Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система государственного управления сельским хозяйством.

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты государственного управления сельским хозяйством.

1.1 Сущность государственного управления в области сельского хозяйства. Основные направления государственного регулирования сельского хозяйства.

1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая сельское хозяйство

Глава 2. Система государственного управления сельским хозяйством

2.1 Органы исполнительной власти, обеспечивающие управление в развитии сельского хозяйства;

2.2 Основные тенденции развития сельского хозяйства по Нижегородский области

Глава 3. Проблемы государственного управления сельским хозяйством

Заключение.

 

Введение.

Сельское хозяйство выполняет важнейшую социальную функцию государства – обеспечивает продуктами питания население. Кроме этого, признана стратегическая значимость данного сектора. Сельское хозяйство имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

Проблемы, с которыми столкнулось сельское хозяйство сегодня, имеют свою историю и давно находятся в поле зрения российских ученых.
Теоретические аспекты государственного регулирования в аграрной сфере находят отражение в трудах таких авторов, как Г. В. Беспахотный, Н. А. Борхунов, В. М. Володин, А. В. Гордеев, И. В. Палаткин и др.
Необходимость госрегулирования аграрной сферы заложена еще трудами Дж. Кейнса и К. Маркса. В дальнейшем вопросы государственного регулирования сельского хозяйства за рубежом и в России нашли широкое отражение в работах С. Ю. Глазьева, В. И. Назаренко, Б. А. Чернякова и других ученых.

Однако, на сегодняшний день состояние рынка продо­вольствия и продовольственной безопасности в целом говорит о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает выход из кризиса и рост производства в сельском хозяйстве. Резкое снижение степени государственного вмешательства привело к нарушению межотрас­левых связей, диспаритету цен на сельскохозяйственную продукцию и спаду сельскохозяйственного производства.

Во многом, развитие аграрного сектора экономики, представляет собой результат совершенствования государственного управления. Развитие агропромышленного комплекса зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйствен­ными формированиями отрасли. Если государство качественно решает эту задачу, то не менее 80 % предприятий и организаций агропро­мышленного комплекса работает эффективно. В России же в 1998 году около 90 % сельхозпредприятий были убыточными. Это является сви­детельством того, что государственная политика носит разруши­тельный характер.

Цель курсовой работы – изучить специфику государственного управления сельским хозяйством.
Для достижения поставленной цели, решается следующий ряд задач:
- изучить сущность государственного управления в области сельского хозяйства;
- рассмотреть систему органов исполнительной власти обеспечивающих управление в развитии сельского хозяйства;
- провести оценку нормативно-правовой базы регулирующей сельское хозяйство;
- проанализировать основные тенденции в развитии сельского хозяйства по Нижегородской области;

- выявить проблемы государственного управления сельским хозяйством

 

 

1.1 Сущность государственного управления в области сельского хозяйства. Основные направления государственного регулирования сельского хозяйства.

Сельское хозяйство – это отрасль экономики, занимающееся производством продуктов питания и технического сырья.

Современное сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства. Агропромышленный комплекс, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.

Термин «агропромышленный комплекс» вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью. По западной традиции отрасли, связанные с сельским хозяйством, называют агробизнесом.

Основными задачами государственного регулирования сельско­хозяйственного производства являются:

  • обеспечение населения страны доступными высококачест­венными продуктами питания;
  • формирование и обеспечение экономической безопасности продовольственных рынков;
  • обеспечение продовольственной безопасности;
  • развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохо­зяйственного производства;
  • восстановление и создание современной индустриальной базы агропромышленного производства;
  • повышение финансовой устойчивости деятельности сельско­хозяйственных товаропроизводителей;
  • выявление нормативно-правовых и рыночных инструментов социально-экономического механизма государственной поддержки действенных сельхоз товаропроизводителей, а не посредников;
  • определение путей рационального использования ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства и необходимых сдвигов, как в отраслевой, так и в территориальной структуре производства.
    Основными социально-экономическими целями развития сельского хозяйства являются:
  • достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;
  • решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;
  • удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;
  • перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;
  • улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;
  • изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.
  • наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.

