Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Органы экологической сертификации. Структура.                                                                                 




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОЛВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РЕФЕРАТ

по курсу «Экологический менеджмент»

 

Вариант №20

 

Студент:                                                Серикова Ю.С.

 гр. ЭМ-17

 

Преподаватель:                                    Гришков И.О.

 

 

Екатеринбург 2003

 

Содержание

Глава 1. Рассмотрение и разъяснение статей Закона РФ об охране                                                                                                                                                                                      

          окружающей и природоохранной среды………………………… 3

1.1. статья 33 об «Экологической экспертизе»…………………… 3

1.2. статья 42 «Требование в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного   назначения»…………………………………………………….. 5

1.3. статья 81 о «Принципах международного сотрудничества в области охраны окружающей среды»………………………… 7

 

Глава 2. Органы экологической сертификации.

           Структура. Задачи. Принципы. …………………………………..10

 

Глава 3.

        3.1. Рыночные методы оценки природных ресурсов………………. 14

       3.2. Пути управления проблемой истощения сырьевых

                ресурсов России………………………………………………… 16

       3.2.1. ресурсный потенциал…………………………………………… 16

       3.2.2. природопользование в условиях перехода к

                устойчивому развитию………………………………………... 18

       3.2.3. программа действий на национальном уровне………………… 18

Список литературы ……………………………………………………………. 22

 

-2-

Глава 1:

1.1.

Статья 33. Экологическая экспертиза

1. Экологическая экспертиза проводятся вцелях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

 

Согласно этому Закону, экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности. Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. Агентство по охране среды в США осуществило выборочный анализ заключений о воздействии на среду. В половине исследованных случаев отмечено снижение общей стоимости проектов за счет осуществления конструктивных природоохранных мероприятий.

Т.о. экологическая экспертиза призвана решать проблемы управления охраной природы, сочетание отраслевого и территориальных принципов. Экологической экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Эти проекты должны содержать материалы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая проводится заказчиком проекта.

Промышленно развитые страны, раньше столкнувшиеся с проблемой ухудшения состояния природной среды, были вынуждены начать разработку методик и систем экспертиз. Они начали проводится с 1965 года – в США, с 1973г. – Канаде, с 1976г – во Франции и Испании, с 1977г – в Нидерландах, с 1979г – в Китае и т.д. В нашей стране экспертные комиссии при Госкомприроде были созданы лишь в 1988 г. В настоящее время для оценки воздействия на окружающую среду используется 6 специальных методов:

1) групповой экспертизы;

2) контрольного списка;

3) картографического положения;

4) блок-схемы;

5) матричный метод;

6) моделирование.

Последние 2 метода широко используются при экологических экспертизах в зарубежных странах. Так при матричном методе в матрицу включают

-3-

информацию:

- по компонентам природной среды (климатические параметры – t0, влажность, ветер, земельные ресурсы, водные объекты и т.п.);

- по видам хозяйственной деятельности (шахты, обогатительные фабрики и т.д.)

с указанием индикаторов техногенного воздействия.

Например, в США, при проведении экспертизы различных проектов хозяйственных сооружений используют матрицы, в которые вводят более 80 компонентов окружающей среды с учетом типов воздействий (шум, вибраций, отвалы, лесоразработки и т.д.)

Т.о. задачами экологической экспертизы являются:

1. Определение уровня экологической опасности намечаемой деятельности;

2. Проверка соответствия проектируемой деятельности требованиям природоохранного законодательства

3. Определение степени обоснованности предусмотренных проектом мер по охране природы.

В законе установлено, что «Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе» Экспертиза проводится органами Госкомэкологии на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для оценки процедуры экспертизы и законности составления проекта полезно участие квалифицированных юристов. Следует обязательно включать в состав комиссии экономистов. Экологическую экспертизу должны проходить также по инициативе органов местного самоуправления и ранее принятые программы. Главный принцип: реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы, запрещается и не подлежит финансированию.

Выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи природопользования – эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывает мнение лиц, проживающих на данной территории. Это территориальный фактор, стремящийся к экологическому благополучию. Решение экологических споров во многом зависит от объективности и научности подходов. Закон об экологической экспертизе определяет официально уполномоченные органы в области экологической экспертизы. Это Комитет по охране  окружающей среды и его территориальные органы. Эти организации имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы. Не следует смешивать государственную экологическую экспертизу с иными смежными мероприятиями, не обладающими правовыми статусами: экологическими исследованиями, научными оценками, экологическими прогнозами и т.п., имеющими нередко те же цели, но не обеспеченными соответствующими

-4-

нормами права.

