Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Город Вытегра - достопримечательности




С 1710 года стала известна деревня Вянги, находящаяся на речке Вянге, впадающей в Вытегру. Через деревню проходил торговый путь из Архангельска в Санкт-Петербург. С 1773 года поселение было преобразовано в город Вытегру по названию реки.

На правом берегу находится центр города. Здесь расположена торговая площадь со старинными невысокими домами. Недалеко на проспекте Ленина - Воскресенский собор, построенный в 1796-1800 гг. Ранее это был пятиглавый собор с трапезной и возвышающейся над собором колокольней со шпилем. В советское время храм был частично разобран и использовался как Дом культуры водников.

Рядом, в основном - каменные двухэтажные дома и деревянные дома на каменном цоколе. В левобережной части города, на Красной Горке, - массивная пятиглавая с колокольней Сретенская церковь. Долгое время в ней находился краеведческий музей. В настоящее время в храме проходят службы. Недалеко - деревянная Исаакиевская часовня, перевезенная с Беседной Горы.

Яндекс.ДиректВсе объявленияМорские круизы от Бриза Средиземное море от 14970р, круизы из СПБ. Азиатские круизы. Русские группыАдрес и телефон breeze.ru

В 7 км от Вытегры, в селе Анхимово, на бывшем Вытегорском погосте, находится пятиглавая церковь Спаса Нерукотворного. В 18 км от Вытегры по Ленинградскому шоссе - деревянная церковь Богоявления 1733 года и каменная Знаменская церковь 1810 года.

Можно посетить Вытегорский районный краеведческий музей, в котором представлены экспозиции о дореволюционной жизни края и становлении советской власти, восстании крестьян в 1918 году и советско-финской войне.

Интересна и познавательна для детей и взрослых экскурсия в Музей на базе подводной лодки Б440 образца 1970 года. Здесь есть пояснения к оборудованию. Многие экспонаты можно потрогать. Играет патриотическая музыка. В центре города расположен деревянный шлюз Мариинской системы, сохранившийся с 1810 года, когда соединили реки Ковжу и Вытегру.

В настоящее время шлюз пришел в упадок. Интересен памятный обелиск в честь Мариинской водной системы, установленный у начала камеры сооружения. Рядом со шлюзом находится музей водных путей севера - филиал Вытегорского краеведческого музея. На площади Победы установлен памятник воинам-вытегорцам. В городе Вытегре открыт Дом-музей поэта Н.А. Клюева, который здесь жил и работал.

 

Справочная информация
Население 1992 г. 12,9 тыс.чел
1979 г. 11,9 тыс.чел
1926 г. 5,1 тыс.чел
Год основания известен с 1710 как Вянгинская пристань
Код города (тел)  
Расположение на берегах реки Вытегры (Волго-Балтийский канал) в 15 км от Онежского озера
Расстояние 820 км к северо-западу от Вологды    
Как добраться круизы по Волго-Балтийскому каналу, например Москва - Санкт-Петербург; автобусы    

Горицы

 

