Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела

 

Расследование по уголовному делу связано с проведением в действие сложного и объемного механизма, всего арсенала обеспечивающих его средств принуждения. Последовательно обеспечивая охрану гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, законодатель допускает ведение расследования только в тех случаях, когда уже имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. С другой стороны, нельзя допускать, чтобы какие-то общественно-опасные деяния остались без расследования и надлежащей правовой оценки. С целью обеспечения обоснованности начала расследования и полноты охвата этой деятельностью всех случаев преступлений в уголовном процессе сконструирована стадия возбуждения уголовного дела [18, с. 7].

Возбуждение уголовного дела – понятие сложное, многогранное, имеющее несколько смысловых значений, отражающих существо данного понятия с разных сторон.

Так Б.С. Тетерин отмечает, что возбуждение уголовного дела является первоначальной стадией уголовного процесса, которая предшествует дознанию и предварительному следствии [36, с. 5]. С.А. Колосович и Е.А.Зайцева расширяет данное понятие, отмечая, что возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, в которой компетентный государственный орган в регламентированном законом порядке, получив информацию о деянии, содержащем признаки преступления, принимает решение о начале производства по уголовному делу.

Автором, на основе анализа вышеуказанных и других определений, предлагается под возбуждением уголовного дела понимать:

- уголовно-процессуальный институт, нормы которого определяют условия, порядок и иные обстоятельства уголовного дела;

- отдельный процессуальный акт (однократное процессуальное действие), выражающийся в вынесении надлежащими должностными лицами решения о том, что по данному конкретному общественно опасному деянию начинается уголовное дело;

- уголовно-процессуальная стадия, в ходе которой решаются вопросы, связанные с рассмотрением и разрешением первичных сведений о преступлении и возникают общественные правоотношения.

Возбуждение уголовного дела представляет собой "совокупность процессуальных норм, устанавливающих порядок решения вопроса о возбуждении уголовного дела" [26, с. 5]; "нормы, регулирующие производство предварительной проверки" [23, с. 11], а также совокупность правовых норм, регламентирующих порядок приема, рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлении. Помимо отмеченного к данному институту следует относить ряд норм, определяющих порядок осуществления прокурорского надзора; контроль за соблюдением конституционных прав граждан (обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в суд); ведомственный контроль (правомочно ли лицо проводить предварительную проверку и принимать окончательное решение) и т.д.

Особенностью возбуждения уголовного дела является существование в нем двух самостоятельных форм.

Во-первых, возбуждение уголовного дела возможно на основе норм, содержащихся в главах 19 и 20 УПК РФ.

Во-вторых, существенную особенность имеет возбуждение дел частного обвинения.

Возбуждения уголовного дела берет свое начало в истоках советского уголовного процесса [34, с. 5]. Однако, каким является возбуждения уголовного дела в настоящее время, было не всегда. К примеру, в 1917 г. еще не был урегулирован вопрос о приеме заявлений о преступлениях.

То же самое можно было отметить и в отношении процессуальной формы акта возбуждения уголовного дела или отказа в таковом. Вместе с тем, даже в условиях отсутствия каких-либо нормативных указаний, многие местные следственно-судебные учреждения с первых же дней своей деятельности оформляли эти акты постановлением [20, с. 16 – 17].

На сегодняшний день вынесение постановления о возбуждении уголовного дела является неотъемлемой частью процессуальной формы возбуждения уголовного дела (ст. 146 УПК РФ).

Законодатель не остановился лишь на указании о необходимости вынесения постановления, детально регламентировав содержательную сторону данного акта. Об отказе в возбуждении уголовного дела так же должно быть вынесено мотивированное постановление.

Акт возбуждения уголовного дела имеет, прежде всего, значение юридического факта, влекущего для органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания обязанность тщательно расследовать данное дело, раскрыть преступление (если оно имело место) и изобличить виновных [20, с. 49].

Принятию решения о вынесении такого акта либо вынесению постановления об отказе в возбуждении уголовного дела предшествует выполнение предусмотренных законом действий и составление процессуальных документов: протокол устного заявления; сообщение следователя органу дознания о необходимости принятия оперативно-розыскных мер в ходе предварительной проверки; направление сообщения по подследственности или подсудности; протокол осмотра места происшествия.