1.2.

Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

1. При эксплуатации объектов и сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного действия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

2. Сельскохозяйственные организации осуществляющие производство заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды

3. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

В отношении этого закона можно сказать, что никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животноводства – это по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека. Поэтому, сельское хозяйство необходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизм охраны, культивирования живых природных богатств, и подходить к нему следует еще под одним углом зрения – охраны окружающей среды. Поэтому в условиях аграрного производства использование природных ресурсов и прежде всего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды. Плоды труда человека на земле – это самая необходимая предпосылка  жизни каждого общества, на какой бы ступени развития оно не находилось. В сельском хозяйстве земля выступает не только местом деятельности и территориальной операционной базой, но и, прежде всего, служит в качестве орудия и главного средства производства. Тысячелетиями считалось, что сельское хозяйство является другом природы. Оно ближе к природе по своей сущности, широко использует силы природы непосредственно в производственном процессе и, казалось бы, более других отраслей экономики заинтересовано в том, чтобы природа была чистой, живой, плодотворной. Но в прошедшем столетии за короткий срок положение изменилось коренным образом. В результате внедрения в сельское хозяйство индустриальных методов производства изменилось соотношение сил между природой и сельскохозяйственной отраслью экономики. Применение сложной и тяжелой машинной техники, химизация и мелиорация земель, концентрация производства, особенно в животноводстве, сделали природу весьма уязвимой перед лицом современного

-5-

сельскохозяйственного производителя. В современных условиях развития сельского хозяйства его отрицательное воздействие на природу во многих случаях становится более серьезным, чем влияние других отраслей общественного производства. Именно с развитием сельского хозяйства связаны рост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны, уменьшение видового разнообразия растительного и животного мира, засоление, заболачивание и истощение почв, накопление в почве и воде ряда особо стойких и опасных загрязнителей природной среды. Традиционно считалось, что основными нарушителями природного равновесия являются промышленность и транспорт, а возможное вредное влияние сельского хозяйства на окружающую среду недооценивалось. Однако еще в 60-х годах на первое место по загрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это связано с двумя обстоятельствами. Первое – это строительство животноводческих ферм и отсутствие какой-либо очистки образующихся навозосодержащих отходов и их утилизации. Крупные животноводческие комплексы и птицефабрики в современных условиях остаются самыми вредными загрязнителями окружающей среды. Общий объем отбросов животноводства в крупных странах измеряется миллиардами тонн. На скотооткормочной площадке, где, например, 10 тыс. голов скота, ежедневно накапливается до 200 тонн навоза. Например, один только свиноводческий комплекс на 100 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов могут дать загрязнение, равное загрязнению окружающей среды, производимому крупным промышленным центром с населением 400-500 тыс. человек. В зоне животноводческих комплексов и птицефабрик атмосферный воздух загрязнен микроорганизмами, пылью, аммиаком и другими продуктами жизнедеятельности животных, часто обладающими неприятными запахами (свыше 45 различных веществ). Эти запахи могут распространяться на значительное расстояние (до 10 км), особенно от свинокомплексов. Второе – нарушение норм и правил применения минеральных удобрений и ядохимикатов, которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки и озера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их

 рыбным запасам и растительности. Применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур заострили экологическую проблему. Агрохимизация, в отличие от загрязнения природы отходами промышленного производства, является целенаправленной деятельностью. Удобрения и пестициды через почву загрязняют продукты питания, что сказывается на здоровье человека. Это в конечном итоге сказывается на состоянии окружающей среды в целом и представляет потенциальную опасность для здоровья людей. Сокращение поставок и объемов применения пестицидов в последние годы привело к существенному снижению загрязнения ими водоисточников, почв и растениеводческой продукции.

Однако потенциальную угрозу для окружающей среды представляют

-6-

запрещенные, непригодные для дальнейшего использования пестициды, объекты хранения и применения ядохимикатов. Складские помещения, используемые для хранения ядохимикатов, в том числе и запрещенных к применению, зачастую находятся в аварийном состоянии либо не приспособлены для этих целей. Свыше 30% хозяйств в Российской Федерации не располагают специализированными площадками для заправки техники, протравливания семян и мойки транспортных средств. Особую опасность представляет загрязнение окружающей среды в результате нарушения правил хранения, транспортировки и применения минеральных удобрений пестицидов.

