Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последнее искушение православных христиан

(размышления – предположения)

Эсхатологические ожидания всегда были свойственны Христианству. Утверждение конца истории и «жизни будущего века» стало одной из основных истин вероучения Церкви.

Нередко в истории Церкви эти ожидания заметно обострялись. Те или иные события, которые несли изменения в быт христиан или, тем более, в вероучение и обряды, сопровождались напряженным ощущением конца света. В такие времена на слуху были предсказания Спасителя о кончине мира, цитировались строки из Апокалипсиса и сопоставлялись события современности с эсхатологическими.

Сразу следует отметить, что сведения о конце света и сопровождающих его событиях в достаточной мере можно почерпнуть не только в Откровении св. ап. Иоанна Богослова. Главным источником эсхатологического учения Церкви является Евангелие (например, Мф. 24, 25 и др.). Пророчества Самого Спасителя, дополненные посланиями апостолов, достоверно и однозначно для понимания вырисовывают картину будущего Церкви и всего мира. Книга Апокалипсис отличается от всех новозаветных книг своей загадочностью и символичностью. Как иначе можно описать события будущего, как не через аллегорию? Но эти же свойства затрудняют толкование книги, негативно сказываются на раскрытии ее смысла. По этой причине Откровение св. ап. Иоанна Богослова не употребляется за богослужением. Книга не предлагается вниманию всей Церкви, а остается уделом избранных. Поэтому использовать ее для обоснования учения Церкви можно лишь частично.

В наше время быстрых перемен высказывания о пришествии Антихриста и Страшном Суде встречаются довольно часто. В церковной среде сложилось целое направление мысли о том, что современная жизнь мира и нынешний век непосредственно граничат с апокалипсическими временами, что до этих времен осталось недолго. Многие православные верующие считают, что все обстоятельства существования современного мира ведут к концу, поэтому уже сегодня следует к нему готовиться и одновременно стараться его отсрочить.

Как ни парадоксально, но факт: две противоположные тенденции (ожидание конца и борьба с ним) сливаются в одно течение – «современный православный эсхатологизм». Всем прекрасно известно, что как не сопротивляйся, а рано или поздно Антихрист явится. Поэтому, с точки зрения указанного течения, главное внимание требуется уделять подготовке, которая может вестись по разным направлениям. В первую очередь, необходимо приготовить себя к страданиям за Христа. Однако, немаловажным в этом вопросе остается бдительность, внимательное наблюдение за происходящим, чтобы не упустить момент вовремя распознать и обличить явившегося Злодея, указать на него всем людям. А еще лучше – восстановлением православной монархии остановить мир от вхождения в последние времена и обрести «удерживающего» Антихриста.

За всеми этими приготовлениями и неустанной слежкой теряется из виду значение слов Евангелия, что Антихрист будет действовать так, чтобы «прельстить, если возможно и избранных» (Мф.24:24). Он попытается обмануть, привлечь к вере в себя тех людей, которые способны ему противостоять, которые избраны Богом для Царства Небесного по своей вере и духовному совершенству. Без всякого сомнения, острие всей деятельности Антихриста будет направлено именно на духовно крепких и верных Христу людей. Все остальные будут подчинены ему меньшими усилиями. Но все же, кто эти «избранные»? На первый взгляд, это те люди, которые сохранят правильную веру во Христа и принципы истинной духовности до последних времен мира. Естественно, верным предположением станет то, что под «избранными» следует понимать православных христиан.

При таком чутком надзоре за мировыми событиями, дотошном исследовании биографий политических и религиозных деятелей даже трудно себе представить, что православных можно прельстить. Как только появится на мировой сцене личность с привлекательной внешностью и замашками мирового вождя, так сразу он будет вычислен напряженным вниманием эсхатологистов и внесен в список кандидатов в антихристы. Поэтому не должно быть и тени сомнений, что именно православные – это избранные.

Если обратиться к Священному тексту, то можно увидеть, что «избранными» назывались люди, вошедшие в завет с Богом. Первоначально это патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Далее избранным становится целый народ. Израиль вошел в завет с Богом и получил наименование народа Божия, народа избранного, царского священства.[1] Избранность евреев заключалась в хранении истинной веры, в благочестии и добродетели. За это Господь обещал быть всегда их Богом, хранить и оберегать их. Но ясно видно, что история богоизбранного народа – это история падений и восстаний, отступления от веры и благочестия и раскаяния в этом. Наконец, история эта завершается отвержением некогда избранного народа. Оказывается, мало для действительной богоизбранности относиться к ней просто по факту родовой принадлежности.