Удивительно красивое место: холмы, леса, разлив Шексны, живописные острова на ней. И монастырь, гармонично вписывающийся в грандиозную и прекрасную панораму природы. Место для монастыря было выбрано не случайно. Гора Маура — не только живописна. Она господствует над водными просторами и лесами. С нее хорошо видно Сиверское озеро с Кирилло-Белозерским монастырем. Горицкий монастырь был основан не в пустынной местности. С его возникновением стало расти и село Горицы, впервые упоминаемое в письменных источниках под названием Древняя Гора в XVI веке. Вверх и вниз по обоим берегам извилистой Шексны уже стояло множество деревень. Вологодский историк В.С.Кондратьев насчитал в Кирилловском районе 85 селений XII-XV веков, больше, чем в любом другом районе области! ^о многих деревнях стояли деревянные церкви и часовни. Вблизи Гориц, на Мауре до сих пор сохранился большой валун. На валуне отчетливо видна вмятина своеобразной формы. По монастырским источникам — это след ноги преподобного Кирилла. Окрестности горы Мауры давно полюбились художникам. Известны картины не только мастеров прошлого и начала нынешнего века (А.В.Маковский, И.Первухин), но и современников. Полотно «Русь» Илья Глазунов написал в 1968 году под впечатлением увиденного со склонов Мауры. Его картина «Русский Север» того же года навеяна Горицким пейзажем. ГОРИЦКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ Многие знают о Горицах и местном, древнем монастыре, что в семи километрах от Кириллова. Можно с полной достоверностью утверждать: это место — уникальное, такого на Вологодской земле больше нет. Здесь сами камни вопиют о судьбе русской женщины, о страстях человеческих, тайнах, падениях и взлетах. Здесь переплелись судьбы множества удивительных русских женщин. Обитель основывалась княгиней Евфросиньей Старицкой, как место душевного успокоения и служения Богу. В 1544 году здесь был возведен на вклад семьи Старицких соборный храм Воскресенья. По существу, история Гориц — это трагедия, начавшаяся со времени основания обители. Октябрьской ночью 1569 года в монастырь ворвался отряд опричников Ивана Грозного. Взяв Евфросинью и ее келейницу и сенных девушек, опричники, не дожидаясь утра, погнали плачущих и полураздетых пленниц к реке Шексне. Здесь началась дикая расправа. Двадцать женщин постреляли из пищалей и порубили саблями. Тела их, искрошенные на куски, отдали на съедение собакам. Саму княгиню Евфросинью засунули в мешок с камнями и бросили в воду.Чем была вызвана эта трагедия? Она явилась кровавым следствием «большой политики», ставкой царя на террор. Иван Грозный избрал в качестве жертв, своих близких родственников Старицких, чтобы затем приступить к расправе над другими неугодными лицами. Безусловно, Старицкие были людьми неугодными. Боярская оппозиция предпочитала видеть на троне именно одного из Старицких — Владимира, двоюродного брата царя. Но он был безвольным человеком, не борцом, не заговорщиком. Главным своим противником Иван Грозный считал княгиню Евфросинью, мать Владимира, женщину властную, стойкую, непокорную, тщеславную, сильную. Потому она и была насильно пострижена по приказу царя в монахини под именем Евдокии и сослана в основанный ею Горицкий монастырь. Так в 1563 году она и оказалась в этих местах. Евфросинья-Евдокия была натурой одаренной, художественной. Она великолепно вышивала и содержала целую мастерскую искусных вышивальщиц, где создавались настоящие художественные произведения. Политику она оставила, гордыню смирила. Напрашивается мысль: Евфросинья Старицкая и Иван Грозный уже выбрали разные пути. Она обратилась к божественному. Он же впадал все более в душевную тьму. С осени 1568 года Иван Грозный под влиянием слухов о боярских заговорах и опасаясь мора, все больше и больше времени проводил в Александровской слободе и на Вологде. Что-то непостижимое было в этом человеке, его невероятном лицемерии — даже перед самим собой. Царь вроде искренне тяготился шапкой Мономаха и хотел бы стать простым монахом Кириллова монастыря. Будучи в Кириллове на богомолье, царь пригласил в уединенную келью несколько старцев и в глубокой тайне поведал им о своих сокровенных помыслах. Ему поверили. Для царя даже срочно приготовили особую келью. Ждали: вот-вот примет постриг. Царь истово каялся в послании в Кириллов монастырь в своих грехах: «Сам бо всегда в пианстве, в блуде, в прелюбодействии, в