Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система нормативного регулирования аудита

Содержание

 

Введение

Глава 1. Аудит - независимый контроль

1.1 Возникновение аудита

1.2 Система нормативного регулирования аудита

1.3 Аудиторская организация

1.4 Требования, предъявляемые к аудитору

1.4.1 Аттестация

1.4.2 Права и обязанности аудиторов

1.4.3 Правила поведения аудиторов в России и основные принципы аудита

1.5 Документирование аудиторских проверок

Глава 2. Обязательный аудит

2.1 Характеристика обязательного аудита

2.2 Кто проводит обязательный аудит

2.3 Подготовка к обязательному аудиту

2.4 Состав бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту

2.5 Учет расходов на обязательный аудит

2.6 Ответственность за непроведение обязательного аудита

Глава 3. Инициативный аудит

3.1 Характеристика инициативного аудита

3.2 Цели и задачи инициативного аудита

3.3 Виды инициативных аудиторских проверок

Глава 4. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «Полистрой» за 2008 год.

Заключение

Список литературы


Введение

 

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране. Актуальность аудита неоспорима, особенно в условиях мирового финансового кризиса. Изучение исторических и научных основ аудита позволяет осознать его широкую применяемость в настоящем времени по всему миру, понять заинтересованность мировых предприятий и просто лидеров в необходимости и социальной полезности аудита и аудиторской деятельности. Бизнес растет и развивается. Спрос на услуги аудита достаточно высок, что позволяет всесторонне развивать этот вид деятельности.

В достоверной информации о финансовом состоянии предприятия в рыночной экономике заинтересованы многие ее пользователи: как внутренние (учредители, акционеры, администрация, работники предприятия), так и внешние (поставщики, покупатели, кредиторы, страхователи, государственные органы, потенциальные инвесторы и др.). Однако их интересы не всегда совпадают, поэтому существует объективная потребность в независимой оценке финансовой информации специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания подобного рода услуг, т.е. аудиторами. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Аудитор является помощником в устранении имеющихся недостатков, а не судьей, изобличающим персонал предприятия. Аудитор защищает имущественные интересы собственников. Он вдумчиво, доброжелательно знакомится с положением дел у клиента, выявляет пробелы и уязвимые места в финансовой деятельности, в организации учета и отчетности и дает рекомендации, как улучшить учет и устранить те недостатки и ошибки, которые в будущем могут обернуться крупными неприятностями. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качественному проведению проверок.

Целью дипломной работы является отражение необходимости аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- раскрыть значение аудита, как независимого контроля в условиях рыночной экономики;

- исследовать основы аудиторской деятельности, ее существенные и более важные характерные особенности, нормативное регулирование, правовые и организационные принципы, а также ее место в системе финансового контроля;

- рассмотреть этапы аудиторской проверки – от подготовительного до подготовки аудиторского заключения;

- выявить на практике на примере конкретного предприятия методику аудиторского заключения;


Глава 1. Аудит - независимый контроль

Возникновение аудита

 

В Древнем Египте (около 2600 г. до н.э.) существовали специалисты, которые совмещали функции учета, управления и контроля, то есть, по сути выполняли ряд действий, часть из которых сейчас называется аудитом. В Римской империи (с VII века до н.э.) контрольные функции осуществлялись кураторами, прокураторами, квесторами. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные — финансовым управлением провинции. После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов. В это время прааудит имел строго целевое направление: предотвращение ошибок.

Слово "аудит" происходит от латинского "audio", которое можно перевести: "он слышит", "слушатель".

Современный аудит насчитывает более 160 лет. Впервые в 1844 г. в Англии были приняты законы, которыми на администрацию акционерных компаний была возложена обязанность не реже одного раза в год приглашать специально подготовленного человека для проверки соблюдения руководством интересов собственников.

Это было вызвано частыми банкротствами предприятий, недобросовестностью администрации. Акционеры хотели убедиться в отсутствии обмана, достоверности финансовой отчетности.

В 1862 г. в Великобритании был принят закон, который «уже в обязательном порядке предписывал проводить ежегодную проверку счетов британских компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю» [14, 18].

В развитых капиталистических странах процесс концентрации производства и капитала вызвал необходимость принятия аналогичных законов. Так, в 1867 г. был принят закон во Франции, в 1931 г. - в Германии, в 1937 г. - в США.

Первоначально цель аудита заключалась в проверке документации, подтверждающей записи денежных операций, и правильной группировке этих операций в финансовой отчетности. Это был подтверждающий аудит.

Постепенно цель аудита изменялась, все большее внимание стали уделять системе внутреннего контроля в организациях. При налаженном внутреннем контроле уменьшается возможность ошибок на первоначальной стадии оформления и регистрации хозяйственных операций и, соответственно, снижается вероятность искажения финансовой отчетности. Также аудиторы стали заниматься консультационной деятельностью, на которую зачастую требовалось больше времени, чем непосредственно на аудиторские проверки. Такой аудит называется системно-ориентированным.

Следующий этап развития аудита связан с усложнением бухгалтерского учета и увеличением объема информации, подлежащей проверке в заданные сроки. Это привело к необходимости применять выборочные проверки, что явилось основанием для вынужденного допущения риска аудиторской ошибки. Параметры выборочной проверки устанавливались исходя из разных факторов, одним из которых был профессиональный опыт аудитора.

Таким образом, в начальный период становления аудита главными требованиями к аудитору были честность и независимость. Постепенно все больше требований стало предъявляться к профессиональной подготовке аудитора.

