О Добре и Зле. О Молитве. Об Удовольствии
О Добре и Зле
И один старейший города сказал: Скажи нам о Добре и Зле. И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в темных пещерах, и когда оно жаждет – оно пьет даже мертвые воды. Вы добры, когда вы едины сами с собой. Но и когда вы разъединены, вы не зло. Потому что и дом, где нет согласия, – еще не гнездо воров, это просто дом, где нет согласия. И корабль без руля может плавать без цели между опасными островами и все же не уйти на дно. Вы добры, когда заставляете себя дарить. Но и когда вы хотите получить для себя – вы не зло. Потому что, когда вы стараетесь приобрести, вы просто корень, который прильнув к грудям земли, сосет их молоко. Конечно, плод не может сказать корню: «Будь как я, зрелым и всегда раздающим свое изобилие». Потому что для плода отдавать есть его назначение, так же как получать – предназначение корня. Вы – носитель добра, когда вы говорите, все ваши чувства не спят, отражаясь в словах. Но вы не носитель зла, даже когда ваш язык бормочет что-то без цели, в то время, как Я ваше спит. Ведь даже и бормотание может усилить слабый язык. Вы – носитель добра, когда вы идете к цели своей твердо и шаги ваши смелы. Но вы не носитель зла, и когда идете хромая. Даже тот, кто идет хромая, идет тоже вперед. Но вы, кто силен и скор, смотрите, чтоб не хромать перед настоящим хромым, думая, что этим вы делаете доброе дело. Вы хороши в бесчисленных добрых делах, но вы не несете зла, и когда не делаете добра, Вы просто теряете даром время и медлите. Жаль, что олени не могут учить быстроте черепах.
В вашем стремлении сделать свое Я огромным лежит ваша доброта, и это стремление есть в каждом из вас. Но в некоторых это стремление сильно как поток, мощно несущийся к морю, увлекающий за собой секреты склонов холмов и песни лесов. А в других то же стремление – лишь тихий ручей, теряющийся в собственных петлях и изгибах и не достигающий моря. Но пусть тот, кто ретив, не скажет тому, кто спокоен: «Почему ты медлишь и останавливаешься? » Потому что настоящий носитель добра не спросит у голого: «Где твое платье? » – иль у бездомного: «Что с домом твоим случилось? »
О Молитве
Тогда жрица сказала: Скажи нам о Молитве. И он ответил так: Вы молитесь, когда у вас нужда или горе, а ведь могли бы молиться также в дни ваших радостей и в дни изобилия. Ведь что есть молитва, если не продолжение вашего Я, живущее в небесном пространстве? И если вам становится лучше, когда вы изливаете свою тьму в это пространство, вам будет приятно излить туда и зарю своего сердца. И если, когда ваша душа зовет вас на молитву, вы можете лишь рыдать, она должна пробудить вас к этому снова и снова, пока рыдания ваши не перейдут в смех. Когда вы молитесь, вы поднимаетесь ввысь, чтобы встретиться с теми, кто тоже молится в этот час и кого без молитвы вы никогда бы не встретили. Поэтому пусть ваш визит в этот невидимый храм будет только лишь для восторга и радости встречи. Потому что, если вы вошли в храм, лишь чтоб просить, вы не получите. И если вы вошли в него лишь для того, чтоб унизить себя, – вас не поднимут. И даже если вы вошли в храм, чтоб молится о благополучии других – вас не услышат. Достаточно того, что вы входите в тот невидимый храм. Я не могу дать вам слова ваших молитв. Бог слушает не ваши слова, кроме тех случаев, когда Он Сам вкладывает их в ваши уста. И я не могу научить вас молитве ваших морей, и лесов, и гор.
Но вы, дети тех гор, и лесов, и морей, сами найдете их молитву в вашем сердце. И если вы просто прислушаетесь в тишине ночи, вы услышите, как они говорят молчаливо: " Наш Бог, ты создал наше крылатое Я, это твоя воля повелевает в нас. Это твое желание желает в нас. Это с твоего побуждения наши ночи, которые принадлежат и тебе, превращаются в дни, тоже твои. Мы не можем просить у тебя ничего, потому что ты знаешь наши нужды, прежде чем они в нас рождаются: Ты придумал нам нашу нужду, и, давая нам больше себя, ты дашь нам все, что нам надо".
Об Удовольствии
Тогда отшельник, который посещал этот город раз в году, вышел вперед и сказал: Скажи нам об Удовольствии. И он ответил, сказав: Удовольствие – это песнь свободы, Но это не свобода. Это цветение ваших желаний, Но это не плод их. Это глубина, зовущая ввысь, Но это не та глубина и не та высота. Это заключенный в клетку, которому дали вдруг крылья, Но это не заключенное в рамки пространство. Да, поистине, удовольствие – это песня свободы. И я буду рад, если вы запоете ее от всего сердца, хотя я не хотел бы, чтобы вы потеряли сердце свое в этом пении. И есть среди вас юноши, кто ищет удовольствие, как если б в них все заключалось, – их вы уже осудили и упрекнули. Но я бы не стал осуждать и упрекать, я дал бы им право искать. Конечно, они найдут удовольствие, но не одно удовольствие; У него есть семь сестер, и каждая из них еще более прекрасна, чем просто удовольствие. Разве вы не слышали о человеке, который копался в земле, чтобы найти корни, а нашел сокровище? И есть среди вас старики, кто вспоминает удовольствие с сожалением, как будто это были ошибки, совершенные ими, когда они были пьяны. Но сожаленье – это затмение разума, а не способ себя наказать за то, что прошло. Им бы лучше вспомнить их удовольствия с благодарностью, как они вспоминали бы об урожае лета. И все же, если их сожаленья утешают – пусть утешаются. И есть среди вас такие, кто уж не юн, чтобы искать, и недостаточно стар, чтобы лишь вспоминать. И, страшась искать иль вспоминать, они избегают всех удовольствий, чтобы не обделить свой дух, не оскорбить его. Но даже в таком отречении находят они свое удовольствие.
Вот так они тоже находят сокровища, хотя их дрожащие руки роют землю в поисках кореньев, Но скажите мне, кто тот, который может обидеть дух? Разве соловей обижает тишину ночи или светлячок – звезды? И разве ваше пламя или ваш дым обременяют ветер? Вы думаете, что дух – это тихий водоем, который можно возмутить посохом? Часто, отказываясь от удовольствия, вы просто прячете желанье его в тайники вашего Я. Но кто знает, может то, что кажется упущенным сегодня, ожидает вас завтра? Даже ваше тело знает то, чем может гордиться, знает свои законные нужды, и его не ввести в заблуждение. А ведь ваше тело – это арфа вашей души, И от вас зависит – извлечь из нее сладкую музыку или звуков сумбур. А теперь вы спрашиваете в вашем сердце: «Как мы отделим то, что хорошо в удовольствии, от того, что не хорошо? » Идите в ваши поля и в ваши сады, и вы узнаете, что для пчелы удовольствие – собирать мед с цветка, Но для цветка отдать свою сладость пчеле – тоже удовольствие. Потому что для пчелы цветок – фонтан жизни, А для цветка пчела – посланец любви. И для обоих, для пчелы и цветка, давать и получать удовольствие – это и необходимость, и наслаждение. Люди Орфалеса, будьте в ваших удовольствиях, как цветы и пчелы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|