Что касается возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии, то настоящий вопрос подлежит разъяснению с тех позиций, что данному этапу уголовного судопроизводства присущи все признаки, характерные для стадии уголовного процесса. В.Н. Григорьев характеризует ее, отмечая характерные признаки стадии уголовного судопроизводства, следующим образом:

- ее не может миновать ни одно уголовное дело;

- она имеет такую непосредственную задачу, невыполнение которой препятствует дальнейшему развитию процесса;

- характеризуется спецификой характера и положения субъектов уголовного процесса;

- завершается процессуальным актом, в котором определяется дальнейший ход всего производства в целом [18, с. 8].

Данные признаки стадии характеризуют ее, по нашему мнению, в широком понимании.

Более узко раскрывает характерные признаки стадии возбуждения уголовного дела, как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства, П.А. Лупинская:

- она имеет свои временные границы (со дня поступления указанного в законе сообщения до принятия решения в установленный срок – не более трех суток (ст. 144 УПК). Этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа, начальником органа дознания, при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководителем следственного органа по ходатайству следователя, а прокурором по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК));

- содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствующего решения, обусловленного задачей данной стадии;

- целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т.е. установление законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установление процессуальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела;

- задачами данной стадии являются прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;

- данную стадию характеризует и круг субъектов правоотношения, а именно, инициатор сообщения о преступлении (т.е. лицо, официально заявившее о преступлении – заявитель) и дознаватель, орган дознания, следователь, обязанные принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК);

- в процессе осуществления деятельности в данной стадии возникают, развиваются и завершаются правоотношения только между указанными субъектами этой деятельности, процессуальные отношения между иными лицами в данной стадии законом не регламентированы и, следовательно, не допустимы (например, недопустимо требовать представления объяснений от лица, которое указано в заявлении, как лицо, совершившее преступление);

- для проверки сообщения о преступлении могут быть применены такие средства, как проверка данных о заявителе, его документов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступлении, истребование из средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию. В качестве исключения закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень – это осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы;

- юридическим фактом, вызывающим правоотношения в данной стадии, является повод, указанный в законе; юридическим фактом, завершающим правоотношения в данной стадии, и вызывающим возникновение новых уголовно-процессуальных отношений, является юридически зафиксированный в постановлении о возбуждении уголовного дела вывод должностного лица о необходимости проверки процессуальными средствами (в форме дознания или следствия) предположения о существовании уголовно-правового отношения (т.е. факта совершения преступления) либо его вывод об отсутствии такого правоотношения, зафиксированный в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела [37, с. 11].

Как уже было отмечено выше, возбуждение уголовного дела как самостоятельная стадия уголовного процесса имеет свои конкретные цели. К этим целям В.С. Зеленецкий относит: констатацию совершения преступления и реальное наличие негативных уголовно-правовых отношений; создание условий для раскрытия преступлений; обеспечение реализации уголовной ответственности лица, совершившего преступление; уголовное преследование преступника; обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевшего; реабилитацию невиновного в совершении преступления лица; восстановление нарушенного преступлением режима законности в конкретном регионе страны; возбуждение дознания или предварительного следствия, создание условий, обеспечивающих всесторонность, полноту и объективность расследования, достижение истины [21, с. 29 – 43].

В связи с этим трудно согласиться с Ю.В. Деришевым в том, что деятельность в стадии возбуждения уголовного дела носит административный

Характер [50, с. 36].

На наш взгляд, справедливо указано В.П. Божьевым, "что до возбуждения дела должностное лицо, получив сообщение, обязано в определенный срок решить вопрос о возбуждении дела; заявитель вправе обжаловать принятое решение, а прокурор обязан своевременно рассмотреть эту жалобу и т.п. До возбуждения дела представитель власти может провести проверочные действия в течение установленного законом срока, и то и другое происходит в рамках уголовно-процессуальных правоотношений"[13, с. 78].