скверне, во убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе». А вместе с покаянием готовил чудовищный процесс над Старицкими. Владимира обвинили в попытке отравить царя. Царь лицемерно заявил, что не хотел бы проливать родственную кровь. И потому князю, а также его жене и малолетним детям присудили самим выпить яд’ Тщетно, рыдая, они пытались доказать свою невиновность. Рядом с ними уже стоял главный палач — Малюта Скуратов. И они сами испили смертную чашу. Расправившись с семьей Старицких, царь послал отряд опричников уничтожить свою тетку Евфросинью. Нападение на женский монастырь считалось величайшим грехом. Теперь уже было «все дозволено». И ужас дьявольского террора обрушился на Русь. А царь все еще делал вид, что собирается пойти смиренным монахом в Кириллов монастырь. Но вместо того ссылал в Горицы надоевших ему жен. Монастырь по существу стал местом ссылки московских красавиц и жен Ивана Грозного. В 1572 году Иван Грозный решил женится в четвертый раз.Но четвертый брак запрещался церковью. И вот тогда был созван Собор святителей — митрополит, архиепископы, епископы, игумены. Царь смиренно молил их о разрешении ему четвертого брачного союза. Иван IV плакал и каялся, уверял, что он — несчастнейший человек. И как исключение, четвертый брак ему был разрешен. Иван Грозный женился на восемнадцатилетней Анне Колтовской. Через год царь предпринимает попытку «добавить» к молодой жене еще одну «супружницу» — уже безо всякого разрешения, Марию Долгорукую. Она была совсем беззащитна, из опальной семьи, где были кто казнен, кто пытан, кто сослан. Царь стал двоеженцем. Но жизнь Марии Долгорукой закончилась на второй день после брака: Грозный, узнав, что его невеста прежде супружества потеряла девство, приказал «затиснуть» ее в колымагу, повезти на бешеных конях и опрокинуть в воду. С «законной» женой Анной царь прожил еще два года. И отправил в Горицы. В монахинях она под именем Дарьи прожила 54 года. А царь продолжал жениться — в пятый, шестой, седьмой раз. В 1580 году царь пленился дивной молодой красавицей Марией Нагой. Об ее красоте слава шла по всей Руси. И самодержец возжелал взять ее в жены — восьмой по счету. Тщетно молодая красавица умоляла отца, боярина Федора Нагого, не отдавать ее за царя — старика. Отец был бессилен перед деспотом. И уже на второй год супружества, когда Мария была беременна, царь начал свататься к племяннице английской королевы Елизаветы Марии Гастингс. Брак с англичанкой не состоялся. А в начале 1584 года здоровье Ивана Грозного резко ухудшилось. Началась агония. Царь умирал в муках и страхе. И многие преступления томили его. В ужасе он уже написал свое последнее предсмертное послание в Кириллов монастырь. «Ног Ваших касаясь, князь великий Иван Васильевич челом бьет» — так униженно писал он монахам и просил их молиться об избавлении «от настоящей смертной болезни». Все напрасно. Мучаясь и ужасаясь, умер царь. Рок тяготел над Марией Нагой и после смерти царя. Ей выпала трагическая судьба, которая потрясла не только ее, но и всю Русь. 15 мая 1591 года в Угличе погиб ее сын Дмитрий. Борис Годунов отправил в ссылку царицу Марию под именем Марфы за то, что якобы недоглядела за сыном. Сначала в монастырь на Выксе близ Череповца, затем в Горицы. В память о своем сыне Мария возвела Придел в Горицах при Воскресенском соборе. В Горицах над могилами Евдокии (Евфросиньи Старицкой) и ее родственницы Александры (княгини Юлианны) впоследствии, в XIX веке, был возведен монументальный Троицкий собор. * * * Еще одна знаменитая русская красавица в Смутное время попала в Горицы — дочь Бориса Годунова, царевна Ксения. Она была добра и чиста, образованна и талантлива, прекрасно вышивала. Лжедмитрий при занятии Москвы своими сторонниками приказал умертвить всю семью Годуновых, лишь Ксению оставил для себя — «да насладиться красоты ея». Расстрига надругался над плененной, беззащитной царевной и, лишь всласть натешившись, отправил ее в Горицы. А в 1612 году Горицкий монастырь подвергался нападению польско-литовских банд, бродивших по Руси. Кириллов монастырь тогда выстоял, а беззащитные Горицы подверглись разграблению и осквернению. Но уже шли по Руси железные полки Минина и Пожарского, мечом вычищая весь этот сброд, терзавший Русь. Гнали и били их по всему Северу. Возрождалась измученная страна. Возродился после разорения уже в 1613 году и Горицкий монастырь. В