Целью нашей работы является совершенствование процесса физического воспитания в современной общеобразовательной школе с помощью выявления результатов развития физических качеств учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач, а именно: 1) Выявить современные способы оценки уровня развития физических качеств школьников и возрастные нормы в развитии этих качеств. 2) Провести измерения развития физических качеств у учащихся московских образовательных школ разных возрастных групп. 3) Провести сравнения полученных показателей и должных нормативов. 4) Разработать на основе результатов тестирования рекомендации по совершенствованию исследуемого процесса физического воспитания. (слайд 3) В данной работе нами были использованы следующие методы научного исследования: (только перечислить методы исследования и не надо рассказывать, что это такое) 1) Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования; 2) Педагогические наблюдения; 3) Контрольные испытания; 4) Методы математической статистики для обработки полученных результатов
(слайд 4)
Наше исследование в организационном плане представляло из себя три взаимосвязанных этапа. Первый этап длился с начала сентября 2014 года по конец ноября 2014 года. Этот этап был посвящён анализу и обобщению специальных литературных источников по проблеме исследования, формулировке гипотезы и проблемы исследования, выделению объекта и предмета исследования, постановке задач исследования. Второй этап исследования продолжался до конца февраля 2015 года. В течение этого этапа нами были проведены измерения физических качеств московских школьников более старших и более младших возрастных групп (ювенильных и дефинитивных), которое было организовано посредством тестирования в ходе педагогической практики в ГОУ СОШ № 629.
Во время последнего, третьего этапа включительно до марта 2015 года нами был проведён компьютерный набор работы, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации. Всего в исследовании приняло участие 55 испытуемых, из них 24 учащихся 5 классов, ювенильных детей, 31 – учащихся 9 классов – дефинитивных учащихся. По признаку пола они делились следующим образом: 24 девушки и 31 юноша. В работе для определения уровня физической подготовленности были использованы тестовые задания, предложенные в «Системе повышения уровня физической подготовленности учащихся», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Использованные тесты просты в использовании, информативны, достоверны, позволяют оценить комплекс развития физических способностей учащегося. Сроки тестирования были согласованы со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Тестирование было проведено в ноябре 2004 года (после того как учебный процесс вошел в нормальное русло: зафиксированы успеваемость, количество пропущенных по болезни уроков, определились ученики, которые посещают спортивные секции, кружки, творческие студии, было проведено распределение на медицинские группы и т.д.).
(слайд 5) Перед тем как приступать к тестированию учащихся, была проведена разминка. Это необходимо было для подготовки мышц и систем организма к предстоящей работе и способствовало врабатыванию организма и улучшению показателей, где результат зависел от состояния связочно – мышечного аппарата. Разминка включала в себя упражнения, близкие по структуре к тестам. Это был бег, комплекс общеразвивающих упражнений, в том числе наклоны, приседания, прыжки, повороты, упражнения на растяжку. Бег на 1000 метров выполнялся с высокого старта в зале на ровной поверхности, с заранее нанесённой разметкой. Результат фиксировался с помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды. Перед забегом в обязательном порядке проводилась 15 – минутная разминка. Все участники тестирования заранее в ходе предыдущих уроков уже пробегали эту дистанцию, для того чтобы в процессе проведения тестирования скорректировать свою скорость. В процессе бега допускалось переходить на шаг.
Для оценки уровня развития быстроты и ловкости, связанной с изменением направления движения и чередования ускорения и торможения был использован челночный бег. В процессе теста школьники пробегали 10 раз дистанцию длиной 5 метров. В зале на расстоянии 5 метров друг от друга были начерчены две параллельные линии. По команде «Марш!» участник стартовал от 1-ой линии, добегал до 2-ой, пересекает её, и возвращался к 1-ой линии. Необходимо было выполнить в максимально быстром темпе 5 таких замкнутых циклов (туда и обратно). Во время движения не допускалось остановок и смены направления, время засекалось с точностью до 0.1 секунды в момент пересечения линии старта. Все участники были в кроссовках на нескользящей, резиновой подошве, заранее также была проведена разминка. При определении силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса у мальчиков был использован тест – подтягивание на перекладине. Из исходного положения – виса на перекладине, руки прямые, необходимо было выполнить возможно большее число подтягиваний. Потягивание считалось выполненным правильно, когда руки сгибались, затем разгибались полностью, подбородок поднимался выше перекладины, ноги не сгибались в коленных суставах, движения выполнялись без рывков и махов. Подтягивания, выполненные с неполным сгибанием рук, не засчитывались. У девушек для определения статической силовой выносливости мышц рук и верхнего плечевого пояса было проведено измерение времени в висе на перекладине. Используя стул, девушки занимали исходное положение: руки максимально согнуты, подбородок расположен выше перекладины, но не касался её и не помогал удержанию в висе. Оценивалось максимально возможное время, в течение которого девушка удерживала вис на согнутых руках. Более 30 секунд не фиксировали, поскольку такой результат оценивался как «отличный».
