Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рецензия на спектакль « Старший сын»

По пьесе Александра Вампилова

(режиссер - постановки Дмитрий Павлов)

24 марта 2017 года в 18: 00 часов в Государственном русском драматическом театре им. М. И. Лермонтова состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» в постановке Дмитрия Павлова. Была громко отмечена критикой, прессой и общественностью.

 

Постановка пьесы «Старший сын» в театре им. М.Ю. Лермонтова посвящена юбилею Александра Вампилова. В 2017 году исполняется 80 лет со дня рождения русского советского драматурга и прозаика.

В спектакле заняты: заслуженный деятель искусств ЧР Муса Аюбов, заслуженный артист ЧР Султан Темишев, актеры театра Румиса Ибрагимова, Роза Цацаева, Апти Исламгириев, Висхан Исламов, Рашид Зайтаев, Байсангур Муртазалиев, Хеда Авзаева, Милана Тарамова.

ГАУ «ГРДТ» им. М. Ю. Лермонтова основан в 1904 году. У истоков создания театра стоял такой известный мастер русского театра, как Евгений Вахтангов. Впоследствии в театре работали народные артисты СССР Леонид Броневой и Иннокентий Смоктуновский, народные артисты РСФСР Римма Быкова, Мималт Солцаев, Муса Дудаев, народный артист Российской Федерации Руслан Хакишев и другие известные театральные деятели.

В 1938 году Грозненский театр стал именоваться русским драматическим, а в 1941 году театр получил звание имени М.Ю. Лермонтова. За все время существования, репертуар театра был очень разнообразным – это были классические произведения, современные, драмы и комедии, детские спектакли.

20 июня 2012 года в Грозном состоялось торжественное открытие нового здания Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова.

С русским театром связаны имена многих известных российских и чеченских режиссеров, таких как М. Солцаев, Р. Хакишев, И. Шаповаленко, А. Исаев, Е. Красницкий, В. Белоглазов и другиие.

В настоящее время в театре работает коллектив из двух состава: поколение старших и молодых актеров и режиссеров. Репертуар театра весьма разнообразен. Театр не только сохранил своего старого зрителя, но еще и дополнил постоянным новый зрителем.

С открытием нового здания возобновились дружеские гастроли в Грозный театральных коллективов из столицы и городов России. На сцене театра с показом спектакля «Рассказы Шукшина» выступил известный Московский театр Наций, академический оркестр народных инструментов им. Н. Осипова. В 2014 году получив поддержку в лице Министра культуры ЧР Хож- Бауди Буаровича Дааева, коллектив русского драмтеатра отправился в Махачкалу для участия в 4-ом Международном фестивале русских театров республик Северного-Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, где получил высокую оценку.

 

Дмитрий Павлов Юрьевич –род. в 1980 года.

Ставил спектакли в театрах Выборга, Санкт-Петербурга, Москвы, Тбилиси, Грозного, Магадана.

Является художественным руководителем Выборгского Международного театрального фестиваля «Vyborg Intelligent Perfomance.»

С 2014- главный режиссер Магаданского государственного драматического театра.

Об авторе: основной мотив творчества А. Вампилова тонко подметил его земляк писатель В. Распутин: «Останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь житейских все то лишне, лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже и противоположности— любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение?...». За суровой, неприкрашенной правдой произведений А. Вампилова скрывается его доброе сердце и горячая любовь к людям.

Из многоактных пьес наиболее сценичной по праву считается комедия «Старший сын», написанная в 1968 году.

Жанр спектакля - Вампилов определяет жанр пьесы как комедия. Но наряду с комическим развиваются драматические события.

Проблематика и идея спектакля. Уметь слушать и слышать, понимать друг друга, проявлять милосердие – главная идея произведения и спектакля.

Сюжет спектакля «Старший сын» рождается из случайностей, из странного стечения обстоятельств. Как ни в какой другой пьесе Вампилова, в «Старшем сыне» случайное совпадение является двигателем сюжета. Случай, пустяк, стечение обстоятельств становятся самыми драматическими моментами в развитии действии этого спектакля. Наивность, чистота, доверчивость отца, трезвый скептицизм и недоверчивость Нины, перерастающие в откровенную симпатию к мнимому брату, восторженность Васеньки, обаяние и интеллигентность самого Бусыгина, напористая нагловатость Сильвы уплотняют, материализуют образ старшего сына. Семья оказалась перед ситуацией, когда он – старший сын должен был появиться и он появился. Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешним цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию.

Время сейчас такое торопливое, прагматичное, материальное…. Хочется найти свое место под солнцем, где всегда будет тепло и уютно, где будут родные и близкие люди, где тебя примут таким какой ты есть. Режиссер спектакля «Старший сын» попытался воплотить такой мир, куда не доносятся отголоски суеты большого города, где все люди родные друг другу.