Поэтому в сфере общественного производства серьезным источником загрязнения окружающей среды, наряду с промышленностью и транспортом, становится и сельское хозяйство. На мой взгляд, соблюдение требований этого закона необходимо, ведь речь, по существу, идет о здоровье людей и о бережном подходе к национальному богатству страны. Более того, это вопросы и будущего. От их решения зависят условия, в которых будут жить последующие поколения. Игнорирование требований экологического законодательства при организации и ведении современного сельскохозяйственного производства может привести как к огромным потерям для самого сельского хозяйства, так и причинить трудновосполнимый ущерб окружающей среде.

1.3.

Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

По моему мнению Р.Ф. должна осуществлять международное сотрудничество, так как основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна самостоятельно не может с ними справиться. Наша природная среда является составной частью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем, как охрана озонового слоя, борьба с трансграничным переносом загрязняющих веществ, предотвращение антропогенного изменения климата, сохранение биоразнообразия, лесовосстановление и других, в государственном масштабе нереально без объединения усилий всего мирового сообщества. В основе глобальных экологических проблем лежат процессы и явления планетарного масштаба, затрагивающие основы существования человеческой цивилизации, поэтому их решение требует участия всего мирового сообщества.

На необходимость общечеловеческих усилий для предотвращения разрушения экосистемы планеты указывал еще в начале 20 в. В.И.Вернадский в контексте своей концепции ноосферы. Впоследствии  результаты моделирования глобального развития подтвердили вывод о том,

-7-

что страна мира должны более ответственно подходить к решению экологических проблем на основе международного сотрудничества. В наши дни государства добровольно делегируют часть своих прав международным организациям, которые от их общего имени вводят рациональные нормы природопользования. В этом процессе проявляются деидеологизация межгосударственных отношений, «верховенство общечеловеческой идеи», что в значительной степени содействует и оздоровлению международного политического климата.

Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;

2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических проблем под эгидой ООН;

3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информации, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.

Р.Ф. участвует в деятельности международных природоохранных органов и организаций: Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Всемирный метеорологической организации (ВМО); Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК); Международном союзе охраны природы (МСОП); Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО); Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ); Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО); Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

 Контроль природной среды осуществляется в соответствии с национальными и международными природоохранными программами. Наиболее известны программы ЮНЕСКО –Международная научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г. в Стокгольме, Международная гидрологическая программа (МГП). Наша страна участвует и в совместной программе ЮНЕСКО и ЮНЕП по образованию в области охраны окружающей среды, в программе Международного комитета по

-8-

окружающей среде (СКОПЕ).

В решении проблем охраны окружающей среды принимают активное участие специальные организации ООН, Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Комиссия международного права (КМП), региональные экологические комиссии для Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Большую роль в деле охраны природы играют и межправительственные региональные организации, работающие вне системы ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое общество, Азиатско-Африканский юридический совет. В природоохранную деятельность включилось 545 неправительственных международных организаций: Всемирный Совет Мира, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация по охране животных, Международный туристический союз, Международный союз архитекторов, Международное общество почвоведов, Всемирный фонд охраны живой природы, Международная юридическая организация и др.

Важные вопросы международного сотрудничества в области охраны природы решаются и благодаря многосторонним и двусторонним программам. Двусторонний характер носят большинство проектов ЮНЕП, а многосторонний – МАБ, ГСМОС, ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО, ВМО, МАГАТЭ, Программа исследований глобальных атмосферных процессов (ПИГАП), Объединенная глобальная система океанских станций (ОГСОС).

 

-9-

Глава 2. Органы экологической сертификации. Структура.                                                                                 

            Задачи. Принципы.

Государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области сертификации, установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации на территории России, является согласно Закону «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России. Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областях осуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраны окружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ по охране окружающей среды.

С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главное управление экономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло в Госстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов.

Соглашение о взаимодействии, подписанное в апреле 1993 г., предусматривает его основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:

- разработку и пересмотр нормативных документов, подготовку законопроектов и предложений о пересмотре действующих законодательных актов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающей среды;

- обеспечение функционирования системы государственного метрологического контроля и надзора в области охраны окружающей среды;

- организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров (работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств по экологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.

Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:

- органы по экологической сертификации

- испытательно-аналитические лаборатории (центры).

