевич В.П. Путешествие в древнюю Рязань. Записки археолога. - Рязань: «Новое время».1993.- 254с. 6. Легенды Рязанской губернии. Спецвыпуск «Аргументы и Факты. Рязань»,2014. 7. Монгайт А.Л. Археология Рязанской земли. – М.: «Наука», 1974. 8. Толчёнкин А.М., Чекурин Л.В. История родного края: Учебное пособие для учащихся 9-10 классов школ Рязанской области. – Рязань: Моск.рабочий. Рязан. Отд-ние,1987. – 111с. 9. Труды Рязанского историко – архитектурного музея – заповедника. Сборник научных статей. – Вып.2. – Рязань: Изд-во РИАМЗ, 2004. – 212 с.: ил. 10. Чижков А.Б., Графова Е.А. Рязанские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. – М.: НП «Русская усадьба», 2013. – 224 с. 11. Шустов Б.С. Наш край Рязанский. – г. Рязань: Рязанская областная типография, 1968 – 72 с. 12. Атлас Рязанской области. – г. Москва: ДоМира, 2006. – 72с. 13. Криклонский С.Г. Заповедная Мещера. – г. Москва: Советская Россия, 1983 -148с. 14. Кривцов В.А.,Акульшин П.В. и др. Природа Рязанского края. – г. Рязань: Монография, 2004 – 257 с. 15. Иванчев В.П. Красная книга Рязанской области. Животные. – г. Рязань: Узоречье, 2001, 312 с. (под ред.) 16. Красная книга Рязанской области. Грибы, растения/ Под. ред. Сальникова С.В. – Рязань: Узоречье, 2002- 264 с. 17. Природно – заповедный фонд Рязанской области/ Под. ред. Казанова М.В. – Рязань: Русское слово, 2004 – 420 с. 18. Рязанские народные промыслы и ремесла. Фотоальбом – Рязань: Пресса, 2007.-248с. 19. Кошечкин С. Венок Есенину. М.: Советская Россия, 1988.-302с. 20. Гордость земли Рязанской. М., «Моск. рабочий», 1973. – 384 с. 21. Знаменитые рязанцы. Путеводитель / Автор – составитель А.Н. Максаков. – 2 –е изд., исрп. И доп. – Рязань: Издательство РИАМЗ, 2003. – 40 с. 22. Пронина Л.А. Яков Полонский и время. – 2 – е изд., испр. и доп. – Рязань: Издательство «Поверенный», 2004. – 132 с. 23. Топонимический словарь Рязанской области. 2-е изд-е, испр. и доп. / Под ред. Никольского А.А.; Ряз. гос. пед. Ун-т им.С.А.Есенина. – Рязань, 2004. – 296 с. 24. Города и районы Рязанской области: Историко – краеведческие очерки / Сост. Цуканова С.Д. – Рязань: Моск. Рабочий. Рязан. Отд-ние, 1990. – 607 с. 25. Герои – рязанцы – подрастающему поколению/ Под ред. Горбунова Б.В. – Рязань: Пресса, 2010. – 424 с. Для учащихся и родителей: 1. Письма с фронта/Сост. Прокофьев А.С. – Рязань, «Русское слово». 1998 г. 2. Баликов В., Жаднов А. Солдат Федор Полетаев. Документальная повесть. М., «Моск. рабочий», 1974. – 224 с. 3. Потапов А.Н. Богатырский город: Историко – краеведческое повествование. – Рязань: Пресса, 2007. – 336 с. 4. Мой родной город Рязань / Под ред. Акульшина П.В. – Рязань, 2007. 5. Чернов И.А. Соль земли: Рассказы о знаменитых рязанцах. – Рязань: Пресса, 2007. – 352 с. 6. Чернов И.А. Соль земли: Рассказы о знаменитых рязанцах. – Рязань: Пресса, 2007. – 352 с. 7. Даркевич В.П. Путешествие в древнюю Рязань. Записки археолога. - Рязань: «Новое время».1993.- 254с. 8. Даркевич В.П., Монгайт А.Л. Клад из Старой Рязани. – М.: «Наука»,1978. 9. История Рязанского края. 1778 – 2007/под ред.П.В.Акульшина; - Рязань: Изд-во Ряз.обл.тип.,2007.-448с. 10. Кривцов В.А.,Акульшин П.В. и др. Природа Рязанского края. – г. Рязань: Монография, 2004 – 257 с. 11. Кущина Е.Г., Криклонский С.Г. и др. Охрана животных и растений Рязанской области. – г. Рязань: Рязанская организация Всероссийского общества охраны природы, 1981 – 112с. 12. Прокушев Ю.Л. Колыбель поэзии. М.: Детская литература, 1981.-176с. 13. Рязанские народные промыслы и ремесла. Фотоальбом – Рязань: Пресса, 2007.-248с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|