В аграрной политике выделяются следующие направления:
1. Земельная политика (правовое разрешение вопросов, регулирование процессов землеустройства и др.);

2. Финансовая политика (государственная поддержка системы кредитования аграрной сферы, формирование каналов и размеров бюджетного финансирования).
3. Социальная политика (политика формирования доходов, обновление и развитие сельских территорий, развитие социальной инфраструктуры села, социальные гарантии: система пенсионного обеспечения и страхования, здравоохранение).
4. Политика в области формирования продовольственного рынка (стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, регулирование условий экспорта, ограничение свободы входа и выхода на рынок).
В Российской Федерации среди основных направлений государственного регулирования аграрной сферы можно отметить следующие:
- создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования;
- формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках;
- поддержка устойчивости развития аграрной сферы, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям;

- проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импорт продовольствия;

- создание благоприятного климата для иностранных инвестиций;


- финансирование ключевых направлений науки по проблемам аграрной сферы.

Формы государственного регулирования аграрной сферы условно подразделяются на административные и экономические.

Административное регулирование является директивным и базируется на принятом законодательстве. Экономическое регулирование аграрного сектора носит индикативный, рекомендательный характер и состоит в создании привлекательных условий, обеспечивающих развитие субъектов аграрного сектора на основе их собственной заинтересованности.

К основным методам государственного регулирования аграрного сектора относятся следующие:

Ø поддержка цен и доходов производителей (сюда относятся прямые ценовые субсидии производителям, установление минимальных гарантированных цен, государственные закупки продовольствия для нужд армии, и т. д.);

Ø Внешнеторговое регулирование;

Ø Меры, направленные на снижение затрат производителей, такие как различные способы компенсации затрат на средства производства (прямые компенсации производителям, система лизинга, предоставление средств производства по сниженным ценам);

Ø Льготный кредит сельхозпроизводителям - сниженная ставка процента, льготные сроки, товарный кредит, реструктуризация и списание долга;

Ø Структурная политика (различные меры поддержки, не связанные с доходом производителей).

Одним из способов государственной поддержки аграрного сектора является также предоставление сельхозпроизводителям определенных налоговых льгот. Так, они освобождаются от налога на прибыль, от налогов на пользователей автодорог, от налога на имущество и т. д.

1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая сельское хозяйство.

 

Глава 3. Проблемы государственного управления сельским хозяйством

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население), в 2016 году в действующих ценах составил 5626,0 млрд. руб. (табл. 1)

Таблица 1. Объем продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

Наименование показателя        
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства, в том числе 4319,1 5165,7 5626,0  
растениеводства 2222,5 2791,4 3170,5  
животноводства 2096,6 2374,3 2455,5  
Сельскохозяйственные организации
Продукция сельского хозяйства, в том числе 2139,0 2658,0 2970,5  
растениеводства 974,1 1307,2 1573,5  
животноводства 1164,9 1350,8 1397,0  
Хозяйства населения
Продукция сельского хозяйства, в том числе 1750,3 1932,7 1953,3  
растениеводства 7,9 1024,2 1019,8  
животноводства 832,4 908,5 933,5  
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Продукция сельского хозяйства, в том числе 429,8 575,0 702,2  
растениеводства 330,5 460,0 577,2  
животноводства 99,3 115,0 125,0  

Из таблицы видно, что объем продукции растениеводства всех сельхозпроизводителей вырос с 2222,5 млрд. рублей в 2014 году до 2791,4 млрд. рублей - в 2015 году (на 20,4%), а в 2016 году составил 3170,5 млрд. рублей, то есть вырос, в сравнении с 2015 годом, на 12%.

