Культура архаического периода (VIII–VI вв. до н.э.).
Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (многобожие, вера во многих богов, находящихся в определенной иерархии). В литературе появляются рапсоды – сказители, которые перерабатывали созданные ранее тексты и составляли эпические поэмы. Таким рапсодом был Гомер . Начинает развиваться лирическая поэзия, зарождается басня как особый жанр, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа. В центре лирики Сафо – темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Древнегреческая философия. Пифагором говорил, что мудрость присуща только богам, а человек может только стремиться к мудрости, любить ее. В период архаики возникает первая философская школа – натурфилософия. Ее представителями являлись Фалес, который считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное), Эмпедокл – все стихии вместе – воду, воздух, огонь и землю. Исследованием первопричины мира занимались и такие философы, как Пифагор, Гераклит, Демокрит, Анаксагор и др. Древние греки во всем искали стройность и красоту. Сами они жили в скромных домах, зато богам воздвигали пышные жилища – храмы. Прямоугольное здание храма окружали колоннами, которые поддерживали крышу. Определились художественные особенности ордеров: дорического и ионического. Образцами архитектуры периода архаики являлись храмы Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуме, Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света), Геры на острове Самос и др. Так как на спортивных состязаниях юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. Такие статуи назывались куросами. Женская задрапированная фигура называлась корой.
Гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику. Культура классического периода (V–IV вв. до н.э.). На первый план выдвигается драма (в форме трагедии и комедии). Родоначальником трагедии является Эсхил. В трагедиях Софокла раскрывается беспомощность человека перед неумолимым роком. Еврипид в своих трагедиях " Алкеста", "Медея", "Ипполит" впервые показал непредсказуемого, раздираемого страстями человека, вступившего в противоборство с внешним миром. "Отцом комедии" по праву считался Аристофан. Он использовал комедию как политическое оружие, подвергая беспощадной критике Пелопоннесскую войну, которую вели Афины и Спарта. Его комедии "Всадники", "Мир", "Лисистрата", "Птицы". Появляется историческая проза. "Отцом истории" по праву называют Геродота. Другими крупнейшими историками были Фукидид и Ксенофонт. Театральные представления проходили под открытым небом, и ступени для публики вырубались в естественной выемке холма. Этот своеобразный зрительный зал назывался театром и состоял из трех составных частей: "скены", "орхестры" и "театрона. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Сократ утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только Бог. Ученик Сократа Платон после смерти учителя основал в Афинах собственную школу – Академию. Он является создателем системы объективного идеализма. Аристотель ученик Платона, приходит к дуализму, считая наш мир единством двух равноправных первоначал – материи и духа. В классическую эпоху наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа.
В Афинах в V в. до н.э. на холме, возвышающемся над городом, возводится великолепный архитектурный ансамбль – Акрополь. В IV в. до н.э. центр монументальной архитектуры перемещается в Малую Азию, где в Галикарнасе возводится монументальная гробница для царя Мавсола – Мавзолей (одно из семи чудес света). Строятся зрелищные сооружения: театр Диониса в Афинах, театр в Эпидавре и др. Скульптор Фидий создает из золота и слоновой кости великолепные статуи Зевса для храма в Олимпии и Афины для Парфенона в Афинах; скульптор Мирон – знаменитого " Дискобола ", а Поликлет создает канонические пропорции в знаменитой статуе "Дорифора" (Копьеносца). Это хорошо видно в " Менаде " скульптора Скопаса, в "Аполлоне" и " Афродите Книдской" Праксителя, в бюсте Александра Македонского и " Апоксиомене" Лисиппа. Культура эллинистического периода (IV–I вв. до н.э.). Начинается эпоха эллинизма – эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского В эллинистический период возникают и развиваются многие философские школы, важнейшими из них являются: платонизм и неоплатонизм, неопифагореизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, кинизм и др. В области математики – это прежде всего труды Евклида. Величайший математик древности Архимед Сиракузский был первым, кто определил отношение длины окружности к диаметру (число p) и вычислил квадратуру параболы, длину спирали Архимеда. Гераклит Понтийский установил факт вращения Земли вокруг своей оси, Аристарх Самосский открыл, что Земля вращается вокруг Солнца. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В литературе появляются такие жанры, как любовная новелла, а затем и роман, возникает интерес к описанию реальных и выдуманных подвигов героев и царей. В римский период известнейшее произведение в этом жанре – "Сравнительные жизнеописания" Плутарха. Получает развитие сатирический жанр, в частности, в произведениях Лукиана.
Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий, – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. В городах увеличивается количество общественных сооружений: булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (общеобразовательные школы), стадионы и библиотеки. Постройки отличались колоссальными размерами. Маяк, построенный на острове Фарос, близ Александрии (одно из семи чудес света), был высотой 140 метров. В скульптуре превалируют монументальность и аллегоричность. На острове Родос устанавливается скульптором Харесом 35-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса "Колосс Родосский" (одно из семи чудес света). Особой славой пользовалась изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором скульптурная композиция " Лаокоон". На острове Самофракия была установлена великолепная статуя скульптора Скопаса "Ника Самофракийская".
Культура Древнего Рима. Культура царского Рима (VIII–VI вв. до н.э.). От этрусков римляне унаследовали письменность, так называемые римские цифры, латинский алфавит, а также и одеяние – тогу. Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами. Существовала иерархия жречества. Культура римской республики (V–I вв. до н.э.). Среди римлян начинает распространяться греческий язык, этрусский алфавит заменяется греческим, зарождается ораторское и театральное искусство. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер с Зевсом, Минерва с Афиной, Венера с Афродитой и т.д. Характерной чертой римской религии было преобладание магии над мифологией. Римский поэт Лукреций создает философскую поэму "О природе вещей, знатоком философии был выдающийся государственный деятель Цицерон. Наибольший вклад в развитие римской историографии внесли Саллюстий, написавший книгу "Югуртинская война", и великий полководец и диктатор Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.), написавший "Записки о галльской войне".
Во II–I вв. до н.э. в строительстве начинают применять бетон, что способствовало распространению сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, такие, как базилики; амфитеатры; цирки; термы. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов – акведуков. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II–I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", " Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря. Римляне применяли росписи для украшения фасадов помещений зданий. Таковы, например, росписи на "Вилле Мистерий" вблизи Помпеи, которые сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства. Культура римской империи (I в. до н.э. – V в. н.э.). В правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) римская культура переживает свой " золотой век ". В этот период завершается синтез античной греческой и римской культуры. Расцвет поэзии связан с тремя великими поэтами: Вергилием, Горацием и Овидием. Вергилий поэма "Энеида. Гораций – "Од ", "Наука поэзии, " Памятник". Овидия, "Искусство любви». Тит Ливий создает труд в 142 книгах "История Рима от основания города". Литература этого периода представлена именами таких замечательных писателей, как Апулей, Плутарх, Петроний, Лукиан. Среди историков наиболее известны Тацит, Аппиан, Светоний. Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Плиний Старший создал " Естественную историю. Врач Гален "О частях человеческого тела. В астрономии Аристархом Самосским, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром Солнечной системы является Земля. Строится новый форум, главным сооружением которого был храм Марса, возводятся храм Аполлона и Алтарь мира на Марсовом поле. Самым замечательным архитектурным памятником эпохи империи стал храм всех богов – Пантеон. В это же время был возведен непревзойденный по композиции и богатству отделки архитектурный ансамбль Древнего Рима – Форум Траяна. Нерон сносит постройки центральной части Рима и возводит императорский дворец "Золотой дом". В 60–80-е годы строится громадный амфитеатр, известный как Колизей.
В скульптурных портретах находят отражение не индивидуальные качества, а общие понятия силы, властности, жестокости (бюсты императоров Константина, Каракаллы, Нерона, Калигулы и др.). Древнеримские художники использовали восковые краски, которые не тускнели от времени и воды. Интерьеры домов и общественных зданий украшались фресками и мозаикой (мерцающей живописью). Император Нерон, первый из римских владык, стал преследовать христиан. Христиане вели уединенный образ жизни, спасаясь от преследований. Они жили в мрачных римских катакомбах, их искусство было символичным. Это раздражало людей. Христиан обвиняли в убийствах детей, в том, что они вызывают засуху. Тацит описывал многочисленные казни христиан, многие из которых были сожжены заживо. Однако гонения зачастую давали противоположный эффект – возникало сострадание к жертвам. В 313 г. император Константин признал христианство государственной религией наряду с языческой. Он издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. В 325 г. Константин созвал в Никее первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова.
