Объединение отдельных шагов в привычку 8 глава
В предсказуемом будущем никакие изменения не возможны Но есть и еще одна причина, по которой мы не даем себе меняться. Иногда мы приучаем тело к роли разума еще и для того, чтобы выжить в том будущем, которое мы себе рисуем, исходя из воспоминаний, и бесценный «настоящий момент» опять оказывается упущен. Как вы знаете, человек может заставить свое тело жить в будущем. Разумеется, порой эта способность помогает нам изменить жизнь к лучшему — когда мы сознательно решаем сфокусироваться на желаемом событии, как это сделала моя дочь, создавая для себя летнюю работу в Италии. Ее пример доказывает, что, концентрируясь на желаемом событии и сознательно готовясь к нему, планируя свои действия, в какой-то момент мы с такой ясностью увидим его внутренним взором, что мысли окажутся равноценны самому событию. Когда мысль становится событием, возникает эмоция. А когда мы начинаем испытывать эмоцию от события еще до его наступления, наше тело (и подсознание) реагирует так, словно событие уже стало реальностью. Но что происходит, когда мы заранее нагнетаем нежелательные события или даже навязчиво прокручиваем в мозгу наихудшие сценарии, основанные на опыте? Точно так же программируем тело на проживание будущего события до его наступления. Теперь тело живет не в настоящем, не в прошлом, а в будущем… выстроенном по чертежам прошлого! В такие моменты тело не распознает разницы между реальным событием и его мыслеобразом. Мы сами заправляем его тем «топливом», которое понадобится ему в наиболее вероятном (по нашему мнению) будущем, и тело приводит себя в состояние готовности к «запуску». Теперь оно в очень реальном смысле погружается в предполагаемое событие.
Вот пример существования в будущем, основанном на прошлом. Представьте, что вас попросили прочесть лекцию перед аудиторией в 350 человек, но вы боитесь — из-за воспоминаний о крайне неудачных публичных выступлениях в прошлом. И всякий раз, когда вы думаете о предстоящей лекции, вы так и видите, как вы стоите на трибуне, беспомощно запинаясь и теряя мысль. Тело реагирует так, словно будущее стало настоящим: плечи напрягаются, сердцебиение ускоряется, вас бросает в пот. Предвосхищая тот страшный день, вы заставляете свое тело испытывать будущий стресс заранее. Вас так страшит возможность нового провала, вы сосредоточены на ожидаемом негативном событии и не можете думать ни о чем другом. Разум и тело разрываются между прошлым и будущим, будущим и прошлым. В результате вы отказываете себе в возможности нового, положительного исхода. Приведу более общий пример жизни в предсказуемом будущем. Допустим, много лет подряд вы просыпаетесь утром единственно ради того, чтобы автоматически скатиться на старые добрые рельсы неосознанных действий. Тело настолько привыкло предвосхищать ваши действия в течение всего дня, что выполняет их почти механически, одно за другим. Покормить собаку, почистить зубы, одеться, заварить чай, вынести мусор, забрать почту… ну, и т. д. И даже если вы просыпаетесь с мыслью сделать что-нибудь по-другому, вскоре вы все равно обнаруживаете, что опять делаете все то же самое. Такое чувство, что вы просто наблюдаете за автопилотом, управляющим вашей жизнью. За 10, 20 лет вы накрепко запоминаете все эти действия, и ваше тело только и ждет, как бы проделать их еще раз. По сути, тело подсознательно запрограммировано существовать в будущем и поэтому спокойно позволяет вам «уснуть за рулем» — а вернее, вообще отстраняет вас от управления автомобилем. Теперь тело просто не может жить настоящим. Оно привыкло управлять вами с помощью множества бессознательных программ, пока вы посиживаете на заднем сиденье и позволяете везти себя в унылое и заранее известное будущее.