Объем продукции животноводства в хозяйствах всех категорий вырос с 2096,6 млрд. рублей в 2014 году до 2374,3 млрд. рублей - в 2015 году (на 11,7%), а в 2016 году составил 2455,5 млрд. рублей, то есть вырос на 3,3%.

По итогам 2015 года сельское хозяйство стало лидирующим сектором по темпам прироста объемов производства – показатель вырос на 3,5 % по сравнению с 3,7 %, зафиксированными по итогам 2015 года.

Значительный прирост объемов производства в сельском хозяйстве позволил сократить затраты на закупки продуктов питания за рубежом почти в 2 раза до $23 млрд. Российскими аграриями был собран рекордный урожай основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в 2015 году составил 104,3 млн тонн зерна в весе после доработки, в том числе 61,8 млн тонн пшеницы (в 2014 году – 59,7 млн тонн). Кроме того, получен рекордный валовой сбор по целому ряду культур: кукурузы на зерно собрано 12,7 млн тонн, сои – 2,6 млн тонн, риса – 1,11 млн тонн, льна-кудряша – более 500 тыс. тонн. Также было собрано 37,6 млн тонн сахарной свеклы, намолочено 9,2 млн тонн маслосемян подсолнечника.

Увеличено производство картофеля и овощей. Во всех категориях хозяйств валовой сбор картофеля составил 33,6 млн тонн, что на 15,9 % больше среднего уровня за последние пять лет (в 2014 году – 31,5 млн тонн). Собран рекордный урожай овощей – 16,1 млн тонн (в 2014 году – 15,5 млн тонн), что на 12,3 % выше среднего уровня за последние пять лет.

По итогам года производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 13,4 млн тонн, что на 4,2 % или на 539 тыс. тонн больше уровня 2014 года (источник – Минсельхоз РФ). За год в сельскохозяйственных организациях производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 7,2 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 4,6 %, а в хозяйствах населения производство снизилось на 3,4%.

Сельское хозяйство оказалось одной из немногих отраслей, где объемы кредитования не продемонстрировали резкого падения, несмотря на серьезное сжатие кредитного рынка в условиях ужесточения монетарной политики. Данные ЦБ показывают, что банки в прошлом году существенно нарастили в своих портфелях кредиты компаниям сельского хозяйства – с 1,7% до 2,1 %.

Позитивная динамика в сельском хозяйстве будет наблюдаться и по итогам текущего года, однако существует тенденция к замедлению темпов роста. Основной причиной замедления роста объемов производства на текущий момент является падение цен на продовольствие на мировом рынке.

Сельское хозяйство России развивается в последние два года в условиях введённого Российским государством продуктовым эмбарго: 7 августа 2014 года в России был введен запрет на поставки продуктов из стран ЕС и США, Австралии и ещё некоторых стран. Эмбарго коснулось говядины, свинины, рыбы, сыров, молочных продуктов, овощей и фруктов из стран, которые ввели санкции против некоторых чиновников из Российской Федерации.

Российское Правительство неоднократно заявляло, что Российская Федерация приступает к политике импортозамещения: это процесс замены товаров из стран ЕС, США и др. и товарами российского производства.

Рассмотрим итоги развития сельского хозяйства в 2015г. Стоит отметить, что аграрный сектор развивается, о чём свидетельствует положительная динамика производства продукции сельского хозяйства: в 2015г. производство продукции сельского хозяйства в России увеличилось на 16,6% и составило 5037,2 млрд. руб., что выше официальных темпов инфляции. Проблема в том, что реальная продуктовая инфляция была в 2015г. выше 16%, что в статистических сведениях не отражено. Фактически, объём произведённой продукции был увеличен за счёт повышения цен, а не за счёт наращивания объёмов производства.

Стоит отметить, что темп прироста производства продукции сельского хозяйства в растениеводстве выше, чем в животноводстве: 18,6% против 14,6%.