Культура западноевропейского Средневековья. Основу средневековой культуры составляют два начала: собственно культура "варварских" народов Западной Европы и культурные традиции Римской империи. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества, – духовенство, дворянство и "народ" (крестьянство, ремесленники и др.).В этот же период христианство становится государственной религией. Укреплению и распространению христианства способствовали Никейский и Константинопольский Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие идеи христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах "Символа веры". Террор инквизиции был направлен не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т.п. В застенках инквизиции использовались тайное дознание с применением пыток и не менее устрашающие публичные казни, сожжения еретиков. Постепенно развивается школьная специализация: например,Франции школы города Меца славились хорошей музыкальной подготовкой, школы Камбре – обучением математике, а школы Тура – обучением медицине. Средневековая школьная наука называлась схоластикой. Одними из самых блестящих умов, много сделавших для развития схоластики, были философы П. Абеляр, Ф. Аквинский, У. Оккам, Р. Бэкон и др. В ХI–ХII вв. в Западной Европе появляется новый тип школы – университет. Первый университет был открыт в г. Болонья (Италия) на базе Болонской юридической школы (ХI в.). Для средневековой литературы характерно многообразие жанров: Героический эпос:"Песнь о Нибелунгах" (Германия) ,"Песнь о Роланде" (Франция) ,"Песнь о моем Сиде" (Испания) ,"Беовульф" (Англия), "Саги" (прозаические повествования) Ирландии и Исландии, "Старшая Эда" (древнеисландский сборник песен, бытовавший в устных традициях германского народа). Куртуазный и рыцарский романы:"Тристан и Изольда","Парцифаль" (Вольфрам фон Эшенбах) ,"Смерть Артура" (Томас Мэлори) ,"Ланселот, или Рыцарь телеги" (Кретьен де Труа). Лирика:поэзия трубадуров – поэтов-певцов в Южной Франции ,поэзия труверов – поэтов-певцов в Северной Франции ,поэзия миннезингеров – немецких рыцарских поэтов-певцов ,поэзия менестрелей – английских рыцарских поэтов-певцов ,поэзия вагантов – бродячих студентов, школяров, низшего духовенства. Городская литература:баллады (стихотворные произведения с легендарным, историческим, бытовым содержанием), легенды (народные рассказы о чудесном, воспринимающиеся как достоверность), сказки (произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел), фаблио (французские короткие повести в стихах, побасенки), шванки (немецкие короткие рассказы сатирического или назидательного характера). Средневековый художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным канонам. В X в. в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль – романский. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты, выражавшийся в строительстве замков-крепостей. Ведущий тип романского зодчества – храм, который был средоточием всей культурной жизни. Храмы были центрами просвещения и науки, там звучала церковная музыка, стены храмов украшались скульптурой, фресками и мозаикой, а окна – витражной живописью. Готика. Готическое искусство распространилось в архитектуре, культовой и религиозной в своих основах. Смелая и сложная каркасная конструкция готических соборов, весь художественный строй сочетались с торжественным величием и динамикой, изобилием пластических мотивов, строгой системой их соподчинения.
Культура итальянского Возрождения. У истоков Возрождения высится величайшая фигура Данте Алигьери. Уже в ранних произведениях (1265–1321) – цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение "Новая жизнь", неоконченном произведение "Пир", " Божественная комедия". Франческо Петрарка (1304–1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, всемирную известность получила книга стихов "Канцониере", написанная народным итальянским языком. Учеником и последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–1375) – автор известного сборника реалистических новелл "Декамерон". С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267–1337) Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в фреске "Поцелуй Иуды"," Христос и Иуда". Выдающимся мастером раннего Возрождения, продолжившим реалистическую традицию, идущую от Джотто, считается Мазаччо (1401–1428). Он первым применил в своих произведениях научную перспективу, разработкой которой занимался архитектор Брунеллески. Кисти художника принадлежат две главные композиции: "Подать" и "Изгнание Адама и Евы из рая". Иные черты художественного стиля представляет Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи, 1445–1510). Две наиболее прославленные картины художника – " Весна" и "Рождение Венеры" – имеют значительный поэтический и философский подтекст. Леонардо да Винчи (1452–1519) Одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. "Tайная вечеря", "Джоконда" ("Мона Лиза"). Современник Леонардо да Винчи – великий живописец Италии Рафаэль Санти (1483–1520) Он был самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения. "Мадонна Конестабиле", "Сикстинская мадонна". Титаном высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – великий скульптор, живописец, архитектор и поэт, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508–1512), "Страшный суд. Среди художников венецианской школы – рано умерший Джорджоне (1476–1510), обессмертивший свое имя полотнами "Юдифь", "Спящая Венера", "Сельский концерт Величайший представитель венецианской школы – Тициан Вечеллио (1477 или 1487–1576). Тициану были подвластны все жанры живописи – от тематической картины до пейзажа и портрета. Наиболее известные работы Тициана: "Кающаяся Магдалина", "Венера", "Даная", "Любовь земная и небесная", "Введение Марии в храм", "Святой Себастьян" и др. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый "маньеризм ") великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма – Якопо Понтормо (1494–1557) и Анджело Бронзино (1503–1572), работавшие в основном в жанре портрета. Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528–1588), художник ярких красок, воспевавший многолюдные пиршества, Якопо Тинторетто (1518–1594), Микеланджело да Караваджо (1573–1610) и др.