Чтобы преодолеть полуавтоматические привычки и перестать забегать в будущее, вы должны научиться жить за пределами времени. (Чуть позже я расскажу об этом подробнее.) Когда прошлое становится будущим А вот еще один пример того, как привычные эмоции создают аналогичное будущее. Допустим, коллега пригласил вас на барбекю в День независимости. Там будут все сотрудники вашего отдела. Но вы терпеть не можете хозяина. Он считает себя лучшим во всем и вовсе не возражает, чтобы об этом узнали другие. Вы уже бывали на его мероприятиях, и это всегда было пыткой, потому что он доводил вас до белого каления. И вот вы едете к нему и думаете только о том, как на прошлой вечеринке он оторвал всех от еды, чтобы публично подарить супруге новенький BMW. Вы уверены, что все пройдет из рук вон, о чем и твердили своей жене всю предыдущую неделю. И, конечно же, ваши прогнозы сбываются. Вы не замечаете знак «Стоп» — штраф… коллега проливает пиво вам на брюки… вы заказываете бифштекс средней прожарки, а получаете практически сырой… Учитывая внутреннюю установку (т. е. состояние бытия), с которой вы приехали, события вряд ли могли бы развиваться иначе. Вы с самого утра знали, что денек будет на редкость мерзким, и так оно и вышло. Вы то зацикливались на нежеланном будущем (предвосхищали грядущие события), то погружались в прошлое (сравнивали новые раздражители с теми, что были вами получены ранее). И поэтому снова создали то же самое. Живите так, словно желаемое будущее уже наступило Вопрос вопросов: если вы знаете, что, живя настоящим и разорвав цепи прошлого, можно получить доступ ко всем вероятным реальностям квантового поля, зачем вам упорно цепляться за прошлое и создавать предсказуемое будущее? Почему бы не сделать то, что вполне в ваших силах, — с помощью мысли изменить мозг и тело на физиологическом уровне и стать другим еще до того, как желаемое событие реализуется? Неужели вам не хочется сделать выбор в пользу будущего вашей мечты — и начать жить в нем уже сегодня, опережая время?
Вместо того чтобы постоянно думать о будущих травмах и стрессах, которые вы себе пророчите, основываясь на прошлом, не лучше ли с таким же упорством думать о новых, желанных событиях, которых пока еще нет в вашем эмоциональном опыте? Позвольте себе погрузиться в вероятное будущее сегодня — и до такой степени, чтобы тело поверило, что вы уже испытываете эмоциональный подъем, связанный с будущим событием. (Вскоре вы узнаете, как это делается.) Помните, я говорил своей дочери, что сегодня, сейчас ей нужно жить так, словно великолепное лето в Италии уже состоялось? Последовав моему совету, она сигнализировала квантовому полю, что событие уже проявилось в физическом мире. Этим искусством владели величайшие исторические деятели, это проделывали тысячи так называемых «обычных людей», сможете и вы. У каждого есть все необходимые неврологические механизмы, позволяющие преодолевать время, причем на уровне навыка. Некоторые назовут это чудом, но для меня все объясняется планомерной работой человека по достижению такого состояния бытия, в котором тело и разум перестают быть летописью прошлого и начинают активно приближать новое и лучшее будущее. Преодоление Большой Тройки: пиковые переживания и моменты «обыденного транса» Основная помеха в деле отвыкания от себя — мысли и чувства, равнозначные окружающей среде, телу и времени. И совершенно очевидно, что первым шагом на пути к системе медитации, изложенной в этой книге, должно стать умение превосходить Большую Тройку в мыслях, в чувствах и в самом существовании. Держу пари, вам уже не раз удавалось мысленно превзойти свое окружение, тело и время. В моменты преодоления Большой Тройки мы погружаемся в состояние, которое многие называют «вдохновением». Описывать его можно по-разному, но суть в том, что мы перестаем ощущать окружающую среду и собственное тело, не замечаем, как проходит время, и вообще оказываемся «потеряны» для внешнего мира. Выступая с лекциями в различных уголках Земли, я всегда просил слушателей рассказать об испытанных ими моментах истины — мгновениях, когда они погружались в какое-либо занятие или в измененное состояние сознания.
