Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группа эпидемиологической разведки (ГЭР):




Руководитель группы (врач-эпидемиолог) – 1

Помощник эпидемиолога – 1

Водитель автотранспорта – 1

4.1 Организация работы гигиенических и противоэпидемических формирований госсанэпидслужбы:

- подвижный противоэпидемический отряд;

- санитарно-эпидемиологический отряд;

- гигиенические и противоэпидемические бригады;

- специализированные противоэпидемические бригады их оснащение.

Основные направления деятельности Госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в военное время включают:

- участие в государственном регулировании мер по обеспечению санитарно-эпидемио-логического благополучия населения, готовности населении к мобилизационным, экономическим, социально-психологическим и иным мероприятиям оборонного назначения;

- принятие в пределах прав, предоставленных законодательством, Главными государственными врачами решений санитарно-эпидемиологического характера, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;

- осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм военного времени;

- осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- разработку предложений по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;

- образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Федерации ассигнований резервов финансовых и материальных ресурсов, предназначенного для финансирования затрат на медико-санитарные меры в структуре санитарно-противо-эпидемических (профилактических) мероприятий;

- обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств;

- осуществление контроля готовности специальных формирований госсанэпидслужбы (санитарно-эпидемиологические отряды, специализированные противоэпидемические бригады и т. д.) в военное время;

- контроль готовности лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы, как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения радиоактивного и химического загрязнения, биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;

- представление доклада Правительству Российской Федерации, другим органам государственного управления или органам местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране (зоне ответственности) и на отдельных территориях;

- участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов войны.

Надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой включает следующие основные мероприятия:

- оценку санитарно-эпидемиологической обстановки в ходе повседневной деятельности;

- выдвижение оперативных групп и специальных формирований в район ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, организация материально-технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы;

- осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в районах (на потенциально опасных объектах) ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и на прилегающих к ним территориях;

- принятие медико-санитарных мери других неотложных мероприятий по созданию и поддержанию условий жизни и быта для пострадавшего населения;

- организацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий профилактики массовых заболеваний (отравлений) и санитарно-разъяснительной работы, создание запасов медицинского имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий применения современных средств поражения.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия на объектах народного хозяйства и среди населения проводятся всеми формированиями и учреждениями МС ГО, однако ведущая роль в их организации и проведении принадлежит ЦГСЭН и подвижным противоэпидемическим отрядам.

Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) разрабатывают в пределах своей компетенции и организуют проведение санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Осуществляют гигиеническую оценку радиационной и санитарной обстановки и дают рекомендации по оптимальному режиму поведения населения в очагах массового поражения, участвуют в проведении мероприятий по защите и снижению воздействия на население ионизирующей радиации и предотвращению распространения инфекционных заболеваний в очагах массового поражения. Они осуществляют лабораторный контроль и санитарную экспертизу продуктов питания и питьевой воды. Кроме того, на республиканские краевые, областные, бассейновые и городские 1-й категории ЦГСЭН возложено проведение индикации бактериальных средств, а на остальные ЦГСЭН – отбор проб из внешней среды и направление их в лаборатории для индикации бактериальных средств.

Подвижный противоэпидемический отряд (ППЭО) является противоэпидемическим формированием медицинской службы гражданской обороны, создаваемым на базе ЦГСЭН и являющимся практически частью станции, предназначенной для оперативного решения вопросов санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных условиях.

Для работы в очагах массового поражения ППЭО, как правило, используется в составе ЦГСЭН, а также для усиления других санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений. В отдельных случаях ППЭО может быть использован в качестве самостоятельного противоэпидемического учреждения с закреплением за ним определенной территории. Общее организационно-методическое руководство отрядом при работе в очагах массового поражения осуществляется республиканской (краевой, областной, городской) ЦГСЭН.