Евангелие провозглашает богоизбранными всех людей, вошедших с Богом в Новый завет, заключенный святой Кровью Сына Божьего. В Своей проповеди Господь Иисус Христос усугубляет критерии «избранности». Некоторые Свои притчи Он заканчивает словами «много званных, но мало избранных». Израильский народ был именно «званным», призванным, первым из всех народов, наследовать не только Обетованную землю, но и Царство Небесное. Но он не воспользовался своим правом, не стал действительно избранным. В переводе на современные понятия и в свете Искупления слова Христа можно озвучить следующим образом: «много призванных к спасению, но мало спасающихся», «много крестившихся, но мало пользующихся дарами крещения», «много верующих, но мало живущих по вере». Возможность спасения предоставлена всем людям, но, как факт, используют эту возможность меньшая часть даже христиан.

Поэтому применять различение «призванный – избранный» можно к одним только христианам. И даже более, к одним православным христианам. Правомерность такого приложения к себе обусловлена также различием степени духовного совершенства среди православных. Наконец, смиренное самосознание православного христианина не может признать себя «избранным», то есть спасающимся, а только «призванным», готовящимся стать на путь спасения. Так что и слова «прельстить, если возможно, и избранных», на самом деле, относятся не ко всем православным христианам, а к подвижникам благочестия.

При более глубоком рассмотрении этих слов Христа нужно отметить, что обращены они к апостолам, а, значит, и ко всем христианам. И именно из христиан, из Своих последователей, Он выделяет группу избранных, которые вопреки общему мнению других православных, своих единоверцев, изобличат ложь Антихриста. То есть прелесть будет такой, что лишь самые духовно чуткие и проницательные из христиан не соблазнятся. Все остальные, пусть правоверные и твердые в желании сопротивляться, не устоят. Потому что прелесть эта будет не человеческая, а тонко и изощренно дьявольская. И уж слишком просто будет разоблачить Христова противника по его неправославию или иностранному происхождению.

Намек на характер деятельности Антихриста, подспудность зла в его намерениях можно найти в других словах Евангелия: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24:21,22). Казалось бы, какое бедствие не пережило человечество за всю историю своего существования? Даже те страдания, которые перечисляет Господь в предыдущих стихах (войны, землетрясения, моры, голод, взаимная вражда и ненависть, болезни), в самых больших масштабах уже стали частью опыта человеческой жизни. Возможно, великая скорбь коснется не внешних обстоятельств жизни, а внутреннего мира человека, его души. И связана она будет, скорее всего, с прелестью Антихриста, обманом, которым он отравит человеческие души.

Можно предположить то, что именно произойдет в таком случае. Чем и как можно прельстить православных христиан? Прелесть будет действенна в том случае, если она произойдет из среды самих православных. Тогда ей можно будет поверить. Значит, и носитель этой прелести по всем внешним признакам тоже должен быть православным. Уместно ли предположить, что Антихрист выйдет из православной среды? А почему нет? Не трудно представить, что он будет послушником или монахом какого-либо монастыря, будет иметь светское и богословское образование, будет выделяться своим умом и способностями. Его будут прочить в архиереи, но он откажется и всем явит свое смирение. Но в трудную для народа годину (вспомним «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Матф.24:7)) его заставят и даже благословят сами же православные стать во главе государства, и даже помажут на царство. А личность его будет вполне соответствующей царскому положению в Православном мире. И биография будет чиста от связей с разведками. И никто не узнает о косвенной родовой связи с коленом Дановым. Как иудеи считали Христа родом из Галилеи, так и новый царь будет иметь случайное отношение к евреям. И когда его изберут, он, скорее всего, будет сопротивляться, но ради «послушания» примет в свои руки власть и над православной страной, и над всем миром.

Восстановление православной монархии вызовет ликование ее приверженцев. Наконец-то – православный царь, наконец-то – настоящее возрождение Православия и благочестивой империи! Вот оно – исполнение пророчеств всех возможных старцев. При сильном всплеске чувств трудно будет подумать о чем-либо ином. И, наверное, только истинные подвижники благочестия заметят подмену.

Сожаления о бедственном положении Православия в мире и в нашей стране чаще всего можно услышать из монархического лагеря. Дескать, без царя Церковь – не Церковь, о каком ее расцвете, предсказанном старцами, может идти речь без православной государственности. Но если присмотреться, ведь именно сегодня Православная церковь в России переживает свой новый расцвет. Какие чрезвычайные притеснения она претерпевает? Только те, что связаны с инертностью самих христиан, их духовными недостатками.