Все описанные опыты можно поделить на две группы. В первую попадают так называемые пиковые переживания — благословенные моменты выхода за пределы реальности, когда мы попадаем в состояние, свойственное монахам и мистикам. Эти переживания насыщены высоким духовным смыслом, и по сравнению с ними опыты второго типа могут показаться обыденными, ординарными и прозаичными — но это не значит, что они менее значимы. Подобные моменты «обыденного транса» неоднократно посещали меня в процессе написания этой книги (хотя и не так часто, как мне бы хотелось). Когда я только сажусь за текст, меня частенько отвлекают посторонние мысли: о графике командировок, о пациентах и сотрудниках, о детях, о том, что я хочу есть или спать или вообще не совсем в духе. А в хорошие дни, когда слова так и льются из меня сплошным потоком, мне начинает казаться, что и пальцы, и клавиатура — лишь продолжение моего разума. Я перестаю осознавать движения пальцев, не ощущаю спинку стула. Покачивающиеся на ветру деревья, видные из окна офиса, словно исчезают, и я больше не замечаю ноющего ощущения тяжести в области шеи. Я поглощен словами на экране. И в какой-то момент я вдруг понимаю, что прошло уже больше часа, но для меня это был один миг. Такое наверняка бывало и с вами. Может, это ощущение посетило вас, когда вы вели машину, смотрели фильм, ужинали в хорошей компании, читали, вязали, играли на пианино или просто сидели где-нибудь на природе. Не знаю, как у вас, но лично у меня такие моменты, когда я не замечаю ничего вокруг и теряю ощущение времени и собственного тела, вызывают необычайный прилив сил. Они не всегда случаются во время работы над текстом, но, завершив свою вторую книгу, я почувствовал, что они участились. Со временем я даже научился управлять вдохновением, и мне больше не приходится ждать тех редких случаев, когда оно соизволит меня посетить. И если мы намерены потерять разум, чтобы создать новый, нам решительно необходимо преодолеть Большую Тройку и тем привлечь в свою жизнь побольше таких моментов. Глава 5
Когда мы говорили о преодолении Большой Тройки (см. главу 4), я не случайно привел в пример свои писательские труды, ведь когда мы пишем, мы создаем слова (на листе бумаге или на мониторе компьютера). Точно такую же созидательную силу имеют и рисование, и игра на музыкальном инструменте, и работа на токарном станке — вообще любое занятие, позволяющее разорвать цепи, в которые нас заковала Большая Тройка.
Почему так трудно жить в состоянии созидания? Если мы зациклены на неприятном прошлом или на пугающем будущем, значит, мы живем преимущественно в стрессе — иначе говоря, в режиме выживания. Не так важно, что именно занимает наши мысли: здоровье (выживание тела), ипотека (нужда в крыше над головой, чтобы выжить во внешней среде), нехватка времени на то, что надо сделать для выживания. Важнее другое: многим из нас гораздо привычнее находиться в состоянии «жизни ради выживания», чем выполнять роль создателя. В своей первой книге я очень подробно рассказывал о том, чем отличается жизнь ради выживания от жизни в созидании. Поэтому тем, кто пожелает полнее уяснить для себя эту разницу, я советую прочесть главы 8–11 книги «Развивайте свой мозг». Здесь же я лишь вкратце намечу основные различия. * * * Чтобы понять, что значит жить в режиме выживания, представьте себе какое-нибудь животное, например оленя, беспечно пасущегося в лесу. Допустим, его организм находится в состоянии оптимального химического равновесия. Но если он почувствует во внешнем мире какую-либо угрозу, например хищника, то в организме немедленно запустится реакция «бей или беги». Эту реакцию контролирует симпатическая нервная система, которая является частью автономной нервной системы, отвечающей за поддержание биологических функций: пищеварения, регулирования температуры тела, уровня сахара в крови и т. п. Чтобы животное смогло справиться с обнаруженной опасностью, его тело меняет химический состав: симпатическая нервная система автоматически активирует надпочечники, что приводит к выбросу огромного количества энергии. Если оленя преследует стая койотов, эта энергия будет использована для того, чтобы от них убежать. Если ему удастся ускользнуть целым и невредимым, то минут через 15–20 после исчезновения угрозы внутреннее равновесие восстановится, и олень вновь примется жевать травку. Аналогичный механизм действует и у человека. Когда мы чувствуем опасность, активируется симпатическая нервная система, происходит мобилизация энергии