Москве утвердилась новая царская династия — Династия Романовых. * * * Трагедией Горицкого монастыря стало то, что он был насильно превращен в место заточения и ссылки многих знатных русских женщин. Вот одна из таких историй. В 1739 году в Горицы была привезена молодая девушка, имя которой никогда не называлось. Ее держали под строжайшим и унизительным надзором. Но она проявляла гордость и неповиновение. Когда однажды игуменья замахнулась на нее посохом, узница с вызовом заявила ей: «Ты должна уважать свет и во тьме. Не забывай, что я — княжна». Не встал^ на колени и перед приехавшим в Горицы губернатором, и за это окно ее кельи было забито досками. Она жила в полной темноте, но так и не покорилась. Это была княжна Долгорукая. Лишь императрица Елизавета в 1740 году освободила ее из заключения, вернула ей почести и богатство. Многие тайны хранят Горицы и, вероятнее всего, они так и останутся нераскрытыми. * * * Множество трагедий, страданий на протяжении двух с половиной веков, упадок и запустение, а потом, как награда за все трагическое, страшное и страдальческое, за все выплаканные и невыплаканные женские слезы здесь — внезапный расцвет обители, благополучная жизнь на протяжении столетия. Но все обрывается трагической нотой — террором большевиков, гибелью монастыря. С самого основания обитель была достаточно состоятельна. Даже Иван Грозный, совершивший преступление здесь, оказывал монастырю различные милости. Это делали и другие цари. Но постепенно монастырь хирел. К началу XIX века переживал упадок. Казалось, вот-вот он закроется. Но в 1810 году обитель, терпящую бедствие, возглавила игуменья Маврикия. В миру Мария Ходнева, белозерская помещица, она приняла постриг в 1801 году и, став игуменьей, за короткий срок сумела возродить монастырь, который стал одной из самых выдающихся и знаменитых женских обителей в России. Император Александр I пожаловал монастырю новые земли, и обитель завладела красивейшим местом — горой Маурой. В Горицы приезжали фрейлина императрицы Параскева Хованская и княжна Варвара Долгорукая. Много сделала для монастыря и вдова генерала Готовцева, ставшая церковной писательницей и основавшая по его подобию монастырь под Санкт-Петербургом. Многие замечательные вологжанки жили здесь. Александра Клементьева, богатая вологодская дворянка, после смерти любимого мужа навсегда переехала сюда, вложила в монастырь все свое огромное состояние и привезла с собой трех дочерей. Все они стали монахинями, а одна из них, Арсения, являлась впоследствии игуменьей обители. Здесь протекала высокая духовная жизнь. И царило благополучие. Было отлично поставлено хозяйство. Имелись свои стада. Масла, молока, сыра было так много, что их некуда было девать. Для этого были построены большие ледниковые погреба. Велось каменное строительство: были возведены больница и водопровод (им пользуются жители и сейчас). Имелся ряд мастерских с производством икон, шитых и тканых предметов одежды и убранства, обуви. Огромная хлебопекарня. Культура цветов: садовых и комнатных. Прекрасное полевое хозяйство и даже своя пристань на Шексне. Монастырь утопал в цветах. Здесь было необыкновенно красиво. Но уже надвигался трагический 1917 год и близилась гибель монастыря. Монастырь был закрыт в 1932 году. Монахинь выселили, а имущество частью описали и передали в музей, частью погубили. Во время Великой Отечественной войны монастырь был отдан под дом инвалидов. Инвалиды поумирали, поразбрелись по деревням, и дом этот закрыли. Кладбище монахинь и захоронения цариц и княгинь не сохранились. За пределами монастыря, на возвышенном мысу, слегка вдающемся в Шексну, расположена Введенская церковь с колокольней и домом причта. Построена она была в 1861 году, когда разросшееся вокруг монастыря село начало доставлять насельницам некоторые неудобства: в ближайшей округе на этой стороне Шексны церквей не было, и жители посещали монастырские храмы. Присутствие мужчин в женской обители было нежелательно — нужна была приходская церковь, которая и была выстроена вне стен монастыря. Действовала она в советское время дольше других и службы в ней проводились вплоть до 1941 года. Рядом с церковью находилось кладбище. Введенский храм — первый в Горицах, который был возвращен к своему первоначальному назначению. Первую службу в храме провел 20 июля 1994 года отец Алексий, настоятель одной из кирилловских церквей.