Наибольший рост наблюдался в крестьянских фермерских хозяйствах, занимающихся растениеводством: 29,3%.

Из тенденций следует отметить тенденцию увеличения удельного веса продукции крестьянских фермерских хозяйств в структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Российской Федерации: в 2013г. они составляли 9,8%, в 2014г. - 10%, в 2015г. - 10,8%. Падает удельный вес продукции, произведённых в хозяйствах населения. Эта тенденция наблюдается с 2010 г.

Наряду со скромными успехами развития аграрно-промышленного комплекса, имеется ряд неразрешимых пока проблем: резкие колебания курса рубля; удорожание импорта: удобрения закупаются аграриями в основном из- за рубежа; высокие ставки по кредитам; высокий уровень проблемных долгов; проблемы перебоев поставок из-за рубежа.

Серьёзнейшей проблемой остаётся высокая цена на электроэнергию, административные проблемы, создаваемые коррумпированными чиновниками.

К сожалению, не смотря на продуктовое эмбарго сельское хозяйство России не развивается должными темпами. В 2016 году на реализацию государственной программы на поддержку сельского хозяйства планируется направить 237 миллиардов рублей, которые пойдут на поддержку крупных агропромышленных холдингов. Здесь стоит отметить, что средства в основном не направляются на организацию новых проектов, а вкладываются в старые, не дающие полноценной отдачи: на поддержку новых инвестиционных проектов, строительство молочных ферм и современных теплиц, закладку садов и виноградников в 2016 году планируется направить всего 47 млрд. рублей. Это лишь около 20% от предполагаемого объема финансирования АПК в 2016 году.

Чтобы к 2021-2026гг. стать мировой аграрной державой, которая сможет не только прокормить собственный народ, но и войти в число мировых лидеров по экспорту сельскохозяйственной продукции, государство должно найти средства на поддержку новых проектов. В первую очередь надо развивать растениеводство, которое более экологично, чем производство мясомолочной промышленности.

В 2017 году на сельскохозяйственную отрасль будут оказывать давление следующие негативные факторы:

  • стремительное сокращение доходов населения;
  • снижение объемов кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли;
  • падение деловой активности;
  • исчерпание импульса от реализации программы поддержки сельского хозяйства в 2009–2012 годах.

Реализация ряда государственных программ развития сельского хозяйства принесла определённые результаты. Однако сокращение объемов мировой торговли, резкое ухудшение экономических условий свели на нет результаты мер государственной поддержки.

Таким образом, несмотря на восстановление темпов роста ВВП России в текущем году до 0–0,5 % в 2016 году и до 1,0–1,5 % в 2017 году, темпы роста производства в сельскохозяйственной отрасли продолжат сокращаться.

Уже к следующему году темпы роста валовой добавленной стоимости не будут превышать темпов роста выпуска, а доля валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в общем объёме валовой добавленной стоимости начнет сокращаться, все это, с учетом снижения темпов роста производства, является «красным сигналом». Подобная ситуация свидетельствует о том, что в сельском хозяйстве начнется стагнация, грозящая перерасти в рецессию.

В том случае если в ближайший год не будет реализована новая масштабная программа поддержки сельского хозяйства, которая будет предполагать получение доступа к дешевой ликвидности и снижение налогового давления на предприятия отрасли, уже к 2018 году может повториться ситуация 2012 года.

Среди негативных черт отмечается низкая инвестиционная привлекательность аграрного сектора, вызванная высокой капитало- и энергоемкостью. Эти и иные, нередко противостоящие друг другу факторы обуславливают важность участия государства в регулировании аграрной экономики в целях создания условий для инвестиционной привлекательности аграрного сектора, повышения его конкурентоспособности и устойчивости в условиях рынка, обеспечения продовольственной безопасности, создания условий для развития сельских территорий и улучшения условий жизни сельского населения. Причем и специфика аграрного сектора, и роль государства в его поддержке присущи сельского хозяйству в различных государствах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...