Культура Северного Возрождения. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Poттepдамский (1469–1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения "Похвала глупости" (1509 г.), "Домашние беседы" и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. С именем великого нидерландского художника Яна Ван Эйка (ок. 1390–1441) связывают новую технику живописи маслом. В своих работах "Мадонна канцлера Роллена", "Супруги Арнольфини" Ян Ван Эйк передает красоту предметного мира. Несколько необычный вариант возрожденческой власти над миром представляет творчество художника Хиеронимуса Босха (1460–1516). Его называли автором мистических фантасмагорий. Он выделял идеальную сущность мира подобно алхимикам, пытавшимся испорченное и непригодное превратить в свою противоположность: обычный металл переплавить в золото, найти философский камень и т.д. Подтверждением этому являются его картины "Корабль дураков", "Сад наслаждений", "Святой Антоний" и др. Вечность природы, как изначального материала нового канона, доказывает в своем творчестве Питер Брейгель Старший, прозванный "Мужицким" (1525/30–1569). Он – вершина нидерландского Ренессанса. Человек должен восхищаться величием и бесконечностью природы, а в своем желании соревноваться с ней и победить должен в первую очередь обратить внимание на себя. Славу Брейгелю принесли его "Охотники на снегу (Зима)" из цикла "Времена года", "Битва Карнавала и Поста", "Крестьянский танец" и аллегорическая картина "Слепые". Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи – натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что во времена Реформации было запрещено художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494–1553). В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о вели-канах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей высмеивает невежество, ханжество, раболепие. В романе Ф. Рабле запечатлены лучшие идеи эпохи Возрождения: величественность силы человека, вера в титанические возможности личности. Значительных высот достигают общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень (1533–1592), родоначальник литературной формы эссе. Крупное произведение Монтеня – эссе " Опыты", утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор, автор социально-философского произведения " Утопия. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет, Филипп Сидней, Лестер Эдмунд Спенсер. Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI – начало XVII в., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира. Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире "Гамлет", "Король Лир", "Oтеллo", "Генрих IV", "Ричард III", а также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер был величайшим художником и новатором немецкой живописи. Начинает художник как гравер и через несколько лет выполняет первую крупную работу – серию гравюр на дереве. Вершиной его творческого пути стали гравюры на меди, созданные в 1513–1514 гг., в первую очередь "Всадник, смерть и дьявол", "Святой Иероним" и "Меланхолия". В области литературного творчества Испании получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес, автор романа "Дон Киxoт. Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега " Собака на сене", "Учитель танцев" и др. Испания стала второй, "творческой", родиной художника Эль Греко. В испанском городе Толедо этим мастером было написано большое количество произведений на темы Нового Завета, христианских преданий и легенд: "Погребение графа Оргаса", "Апостолы Петр и Павел", "Сошествие Святого Духа", "Встреча Марии и Елизаветы " и др.
Культура Европы XVII века. В XVII веке получает развитие мануфактурное производство, которое способствует развитию технических разработок. Наряду с мануфактурой новыми фактами европейской жизни стали фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. Принципиальные изменения во взгляды на библейскую картину мироздания внесли Коперник, Галилей, Кеплер. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля, Торричелли, Бойля и др. была раскрыта несостоятельность средневекового понимания природы. Возникли алгебра и аналитическая геометрия, были открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчисление в математике, сформулирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии. В искусстве XVII в. получили наиболее широкое влияние два художественных стиля: барокко и классицизм. Барокко – стиль, которому присущи такие черты, как контрастность, напряженность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии Для архитектуры (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В.В. Растрелли в России) и скульптуры барокко (Л. Бернини) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм; для живописи (П.П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) – эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. де Обинье во Франции, Симеон Полоцкий в Беларуси, М.В. Ломоносов в России). Барокко обогатил театр живописными костюмами. В комедии дель арте актеры выступали в наряде, который указывал либо на профессию – купец, юрист, доктор, воин, куртизанка, либо на психологическую характеристику – болтун, хвастун, развратница (Дж. Габриели в Италии, Д. Букстехуде в Германии). Для музыкального барокко характерны помпезность, сильные эффекты, развитие инструментальных жанров. (Клаудио Монтеверди, Александро Скарлатти, Жан Батист Люлли, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и др.). Классицизм характеризуется рационализмом, нормативностью творчества, стремлением создать завершенные гармоничные формы – монументальные, ясные и благородно простые. Подлинным теоретиком классицизма стал Никола Буало, поведавший в стихотворном трактате "Поэтическое искусство" об основных положениях новой эстетики. Соответственно классицизм устанавливал иерархию жанров – "высоких" (трагедия, эпопея, ода, исторический, мифологический, религиозный и т.