Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык и стиль реферативной работы




При написании реферата используется научный стиль речи. Важной характеристикой языка письменной на­учной речи является формально-логический способ изложения материала. Подобное находит свое выражение во всей системе рече­вых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, вы­явленных в результате исследования фактов действительности. В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции: 1)«Предметом дальнейшего рассмотрения является…»; 2)«Остановимся прежде на анализе последней…»; 3)«Эта деятельность может быть определена как…»; 4)«С другой стороны, следует подчеркнуть, что…»; 5)«Это утверждение одновременно предполагает и то, что…»; 6)«При этом … должно (может) рассматриваться как …»; 7)«Рассматриваемая форма…»;
8)«Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…» и т.д. Не рекомендуется вести изложение от первого лица: "я считаю", "по моему мнению" и т.п. Более предпочтительно использовать вы­ражения "по мнению автора данной работы", "на наш взгляд" или в безличной форме "представляется, что...". Многообразные способы организации сложного предложения были стандартизированы в научной речи. Излишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения, а так же малоинформативные части сложного предложения.

Текст научного исследования характеризуется смысловой законченностью, целостностью и связностью. Важнейшим средством выражения ло­гических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отно­шения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), при­чинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благо­даря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к.., обратимся к..., рассмотрим/остановимся на..., рассмот­рев, перейдет к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...). В качестве средств связи могут использоваться местоиме­ния, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, назван­ные, указанные и др.).

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

 

Рефераты содержат ссылки на исполь­зованные источники и литературу, а также авторские цитаты.

Цитаты, принадлежащие тому или иному исследователю, автору следует выписывать из первоисточников, то есть из работ самих авторов, а не из книг, журналов, где они приведены другими исследователями. Цитата должна полностью соответствовать оригиналу - сохранять все его особенности, в частности, орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения. Цитата должна сопровождаться библио­графической ссылкой (сноской), в которой указывается автор, год издания и страница, например:

в тексте: В. С. Соловьев писал: «религия, говоря вообще и отвлеченно, есть связь человека и мира»

в сноске: В. С. Соловьев.Чтение о богочеловечестве. – М., 2004. С. 15. Если в тексте все же используются цитаты из документов, которые при­ведены в работах других авторов, то рекомендуется писать следующим об­разом:

в тексте: «Наука - язык», - утверждает П.А. Флоренский.

в сноске: Цит. по: Русская философия: Словарь / под общ. Ред. М.Маслина. С. 585.

Если в тексте упоминаются название и автор статьи, то в сноске допус­кается указывать только источник, в котором опубликована эта статья, если этим источником является журнал, газета или собрание сочинений, например:

в тексте: В статье «К проблеме об истоках русского космизма» Г.И. Волынка утверждает, что.... 1

в сноске: Соловьевские исследования. 2009. № 21. С. 24-34.

При необходимости повторных ссылок на одну и ту же статью, книгу, документ, допускается делать сокращения при условии, что все необходи­мые библиографические сведения указаны в первичной ссылке. Можно опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием, на­пример:

в тексте: Г.И. Волынка считает, что... 2

в сноске:Волынка Г.И. «К проблеме об истоках русского космизма....С. 25

В повторных сносках только на одну работу данного автора заглавие работы и следующие за ним элементы библиографического описания опус­кают, заменяя их словами«Указ. соч.», например:

в тексте:: Г.И. Волынка подчеркивает...3

в сноске: Волынка Г.И. Указ. соч. С.25.

Если подряд идет несколько ссылок на одну и ту же статью, книгу, до­кумент, в повторной сноске приводят слова"Там же" и указывают номер страницы, а при необходимости - и тома (выпуска, части), год, месяц, чис­ло, например:

в тексте: По мнению Г.И. Волынка...

в тексте: Там же. С.25.

Наиболее удобным для автора принципом оформления сносок является отсылка читателя к списку использованных источников и литературы. Процедура оформления сносок в таком случае сводится к следующему. В списке статья Г.И. Волынка с указанием всех выходных данных обозна­чена, например, номером 15. Тогда в тексте сноска будет выглядеть сле­дующим образом: Г.И. Волынка подчеркивает... [15,с.31].

Список использованных источников и литературы должен соответствовать следую­щим требования:

1. Должна быть проставлена нумерация.

2. Авторы располагаются в алфавитном порядке.

Примеры правильного библиографического описания сносок, наиболее часто встречающиеся в работах студентов:

Однотомные издания

Книги одного автора

Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. – 284с.

Книги двух авторов

Ермакова Т.В. Островская Е.П. Классический буддизм. - М.: Азбука-Классика, 2004. – 256с.

Книги трех авторов

Указываются фамилии и инициалы двух первых авторов, далее пишется "и др."

