Человек в системе природы. Специфика проявления биологического и социального в человеке.
Человек относится к царству животных, так как он использует готовые вещества для питания, то есть гетеротрофен. Его клетки не имеют целлюлозных оболочек, нет хлоропластов- то есть состоит из типично животных клеток. Человек относится: К типу хордовых так как зародыш имеет хорду, жаберные щели в полости глотки, дорзальную (спинную) полую нервную трубку и двустороннюю симметрию тела. К подтипу позвоночных так как у него развивается позвоночный столб из позвонков, сердце на брюшной стороне тела, две пары конечностей. К классу млекопитающих так как он теплокровен, развиты млечные железы; из-за наличия волос на поверхности тела. К подклассу плацентарных: развитие детеныша внутри тела матери, питание плода через плаценту. С биологической точки зрения человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду узконосых. Представления о возникновении человека от обезьяноподобных предков существовали еще в глубокой древности. Однако основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Ч. Дарвин подчеркивал, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека - они как бы наши двоюродные братья. Человек — часть природы, имеет биологические свойства и подвластная биологическим закономерностям. Вместе с тем она — существо социальное, является носителем общественных характеристик и вне общества как человек не существует. Отсюда и возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке. Каждый человек уникальный, неповторимая. Эта уникальность обусловлена уже биологически, потому что неповторимой есть у каждого человека комбинация генов (за исключением однояйцевых близнят). Но она обусловлена и социально: неповторимый жизненный путь и опыт каждого человека и — что очень важно — способность к самоопределению.
Одна из особенностей биологии человека — высокая пластичность, приспособляемость, отсутствие жесткой привязанности к определенным условиям существования, естественного среды. Благодаря трудовой деятельности и социальным формам жизни, взаимной поддержке для человека теряют решающее значение процессы и законы естественного отбора. Вместо того такого значения приобретают социальные закономерности, развитие и преемственность в сфере материальной и духовной культуры, то есть того в самом деле человеческого мира, который мы создаем самые. Экспериментальное обоснование триплетного кода в опытах Ниринберга. Формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Закон умножения вероятностей в генетике. Применение. Эти исследователи изучали включение в белок меченых аминокислот под контролем искусственно синтезированной информационной РНК известного состава (в присутствии очищенных ферментных систем). При помощи фермента нуклеотидфосфорилазы Ниренберг приготовил синтетическую полиуридиловую кислоту (УУУУУ...). Когда эту искусственную информационную РНК добавили к системе очищенных ферментов, катализирующих синтез белков, началось включение в белок только одной аминокислоты — фенилаланина; лишь эту аминокислоту и содержал полученный полипептид. Из этого было ясно, что триплет УУУ служит кодоном для фенилаланина. В последующих экспериментах подобного же рода Ниренберг и Очоа показали, что полиадениловая кислота содержит код для лизина, а полицитидиловая — код для пролина. Дальнейшие опыты, в которых искусственными информационными РНК служили полинуклеотиды смешанного состава (например, поли-АЦ), выявили связь между рядом других сочетаний нуклеотидов и определенными аминокислотами.
Правило умножения гласит, что если какие-то события наблюдаются независимо друг от друга, то вероятность того, что два события будут происходить одновременно, равна произведению вероятностей этих событий. Вероятность образования гамет с рецессивным геном у родителей, гетерозиготных по этому гену, составляет 1/2 для каждого родителя. Вероятность «встречи» таких гамет с рецессивным геном при образовании зигот будет равна произведению вероятностей образования таких гамет у каждого из родителей, т.е. 1/2 х 1/2 = 1/4. Влияние фотопериодических факторов на сезонную адаптацию у простейших и многоклеточных, на ритмы рождаемости. Роль мелатонина. Климатогеографические особенности влияния фотопериодизма на жизнедеятельность. Полярная ночь и полярный день. Фотопериодизм (от фото... и период), реакция организмов на суточный ритм лучистой энергии, т. е. на соотношение светлого и тёмного периодов суток. Ф. присущ растениям и животным и проявляется в разнообразных процессах жизнедеятельности. Фотопериодические реакции животных контролируют наступление и прекращение брачного периода, плодовитость, осенние и весенние линьки, переход к зимней спячке, чередование обоеполых и партеногенетических поколений, миграции, развитие (активное или с диапаузой) и др. сезонные приспособительные явления Мелатонин принимает активное участие в сезонных перестройках жизнедеятельности организмов животных. Зимняя спячка, брачные игры, сезонные перелеты, миграции и линька - все это происходит с участием эпифиза. По-видимому, мелатонин регулирует наступление сезона размножения для того, чтобы потомство рождалось в благоприятное время, когда природные условия способствуют его выживанию. Этот гормон часто используется учеными для искусственного смещения периода половой активности у лабораторных животных. ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ - период времени продолжительностью более суток, когда на небе отсутствует Солнце. Южная граница полярной ночи в северном полушарии проводится по широте 73°5' северной широты. Максимальная продолжительность полярной ночи на Северном и Южном географических полюсах составляет около 178 суток.
ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ - период времени года, когда Солнце не уходит за горизонт. На полярных кругах Земли он длится один день, в более высоких широтах его продолжительность увеличивается, достигая максимума 186 суток на полюсах.
Оба этих явления связаны с Полярным кругом. Северный полярный круг - это воображаемая линия, опоясывающая Северный полюс. На этой линии один раз в год бывает полярный день и один раз - полярная ночь, а к северу от Полярного круга их продолжительность увеличивается.
Начало и продолжительность полярного дня и полярной ночи в разных населенных пунктах различны, они зависят от географической широты места. Билет 22 Клетка как открытая система. Организация потока вещества, энергии, информации в клетке. Специализация и интеграция клеток в многоклеточном организме. Биологические активные вещества синтезируемые клеткой и их значение для медицины. Клетка — открытая система, поскольку ее существование возможно только в условиях постоянного обмена веществом и энергией с окружающей средой. Жизнедеятельность клетки обеспечивается процессами, образующими три потока: информации, энергии веществ. Благодаря наличию потока информации клетка приобретает структуру, отвечающую критериям живого, поддерживает ее во времени, передает в ряду поколений. В этом потоке участвуют ядро, макро молекулы, переносящие информацию в цитоплазму (мРНК), цитоплазматический аппарат транскрипции (рибосомы и полисомы, тРНК, ферменты активации аминокислот). Позже полипептиды, синтезированные на полисомах, приобретают третичную и четвертичную структуру, и используется в качестве катализаторов или структурных белков. Также функционируют геномы митохондрий, а в зеленых растениях — и хлоропластов. Поток энергии обеспечивается механизмами энергообеспечения — брожением, фото — или хемосинтезом, дыханием. Дыхательный обмен включает реакции расщепления низкокалорийного органического «топлива» в виде глюкозы, жирных кислот, аминокислот, использование выделяемой энергии для образования высококалорийного клеточного «топлива» в виде аденозинтрифосфата (АТФ). Энергия АТФ в разнообразных процессах преобразуется в тот или иной вид работы — химическую (синтезы), осмотическую (поддержание перепадов концентрации веществ),электрическую, механическую, регуляторную. Анаэробный гликолиз — процесс бескилородного расщепления глюкозы. Фотосинтез — механизм преобразования энергии солнечного света в энергию химических связей органических веществ.
Дыхательный обмен одновременно составляет ведущее звено потока веществ, объединяющего метаболические пути расщепления и образования углеводов, белков, жиров, нуклеиновых кислот. Биологически активные вещества — гормоны, ферменты, адреналин, серотонин и т. д. Клетка как открытая система. “Открытость” заключается в постоянном обмене энергией, представляющим собой единство ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция – эндотермический процесс Диссимиляция – экзотермический процесс Поток вещества Реакции дыхательного обмена не только поставляют энергию, но и снабжают клетку строительными блоками для синтеза разнообразных молекул. Ими служат многие продукты расщепления пищевых веществ. Особая роль принадлежит циклу Кребса, т.к через этот цикл проходит множество углеродных соединений, которые являются промежуточными продуктами синтеза веществ клетки. Поток энергии Четыре известных механизмов обеспечения энергией: - Брожение - Фото и хемосинтез - Дыхание Суть дыхательного обмена заключается в расщеплении низкокалорийных органических веществ типа глюкозы, жирных кислот, аминокислот и использования высококалорийного АТФ. Энергия АТФ необходима для осмотических, химических, механических, регуляторных процессов. Главным органоидом дыхания является митохондрия. Поток информации Благодаря потоку информации клетка создает организацию, соответствующую критериям живого, сохраняет и поддерживает эту организацию во времени, несмотря на меняющиеся условия внешней сред, передает ее в ряду поколений. Короче говоря, поток информации это считывание информации с ДНК, т.е транскрипция и т.д. Не тот вопрос, который стоит зубрить, вспомнить что-нибудь мы сможем. Специализация и интеграция клеток: Клетки уходят на ткани, большинство функций которых известны. Клетки без специализации называются стволовыми или тотипотентными. Биологические активные вещества… Ну тут надо сказать, что большинство этих веществ принимает прямое или косвенное участие в метаболизме, регулирует его и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|