При работе в очагах бактериологического поражения на ППЭО возлагается:

– проведение бактериологической разведки с отбором проб из объектов внешней среды для установления вида примененного противником бактериального средства, доставка собранных проб

в ЦГСЭН для исследования;

– проведение эпидемиологического обследования очага поражения с оценкойобстановки и выдачей рекомендаций во организации п проведению мероприятий, направленных на ликвидацию последствий применения противником бактериологического оружия;

– участие в контроле за проведением противоэпидемических мероприятий в очаге;

– инструктаж населения и формирований ГО, привлекаемых для проведения мероприятий поликвидации последствий применения бактериологического оружия;

– проведение экспертизы продовольствия и питьевой воды, зараженной возбудителями чумы, холеры, сибирской язвы, бруцеллеза, с выдачей рекомендаций о способах их обеззараживания и дальнейшего использования.

В очагах химического поражения ППЭО может быть использован для проведения санитарной обработки пораженных, санитарно-химической экспертизы продуктов питания и питьевой воды.

Специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ) является подвижным формированием медицинской службы гражданской обороны, создаваемой по типовому штату на базе противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов противоэпидемического профиля Министерства здравоохранения РФ и АМН РФ. Онипредназначенные для оказания высококвалифицированной консультативно-методической и практической помощи медицинской службе и другим службам гражданской обороны повопросаморганизации и проведения мероприятий, направленных на ликвидацию последствий применения противником бактериологического оружия или стихийных бедствий и катастроф, сопровождающихся появлением массовых инфекционных заболеваний.

Основными задачами СПЭБ при ликвидации последствий применения противником бактериальных средств являются:

– организация и ведение бактериологической разведки;

– проведение специфической индикации бактериальных средств и их идентификация;

– оказание методической и практической помощи ЦГСЭН, осуществляющим специфическую индикацию бактериальных средств;

– оказание консультативно-методической помощи бактериологическим лабораториям лечебных учреждений по вопросам лабораторной диагностики инфекционных заболеваний;

– разработка и выдача рекомендаций штабам ГО и службам по организации обсервационно-карантинных мероприятий, режиму работы объектов народного хозяйства, коммунальных предприятий,общественного питания и торговли, проведению экстренной и специфической профилактики и дезинфекционных мероприятий в очагах;

– оказание помощи медицинской службе ГО в организации проведения дезинфекционных мероприятий в очагах;

– участие совместно со штабами ГО в контроле за проведением службами, ведомствами и объектами ГО мероприятий, направленных на ликвидацию последствий применения бактериологического оружия.

Отряд первой медицинской помощи (ОПМ) может привлекаться для проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. В этом случае на него возлагаются следующие обязанности:

– ведение медицинской разведки в очагах поражения (заражения);

– оказание пораженным первой врачебной помощи;

– обеспечение массового приема, медицинской сортировки, временного размещения и питания поступающих в отряд пораженных и больных;

– временная изоляция пораженных с нарушением психики и инфекционных больных;

– участие в проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах поражения.

При работе в очаге ядерного поражения:

– проведение дозиметрического контроля, частичной санитарной обработки, дезактивации одежды и обуви пораженных при дозах радиоактивного загрязнения выше допустимых уровней;

– проведение мероприятий по противорадиационной защите поступающих пораженных и личного состава отряда.

В очагах химического поражения на отряд возлагается:

– проведение полной санитарной обработки, дегазации одежды и обуви пораженных отравляющими веществами;

– временная госпитализация нетранспортабельных пораженных;

– проведение медицинской противохимической защиты пораженных отравляющими веществами;

– обеспечение безопасности работы личного состава отряда, проведение полной санитарной обработки после окончания работы.

При работе в очаге бактериологического поражения на ОПМ может быть возложено развертывание временного инфекционного стационара; выявление заболевших, их изоляция и госпитализация, проведение экстренной и специфической профилактики населения, проведение санитарно-просветительной работы.

