Расчетная таблица для удлинительных колец камеры «зенит» применительно к камерам ФЭД и «зоркий»
Из описания видно, что репродуцирование малоформатными дальномерными фотоаппаратами с помощью насадочных линз и удлинительных колец без установки УРУ, т. е. по расчетным таблицам, – дело довольно сложное и кропотливое. Куда удобнее в этом смысле зеркальные камеры. Репродуцировать ими – одно удовольствие: здесь легко пользоваться и насадочными линзами, и удлинительными кольцами, и разными объективами. Сложнее репродуцировать крупноформатными фотоаппаратами, хотя они благодаря сравнительно большому формату очень подходят для этой цели. Фотоаппарат «Любитель» удобен тем, что наводка на резкость производится в нем визуально, по матовому стеклу (точнее – по матовому кружку). Однако следует помнить, что линейный параллакс визирования у него довольно велик. Расстояние между центрами его рабочего и визирного объективов – 42 мм. На такую же величину сместится и изображение оригинала на негативе, если не сделать во время съемки поправку на параллакс. Практически поправку можно сделать двумя способами: перемещением аппарата и перемещением репродуцируемого оригинала. Но первый способ более сложен. Он требует изготовления специального приспособления, позволяющего после наводки на резкость и кадрирования переместить аппарат в сторону визирного объектива. Второй способ проще. Он заключается в том, что после наводки на резкость и кадрирования оригинал смещают в сторону рабочего объектива камеры точно на 42 мм. Пользуясь фокусировочным устройством фотоаппарата и четырьмя насадочными линзами с оптической силой +2, +3, +4 и +5D, фотоаппаратом «Любитель» можно делать репродукции в масштабах от 1: 6, 5 до 1: 2, т. е. репродуцировать в полный кадр оригиналы размером от 10 x 10 до 40 x 40 см.
Репродуцировать можно и другими крупноформатными аппаратами, например типа «Москва». Имея набор положительных насадочных линз с оптической силой 1, 5; 2; 3; 4 и 5D, фотоаппаратами типа «Москва» можно репродуцировать в полный кадр оригинала размером от 18 x 24 до 45 x 65 см, но кадрировать приходится с помощью отвеса, а расстояние фотоаппарата до оригинала и установку объектива находить с помощью расчетных таблиц, что, как вы уже знаете, не очень удобно. Но существует другой, более простой и вполне надежный способ репродуцирования и этими фотоаппаратами. Они имеют съемную заднюю стенку корпуса. А это существенно помогает делу. Аппарат укрепляют на кронштейне вертикально, объективом вниз, и, сняв заднюю стенку корпуса, прикладывают к кадровой рамке фотоаппарата матовое стекло. Оригинал кладут на экран и, погасив в комнате свет, включают осветители. Открыв затвор и глядя сверху на матовое стекло, можно легко и точно скадрировать изображение и отлично навести на резкость. После этого, убрав матовое стекло и погасив осветители, в темноте прикладывают к кадровой рамке плоскую фотопленку соответствующего формата и устанавливают на место снятую заднюю стенку. Затем, включив осветители, производят съемку.
Рис. 141. Скоба для спускового тросика
Для такой съемки вам придется сделать самим единственное приспособление – металлическую скобу для спускового тросика (рис. 141). Дело в том, что в центральных затворах пленочных фотоаппаратов отсутствует устройство, позволяющее оставить затвор открытым на длительное время, что необходимо при наводке на резкость. Поэтому следует пользоваться гибким спусковым тросиком и, чтобы оставить его в сжатом состоянии, надо сделать скобу, устройство которой ясно из рисунка. Установив затвор на букву «В», нажмите на спусковой тросик, наденьте на него скобу, и затвор останется открытым.
Таким же способом, т. е. на отдельных пленках, можно репродуцировать и с помощью малоформатных фотоаппаратов типа ФЭД, «Зоркий» и других, не имеющих матового стекла, но снабженных съемной или откидной задней стенкой корпуса. Наконец, если у вас нет никаких устройств для репродуцирования, можно приспособить для этого фотоувеличитель. Для этого нужно изготовить осветитель, описанный на стр. 282, и пару простых приспособлений: определитель резкости (см. стр. 250) и бумажную кассету. Кассету можно вырезать из черной упаковочной бумаги. Для этого надо начертить на бумаге выкройку кассеты по форме и размерам, показанным на рис. 142, сделать в ней вырез (кадровую рамку) размером 24 x 60 мм и согнуть в виде конверта по пунктирным линиям.