 

Кирилло-Белозерский монастырь Кирилло-Белозерский монастырь расположен на берегу озера Сиверское. Монастырь был основан во второй половине 14 в. белозерским монахом Кириллом, который уединился здесь в пещере для переписки священных книг и постепенно собрал вокруг себя последователей. Уже в 15 в. здесь были воздвигнуты первые каменные храмы, в том числе - Успенский собор - создание зодчего Прохора Ростовского. Сохранилась часовня, построенная еще при самом Кирилле. Кирилло-Белозерский монастырь - один из популярнейших музеев русской старины. Он стал еще интереснее, когда на его территорию стали свозить деревянные памятники русского зодчества из зоны затопления Волго-Балта.

Как и другие монастыри этой эпохи, монастырь играл роль окраинной военной крепости, опоры царской власти в отдаленной области и убежища на случай войны или внутренней смуты.

Аскетическая лесная пещера отшельника Кирилла, впоследствии названного чудотворцем, была забыта. На берегу Сиверского озера выросли поражающие великолепием храмы, кельи с удобствами, объемистые погреба и прочие хозяйственные постройки. Весь это каменный город был обнесен каменными стенами с восемью башнями. Эти стены оказались неприступными для отрядов польско-литовских интервентов в 1612 г.

Успенский собор знаменит не только своей архитектурой, но и внутренней отделкой (фрески Любима Агеева, 1641 г., чеканка по серебру, 1642 г.). Церковь Введения, церковь Гавриила и другие храмы, хозяйственные и жилые постройки приводят в изумление уровнем строительного искусства на Руси в те далекие времена. Среди сокровищ деревянного зодчества, собранных на территории монастыря, выделяется церковь Ризоположения, срубленная в 1485 г. Большой интерес представляют коллекции, выставленные в залах музея, размещенного в трапезной и келарской палатах: произведения прикладного искусства, оружие, древние рукописи, материалы археологических построек.

Ферапонтов монастырь в Вологодской области Ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области расположен в 20-ти км к северо-востоку от Кирилло-Белозерского монастыря и в 120 км к северо-западу от города Вологды. Обитель находится между двух озер - Бородаевского и Паского, которые соединяются речкой Паска. Является памятником истории федерального значения. С 2000 года Ферапонтов монастырь включен в список объектов Всемирного наследия Юнеско.

Яндекс.ДиректВсе объявленияКруизы на Валаам, Мандроги, Кижи Круизы на Валаам, Мандроги, Кижи и другие города из Санкт-Петербурга.Адрес и телефон fortuna‑travel.ru

Наиболее удобный способ попасть в Ферапонтов монастырь – во время речного круиза. Большиство теплоходов следующих по маршруту Москва – Санкт-Петербург делают остановку в селе Горицы. Отсюда туристов везут в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри на автобусе. Обратите внимание, что на посещение обителей отводится всего 2-3 часа. Вы, безусловно успеете насладиться прекрасными пейзажами и фресками, но чтобы более подробно ознакомиться с монастырем лучше остановиться в Кириллове на несколько дней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...