и т. д. — здесь мы мало отличаемся от оленей. На заре существования этот необычайно адаптивный механизм спасал человека от хищников и других угроз выживанию. Подобные животные качества благоприятствовали эволюции нашего вида. Стресс-реакция человека: достаточно одной мысли К сожалению, между Homo Sapiens и нашими соседями по планете из животного царства имеются некоторые различия, воздействие которых уже не столь благоприятно. При нарушении химического равновесия мы попадаем в состояние, которое называется стрессовым. Стресс — это природная реакция организма на нарушение равновесия и попытка восстановить химический баланс. Стресс-реакция запускается при обнаружении любой внешней угрозы: при виде льва в заповеднике Серенгети, или когда мы сталкиваемся в магазине с не особо дружелюбным бывшим возлюбленным, или изнываем в пробке. В отличие от животных человек способен активировать механизм «бей или беги» одной только мыслью. И вовсе не факт, что мысль эта как-то связана с текущими обстоятельствами. Стрессовая реакция может возникнуть в преддверии будущего события. Но, что еще хуже, мы можем вызывать стресс, постоянно воскрешая в памяти какое-нибудь горестное воспоминание, вышитое на полотне нашего мозга. Итак, мы либо заранее переживаем стрессовые события, либо вспоминаем о них, а значит, и наше тело существует либо в прошлом, либо в будущем. В ущерб себе мы превращаем кратковременные стрессовые ситуации в долговременные. С другой стороны, животные лишены человеческой способности (а лучше сказать, изъяна) с легкостью вызывать у себя стресс-реакцию по малейшему поводу — так, что становится невозможно ее выключить. Наш олень опять беззаботно пощипывает травку, не терзаясь мыслями о только что пережитых событиях, не говоря уж о том, что было два месяца назад, когда его тоже преследовал койот. Длительный стресс разрушает нас, потому что ни одно живое существо не приспособлено к тому, чтобы справляться с негативными последствиями, к которым приводит многократное включение и затяжной характер стресс-реакции. Иными словами, долговременное пребывание в чрезвычайной ситуации не может пройти бесследно. И если, включив стресс-реакцию, мы не можем ее выключить, то нашему телу неминуемо грозит какой-либо срыв. Допустим, в вашей жизни присутствует некая угроза (реальная или воображаемая), заставляющая вас постоянно активировать реакцию «бей или беги». При этом нарушается химическое равновесие и сердце начинает работать быстрее, перекачивая в конечности огромное количество крови, — так нервная система готовит вас к битве или к побегу. Но посмотрим правде в глаза: вы не можете себе позволить ни сбежать на Багамы, ни задушить своего коллегу. Это было бы слишком примитивно. И, как следствие, вы постоянно вызываете у себя учащенное сердцебиение, что может привести к проблемам с давлением, аритмии и пр. А чем грозит постоянная мобилизация энергетических ресурсов на борьбу с внешней угрозой? Направляя огромное количество энергии во внешний мир, мы почти ничего не оставляем на долю внутренней среды организма. Из-за отсутствия энергии для роста и восстановления иммунная система, контролирующая внутреннее состояние, начинает давать сбои. В результате к человеку привязываются самые разные недуги: от простуды до ревматоидного артрита и рака. (Все эти заболевания иммунно обусловлены.) Уникальность стрессовой реакции человека в том, что в отличие от животных травматическая ситуация проживается нами неоднократно, и после, и даже до ее фактического наступления. Каковы пагубные последствия нашей способности испытывать стресс под воздействием угроз настоящего, прошлого и будущего? Если химическое равновесие нарушается слишком часто, то в конце концов разбалансировка становится нормой. И в результате мы обречены на реализацию своей генетической программы, что в большинстве случаев сопряжено с неким заболеванием. Причина ясна: «эффект домино», который запускается каскадом гормонов и других веществ, вырабатываемых при стрессе, может привести к нарушению работы некоторых генов, что чревато возникновением заболеваний. Иными словами, хронический стресс активирует гены, вынуждающие вас жить по унаследованному сценарию. Некогда полезный и высокоадаптивный биохимический механизм (реакция «бей или беги») выродился во вредоносную и неадаптивную модель поведения. Например, когда наши предки убегали от льва, стресс-реакция выполняла свою прямую задачу: защищала их от внешней среды. Это адаптивное поведение. Но если вы изо