Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волго-вятский экономический район

Волго-Вятский экономический район имеет территорию 265,4тыс.кв. км. с населением 8,4 млн.чел.(5,5 % от РФ).

В состав Волго-Вятского экономического района входят Нижегородская и Кировская области, а также республики: Мордовия, Марий-Эл, Чувашия.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 31 чел/км2, но территория заселена крайне неравномерно: от 74 чел/км2 в Чувашии до 13 чел/км2 Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75 %. В областях русские, несомненно, составляют большинство. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8 % и 47,5 %), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8 %, что является одним из самых высоких показателей в Европейской части страны). По всей территории района расселились татары.

На социально-экономическое развитие Волго-Вятского района оказывают влияние как благоприятные факторы (географически выгодное положение, транспортная сеть, трудовые ресурсы, накопленный производственный потенциал, научная, конструкторская и опытно-экспериментальная базы), так и факторы негативного воздействия (дефицит топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, недостаточно рациональное использование накопленного производственного потенциала, трудовых ресурсов, недостаток мощностей строительных организаций, плохое состояние автомобильных дорог, напряженная экологическая ситуация). Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго-Вятского района

Из общей земельной площади района в 26,33 млн.га 51% занят лесами, из них 26% - леса хвойных пород. Запасы древесины составляют более 1,79 млн.куб.м.

Минерально-сырьевые ресурсы района представлены богатыми запасами торфа (во всех областях и республиках), фосфоритовыми рудами (Кировская область). Имеются месторождения поваренной соли (Нижегородская область) и нефти (Кировская область).

Волго-Вятский экономический район представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В структуре промышленного производства на долю машиностроения и металлообработки приходится 44,9%, что включает транспортное машиностроение, станкостроение и приборостроение, производство двигателей, инструментов и металлических изделий. Здесь выпускается продукция почти для всех видов транспорта - грузовые и легковые автомобили, автобусы, морские и речные суда, автомобильные моторы, дизели, краны и тормозное оборудование для железно- дорожного подвижного состава. Ведущую роль играет Нижегородский промышленный узел. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ». Эти заводы имеют связи по кооперации со многими предприятиями района. Некоторые заводы, входившие в объединение «ГАЗ», теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район также специализируется на авиационном машиностроении, в том числе и военном. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола.

В конце 1980-х гг. в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс представлен отраслями, ориентированными на собственные ресурсы фосфоритов (север Кировской области), но в большей степени на привозное сырье. Среди отраслей основной химии выделяется производство минеральных удобрений. На поступающей в район по трубопроводам нефти работают 2 крупных нефтеперерабатывающих завода (Кстово, Дзержинск), продукты которых, в свою очередь, вместе с приходящим сюда природным газом являются сырьем для нескольких предприятий органической химии.

Высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность района представлена производством аммиака, азотных удобрений (сульфат аммония, карбамид), каустической соды, синтетических смол и пластмасс, ядохимикатов, продуктов органического синтеза и переработкой пластических масс.

Химическая промышленность и машиностроение работают в основном на привозном сырье и топливе. Район полностью ввозит для внутреннего потребления уголь, кокс, нефть, газ, чугун.

Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность базируется на местном сырье. Лесопереработка значительно уступает машиностроению и химической промышленности по объему производимой валовой продукции, однако ее значение как для своего, так и соседних районов, особенно безлесного Поволжья, очень велико. Наиболее богата лесными ресурсами Кировская область. Лесной комплекс — один из ведущих в структуре хозяйства района. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. По выпуску бумаги Волго-Вятский район — третий в стране. Крупнейшие ЦБК расположены в Балахне, Волжске, Правдинске. Есть предприятия лесохимии (скипидар, кормовые добавки).

Среди других отраслей, представленных в району следует назвать черную металлургию (в основном передельные заводы в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске), легкую промышленность (большее развитие получили кожевенная и меховая отрасли, имеются текстильные предприятия). Особое место занимают художественные промыслы, развитые повсеместно: хохломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

 

 

Основные отрасли промышленности в Волго-Вятском экономическом районе представлены следующими видами и объемами продукции:

Сталь - 559 тыс.тонн

Прокат черных металлов - 588 тыс.тонн

Металлорежущие станки - 5,06 тыс.шт.

Автомобили - 285 тыс.шт.

Деревообрабатывающие станки - 1,85 тыс.шт.

Краны на железнодорожном ходу - 356 шт.