Уровень духовного развития человека определяется понятиями смирения и гордыни. Любое действие человека, по внешнему виду доброе или злое, является таковым, если имеет своей подоплекой смирение или гордыню. В истории Церкви и в жизни святых имеется достаточно случаев, когда видимо плохие поступки несли в себе положительный нравственный заряд и совершались для духовной пользы. Действиями такого рода преисполнены жития блаженных и преподобных. Любое добро является полноценным, если совершается со смирением и имеет целью именно смирение. Если добро провоцирует гордость или производные от нее пороки, такое добро считается несовершенным. Точно также и в отношении гордыни. Она может прятаться под маской благочестия, рождаться от любой, пусть даже самой прекрасной добродетели. Так что даже смирение может быть ложным.

При таких условиях Антихрист сможет привлечь симпатии православных, потому что и сейчас среди них мало духовно развитых людей. Духовное сознание мало того, что не развито, так еще замутнено пустыми идеями, фикциями: монархией, которую «Бог управит», борьбой с ИНН – «числом зверя», борьбой с глобализацией, отказом от паспортов «с сатанинской символикой». Чистота духовного видения в критическом состоянии. И все это приведет к тому, что, противостоя приходу Антихриста этими фиктивными методами, «борцы» не заметят, как подарят ему власть над собой. Свт. Игнатий (Брянчанинов) давно сказал: «Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль предвещает их и ясно обнаруживает, что наш народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии».

Теперь можно себе представить, какое будет разочарование у людей, когда духовная победа, торжество Православия обернется полным поражением. То, что считалось святынею, над чем трепетала душа, что воспринималось как Божий дар, окажется грязью, подлостью и злыми кознями дьявола. Вот, действительно, скорбь, какой не было еще от начала мира! Она опустошит душу, лишит сил сопротивляться, потому что не на что будет надеяться. Мало того. Крушение надежд и разочарование, несомненно, вызовут растерянность и недоверие в среде самих православных. Как явление святого ведет за собой собирание и единение духовных сил, так и его гибель повлечет раскол и соблазн. Торжество веры будет недолгим, так что оправдаются слова Христа: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8). Некому будет довериться, сомнения и рознь среди православных достигнут своего максимума.

Такой силы будет эта прелесть, обман достигнет такой степени изощренности, что «не спаслась бы никакая плоть», то есть даже избранные. Но ради них Господь сократит те дни. В состоянии полного бессилия и незащищенности прельщенные «избранные» безропотно получат печать Антихриста – имя нового «бога» и «спасителя».

Не оставляет в покое свидетельство книги Откровения о том, что Антихрист завладеет всеми народами, подчинит себе все страны и будет контролировать каждого человека. Если в прежние времена смутно представлялось, каким способом все это будет осуществляться, то в нашу эру технического и информационного прогресса такие возможности все более проясняются. Каждое развитое государство волей-неволей усиливает тотальный контроль над своими гражданами. Это может объясняться благими побуждениями: защитой прав и свобод личности от посягательства злонамеренных лиц. Но, так или иначе, человеку постепенно урезают пространство его личной жизни. Финансовый и жилищный учет облегчают жизнь, но в тоже время порабощают, так как в новых условиях существования без этих средств уже не обойтись. Современные средства связи и паспортный учет позволяют отследить перемещение человека. В связи с таким усилением внимания государства к личной жизни граждан высказываются опасения, что этими средствами контроля можно воспользоваться и в злых целях. Естественно, на ум сразу приходит мысль об Антихристе, который так пристально будет следить за подданными, что нельзя будет совершить обычных хозяйственных процедур без этого контроля. И еще без имени или числа зверя, проставленных на лбу или на правой руке гражданина.

По этой причине в церковной среде поднялся особый ажиотаж, когда в процедуре налогооблажения произошли изменения, и был введен в употребление идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Сразу появились выступления и пошли разговоры об известном числе «666» и его связи с ИНН. По одному мнению, ИНН – предвестник числа и имени зверя, по другому – и есть уже это число. По вопросу ИНН уже принято решение Священного Синода и Архиерейского собора РПЦ. Однако, возможность для дискуссии остается.

Число «666» встречается не только в Апокалипсисе. Впервые оно упоминается в 3 книге Царств в связи с богатством и могуществом царя Соломона. 666 талантов золота составляли его ежегодный доход. В сознании евреев время правления Соломона стало пиком могущества, «золотым веком» Израиля. Те же ассоциации возникают у них и в отношении их мессии, который станет Антихристом, по учению Христианства. Его печать в пророческом видении Апостола представляется в трех видах: начертание, имя Зверя и число его имени («666»). Понятно, что выражают они одну суть и, скорее всего, имя Зверя. Начертание (печать или изображение) и число зверя – лишь символы его имени. Связывая «666» с материальным достатком, благосостоянием, богатством и полным удовлетворением чувственных нужд, можно предположить, что имя Зверя – Мамона. Так именовалось в древности языческое божество богатства, которое противопоставляется единому истинному Богу в проповеди Иисуса Христа. Выставленный как антипод Бога, Мамона может служить именем дьявола и олицетворением Антихриста и Зверя.