Для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов был измерен результат в наклоне вперёд из положения сидя.. Учащийся принимал исходное положение – сидя на полу, без обуви, ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см., руки вытянуты вперёд, ладонями вниз. Партнёр прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя была использована сантиметровая лента, протянутая между стопами вдоль внутренне поверхности ног. Отсчёт вёлся от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполнялись сначала три медленных наклона (ладони скользили вперёд по сантиметровой ленте), затем четвёртый наклон – основной. Это положение испытуемый должен был зафиксировать не менее чем на 2 секунды. Результат засчитывался по кончикам пальцев с точностью до 1 сантиметра. Для измерения силы мышц-сгибателей туловища было подсчитано количество подъёмов туловища за 30 секунд из положения лёжа на спине. Исходное положение: руки скрестно на груди, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, ступни ног удерживает партнёр. По команде «Марш!» нужно было энергично согнуться до касания локтями бёдер и обратным движением вернуться в исходное положение. Фиксировалось количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.
(слайд 6)
Анализируя полученные показатели тестирования, мы провели сравнение полученных нами результатов с результатами, которые приводятся в справочной литературе для учителей физической культуры как должные. Так в «Настольной книге учителя физической культуры» в беге на 1000 метров средним считается результат от 213 до 387 секунд. В оценочной таблице из другого литературного источника нормальным считается результат 224 секунды. В нашем исследовании был получен результат 269 + 37,8 сек. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития выносливость школьников- юношей 15 лет приближается к нижней границе средней нормы, однако находится в её пределах.
Результат в челночном беге 16, 1 + 0,9 сек при сравнении с данными показателями оценивается как высокий, поскольку в оценочных таблицах результатом в категории «высокий» является 16,3 и меньше секунды. Таким образом, координационные способности старших школьников могут быть оценены как отличные. При тестировании силы мышц рук и верхнего плечевого пояса школьники показали результат 6,3 + 3,8 раза. В этом результате мы наблюдаем значительный разброс в результатах: от 0 до 12 раз. Средний же результат равняется нижней границе результатов, которые могут быть отнесены к категории «Средний уровень развития качества. Причём 7 человек из 18 находятся за средними показателями, и только 2 человека преодолели границы средних нормативов и их результаты могут быть отнесены к категории высоких. Оценивая уровень развития гибкости, мы измерили результаты в наклоне и тестируемые юноши показали следующие показатели: 14,4 + 7,1 см., этот результат укладывается в границы средних норм, приближаясь к высоким показателям (15 см и выше), это говорит о том, что гибкость позвоночника развита на достаточном уровне. Последним мы оценили скоростно-силовую выносливость мышц брюшного пресса с помощью теста с подъёмом туловища. Юноши показали результат 27 + 4,6 раз. Этот результат может быть оценен как высокий, поскольку к категории высоких относятся результаты 26 раз за 30 секунд и больше. В целом, анализируя показанные юношами 15 летнего возраста результаты, можно сделать вывод о том, что выносливость и сила мышц верхнего плечевого пояса у них развиты недостаточно, по остальным тестируемым качествам юноши показали хорошие результаты. Наглядно полученные результаты представлены на графике рисунка 2. Обращает на себя внимание то, что не наблюдается зависимости между показателями. У высокие результаты в одном тесте как правило не совпадают с результатами в других. Это говорит о том, что при планировании процесса физического воспитания в школе нужно создавать группы по уровням физической подготовленности для индивидуализации подхода каждый раз заново, в зависимости от того качества, которое планируется совершенствовать. На следующем рисунке 3 представлена гистограмма результатов в беге на 1000 метров по всем группам испытуемых, а также изображены верхние и нижние границы нормальных, средних результатов. Результаты в беге на 1000 метров представлены по всем возрастным и половым категориям для удобства сравнения. Анализируя данную гистограмму, необходимо отметить следующую тенденцию. Учащиеся 11 летнего возраста, как девочки, так и мальчики показывают средние результаты, незначительно уступающие верхним границам. К 15 летнему возрасту наступает более благоприятный период для развития выносливости. Это и отмечается повышением должных нормативов в беге на 1000 метров. Результаты ты же в беге у 15 летних школьников за 4 летний период становятся лучше, но незначительно. А при сравнении с должными результатами наблюдается тенденция увеличения разницы между реальными и должными нормами в сторону ухудшения показателей наших испытуемых.