Возглавляет систему органов Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, который:

- определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации, а также нормативные документы, на соответствие которым проводится экосертификация;

- аккредитует органы по экосертификации и испытателньно-аналитические лаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов и осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;

-10-

- ведет Реестр системы экологической сертификации;

- устанавливает Знак соответствия системы экологической сертификации и правила его применения;

- устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;

- рассматривает апелляции по результатам экосертификации и аккредитации;

- обеспечивает участников системы экологической сертификации и заинтересованные организации информацией по экосертификации;

- взаимодействует с зарубежными и международными организациями по вопросам экосертификации, принимает решения о присоединении к международным системам и соглашениям по экосертификации;

- обеспечивает принятие в установленном порядке решений о признании экосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

- осуществляет функции органа по экосертификации при его отсутствии;

- осуществляет координацию работ в системе экологической сертификации и по ее взаимодействию с другими системами сертификации.

Для выполнения названных функций Госкомэкология России создает ряд специальных подразделений: Руководящий комитет по экосертификации, Научно-техническую комиссию по экосертификации, Научно-методический центр системы экологической сертификации. На Госкомэкологии лежит задача координации их работы. В случае необходимости Госкомэкология привлекает к работе другие исследовательские и испытательные организации. При этом Руководящий комитет по экосертификации призван вырабатывать общую политику по развитию и совершенствованию системы экологической сертификации в стране и подготавливать программы по разработке природоохранных нормативов для целей сертификации.

Научно-техническая комиссия по экосертификации, формируемая из представителей соответствующих подразделений Госкомэкологии России и органов государственного контроля и надзора, других организаций в соответствии с их специализацией, аккредитованных органов по экосертификации, выполняет следующие функции:

- обоснование выбора и организация разработки проектов нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится обязательная экосертификация;

- рассмотрение предложений по актуализации нормативных документов, устанавливающих экологические требования и правила процедур этой сертификации для отдельных групп объектов;

- взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации при Госстандарте России;

- участие в проведении экосертификации отдельных групп объектов;

- участие в рассмотрение материалов аккредитации органно по экосертификации и испытательно-аналитических лабораторий.

Научно-методический центр системы экологической сертификации отвечает за:

-11-

- подготовку предложений по совершенствованию и развитию системы экологической сертификации;

- разработку проектов правил и процедур в системе экосертификации;

- аккредитацию органов по экосертификации (по поручению федерального органа);

- аккредитацию испытательно-аналитических лабораторий (центров);

- подготовку и заключение (по поручению федерального органа) лицензионных соглашений с аккредитованными органами по экосертификации и испытательно-аналитическими лабораториями (центрами);

- выполнение иных функций.

Непосредственную деятельность по сертификации ведут органы по экологической сертификации. Они осуществляют в частности, следующие функции:

- формируют (комплектуют) и актуализируют фонд нормативных документов;

- разрабатывают организационно-методическую документацию, необходимую для осуществления их деятельности;

- принимают и рассматривают заявки на сертификацию;

- готовят решения по ним и взаимодействуют с заявителями;

- определяют в каждом конкретном случае испытательно-аналитическую лабораторию (центр) и орган по проверке (если она необходима) производства, организуют испытания и проверку производства;

- сертифицируют объекты в закрепленной за органами по экосертификации сфере деятельности, выдают экосертификаты;

- приостанавливают либо отменяют действие выданных заявителями экосертификатов;

- предоставляют заявителю (по его требованию) необходимую информацию в пределах своей компетенции;

- ведут перечень сертифицированных объектов и представляют соответствующие данные для включения в Реестр системы экологической сертификации;

- осуществляют инспекционный контроль за экосертифицированными объектами;

- участвуют в аттестации экоаудиторов и осуществляют инспекционный контроль за их деятельностью, если это предусмотрено при аккредитации.

Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят анализы и испытания и результаты оформляют протоколом.

Работа по экологической сертификации организуется путем создания систем сертификации однородной продукции, в которых устанавливаются правила сертификации с учетом особенностей ее производства (то же самое – для технологических процессов объектов и природных ресурсов). Госкомэкология делегирует свои полномочия органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе их аккредитации. Если в системе

-12-

экологической сертификации аккредитованы несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

Деятельность органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Госкомэкологией России.

Органами по экосертификации и испытательно-аналитическими центрами, аккредитуемыми в системе экологической сертификации, могут быть территориальные подразделения Госкомэкологии России и подведомственные ему организации или другие независимые организации, имеющие статус юридического лица. Процедура аккредитации испытательно-аналитической лаборатории (центра) может быть заменена решением Госкомэкологии о признании результатов аккредитации этой лаборатории (центра)

 

 

 

 

-13-

Глава 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...