Превосходно поставленный и блистательно сыгранный талантливыми артистами спектакль.

Одна из лучших пьес Вампилова, «Старший сын», продолжает свою сценическую жизнь. Ушли многие приметы быта, поменялись профессии, да и страны вампиловских пьес уже не существуют, но как актуальны, многогранны проблемы, характеры, ситуации…

На протяжении всей пьесы Вампилов подводит нас к мысли о том, что порой чужие люди становятся нам ближе и роднее чем свои кровные родственники.

Широкому зрителю, история, рассказанная в спектакле Дмитрия Павлова полная сюжетных поворотов, недоразумений, интриг и настоящих, искренних человеческих отношений впечатлила.

В этом спектакле занимательный сюжет, прекрасные актеры, замечательная мысль и контраст. Здесь прекрасно сочетаются и переплетаются комизм и трагедия. Это хорошо удалось режиссеру. То тебе смешно и радостно на душе, то вдруг становится ужасно горько и обидно за главного героя.

В первую очередь хочется отметить игру Мусы Аюбова в роли музыканта Сарафанова – потрясающий актер. Но этот актер свое дело знает и заслуживает высшей похвалы. Всегда разный, способный передать самую сложную гамму чувств и переживаний. Как всегда с ролью он справился замечательно. Эмоции, которые мы видим в исполнении этого актера естественные и живые. На него хочется смотреть. Очень трогательный и пронзительный. Полностью выложился в роли. В таком амплуа я его еще не видела. Образ «Блаженного» отца был сыгран безупречно! Раннее я видела другие образы Мусы Аюбова, более темпераментные, которые не менее восхищают публику.

Глава семейства Сарафанов на первый взгляд чудоковат. Жизнь не баловала его. 14 лет назад от него ушла жена к «серьезному человеку», оставив на его попечение двоих детей. Сейчас и они собираются покинуть его. На работе у Сарафанова «вечно какие-то сложности. В его человечности есть порою что-то очень наивное. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Индивидуальность актера органично сливается с идеей автора пьесы, образуя единое целое. Линия артиста роли безукоризненно проведена им через все действие.

Владимир Бусыгин - 21 год, студент медицинского института «старший сын» Сарафанова. Исполнитель роли Володи Бусыгина – Султан Темишев известный как ведущий актер театра. Очень серьезно и трепетно подходит к любой своей роли и полностью выкладывается. Зритель конечно заметил это и в этот раз. Темишев выстроил линию своей роли от начала до конца безупречно: каждая мизансцена, движение, слово было оправдано. Сценичные образы Султана Темишева одним за другим покоряют поклонников его творчества. Молодой талантливый, преуспевающий актер и режиссер. В образе Бусыгина Султан удивляет и радует публику в очередной раз. В своей роли переживает угрызения совести за содеянный обман и выглядит так, словно играл своего персонажа уже много лет. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно.

О прошлом Бусыгина мы знаем мало. Только то, что отца он не помнит, живет в общаге. Не лишен Бусыгин поначалу некоторого цинизма и легкомыслия. Но драматург показывает, как игра перерастает в живое человеческое сочувствие судьбе Сарафанова. Именно Бусыгин одерживает в комедии моральную победу, ибо его нравственные принципы основаны на законах высокой человечности и понимания сложнейшей жизни.

Васенька (Апти Ислангириев) - 17 лет, десятиклассник, сын Сарафанова. Вспыльчивый юноша, безответно влюбленный во взрослую женщину, познавший горесть безответности и испытавший безумие от безысходности. Тонко играющий на отцовских чувствах, постоянными угрозами уйти из дома. С появлением «Старшего брата» Васенька уже не может оставаться инфантильным созданием, он получает пример и настоящую опору, которую ему не хватало в обществе отца и сестры. Апти Ислангириев очень органичен в своей роли. Пластика, мимика и в целом образ сделанный. Вообще Апти владеет не только высоким мастерством актера, но и выявляет в себе все возможные таланты: художник, поэт и хороший пародист. Вот про такого и говорят - талантливый человек во всем талантлив! Хотелось бы подчеркнуть и обратить внимание на посыл голоса у молодого актера, четкий и созвучный голос и посыл, доходящий до самого далеко сидящего зрителя. А посыл голоса и четкость речи немало важны для актера, как и сама игра. В спектакле «Старший сын» (Васенька) играет на эмоциях, что хорошо передает это сам актер.