Всем прельщенным Антихрист поставит печать на правую руку или на лоб. Эти части тела выбраны не случайно. И не потому только, что на этих местах печать яснее свидетельствует об идеологической принадлежности носителя. В Библии можно найти параллель, когда Бог повелевает своему народу сделать нечто подобное. «Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими» (Втор.11:18, см. Втор.6:8). Заключив завет с Израилем, Господь Бог призывает твердо хранить закон и исполнять заповеди. Они должны быть всегда как бы перед глазами еврея, должны так укорениться в сознании, чтобы не дать уклониться в беззаконие и идолослужение. Далее не видно, что после этого все евреи надели на себя повязки. Скорее всего, это повеление носило образный характер, призывая утвердить свои мысли и намерения (лоб), и свою деятельность (рука) в воле Божьей. Однако, ко времени Христа некоторые иудеи, стремясь скрупулезно исполнить все заповеди закона Моисеева, брались буквально соблюсти и это повеление: привязывали ко лбу и руке небольшие свитки с заповедями. Спасло ли их это от обличения в фарисействе? Известно, что нет.

Интересен тот факт, что наряду с печатью Антихриста Апостол говорит о печати Божьей, которая также будет положена на лбу у предназначенных к спасению людей. «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр.7:2,3, ср. 3:12, 14:1). Эта печать выражает имя Бога. И, таким образом, печать Божья противопоставляется печати Антихриста, а народ Божий – сынам погибели. Кто же эти запечатленные? Те люди, которые искуплены от земли Кровью Агнца, которые не запятнали себя пороками, остались верны Агнцу и даже претерпели за это страдания. Если о печати Антихриста Апостол повествует в будущем времени, то есть как о грядущем событии, то о печати Божьей во времени прошедшем, как о свершившемся факте. Не будет ошибкой допустить, что под запечатленными Богом можно понимать всех святых, угодивших ему своей жизнью. Но кто из святых и когда носил реально на своем теле печать Божью? Пока что никто. Значит, и понимать эту печать следует не буквально, а аллегорически. Сознательная преданность воле Божьей и волевое противодействие греху – вот те основные характеристики, которые свойственны избранникам Бога как в прошлом (в законе Моисея), так в настоящем и будущем. Несмотря на то, что Апостол говорит о печати Антихриста как о будущем событии, сам контекст повествования, символичность и образность картин, аллегория печати Божьей наводят на мысли, что и печать Антихриста не будет действительной меткой лба и руки богоотступников. Как и в случае с печатью Божьей знак Зверя на самом деле будет выражаться в их порочном сознании и греховном образе жизни.

Особо ценные свидетельства по этому вопросу можно почерпнуть из 20-й главы Апокалипсиса. Ангел с неба сковал и заключил в бездне древнего змия, сатану, на тысячу лет. Все это время Христос будет царствовать со святыми, которые пострадали за свидетельство Иисуса и которым будет дано судить. Они не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертание на чело и на руку. По окончании тысячи лет дьявол будет освобожден и выйдет прельщать народы пока не будет побежден и низвергнут в огненное озеро с Антихристом. А далее будет Страшный суд.

Хилиазм не свойственен вере Церкви, поэтому можно однозначно утверждать, что здесь речь идет не о царстве Христа после Его Второго пришествия, а о жизни Церкви, Тела Христова, от первого до второго Пришествия. Тогда становится понятным то, что Ангел, заключивший дьявола – это Христос, упразднивший власть сатаны Своим искупительным подвигом. По окончании тысячи лет князь тьмы будет освобожден на малое время, то есть будет прельщать людей через Антихриста перед концом света. А вот люди, царствующие со Христом в продолжении тысячи лет, – это те, кто стали христианами, возродились в крещении, то есть участвовали в первом воскресении. Многие из них уже прославлены за свои страдания за веру. И, как уже говорилось, никто никаких печатей не ставил христианским мученикам. Поэтому и печать Антихриста не следует понимать буквально. Это опять-таки – образ мысли и образ действия, соответствующий духу Антихриста.