дня в день волнуетесь из-за продвижения по службе, зацикливаетесь на презентации перед высоким начальством или беспокоитесь о здоровье матери, попавшей в больницу, то в организме вырабатываются точно такие же вещества — вас будто бы преследует лев. И вот это поведение как раз таки неадаптивно. Вы слишком долго находитесь в состоянии боевой готовности. Механизм «бей или беги» сжигает необходимые организму силы. Тело «крадет» жизненную энергию у иммунной, пищеварительной, эндокринной и других систем и направляет ее в мышцы, чтобы вы могли дать отпор хищнику или убежать от опасности. Но в вашей ситуации это работает против вас. Избыток стрессовых гормонов приводит к возникновению таких эмоций, как гнев, страх, зависть и ненависть, провоцирует агрессию, тоску, неуверенность и бессилие и заставляет испытывать боль, страдание, грусть, ощущение безнадежности и депрессию. Большинство людей почти постоянно погружены в негативные мысли и чувства. Но возможно ли, что в их жизни происходят сплошь негативные события? Разумеется, нет. Уровень негатива зашкаливает именно потому, что эти люди либо заранее погружаются в будущий стресс, либо вновь переживают уже испытанный. И почти все их мысли и чувства вызываются мощными гормонами стресса и выживания. При запуске стресс-реакции важнейшее значение для нас приобретают три фактора: • тело (Необходимо позаботиться о нем); • внешняя среда (Где мне укрыться от опасности?); • время (Сколько времени у меня уйдет на то, чтобы избежать этой угрозы?).
Мы живем ради выживания и поэтому настолько подвержены влиянию Большой Тройки. Стресс-реакция и соответствующие гормоны вынуждают концентрироваться (и зацикливаться!) на теле, внешней среде и времени. В результате мы начинаем определять свое Я в терминах физической реальности: снижается уровень духовности, осознанности, осмысления и психической вовлеченности. Можно сказать и иначе: мы приучаемся быть «материалистами», т. е. постоянно думать о вещественной реальности. Наша личность попадает в плен телесной оболочки. Мы поглощены внешним миром, потому что под воздействием стресс-гормонов фокус внимания смещается именно в эту сторону. Нас занимают вещи, которыми мы владеем; люди, которых знаем; места, в которых нужно побывать; проблемы; неудачные прически; части тела, вес и т. п. Нас заботит, как мы выглядим в сравнении с другими людьми, достаточно ли у нас времени… думаю, вы поняли, о чем я. И мы запоминаем самих себя, опираясь в основном на то, что нам известно, и на то, что мы делаем. Жизнь в режиме выживания заставляет нас фокусироваться на 0,00001 % реальности — скрывая от нас остальные 99,99999. Жизнь ради выживания: быть «кем-то» Большинство людей традиционно воспринимают самих себя в качестве «кого-то». Но наша истинная сущность не имеет ничего общего с деятелями Большой Тройки. Наша сущность — это сознание, подключенное к разумному квантовому полю. Когда мы становимся кем-то и материалистичное физическое Я начинает жить в режиме выживания, мы забываем, кто мы есть на самом деле. Мы не чувствуем связи с вселенским разумом. Чем больше мы поддаемся влиянию стрессовых гормонов, тем в большей степени наша личность определяется приливами веществ. Если считать человеческую сущность исключительно физической, то наше восприятие будет ограничено рамками органов чувств. А характеризуя реальность исключительно через органы чувств, мы позволяем чувствам предопределять ее. Мы попадаем в рамки ньютоновой парадигмы и начинаем предсказывать будущее, опираясь на прошлое. Как вы помните, ньютонова модель реальности — это модель предсказуемых результатов. И вот вместо того чтобы предаться высшей воле, мы стремимся контролировать свою реальность. Мы просто-напросто пытаемся выжить.
Эмоции выживания vs Возвышенные эмоции Рис. 5А. Высокочастотные волны, изображенные в верхней части таблицы, отличаются большей скоростью вибрации. По частоте колебаний они ближе к энергии, чем к материи. Сверху вниз скорость вибрации снижается, и энергия становится все более «материальной». Таким образом, эмоции выживания заземляют нас и заставляют вибрировать на частотах, которые ближе к материи, чем к энергии. Гнев, ненависть, страдание, стыд, вина, осуждение, вожделение и подобные им эмоции погружают нас в материальный мир, так как их частота ниже и больше соответствует излучению материальных объектов. А такие возвышенные эмоции, как любовь, радость и благодарность, являются высокочастотными. Поэтому они ближе к энергии и дальше от материи.