Спички - 998 тыс. ящиков

Бумага - 647,1 тыс.тонн

Картон - 169,6 тыс.тонн

Хлопчатобумажные ткани - 11,97 млн.кв.м

Льняные ткани - 11,80 млн.кв.м

Строительный комплекс Волго-Вятского экономического района обеспечен местными строительными материалами: цементным сырьем, гипсом, песком для строительных работ и строительным камнем.

Здесь производится:

Цемент - 3,0 млн.тонн

Сборные железобетонные конструкции - 4,1 млн.куб.м

Стеновые материалы - 2,6 млрд.шт. усл. кирпича

Строительный кирпич - 2 млрд.шт. усл. кирпича

По ряду стройматериалов (нерудные, мягкие кровельные материалы, сантехника) потребность строительства за счет местного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций - легких бетонов, деревянных, клееных, а также стальных конструкций, асбоцементных панелей.

Легкая промышленность Волго-Вятского экономического района представлена швейной, хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, кожевенно-обувной, меховой отраслями, народными промыслами. В структуре промышленности района в 1995 г. она составила 3,9% (в 1990 г. — 12%) и занимала второе место после машиностроения. В районе производятся хлопчатобумажные ткани (Чебоксары) на привозном хлопке, льняные (в Кировской и Нижегородской областях и в Мордовии) — на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производство размещается в Нижнем Новгороде, Кирове, Богородске, Йошкар-Оле, Слободском, Вахруши. Высокого уровня достигли художественные промыслы — изготовление декоративно-прикладных изделий из дерева («хохломская роспись»), резьба по дереву, искусство инкрустации, изготовление дымковской игрушки из глины (Киров), металлических художественных изделий, производство столовых наборов (Павлово), вышивка, поставленные в значительной степени на промышленную основу.

Пищевая промышленность района наряду с легкой в 1995 г. занимала второе место после машиностроения. Производство продуктов питания в ВВЭР в целом не полностью удовлетворяет спрос, в расчете надушу населения находится ниже среднего уровня по Российской Федерации. Размещена пищевая промышленность по территории района повсеместно, включает в себя мясную, маслодельную, крупяную, заготовку грибов, лесных ягод.

Сельскохозяйственное производство имеет многоотраслевой характер.

Общая земельная площадь района 13,6 млн га, из них сельскохо­зяйственных угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий райо­на, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%.

Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — пред­ставлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины по­севных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные — гречиха, просо.

Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство размещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются по­севы кукурузы.

Животноводство ВВЭР представлено скотоводством (мясо-молоч­ного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцевод­ством, свиноводством, а также кролиководством, птицеводством и пче­ловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

Количество фермерских хозяйств, функционирующих в регионе, невелико, средний размер земельного участка 28 га. Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население продовольствием и пи­щевую и легкую промышленность сырьем.

Транспортная система Волго-Вятского района включает все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный и трубопроводный. В районе эксплуатируется 3551 км железных дорог, в том числе 1755 км электрифицированных, свыше 35 тыс.км автомобильных дорог с твердым покрытием, 3,9 тыс.км речных путей. На 10 тыс.кв.км территории приходится 135 км железных дорог и 877 км автодорог с твердым покрытием. Грузооборот всех видов транспорта составляет около 200 млрд.тонн/км, большая часть перевозок приходится на транзит.

Территорию Волго-Вятского района пересекают железнодорожные магистрали: Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург - Владивосток, Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Рязань - Рузаевка - Самара. Выход на Печорскую дорогу дает линия Вятка - Котлас. По протяженности и густоте железных дорог район уступает Центру и Поволжью. Работа железных дорог тесно сочетается с работой речного транспорта. На территории Волго-Вятского района расположена часть Горьковского и Чебоксарского водохранилищ, среднее течение реки Волги с притоками Сурой, и Ветлугой, река Вятка. Водные пути судоходны от 180 до 200 дней в году.

Автомобильный транспорт по количеству перевозимых грузов в 2 раза превышает перевозки железнодорожного и речного транспорта вместе взятых. Почти все райцентры региона связаны с областными и республиканскими центрами автодорогами с твердым покрытием за исключением Кировской области (такой связи не имеют 7,7% райцентров).

Воздушное сообщение обеспечивается через аэропорты Нижнего Новгорода, Саранска, Чебоксар, Вятки, Йошкар-Олы. Здесь же расположены таможни.

Уровень развития средств связи в Волго-Вятском районе невысокий. Телефонная и телеграфная сеть района не отвечает современным требованиям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...