Если принять другую позицию, то лишаются смысла все требования уголовно-процессуального закона, регулирующие деятельность в рамках начального этапа процесса. И, как правильно указывал Н.П. Кузнецов, "мы неизбежно придем к выводу, что стадия возбуждения уголовного дела, по существу, находится за рамками уголовного процесса, поскольку в ней якобы отсутствуют уголовно-процессуальные отношения, не осуществляется уголовно-процессуальная деятельность" [24, с. 8].

Перед первоначальным этапом стоят самостоятельные задачи. Деятельность по возбуждению дела осуществляется компетентными лицами, протекает в определенных условиях и в специфических процессуальных формах. Сопряженное с применением мер процессуального принуждения и производством следственных действий, расследование проводится только в случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления [18, с. 7].

Существует точка зрения, в соответствии с которой возбуждение уголовного дела не является самостоятельной стадией и поэтому от нее необходимо отказаться. Обосновывается данное утверждение надуманностью данной стадии. Автор предлагает вернуться к такой форме расследования преступлений, как досудебное производство (которая сочетала бы в себе возбуждение уголовного дела и предварительное расследование), существовавшей в дореволюционной России.

Законодатель не учел пожелания ученых-процессуалистов и в УПК РФ оставил раздел с названием "Возбуждение уголовного дела". Подобная позиция законодателя представляется оправданной, т.к. первая стадия уголовного процесса призвана решить ряд задач, от которых будет зависеть успех дальнейшего расследования преступления.

Задачами стадий возбуждения уголовного дела являются:

- прием, рассмотрение, а в необходимых случаях и дополнение нужными сведениями первичных материалов о преступлении;

- выяснение обстоятельств, исключающих производство по делу;

- предотвращение или пресечение преступления;

- закрепление следов преступления.

- Решение этих задач достигается при осуществлении определенных процессуальных действий.

Вместе с тем представляются недостаточно урегулированными те положения УПК РФ, которые регламентируют собирание уголовно релевантной (значимой) информации, а также права и обязанности лиц, являющихся участниками данной стадии.

Так, например, отсутствует четкая регламентация способов проверки сообщений о преступлении; не определены пределы прав лиц, проводящих проверку; отсутствуют уголовно-процессуальные санкции в отношении лиц, отказавшихся предоставить запрашиваемые сведения и т.п.

Процессуальные действия, совершаемые следователем, дознавателем на стадии возбуждения уголовного дела, порождают систему уголовно-процессуальных отношений.

Конкретное поведение лица, участвующего в этой стадии, по отношению к другим таким лицам основывается на законе и регулируется им. Уголовно-процессуальные отношения здесь устанавливаются между всеми лицами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства.

Так, например, правоотношения на стадии возбуждения уголовного

дела могут возникать: между заявителем и органами расследования; потерпевшим и судом, по делам частного обвинения; между органами расследования и судом; между следователем и специалистом.

Правоотношения между заявителем и органом (лицом), имеющим право возбудить уголовное дело либо отказать в таковом возникают с момента подачи заявления. Отсутствие правоотношений после подачи заявления заявителем влекло бы нарушение права на обжалование постановления об отказе в возбуждении дела, что противоречит существующему порядку (ч. 5 ст. 148 УПК РФ).

Субъектами уголовно-процессуальных отношений на стадии возбуждения уголовного дела выступают: заявитель о преступлении (гражданин, учреждение, предприятие или организация), орган дознания, следователь, прокурор или судья (по делам частного обвинения) [13, с. 223].

Ю.Н. Белозеров и П.Г. Марфицин считают, что на данной стадии круг субъектов несколько шире. Исходя из правового статуса лиц, вовлекаемых в уголовно-процессуальные отношения они выделяют следующих участников стадии возбуждения уголовного дела: заявитель; пострадавший; лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела; лицо, явившееся с повинной; специалист; представитель пострадавшего; переводчик; понятой; лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению; лицо, задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным.

Таким образом, положения, рассмотренные выше, позволяют сделать вывод о том, что возбуждение уголовного дела – это первая самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, порождающая процессуальные отношения между заявителем о преступлении и органом (должностным лицом), уполномоченном при наличии определенных условий принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе таковом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...