д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма "Поэтическое искусство" и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И.В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) отражены стремления к разумному гармоничному строю жизни, нравственный пафос и гражданская направленность, возвышенные идеалы и др. Для театрального искусства (Т. Дюпарк, М. Шанмеле, А. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Э. Рашель во Франции, К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитриевский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень. Локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма XVII в.; "идеальные пейзажи" К. Лоррена). Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж.Б. Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Мужест-венный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж.Л. Давида. В XIX в. живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров (Ж.О.Д. Энгр),вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. В XVII в. складываются национальные школы в искусстве. Во Фланд-рии в картинах Питера Пауля Рубенса " Воздвижение креста", "Снятие с креста", "Персей и Андромеда" образы классической древности, несмотря на свою возвышенность, обретают как бы земную достоверность. В протестантской же Голландии Харменс ван Рейн Рембрандт превращает любое полотно в философское обобщение, в героический образ эпохи. Даже его картины на библейские и мифологические сюжеты "Жертво-приношение Авраама", "Даная", "Святое семейство" передают не фантастическое, а реальное бытие.
Культура Европы XVIII века. XVIII век в Европе характеризуется возникновением и развитием широкого общественного движения, известного в истории и культуре под названием Просвещение, которое оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике. Английский философ-материалист Джон Локк, создатель идейно-политической доктрины либерализма, в труде "Опыт о человеческом разуме" отвергает теорию об изначальном неравенстве людей, уподобляя душу человека чистой доске, на которой "опыт пишет свои письмена". Яркими представителями Просвещения в Англии были Даниель Дефо и Джонатан Свифт. Дефо – талантливый публицист, журналист, основоположник европейского романа. Его роман "Жизнь и странные удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим" воплощает типично просветительскую концепцию истории развития человеческого общества от варварства к цивилизации. Джонатан Свифт – автор бессмертного произведения о Гулливере – был одним из крупнейших сатириков века. В романе " Путешествия Гулливера" он рисует реалистическую картину английского общества XVIII в., сатирически изображая его пороки. Значительное место в развитии идей Просвещения занимают взгляды и творчество Монтескьё, Вольтера, Дидро, Руссо. Шарль Луи Монтескьё, основными сочинениями которого считаются "Персидские письма" и "О духе законов", выступал против абсолютизма. Мари Франсуа Аруэ Воль-тер – писатель и философ-просветитель. Его философские повести "Кандид" и "Простодушный", трагедии "Брут", "Эдип", "Смерть Цезаря", сатирическая поэма "Орлеанская девственница", а также "Философские письма" и "Философский словарь" сыграли огромную роль в подготовке революции во Франции и в развитии мировой общественно-философской мысли. Выдающимся французским философом, писателем был Дени Дидро, главным практическим делом которого было издание "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Энциклопедия стала концентрированным выражением идей Просвещения. Жан Жак Руссо – писатель и философ, в труде " Об общественном договоре..." обосновал право народа на свержение абсолютизма, а в работе "Рассуждение о начале и основаниях неравенства среди людей" утверждал, что основной причиной социального неравенства является частная собственность. Наиболее видными представителями немецкого Просвещения являются Гете, Шиллер и Кант. Иоганн Вольфганг Гете в своих произведениях "Страдания юного Вертера", "Римские элегии", "Эгмонт" отразил важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении "Фауст" Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Иоганн Фридрих Шиллер – поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения. В юношеских драмах "Разбойники", "Коварство и любовь", в трагедиях более позднего времени "Дон Карлос" и "Мария Стюарт" ясно просматривается его теория "эстетического воспитания" как способа достижения справедливого общественного устройства. Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии, сыгравший большую роль в развитии диалектики, в своей работе " Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Во второй половине XVIII в. ведущее место занимает искусство венской класической школы музыки. Бах, Глюк, Бетховен дали миру великолепные образцы камерной, духовной и оперной музыки. Появляются такие новые музыкальные формы, как опера, симфония, сонатное аллег-ро и др. Венская классика во главе с Гайдном и Моцартом становится искусством не только общеевропейским, но и всемирным. Ф.Й.Гайдн – автор австрийского императорского гимна и создатель первой оратории на светское либретто "Времена года". В.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|