 

Задачами оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в районах воздействия поражающих факторов войны являются:

- выявление общих закономерностей имеханизмов воздействия на организм биологических, психических, химических и физических поражающих Факторов вооруженного противоборства;

- разработка методологии установления количественных связей между степенью влияния вредных факторов среды обитания в зонах воздействия противника и здоровьем населения, прогнозирования динамики потенциала здоровья населения в целом и отдельных контингентов в условиях изменяющейся санитарно-эпидемиологической обстановки в ходе вооруженного конфликта;

- совершенствование теории и практики санитарно-эпидемиологического нормирования факторов риска здоровью среды обитания в условиях вооруженного конфликта, разработка методических подходов к определению реальной нагрузки поражающих факторов конкретной войны на организм, методики обоснования максимально допустимых их уровней и путей снижения (нивелирования) последствий воздействия на организм;

- установление причин и условий, воздействующих на здоровье населения, и организация научно обоснованных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по поддержанию жизнеобеспечения в зонах воздействия поражающих факторов вооруженного противоборства;

- поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение санитарно-эпидемиологичес-кой безопасности воздушной среды, питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов;

- организацию санитарно-противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации и в формированиях, принимающих участие в ликвидации санитарно-эпи-демиологических последствий применения средств поражения.

Санитарно-эпидемиологическая оценка обстановки в зоне применения оружия включает:

- оценку величины и структуры массовых санитарных потерь, как ранеными, так и соматическими, психическими и инфекционными больными;

- выявление разрушений производственных, коммунальных и иных объектов, содержащих опасные биологические, химические и радиоактивные вещества, нарушения коммуникаций, появления участков загрязнения (заражения) территории;

- определение уровня воздействия применяемых противоборствующими сторонами средств поражения и методов ведения войны на здоровье личного состава войск (сил) и населения, на окружающую природную среду (боеприпасы с обедненным ураном, фосфорорганические пестициды, различные вакцины психогенные воздействия, поджигание выбросов большого количества нефтегазовых скважин с возникновением чрезвычайной экологической ситуации и т. д.);

- установление мест выброса, выпуска и сброса патогенных микроорганизмов в водоисточники и воздушную среду;

- определение степени санитарно-эпидемиологической опасности массовой миграции населения из зоны боевых действий на неприспособленных для размещения территории;

- оценку уровня распространения боевого стресса, страха и паники, других неадекватных психологических реакций населения, препятствующих проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в районе боевых действий;

- уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки на всей территории зоны ответственности, биологической, радиационной и химической обстановки на опасных производственных и иных объектах, оценку доз внешнего и внутреннего облучения, отравлений населения, используемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также качества специальной и санитарной обработок, степени опасности эпидемических очагов и необходимости проведения целенаправленных противоэпидемических мероприятий;

- оценку степени снижения возможностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений в районе боевых действий по оказанию соответствующих медицинских услуг, уровня иммунной защиты населения, наличия средств очистки и обеззараживания питьевой воды, фармакологической коррекции психического состояния и работоспособности, антибиотиков;

- определение путей преодоления затруднений в организации захоронения погибших людей и животных с высокой степенью радиационной, химической, эпидемиологической и эпизоотической опасности;

- выявление сохранившихся запасов медицинских средств индивидуальной защиты и медикаментозных средств, предназначенных для лечения и профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений);

- направление разведывательных групп с целью сбора конкретных данных о состоянии объектов, оказывающих выраженное влияние на качество среды обитания, отбора по показаниям проб воздуха, воды, продовольствия, почвы, медикаментов и т.д.;

- лабораторные исследования отобранных проб;

- анализ полученных данных;

- выдача заключения о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне бедствия, объеме и направленности необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по снижению последствий воздействия факторов войны.

 

Санитарно-эпидемиологическая обстановка оценивается как благополучная, неустойчивая, неблагополучная, экстремальная и угрожающая.