Книги четырех и более авторов

Когда более трех авторов, описание делается следующим образом:

Рациональность как предмет философского исследования/ Швырев В.С. и др. М.: Наука, 1995. – 225с.

Переводные издания

Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. Пер. с фр. - М.: Прогресс-Академия, 1992. – 456с.

Книга повторного издания

Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. 2-е изд. - СПб.: Наука, 2002. – 452с.

Издания, не имеющие индивидуального автора

Очерки феноменологической философии. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – 224 с.

Сборники научных трудов

Исследование по феноменологии и философской герменевтике: Сб. статей. - Минск: ЕГУ, 2001. - 156 с.

Многотомные издания

Издания в целом

Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. – М.: АСТ, 2000.

Отдельный том

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1. Ранняя классика. – М.: АСТ, 2001. – 652 с.

 

Отдельные виды изданий

Автореферат диссертации

Панков Э.В. Философско-мировоззренческая концепция Н.А. Умова: автореф. дис. канд. фил. наук. - М., 2001. – 20 с.

Из журнала, газеты

Мамзин А.С. Общество и природа // Философские науки. - 1981. - № 1. - С. 136-143.

ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА.

Первым этапом работы над рефератом является выбор темы исследования. Сформулированная тема представляет собой в обобщенном виде лаконично выраженное содержание будущей работы. В ней отмечается предмет исследования, и прогнозируется его результат. Тема исследования необходимо должна заключать в себе вопрос, проблему, результатом решения которой будет

выступать готовый реферат.

КАК РАБОТАТЬ НАД "ВВЕДЕНИЕМ" И "ЗАКЛЮЧЕНИЕМ"

Введение является важной составной частью реферативного исследования. Работа над введением требует использование навыков, приобретенных при написании изложений и сочинений. Введение, как правило, по объему состав­ляет 1-1,5 машинописные страницы и состоит из вступления, обоснования актуальности выбранной темы исследования, обзора основных источников и литературы по проблеме, формулировки цели и задач рефе­рата, истории вопро­са, структуры работы и вывода. Текст "Введения" рекомендуется составлять после завершения работы над реферативным исследованием.

Работа над "Введением" и его оформлением должна строиться следую­щим образом.

· Определив тему исследования необходимо провести обзор основных источников. Следует уделить внимание новизне публикаций и их полноте. Обзор осуществляется по основным исследованиям по выбранной теме работы и представляет собой систематизацию источников по тематическому или хронологическому признаку. Задача обзора в обозначении тенденций изучения исследуемой проблемы. В обзоре выделяются основные концепции, точки зрения на про­блему. Следует обозначить наличие дискуссионных оценок и их аргументацию. Завершается обзор подведением общего итога изучения проблемы.

· Далее необходимо сформулировать "Обоснование темы", в котором следует, прежде всего, отразить актуальность темы исследования. Актуальность отражает значимость исследуемой проблемы для философии, которая может отражать дискуссионность пробле­мы, наличие различных точек зрения или недостатков в постижении и анализе отдельных вопросов.

· Изучив литературу, необходимо сформулиро­вать цель работы и составить план реферата. Цель работы определяется конечным результатом, который планируется автором исследования. Необходимо отметить задачи, которые при проведении исследования решались (анализ источников, сопоставление точек зрения на основании изученной литературы и др.). Фор­мулировка цели в ходе работы может меняться, однако ее необходимо изначально обозначить для того, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования.

· Определя­ясь с целью дальнейшей работы, необходимо составить план работы. Работу над планом реферата следует начинать на этапе изучения литературы. План – точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия те­мы. В процессе работы над рефератом план будет дополняться и изме­няться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развер­нутый). В простом плане содержание реферата
делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы.

· В заключительной части "Введения" определяется внутренняя струк­тура работы, перечисляются все основные части и указывается наличие и характер приложений.

"Заключение" подводит итог исследования, является самостоятельной частью реферата. Объем заключения составляет 1-1,5 машинописные страницы. Заключение – не должно быть изложением содержания работы. В заключении даются основ­ные выводы работы в сжатой форме, оценка полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы. Они не должны повторять текста выводов, которые делаются в конце раздела реферата. Исходные положения "Заключения" должны быть связаны с той частью "Введения", где указываются цели и задачи исследования. Главное внимание в "Заключении" обращается на результаты, которые до­стигнуты при изучении данной темы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Библиографическое описание документа. Общие требования и прави­ла составления. ГОСТ 7.1-2003.

2. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. ГОСТ Р 7.0.5-2008.

3. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. ГОСТ 7.12-93.

4. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.82-2001.

5. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. Центр "Академия", 2000.

6. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. – М. Высшая школа, 1973.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.

8. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. - М.: Рус.яз., 1991.

9. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985.

10. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: высш. шк, 1984.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...