Рис. 142. Развертка бумажной кассеты
Возможность использования фотоувеличителя для репродукционной съемки основана на том, что когда изображение определителя резкости, вложенного в негативную рамку фотоувеличителя, получается резким на экране фотоувеличителя, то плоскость экрана получается резкой в плоскости определителя резкости. Таким образом, если положить на экран увеличителя репродуцируемый оригинал и резко спроецировать на него изображение определителя резкости, то, заменив последний пленкой, можно получить на ней резкое изображение оригинала. Техника репродуцирования с помощью фотоувеличителя состоит в следующем. Оригинал кладут на экран увеличителя, в комнате гасят свет и включают лампу увеличителя. Вложив затем в негативную рамку увеличителя определитель резкости, проецируют его изображение на поверхность оригинала. Перемещая проектор увеличителя, находят такое его положение, при котором изображение определителя резкости перекрывает своими границами оригинал и получается предельно резким. Так осуществляются кадрирование и наводка на резкость. Остается лишь заменить определитель резкости фотопленкой и произвести съемку. Для этого надо выключить лампу увеличителя, в темноте вложить в кассету отрезок фотопленки длиной 55‑ 60 мм, загнуть края кассеты, как конверт, и, вынув из рамки увеличителя определитель резкости, вложить в нее кассету с пленкой. Съемка производится включением ламп.
Как видно из выкройки кассеты, вырез в ней надо сделать несколько длиннее нормального кадра, чтобы тем самым компенсировать возможные неточности при закладывании в темноте пленки в кассету и кассеты в рамку увеличителя. Некоторое несовпадение плоскости фотопленки с плоскостью определителя резкости, вызываемое толщиной черной бумаги, настолько незначительно, что им можно пренебречь, тем более что репродуцируют, как правило, при таком диафрагмировании объектива, при котором это несовпадение полностью компенсируется глубиной резкости объектива. Чаще всего репродуцируют на позитивной фотопленке. В этом случае дело значительно облегчается тем, что работать можно при красном или оранжевом освещении. С помощью фотоувеличителя можно вести и массовое репродуцирование, если изготовить кассету‑ адаптер (рис. 143). Сделать ее можно из жести или просто из плотного тонкого картона (прессшпана).
Рис. 143. Кассета‑ адаптер для массового репродуцирования
Адаптер состоит из фильмового канала и двух гнезд. В одно из гнезд укладывается заряженная пленкой кассета 1, в другом находится пустая катушка 2 от кассеты, укрепленная на полуосях. Одна из этих полуосей снабжена ключом 3 для вращения катушки. Катушка постоянно находится в своем гнезде. Крышка адаптера 9 откидывается на шарнире. На внутренней стороне крышки смонтирована гладко отполированная и чисто окрашенная или оксидированная пластинка 4, разравнивающая пленку и прижимающая ее к фильмовому каналу. Снизу, под кадровым окном адаптера, находится выдвижная заслонка 5. Проходя вдоль фильмового канала, пленка 6 перфорацией приводит во вращение зубчатое колесо 7, размеры которого показаны на рисунке. На ось зубчатого колеса насажена указательная стрелка 8. Наружные габариты адаптера должны быть пригнаны к увеличителю так, чтобы при установке адаптера в пазу рамки его кадровое окно совпало с кадровым окном паза увеличителя. Размеры адаптера можно определить по размеру рамки для негатива. Внутренние детали адаптера следует окрасить в черный цвет. Адаптер в закрытом виде должен быть совершенно светонепроницаем.
Приведенное описание адаптера – общее. Руководствуясь этим принципом, можно сделать адаптер более совершенным, снабдив его счетчиком кадров и двумя кассетами. Это даст возможность отрезать, если надо, экспонированную часть пленки на свету. С помощью адаптера репродуцируют так же, как и с простейшей бумажной кассетой, т. е. сначала наводят на резкость с помощью определителя резкости, а затем рамку с определителем резкости вынимают из увеличителя и заменяют адаптером. При вдвинутой заслонке адаптера эту замену можно сделать на свету. Затем свет в комнате гасят, вытягивают заслонку адаптера и, включив осветительные лампы, производят съемку. Перевод кадров осуществляется вращением ключа катушки, причем каждый полный оборот указательной стрелки соответствует одному кадру пленки. Удовлетворительная работа адаптера требует полного совпадения плоскости пленки с определителем резкости. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, следует либо подогнать глубину адаптера к глубине негативной рамки увеличителя, либо изготовить в соответствии с глубиной адаптера специальную рамку для определителя резкости. Для получения возможно лучших репродукций съемку во всех случаях следует вести с наиболее короткого расстояния, какое допускают размеры оригинала, с тем чтобы получить его изображение на негативе как можно крупнее. Кроме того, очень важно равномерно осветить оригинал. При сравнительно небольших размерах оригинала (не больше журнальной страницы или развернутой книги) вполне равномерное освещение можно получить с помощью двух электрических ламп, симметрично расположенных по обе стороны от оригинала. При этом чем больше размеры оригинала, тем дальше следует устанавливать лампы. При съемке оригиналов с блестящей поверхностью или покрытых стеклом необходимо следить, чтобы зеркально отраженные лучи не попадали в объектив, иначе на снимке возникнут блики в виде белых пятен. Наконец, очень важно, чтобы поверхность оригинала была совершенно плоской и ровной, без вмятин, складок, выступов и других дефектов. При репродуцировании книжных страниц их следует покрывать толстым зеркальным стеклом, чтобы придать им плоскую форму. Чтобы обеспечить максимальную резкость изображения, наводить на резкость надо при полностью открытой диафрагме, а затем диафрагмировать объектив. Многие считают, что чем сильнее задиафрагмирован объектив, тем выше резкость изображения. Такое мнение неверно. Исследования показывают, что разрешающая сила объектива при диафрагмировании сначала повышается и достигает своего предела при диафрагме примерно 8‑ 11. При дальнейшем уменьшении отверстия диафрагмы глубина резко изображаемого пространства продолжает увеличиваться, но разрешающая сила объектива, а с ней и степень резкости изображения начинают снижаться.