1. Благополучная: заболеваемость населения на уровне многолетней; отсутствуют разрушения влияющих на качество среды обитания объектов; качественно проводятся государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и весь комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2. Неустойчивая: умеренный рост уровня заболеваемости (не более чем в 3 раза) или возникновение отдельных групповых заболеваний (отравлений); появление групповых инфекционных заболеваний (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство, инфекционные амилоидозы, вирусные гепатиты, СПИД, стафилококковая интоксикация, туберкулез легких, грипп, менингококковая или нозокомиальная инфекция, шигеллёзы, орнитоз, бруцеллез, лихорадка Ку, сифилис, полиомиелит, лептоспироз, трахома, амебиаз, лямблиоз) или отдельных случаев инфекций, указанных в критериях; оценки неблагополучной обстановки; неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов экономики, водоснабжения и питания; массовое заболевание (более 5000) или гибель (падеж) боле 1000 животных; наличие ограниченных участков химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения, незахороненных трупов людей и животных.

3. Неблагополучная: рост уровня заболеваемости населения (более чем в 3 раза) или возникновение групповых заболеваний (отравлений) в социально-экономически значимых коллективах; возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (до 5000 пострадавших или до 1000 пораженных, либо до 100 погибших), появление групповых опасных инфекционных или паразитарных заболеваний (сыпной или брюшной тиф, клещевой энцефалит, дифтерия, бубонная чума, легионеллез, иерсиниоз, боррелиоз, милиарный туберкулез, псевдотуберкулез, менингококковая инфекция, малярия) или отдельных случаев особо опасных инфекций; наличие участков местности, объектов водопровода (хранения запасов продовольствия, медикаментов) с химическим и биологическим заражением или радиоактивным загрязнением; скопление населения на необорудованной местности или в неприспособленных помещениях при экстремальных параметрах окружающей среды.

4. Экстремальная обстановка: эпидемические вспышки оспы, чумы, особо опасных вирусных геморрагических или желтой лихорадок, сибирской язвы, холеры, мелиоидоза, туляремии, сапа; распространение среди размещенных в стесненных условиях людей возбудителей опасных инфекций. Резкое нарастание числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) среди пострадавшего населения в пределах инкубационного периода. Возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (более 5000 пострадавших или более 1000 пораженных, либо более 100 погибших), залповый выброс (сброс, выпуск) высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ в районах крупных населенных пунктов (возможное воздействие отравляющих веществ с проявлением начальных симптомов у 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 100, а по органолептическому – более 1000 ПДК, уровень ионизирующих излучений на местности либо суммарной активности выброса РВ с прогнозом облучения человека более 500 мГр за 10 сут., агенты биологического оружия при наличии средств профилактики и лечения).

5. Угрожающая: распространение групповых заболеваний особо опасными инфекциями за пределы зоны карантина; рост числа очагов загрязнения биологическими средствами и (или) боевыми отравляющими веществами при скоплениях населения на необорудованной территории; аварии на радиационно-, химически- и биологически опасных объектах с, нарастанием выбросов радиоактивных и опасных химических веществ, либо агентов биологического оружия (уровень радиоактивности на местности вызовет острую лучевую болезнь, концентрация отравляющих веществ приведет к смертельным поражениям у более 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-ток-сикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 1000 ПДК, агенты биологического оружия с измененными свойствами либо при отсутствии средств профилактики и лечения).

Приведенные критерии являются лишь ориентирами. Главными государственными санитарными врачами по территориям должны быть разработаны адаптированные к конкретным условиям критерии определения уровня осложнения санитарно-эпидемио-логической обстановки и определены силы и средства, необходимые для участия в ее ликвидации, порядок их использования, создания, высвобождения и пополнения необходимых запасов материальных средств, а также подготовки кадров службы, взаимодействия с другими министерствами и ведомствами.