(слайд 7) Анализируя полученные результаты тестирования мальчиков 11 лет, можно сделать вывод о том, что результаты в беге на 1000 метров 283,8 + 15,27 сек и находятся в рекомендуемых средних границах (от 268 до 448 секунд), однако в сравнении с другими оценочными таблицами (Таблица 1), несколько ниже рекомендуемых для школьников показателей. Средний результат в челночном беге 10х5 метров оказался весьма низким, составил 19,32 + 0,71 сек и практически приблизился к нижней границе средних норм (20,6 сек). Это говорит о невысоком уровне развития координационных способностей у мальчиков 11 лет, хотя сенситивный период развития этого качества уже наступил. Сравнение полученного результата в подтягивании, составившего 4,69 + 2, 96 раз позволил установить, что уровень развития силы мышц рук и верхнего плечевого пояса у мальчиков 11 лет ниже всех рекомендуемых норм. Показатель 5 раз и меньше оценивается как низкий. 7 мальчиков из 11 практически не могут подтягиваться и демонстрируют результаты от 1 –го до 2-ух раз. В наклоне вперёд был показан средний результат 9,38 + 3,05 см, это является хорошим показателем. Возрастная норма в развитии гибкости позвоночника составляет от 6 до 10 см. Результат выше 10 см оценивается как высокий. В подъёме туловища из положения лёжа мальчики также продемонстрировали высокий результат, который составил 28,1 + 4,14 раз. Высоким в оценочных таблицах считается результат 22 и больше раз за 30 секунд. В целом, тестирование мальчиков 11 летнего возраста показало, что у них отстаёт развитие выносливости, координации движений и силы мышц рук и плечевого пояса, и развиты в достаточной мере сила мышц брюшного пресса и гибкость позвоночного столба.
(слайд 8) Анализируя полученные результаты тестирования, можно сделать следующие выводы. В беге на 1000 метров девушки показали результат 302 + 35,9 сек, что вполне укладывается в возрастные граница норм, которые охватывают диапазон результатов от 264 до 444 секунд, причём 2 испытуемых показали результат, превышающий норму, у них развитие выносливости находится на высоком уровне, все остальные уложились в норму. В челночном беге 10х5 метров девочки показали средний результат, который составил 18,2 + 0,78 сек, что является весьма хорошим уровнем, поскольку в нормативных таблицах результат этого теста ниже 18,4 относится к высокому уровню подготовленности. В следующем тесте, висе на перекладине, был зафиксирован средний результат, который составил 9 + 3,78 секунд. Этот показатель является очень низким и свидетельствует о низком уроне развития силы мышц рук и верхнего плечевого пояса. Нормой для данного возраста являются показатели от 10 до 19 секунд. А таблица 1 предлагает нам для оценки ещё более высокий результат – 35 секунд. В наклоне вперёд девушками был показан средний результат, составивший 16,9 см + 5,9 см, что достаточно хорошо, поскольку о высоком уровне подготовленности в данном тесте свидетельствует показатель больше 15 см. Следовательно, гибкость в позвоночном столбе у испытуемых девушек развита высоко. В последнем тесте – подъёме туловища из положения лёжа – девушками был показан средний результат 18,9 раз + 3,7 раза за 30 секунд. Это несколько ниже верхней границы норм, которая составляет 21 раз и выше, однако укладывается в границы средних результатов для данного возраста. Результат этого теста говорит о том, что скоростно-силовые способности локально мышц брюшного пресса и спины развиты в норме. В целом, результаты тестирования позволили установить, что как и предыдущих контингентах испытуемых, исследуемые показатели находятся в границах возрастных норм, кроме силы мышц рук и верхнего плечевого пояса, которые значительно отстают от норм. Кроме того, показатели в тесте на выносливость также недостаточно высокие, хотя и в возрастных пределах. Если сравнить этот показатель с рекомендуемыми нормами из таблицы 1, то можно увидеть отставание среднего результата в беге на 1000 метров, показанного испытуемыми на 30 секунд, что весьма много.
