Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерактивные формы занятий

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина связана с широким кругом социально-гуманитарных предметов, в том числе изучаемых в программе магистратуры. Для освоения данной дисциплины необходимы знания учащихся по философии и методологии науки, по общему курсу всеобщей и отечественной истории, историографии, источниковедению и методам исторического исследования, истории мировой и отечественной культуры. В свою очередь, освоение дисциплины будет способствовать пониманию специфики основных направлений современных гуманитарных исследований, их методологического и теоретического инструментария, усвоению ряда дисциплин профессионального цикла, посвященных конкретным проблемам истории России. Дисциплина «Проблемы современных социокультурных исследований» «относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин, проводится в 3 семестре и завершается зачётом. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:

Знает общие принципы социокультурного исследования;

Систематизирует сведения, полученные в результате работы со специальной литературой, посвященной изучению культурных форм, процессов и практик;

Делает корректные выводы, строит корректные логические связи, обобщая собранную информацию и результаты работы со специальной литературой;

Владеет навыками поиска информации в сети Интернет.

Тесная связь с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального, экономического (культура, философия, психология и др.), способствует формированию системного представления о современных подходах социокультурных исследований Дисциплина базируется на изученных вузовских дисциплинах «Социология», «Культурология», «Философия», «История», «Экономика», «Правоведение», «Психология.

3. Цели освоения дисциплины: познакомить студентов с основной проблематикой, методами, направлениями, выдающимися представителями междисциплинарной сферы исследований культуры, получившей название "культурных исследований" или "культуральных исследований" (Cultural Studies). В рамках курса предполагается представить предпосылки развития этих исследований, а также оформление их тематики и методологического инструментария в трудах выдающихся представителей социальных и гуманитарных дисциплин. Будет рассматриваться визуальная, гендерная и устная история. Будет анализироваться специфическая интеллектуальная ситуация перехода от постструктурализма к постмодернизму, в которой особенно актуализировались культурные исследования с 80-х гг. XX века, в частности, культурно-исторические исследования, включающие и интеллектуальную историю, как исследование исторических аспектов всех видов творческой деятельности человека.

 

4. Содержание дисциплины:

Модуль 1. Теоретическое обоснование курса. Введение в визуальную историю.

Тема 1. Теоретическое обоснование курса. Введение в визуальную историю.

Тема 1.1. Источники и методы визуальной истории

Модуль 2. Становление визуальной истории как науки.

Тема 2. Становление визуальной истории как науки.

Тема 2.1. Фотографии как исторический источник

Тема 2.2. Становление и развитие визуальной истории в 1950-1990-х гг.

Тема 2.3. Становление визуальной истории в России.

Тема 2.4. Современное развитие визуальной истории.

Модуль 3. Визуальные и аудиовизуальные исторические источники. Подходы и методы исследования.

Тема 3. Визуальные и аудиовизуальные исторические источники. Подходы и методы исследования, проблемы интерпретации.

Тема 3.1. Изобразительные источники.

Тема 3.2. Этнографо-антропологический фильм как исторический источник.

Тема 3.3. Фотография как источник исторического знания.

Тема 4. Методы анализа визуальных источников

Тема 4.1.Семиотика

Тема 4.2. Иконографический анализ

Тема 4.4. Принципы чтения изображений

Тема 5.5.Секвенционый анализ и Контент –анализ изображений

Модуль 4. Гендерная история.

Тема 2.1. Введение в гендерную проблематику: предмет и методология изучения.

Тема 2.2. Гендерные исследования в исторической науке.

Тема 2.3. Гендер и культура.

Тема 2.4. Гендерный текст и гендер в тексте.

Дополнительная полезная информация

Образовательные технологии

Учебный курс ориентирован на формирование теоретических знаний и прикладных навыков в осуществлении социокультурных исследований, включает следующие виды образовательных технологий:

Лекции

Проблемные лекции

Подобные лекции, опирающиеся на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучаемых для её правильной оценки и разрешения.

Доля лекций в структуре курса составляет 20 % аудиторных занятий.

Активные формы занятий

Семинары – закрепляют теоретические знания, формируют умение классифицировать по степени надежности и представительности информацию о современных социокультурных исследованиях;

Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада – проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа. Основными компонентами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад обучаемого, вопросы докладчику, выступления студентов по докладу и обсуждаемым вопросам, заключение преподавателя.

Доля активных форм занятий в структуре курса составляет 30 % аудиторных занятий.

Интерактивные формы занятий

Дискуссии – формируют умение корректно интерпретировать и критиковать сведения, полученные в результате работы с литературой или в результате проведенного исследования; помогают овладеть понятийным аппаратом курса.

Разбор конкретных ситуаций – направлен на формирование навыков представления и презентации результатов анализа и/или полевого исследования, а также закрепляет навыки аргументированного изложения собственной позиции.

Работа в мини-группах (тройках и парах) – формирует навыки командной работы, позволяет овладеть техниками сбора информации в городе.

Доля интерактивных форм занятий в структуре курса составляет 60 % аудиторных занятий.

Промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт.

 

Разработчики; М.В. Братолюбова,

М.В. Пятикова

 

Руководитель: _______________ М.В. Братолюбова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...