Выделение степеней санитарно-эпидемиологической опасности необходимо для унификации санитарно-эпидемиологической диагностики, дифференцированного планирования мер государственного регулирования и проведения санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий:

- благополучная обстановка позволяет всем звеньям службы функционировать в обычном режиме деятельности, требует лишь контроля со стороны вышестоящих звеньев за качеством санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оказания помощи по проведению наиболее сложных исследований в Сети наблюдения и лабораторного контроля;

- неустойчивая обстановка требует контроля со стороны вышестоящих звеньев службы за качеством санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оказания помощи в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, информирования вышестоящих органов управления государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также Сети наблюдения и лабораторного контроля;

- неблагополучная обстановка требует контроля за объемом и качеством мер государственного регулирования и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий со стороны вышестоящих звеньев службы, оказание помощи в идентификации возбудителей инфекционных заболеваний, индикации боевых отравляющих или опасных химических веществ и их вторичных продуктов, исследование спектра ионизирующих излучений и определение дозовых нагрузок, информирование органов управления территориального уровня, в том числе и командования воинских гарнизонов;

- экстремальная обстановка требует направления в зоны бедствия специальных формирований, участия в ликвидации последствий учреждений вышестоящего звена, введения ограничительных мер (карантина), координации Госсанэпидслужбой Минздрава деятельности всех учреждений и формирований санитарно-профилактического профиля, информирования органов управления регионального уровня, в том числе и военного командования.

- угрожающая обстановка требует участия в принимаемых мерах сил и средств учреждений вышестоящего звена с направлением в зону бедствия специальных формирований и групп экспертов, методической поддержки научно-исследовательскими центрами независимо от ведомственной подчиненности, а также информирования органов государственного управления федерального уровня.

Оценка обстановки необходима для своевременного принятия решений:

- об отселении населения из зоны бедствия или оставлении в зоне поражения, о допустимой продолжительности пребывания людей и времени, входа, выхода или преодоления загрязненных участков местности;

- по определению доз облучения населения, напряженности иммунитета, защитным, санитарно-эпидемиологическим и медицинским мероприятиям при угрозе воздействия радиоактивных и опасных химических веществ, или биологических средств поражения;

- по размерам санитарных потерь от воздействия поражающих факторов войны, обоснованию объема радиационно-гигиенических, химико-аналитических, метеорологических и микробиологических исследований поражающих факторов сформировавшихся очагов, мер к их ликвидации,

- по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, специальной и санитарной обработки, соблюдению правил охранительного и санитарно-противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации;

- по сбору и удалению твердых и жидких отходов, загрязненных радиоактивными, опасными химическими либо биологически опасными веществами, агентами биологического оружия;

- по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов при приготовлении, хранении, выдаче и доведении готовой пищи, добыче и улучшении качества запасов питьевой воды, банно-прачечном обслуживании, размещении перемещаемого населения в зданиях, палатках и полевых фортификационных и временных сооружениях, сборе и удалении отходов;

- по опасности передачи поражающего фактора (радиоактивных и опасных химических веществ, возбудителей опасных инфекций) за пределы зоны их применения;

- по выполнению правил личной и общественной гигиены, выявлению лиц, подвергшихся риску загрязнения (заражения), организации медицинского наблюдения за ними;

- по мерам профилактики заражения населения в природных очагах, заноса инфекционных заболеваний с перемещаемыми контингентами населения, прибывающими из зоны боевых действий беженцами и личным составом войск (сил).

Заключительная часть.

Всякая война ухудшает материальное положение населения и санитарно-эпидемическую обстановку и способствует возникновению массовых инфекционных заболеваний, особенно в случаях применения противником бактериологического (биологического) оружия. В связи с этим одной из основных задач МС ГО является предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения, обеспечение санитарного благополучия населения.

Ухудшению санитарно-эпидемической обстановки в условиях войны будут способствовать: скученность населения, ухудшение его питания и банно-прачечного обслуживания; разрушение водопроводных и канализационных сетей в городах, подвергшихся ядерному нападению противника; возможный выход из строя медицинских, противоэпидемических учреждений; возникновение массовых санитарных потерь, в том числе и в очаге бактериологического (биологического) поражения; появление большого числа безвозвратных потерь среди населения, а также трупов животных; возможное заражение продовольствия и воды РВ, ОВ, БС; снижение иммунобиологических функций у людей, подвергшихся воздействию ионизирующих излучений, ОВ и БС.

Неблагоприятные санитарные последствия применения противником оружия массового поражения в значительной степени будут определять объем работы штабов и служб ГО.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...