(слайд 9) Анализ результатов тестирования девочек 11 лет позволяет сделать вывод о том, что уровень развития выносливости в целом находится в границах средних норм. Средний результат составил 323 + 55,1сек, при том что показатели относятся к средним, если они укладываются в промежуток от 313 до 492 секунд. Причём, 6 испытуемых показали уровень выше среднего. Результат, показанный в челночном беге 10х5 метров, составил 20,70 + 0,88 сек, что также соответствует средним показателям, причём ближе к верхним границам (19,1 сек). Таким образом, специфические координационные способности развиты у школьниц данного возраста достаточно. В следующем тесте – висе на перекладине, девочки показали результаты 10 + 3,88 сек, что является низким показателем. Возрастные нормы в этом тесте составляют от 10 до 19 секунд. Из 11 тестируемых 6 показали результаты ниже средних границ норм, таким образом, силы мышц руки верхнего плечевого пояса у девочек развита слабо, на что необходимо обратить внимание при планировании процесса физического воспитания. В наклоне вперёд девочками был показан средний результат, который составил 14 + 4,8 см, что вполне укладывается в средние показатели для данного возраста (от 10 до 19 см). Следовательно, гибкость в позвоночном столбе развита достаточно хорошо. В следующем тесте – подъёме туловища – был показан результат, составивший 17,36 + 3,57 раз. Этот результат также вполне соответствует возрастным нормам (от 10 до 18 раз). Следовательно, мышцы брюшного пресса также развиты хорошо. (слайд 10) Сравнение результатов позволило сделать следующие выводы. Результат в челночном беге у ювенильных девушек хуже нормы, а у дефинитивных несколько лучше нормы. У юношей наблюдается такая же картина. Следовательно, используемые в уроках методики воспитания координационных способностей могут быть охарактеризованы как эффективные. В целом, «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ», по которой осуществляется организация уроков физической культуры в данной школе, содержит большой объём разнообразных двигательных действий, которые необходимо за время обучения освоить, что способствует развитию именно координационных способностей. В висе на перекладине девушки в обоих возрастных группах значительно отстают от нормы, причём с незначительной отрицательной динамикой. В подтягивании у юношей динамика за 4 года положительная, что, несомненно, обусловлено естественным развитием организма, а в сравнении с должными нормами наблюдается ухудшении результата. Изложенное позволяет заключить, что используемые в уроках методики развития силовых способностей рук и верхнего плечевого пояса не эффективны. Результат в тесте «наклон вперёд» у ювенильных мальчиков и девочек практически равен норме, динамика положительная, у дефинитивных девушек незначительное отставание от нормы, у юношей – опережение нормы. Анализируя уроки физической культуры, мы обратили внимание на то, что в каждом из них в обязательном порядке используются различные виды наклонов и упражнений на осанку, что способствует формированию гибкости позвоночного столба. В подъёме туловища у девушек наблюдается положительная динамика, соотношение реальных результатов и должных норм у ювенильных и дефинитивных испытуемых практически одинаковое, наблюдается незначительное отставание от нормы. У юношей в этом же тесте в обоих возрастных категориях имеет место превышение должных норм. Следовательно, используемые методики развития силовых и скоростно-силовых способностей мышц брюшного пресса и спины эффективны. В беге на 1000 метров у юношей и девушек обоих возрастных групп наблюдается незначительная положительная динамика. Однако, к 15 годам наступает сенситивный период для развития выносливости, это отражается в значительном повышении должных норм в беге на 1000 метров. А наши испытуемые улучшают свои результаты незначительно, демонстрируя отставание от норм по сравнению с 11 летними детьми. Это свидетельствует о неэффективности используемых методик воспитания выносливости. Несмотря на то, что в исследования был задействован не большой контингент испытуемых, однородность полученных результатов и идентичность тенденций у мальчиков и девочек подтверждает верность полученных выводов. Сформулированные по итогам работы практические рекомендации могут быть адресованы учителям школ, где реализуется «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ» и где используются аналогичные методики, направленное на воспитание физических качеств.
(последний слайд)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|