Ну и перейдем к женщинам. Румиса Ибрагимова, исполнительница роли Нины—дочка Сарафанова, как и Муса Аюбов и Султан Темишев слилась с ними в один прекрасный тандем. Нина -- умная, красивая и при этом практичная и расчетливая, нежная и черствая, любимя и нелюбимая, строгая и серьезная, юморная и ироничная- такой она предстала перед публикой в этом спектакле. Однако любовь к Бусыгину совершенно меняет ее жизненную позицию. Роль выполнила на совесть. Я видела и другие работы молодой и амбициозной актрисы, ничуть не уступающие этой. Темпераментная Румиса Ибрагимова внесла свой особый контраст в этот спектакль. На протяжении всего времени зритель оставался в напряженном состоянии, наблюдая за волнующей игрой молодой актрисы. Это отметила критика в том числе. На сцене актриса всегда яркая и непринужденная. В этой роли Румиса более сдержанная в эмоциях и движениях. Ничего лишнего …

Висхан Исламов - (Сильва) сыграл здесь друга Володи (Султан Темишев), молодой и талантливый актер. По пьесе Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. В отличии от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Другие его работы Исламова не уступают этой. Шустрый и влюбчивый Сильва, настолько предан своему образу, настолько украсил свой образ, что публика не осталась равнодушной. Висхан несет от начала до конца спектакля свой бесподобный юмор. Режиссер, несомненно был прав в выборе этого актера на эту роль. Единственное замечание актеру – голос выделяется на фоне всего спектакля и раздражающим образом доходит до зрительского слуха. Но и это исправимо. Спектакль новый и на каждом показе все становится на свои места. В манере игры Исламова много преувеличения и гротеска. Это позволяет добиться большего комического эффекта.

Роза Цацаева (Макарская) - актриса с очень чутким и до мельчайшего подхода к роли. Мне в свое время посчастливилось поработать с Розой как с режиссером в дипломном спектакле. Ее подход своеобразен и очень интересен. Я с огромным удовольствием проводила время на ее репетициях. В режиссуре Роза себя нашла без сомнений! В актерской среде актриса тоже ничуть не уступает. В образе Макарской Роза самая органичная в этом спектакле. Хотелось бы обратить внимание на акцент актрисы не только в «Старшем сыне», но и в остальных ее работах. На театральных сценах нашей республики Роза одна из неподражаемых актрис с тончайшими манерами и особым подходом к роли.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Наташе 34 года, секретарь суда, возлюбленная Васеньки.

В образе Натальи Макарской, Роза восхищает своей легкостью разговора и непринужденностью движениями. Каждый выход Розы из-за кулисы было настолько естественным, что так и хотелось заглянуть в эти кулисы и увидеть там эту настоящую комнату со всеми ее причудами.

Байсангур Муртазалиев (Кудимов)- курсант летного училища, избранник Нины, у которого «первым делом самолеты». Михаил Кудимов – человек непробиваемый. Такие люди встречаются в жизни, но их не сразу поймешь. Кудимову дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в спектакле и в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правельных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу. Жизнь с этим советским летчиком- отличником будет упорядочена, в ней все будет по полочкам и вовремя, но не будет главного - любви… Актер был очень смешным и как только появлялся на сцене от смеха заливался зал! Походку Байсангур выстроил точную для своего героя. А говорить скороговорками задача не из легких, причем не в свойственной манере для данного актера. Байсангур сам по себе тихий и спокойных, а роль сыграл такого шустрого персонажа!

Оформление спектакля. Дмитрий Павлов, помимо постановки, выступил и сценографом, и музыкальным оформителем спектакля. Сценография не усложнена многочисленными декорациями. Все просто и понятно. Важно чтобы лишнее не отвлекала глаза от игры актера. Две скамейки, посередине стол, вешалка рядом с кулисой, все эти декорации составляли дом Сарафановых. Убрав некоторый предмет со сцены, или отодвинув, оживлялась следующая картина и начинала свое действие. В спектакле много интересных сценических находок и сильных сцен. Достаточно вспомнить финал первого акта, когда молодые герои дерутся подушками (Султан Темишев и Румиса Ибрагимова), когда летит «пух» заполняя всю сцену и пространство. И вокруг никого нет кроме них, двух влюбленных, сидящие на полу, освещенные лучом яркого света. Как молодость и заводной рок-н-ролл в исполнении всех! Удачно подобрана музыка! Она усиливает чувства и эмоции героев и зрителей. А сцена с водой - какая удачная находка! А какая восторженная реакция зала! Такие сцены в спектаклях бывают редко. Конечно хотелось бы видеть такие непредсказуемые картины в спектаклях как можно чаще…

Костюмы подобраны очень аккуратно и стильно. Особенно костюмы, в которых выходила Нина (Румиса Ибрагимова). Очень ярко и красочно одет каждый персонаж.

Случайный обман Бусыгина не был случаен. Даже более того, - он был необходим. Необходим Бусыгину, Сарафанову, Ниночке, Васеньке, но самое главное он был необходим нам. Вампилов сумел показать, что все в жизни далеко неоднозначно, и даже к истине можно прийти с неожиданной стороны. С новой силой эта идея воплотилась на сцене грозненского русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова.

 

Спасибо всем артистам за доставленное удовольствие, возможность сопереживать персонажам, задуматься над своей собственной жизнью и поступками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...