Если реальность есть энергия, почему мы воспринимаем себя не столько в энергетическом, сколько в физическом аспекте? Дело в том, что эмоции, направленные на выживание, являются низкочастотными, или, иначе, низкоэнергетическими (эмоция есть «движущаяся энергия», ср. лат. мotus — движение). Они вибрируют на более низких частотах и поэтому «заземляют» нас на уровне физической сущности. Мы становимся «вязкими», отяжелевшими и сугубо телесными, так как эта энергия замедляет наши вибрации. Теперь тело в прямом смысле в большей степени масса, нежели энергия; материя довлеет над разумом[21]. Так что здесь есть своя логика: если мы откажемся от примитивных эмоций, направленных на выживание, и постараемся от них отвыкнуть, частота нашего энергетического излучения повысится, и мы уже не будем привязаны к телу. Мы в каком-то смысле освободим энергию из тела, взявшего на себя роль разума, и выпустим ее в квантовое поле. А возвышенные эмоции сами собой поднимут нас на более высокий уровень осознанности, ближе к Источнику, где мы сможем ощутить связь с вселенским разумом. Как мы привыкаем быть «кем-то» При стрессе, вызванном как реальной, так и надуманной опасностью, во внутреннюю систему вбрасывается множество веществ, вызывающих мощный энергетический всплеск, под воздействием которого тело и некоторые части мозга немедленно «просыпаются» и переключают все внимание на Большую Тройку. Этот механизм вызывает серьезное привыкание, ведь он позволяет нам «взбодриться» за считаные секунды, как чашка тройного эспрессо. Со временем мы подсознательно привыкаем к своим проблемам, неблагоприятным обстоятельствам и нездоровым отношениям. Мы не устраняем эти ситуации из жизни, чтобы было чем подпитывать свою зависимость от эмоций выживания. А то вдруг мы забудем, кем мы, по нашему мнению, являемся. Да нам просто нравится поток энергии, который мы получаем от своих неурядиц! Более того, этот эмоциональный подъем ассоциируется у нас с привычными и знакомыми элементами внешнего мира: людьми, предметами, местами и обстоятельствами. Мы попадаем в зависимость и от них тоже; внешнее окружение начинает определять нашу личность. Если вы согласны, что человек способен вызвать у себя стресс одной только мыслью, тогда само собой разумеется, что мы можем устроить себе такой же химический всплеск, каким сопровождается бегство от хищника. А вещества, соответствующие стрессу, вызывают привыкание. Таким образом, мы попадаем в зависимость от самих мыслей; они подсознательно вызывают у нас всплеск адреналина, и поэтому нам так тяжело думать по-другому. Поэтому, пытаясь мысленно превзойти свои ощущения или, как принято говорить, «мыслить нестандартно», мы испытываем серьезный дискомфорт. Как только мы отказываем себе в том, от чего зависим, — в данном случае это привычные мысли и чувства, ставшие эмоциональным наркотиком, — появляется сильнейшая тяга, боли отвыкания, и внутренний голос на все лады убеждает нас не меняться. И вот мы по-прежнему прикованы к привычной реальности. Итак, мысли и чувства, по большей части ограничивающего характера, снова подсаживают нас на крючок знакомых проблем, обстоятельств, стрессовых факторов и плохих решений, которые всегда вызывали у нас реакцию «бей или беги». И мы по-прежнему окружаем себя негативными раздражителями, чтобы постоянно испытывать стресс, так как эта зависимость подтверждает наши представления о себе. Она и нужна-то лишь для того, чтобы укреплять нашу идентичность. Проще говоря, мы попадаем в зависимость от проблем и обстоятельств, вызывающих стресс, будь это плохая работа или неудачные отношения. Мы так и держимся за наши неприятности, потому что они помогают нам ощущать себя «кем-то» и подпитывают нашу зависимость от низкочастотных эмоций. Но хуже всего то, что мы живем в постоянном страхе: ведь если проблемы исчезнут, мы даже не будем знать, что думать и что чувствовать, а значит, не получим энергетического всплеска и не вспомним, кто мы такие. Для многих нет ничего страшнее, чем потерять свою индивидуальность. Ведь как это