Таково значение любого внешнего знака, который оказывает влияние и имеет смысл только в силу внутреннего расположения и деятельности Личности. И такой знак неизменно ассоциируется с Антихристом, который будет править три с половиной года. Таким временем Апостол измеряет открыто богопротивное правление этого человека. Но ведь неизвестно, сколько он будет править до этого, скрывая свою истинную суть и, возможно, угождая почитателям Христа. Перед глазами открывается тот же принцип прелести – втереться в доверие. Все ждут Антихриста со штампом в руке для проставления начертаний, а он явится как благонамеренный человек, энергичный и талантливый правитель. И будет принят и поставлен правителем. И сбудется пророчество Спасителя: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан.5:43). Новый царь будет соответствовать все требованиям и ожиданиям всех людей, в том числе и православных.

Христос потому и был отвергнут иудеями, что не был царем в их понимании. Он «случайно» появился на свет в Вифлееме, а вырос в Галилее и был, по-видимому, сыном плотника. Ожидание иудейского царя-мессии, властителя вселенной было свойственно и ап. Иоанну. Но, будучи просвещен истиной Христовой, он понял, что всемирно прославляемый иудейский мессия будет антиподом смиренного Христа.

Монархическое движение в России, связывающее новый расцвет Православия и государственности с восстановлением монархии, не чуждо тех же, по характерным признакам иудейских, мессианских чаяний. В понимании монархистов, православный царь должен сразу же даровать стране благополучие и сделать всех своих подданных православными. Того же самого относительно своей веры ждут и иудеи от своего мессии. Неудивительно будет, если такой царь удовлетворит чаяния тех и других. Тогда он, в самом деле, будет Антихристом. К тому же встает вопрос, каким образом этот царь будет осуществлять свою власть. Глядя на нынешнюю пестроту политических и идеологических взглядов, ответ возникает только один – с помощью опять же тотального контроля и подавления инакомыслия. Другого способа быстро преодолеть слабоверие и нестабильность в нашей стране просто не видно. Но разве что всеобщим почтением своей персоны... А это уже повод к замене Личности Христа своей государственной личностью – акт в духе Антихриста. И, возможно, печать он будет ставить вполне монархическую. Только окажется почему-то, что без нее «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать» (Откр.13:17).

Но если все могут прельститься, то кто же может спастись? Ответ уже дан в словах Христа: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:26). Избежать прельщения сможет тот, кто будет в душе с Богом. Крепкая вера, усиленная духовная жизнь, желание жить со Христом – вот принципы духовной чуткости. Смирение, покаяние и любовь, как качества истинного подвижника, позволяют выявить родственных по духу людей, или, наоборот, определить противников веры. Именно при таком устройстве души и напряженном духовном взоре можно изобличить прелесть Антихриста и противостоять ей.

Оголтелая пропаганда борьбы с номерами и паспортами является признаком нездорового эсхатологизма. Не о православном царе молится Церковь, а о воцарении Царя Славы. Создается впечатление, что борьбой против глобализации и всеобщего контроля, восстановлением православной монархии можно непременно отсрочить приход Антихриста.

Для эсхатологии Церкви всегда были характерны любовь ко Христу и желание Его скорого Пришествия. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20). Такими словами оканчивается Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова. Церковь ждет Его Пришествия, надеется на него, несмотря на то, что этому будут предшествовать страшные события. Явление Антихриста и кончина мира необходимы для полного уничтожения зла в творении Божьем. А за этим последует преображение мира, освящение всей твари, воцарение блага, истины и красоты. «Бог будет все во всем», и этого единства с Богом ждет Церковь.

С этой точки зрения, всякое противодействие явлению Антихриста может считаться противодействием Пришествию Христа и препятствием к окончательному водворению Божьего мира. Но смысл ожиданий конца света не в том, чтобы ускорить приход Отступника, а в том, чтобы подготовить себя к встрече со Христом. Человек греха придет в любом случае и прельстит как раз тех, кто не готов к явлению Владыки вселенной. Но если с Антихристом в своей жизни можно и не встретиться, то предстать перед Праведным Судьей все равно придется рано или поздно: то ли во II Пришествии, то ли после смерти. Поэтому жить в ожидании Христа, а не Его противника, лучше и полезнее.

По слову того же свт. Игнатия, каждый человек находится в прелести. И тот, кто этого не признает, находится в самом плачевном состоянии. Поэтому дьяволу и его слуге ничего не будет стоить ввести в обман любого человека. Единственным средством избежать сетей дьявола является смирение, недоверие себе и упование на волю Божью. Если проповедь о конце света ведет к этому, то она действительно от Бога. А если – к разделению, ненависти и фанатизму, то надо задуматься, кто за ней стоит.


[1] «А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым (Исх.19:6). Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле (Втор.14:2)».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...