Поскольку же при репродуцировании мы имеем дело с плоским объектом и глубина резко изображаемого пространства для нас значения не имеет, диафрагмировать объектив следует не больше, чем до указанных выше пределов, чтобы получить максимально возможную резкость изображения. Иначе обстоит дело при репродуцировании с помощью насадочных линз. В этом случае объектив надо диафрагмировать по возможности сильнее, чтобы добиться наибольшей резкости по краям изображения. Правда, и в этом случае степень резкости в центре кадра несколько уменьшится, но зато она возрастет на его краях, что в данном случае наиболее важно. Выдержка при репродуцировании определяется опытным путем, т. е. с помощью пробных снимков, поэтому, чтобы не делать частых проб, полезно записать однажды найденные правильные выдержки для разных оригиналов, различных пленок и разных масштабов съемки для какой‑ нибудь определенной диафрагмы (лучше всего для диафрагмы 8). Тогда при последующих съемках можно будет просто пользоваться этими записями. Разумеется, что условия освещения оригинала при этом не должны сильно изменяться. Надо пользоваться одними и теми же лампами, устанавливая их по возможности на одном и том же расстоянии от оригинала. При съемке штриховых оригиналов важно повысить контраст изображения. Для этого существуют разные средства: применение контрастных пленок, некоторое перепроявление негатива, использование фотобумаг с высокой контрастностью. Но известную роль играет и выдержка. При такой съемке лучше немного недодержать, чем передержать. При передержках от белых мест оригинала могут возникнуть ореолы (вредные отражения в слое пленки), отчего тонкие черные линии могут оказаться на негативе засвеченными и пропадут. При съемке тоновых оригиналов одинаково вредны и передержки и недодержки. Здесь надо стараться определить выдержку правильно. Несколько слов о подборе фотопленок. Различные по расцветке и характеру исполнения оригиналы требуют применения различных пленок. По цветности все оригиналы делятся на одноцветные и красочные. К числу первых относятся оригиналы, исполненные каким‑ либо одним цветом на одноцветном или белом фоне; черно‑ белые фотоснимки, рисунки, исполненные карандашом или тушью, печатный текст, чертежи, гравюры и т. п. Красочными называются оригиналы, исполненные разными цветами: картины, цветные фотоснимки, плакаты, этикетки, открытки, многоцветные почтовые марки и т. п. По характеру исполнения различают оригиналы штриховые и тоновые, или полутоновые. Штриховыми называются оригиналы, выполненные четкими линиями и штрихами: рисунки тушью, чертежи, печатный текст и т. п., одним словом, оригиналы, не имеющие переходных тонов (полутонов). Все прочие оригиналы, в которых наряду с черными и белыми тонами имеются промежуточные серые, относятся ко второй группе и называются полутоновыми (например, фотоснимки). Сюда относятся также карандашные и акварельные рисунки и картины, выполненные пастелью, масляными красками и т. п. Чаще всего вам, вероятно, придется репродуцировать черно‑ белые штриховые оригиналы. Для этого вообще пригодны любые пленки и не требуются никакие светофильтры. При этом для четкой передачи тонких линий и штрихов более всего подходят мелкозернистые пленки с повышенной контрастностью, например пленки типа М3 или позитивные. Красочные оригиналы, как штриховые, так и полутоновые, требуют применения пленок типа «Фото» и светофильтров. На таких же пленках следует снимать и черно‑ белые полутоновые оригиналы, но без светофильтров. Подбор светофильтров по цвету зависит, с одной стороны, от расцветки оригинала, а с другой – от того, насколько правильно требуется передать черно‑ белой шкалой тонов соотношение цветов оригинала. В большинстве случаев высокой точности здесь не требуется, поэтому цветные оригиналы можно отлично воспроизвести на пленках типа «Фото» любой светочувствительности без всяких светофильтров. Такие пленки сами по себе дают достаточно правильную цветопередачу. Но в некоторых случаях светофильтры крайне необходимы. Например, если снять без светофильтра черную надпись на темно‑ красном фоне или красную надпись на черном фоне, то на снимке надпись может слиться с фоном или будет плохо видна. Здесь необходим красный или хотя бы оранжевый светофильтр. Это даст возможность повысить на негативе плотность красного цвета, т. е. получить этот цвет на отпечатке более светлым по сравнению с черным. Здесь действует простое и легко запоминающееся правило: во всех случаях сочетания черного тона с каким‑ либо цветным следует применять светофильтр, близкий по цвету. Это же правило остается верным, если оригинал выполнен каким‑ либо цветным тоном на цветном фоне. В этом случае, в зависимости от того, к какому цвету подобран светофильтр, этот цвет получится на снимке светлее, чем при съемке без светофильтра.
Таблица 15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|