Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев
–
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний)
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей)
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке)
Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания)
Всего по разделу
Максимум по разделу
Раздел 2. Информационное обеспечение
Критерии оценки
Да
Частично
Нет
Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели
–
Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь)
–
Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет)
Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент
Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио)
Целесообразность использования ИКТ
Всего по разделу
Максимум по разделу
Раздел 3. Организация деятельности учеников
Критерии оценки
Да
Частично
Нет
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности
Есть технологическая карта урока
Всего по разделу
Раздел 4. Педагогические технологии
Критерии оценки
Да
Частично
Нет
Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)
–
На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах_________________________________________, _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
(подчеркнуть нужное или дописать)
Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие________________________ _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
)
На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников
Всего по разделу
Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия
Критерии оценки
Да
Частично
Нет
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки
–
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла
Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям
Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)
Всего по разделу
Максимум по разделу
Рекомендации по использованию оценочного листа
Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.
Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.
По каждому из пяти разделов определены критерии и обозначен количественный уровень оценки – в зависимости от представленности критерия в деятельности учителя и учеников. Большинство критериев при оценивании имеют равный вес: если критерий представлен полностью – 2 балла, частично – 1 балл, не представлен – 0 баллов. При этом несколько критериев имеют особую значимость при определении соответствия урока требованиям ФГОС (см. разделы 1, 2, 5), их наличие оценивается 3 баллами, частичное присутствие – 2. Есть также критерии «обратного» характера: их наличие оценивается 0 баллов, частичное присутствие – 1 баллом, отсутствие – 2 (см. разделы 3, 4, 5).
Раздел 1. Целеполагание
Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.
Критерии оценки
Характеристики критериев
Учитель объявляет цель урока
Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика
Если цель урока понятна ученику, это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников
Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками
Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации
Цели урока диагностичны, измеряемы
Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки
Раздел 2. Информационное обеспечение
Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения.
Критерии оценки
Характеристики критериев
На уроке используются традиционные информа-ционные материалы (учеб-ник, рабочая тетрадь)
Наличие одного источника информации уменьшает возможности для создания учебных ситуаций, в которых ученику приходится осуществлять самостоятельную познавательную деятельность
На уроке используются справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники)
Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных со сравнением, сопоставлением, оценкой
На уроке используются электронные учебные ма-териалы и ресурсы Интер-нет
Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с самостоятельным поиском информации
Источником информации становятся личные на-блюдения учеников, опыт, эксперимент
Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с исследовательской деятельностью, организацией эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов
На уроке используются материалы разных фор-матов (текст, графика, видео, аудио)
Наличие различных информационных источников не только позволяет стимулировать познавательную деятельность и развитие метапредметных компетентностей, но и дает возможность ученику выбирать типы информации, соответствующие его индивидуальным особенностям
На уроке создаются ситуации, в которых ученики сопоставляют данные, делают обобщение, дают оценку
Ориентация на решение метапредметных задач обучения
Целесообразность использования ИКТ
Использование ИКТ может быть как формальным, иллюстративным (презентация как сопровождение лекции учителя), так и способствовать организации активной познавательной деятельности