должно быть ужасно — быть никем, не иметь собственной идентичности?! Эгоистичное эго Как вы могли заметить, то, что мы называем своим Я, ассоциируется у нас с целым комплексом мыслей, чувств, проблем и элементов Большой Тройки и существует в контексте этой эмоциональной ассоциации. Стоит ли удивляться, что людям так трудно погрузиться в себя и оставить позади собственноручно сотворенную реальность? Да если б не было тела, времени и внешней среды, кажется, мы бы вообще не знали, кто мы такие. Вот поэтому мы столь зависимы от внешнего мира. Наше восприятие и воспроизведение эмоций ограничены органами чувств, потому что только так мы можем получать физиологический отклик, который подкрепляет наши персональные зависимости. И все это мы делаем для того, чтобы чувствовать себя людьми. Если интенсивность реакции выживания не адекватна событиям внешнего мира, то избыток стрессовых гормонов приводит к фиксации на отдельных параметрах собственного Я. Мы становимся чрезмерно эгоистичны. Мы зацикливаемся на своем теле или каком-либо аспекте внешнего окружения и становимся рабами времени. Мы попадаем в ловушку персональной реальности и не чувствуем в себе сил измениться, отвыкнуть от себя. Избыточные эмоции выживания становятся последней каплей, переполняющей чашу здорового эго (того Я, которое мы имеем в виду, когда произносим это слово). Естественная функция нормального эго — обеспечивать нашу безопасность во внешнем мире. Так, эго следит за тем, чтобы мы не подходили слишком близко к костру или к краю обрыва. Сбалансированное эго реализует инстинкт самосохранения. Оно поддерживает здоровое равновесие между собственными потребностями и нуждами других людей и равномерно распределяет внимание между собой и другими. Когда нам необходимо выжить в экстремальной ситуации, вполне естественно, что приоритетом становится собственное Я. Но когда хронический, долговременный стресс выводит тело и мозг из равновесия, эго чрезмерно заботится о выживании и выдвигает себя на первый план в ущерб всему остальному. Мы зацикливаемся на себе. Мы потакаем своим прихотям, заняты только собой, преисполнены ощущением собственной важности и одновременно жалости и ненависти к себе. В условиях постоянного стресса эго действует по принципу «а как же я?». При этом эго озабочено главным образом тем, чтобы контролировать исход любой ситуации, так как оно чрезмерно сосредоточено на внешнем мире и отчуждено от оставшихся 99,99999 % реальности. По сути, чем активнее мы определяем реальность через чувства, тем активнее она диктует нам свои законы. А закон материальной реальности есть прямая противоположность квантовому закону. То, на что мы направляем внимание, и становится нашей реальностью. Значит, если наше внимание сосредоточено на теле и материальном мире, если мы ограничиваем себя определенным отрезком временной линейки, то все это и обретает черты реальности. Нам всего-то и нужно забыть о людях, которых мы знаем, о вещах, которыми владеем, о местах, которые посещаем, и о проблемах, которые нас преследуют. Мы должны потерять счет времени и выйти за пределы тела и его потребности подкармливать приобретенные привычки. Нам предстоит отказаться от хорошо знакомых переживаний, подтверждающих нашу идентичность, и не пытаться предсказывать будущее или воскрешать в памяти былое. Надо сбросить эгоистичное эго, озабоченное лишь своими потребностями, в мыслях и мечтах превзойти собственные ощущения и возжелать неизведанного. Вот тогда и начнется освобождение от привычной жизни. Если мысли могут вызвать болезнь, то не могут ли они исцелить ее? Сейчас мы продвинемся еще на один шаг. Я уже говорил, что стресс-реакция может включаться одной только мыслью. Я также упоминал, что образующиеся при стрессе вещества запускают генетический механизм многих болезней, так как создают очень неблагоприятную среду вокруг клеток (это научный факт). Значит, по логике вещей, мысли могут спровоцировать болезнь. А если так, то не могут ли они и исцелить ее?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|