Со временем аудиторская деятельность стала включать в себя и оказание других услуг - проверка бухгалтерской отчетности, финансовый анализ, консультации. Кроме этого, если на заре своего развития аудит оказывался отдельными профессиональными аудиторами, то впоследствии стали образовываться специализированные фирмы, от небольших, имеющих десяток работников, до транснациональных гигантов с численностью в несколько тысяч человек.

Историю аудита в России можно связать с указом Петра I. Этим указом было введено звание аудитора, деятельность которого совмещала в себе выполнение некоторых обязанностей секретаря, делопроизводителя и прокурора.

«Впоследствии были предприняты три попытки организации института аудита: в 1886, 1909 и 1924 годах.

В 1886 году от министра финансов поступило предложение об образовании комиссии по разработке проекта положения об Институте бухгалтеров и присяжных счетоводов. Но это предложение не было реализовано.

В 1909 году на Всероссийском съезде бухгалтеров была предпринята еще одна попытка создания института. Но из-за разногласий участников съезда она опять закончилась неудачей.

С 1924 по 1928 года действовал Институт государственных бухгалтеров-экспертов, который был создан в связи с зарождающимися в государстве рыночными отношениями. А при установлении административно-командного управления деятельность института прекратилась»[10; 6].

В современной России начало аудиторской деятельности можно датировать подписанием Президентом РФ Указа от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации". Данным Указом были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (Временные правила). Впоследствии Указ от 22 декабря 1993 г. N 2263 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Таким образом, за всю историю развития аудита его основной целью всегда признавалось установление достоверности представленной отчетности.


Система нормативного регулирования аудита

 

Профессия аудитора декларирует независимость от кого-либо при выражении мнения в своей профессиональной деятельности.

Для обеспечения этой независимости требуется система регулирования аудиторской деятельности. Подходы к регулированию аудиторской деятельности в мировой практике различны. Выделяют два основных направления: государственное регулирование (со стороны государственных органов) и саморегулирование (со стороны общественных аудиторских организаций).

В России система регулирования пока находится в процессе становления, в данный момент преобладает государственное регулирование, но в процессе реформирования появляется все больше элементов саморегулирования.

Необходимость государственного регулирования аудита вызвана важностью аудиторской деятельности для государства и общества в целом, поскольку пользователями информации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности того или иного экономического субъекта является широкий круг лиц - юридические и физические лица, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления и органы суда и др.

Воздействие государства на рыночные отношения имеет значение и тогда, когда на аудиторском рынке уже действует достаточное количество профессиональных субъектов: государством обеспечивается необходимый баланс между публичным интересом и интересами частных предпринимателей (аудиторов).

Государственное регулирование выражается в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих правовые основы аудиторской деятельности, в осуществлении уполномоченным федеральным исполнительным органом функций по изданию подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения по поводу осуществления аудита, организации разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, организации системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, надзора за деятельностью аудиторов и др.

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельностивключает четыре основных уровня:

Первый уровень - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ от 07.07.01. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово - хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

Второй уровень - национальные стандарты, определяющие нормы аудита, общие для всех субъектов финансово-хозяйственной деятельности и рекомендованные Комитетом международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. Разработка национальных стандартов способствует интеграции отечественного аудита в систему международных отношений и обеспечит признание российских аудиторских фирм для пользователей отчетности на международном уровне.

Третий уровень - внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень - внутрифирменные стандарты аудита, которые разрабатывают и применяют аудиторские фирмы. Такие документы, как правило, содержат собственные методики аудита, позволяющие снижать аудиторский риск и экономить время. Внутрифирменные стандарты являются коммерческой тайной и интеллектуальной собственностью фирмы.


Таблица 1

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Уровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования Степень разработанности
I Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 07.08.2001 Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят

II

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты разрабатываются (вместо них пока действуют 38 российских правил (стандартов))
Законодательные и подзаконные нормативные акты Разрабатываются и приводятся в соответствие с ФЗ нормативные документы в области аттестации аудиторской деятельности

III

Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств

Разрабатываются аккредитованным и аудиторскими объединениями
Министерствами и ведомствами принят ряд документов по специфическим видам аудита
IV Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими организациями

 

Аудиторская организация

 

Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, создаваемая в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.

1. Аудиторская организация как коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, самостоятельно осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Она создается в одной из организационно-правовых форм, не запрещенных для нее законом.

2. Аудиторская организация оказывает специальный вид услуг - проводит аудиторские проверки, осуществляет сопутствующие аудиту услуги такие, как восстановление и ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское, налоговое, правовое, управленческое консультирование и др.

При этом проведение обязательного аудита - исключительная деятельность аудиторской организации, которую не вправе осуществлять индивидуальные аудиторы и какие-либо иные лица.

3. Аудиторская организация обладает специальной правоспособностью - может осуществлять деятельность, соответствующую цели создания, предусмотренную в ее учредительных документах, и не должна выходить за пределы уставной деятельности. «Сделки аудиторской организации, выходящие за пределы ее правоспособности, недействительны. Нарушение данного правила является основанием для ликвидации аудиторской организации» [6; ст. 173]

4. Аудиторская организация проводит свою деятельность после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

5. В отношении аудиторской организации установлены следующие требования:

- количество аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, не должно быть менее пяти;

- не менее 50% аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, должны быть гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации;

- если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, не менее 75% аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, должны быть гражданами Российской Федерации.

Для аудиторских организаций допустимы следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций:

хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере);

хозяйственное общество (общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество);

производственный кооператив;

государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Аудит как особый вид предпринимательства может осуществляться организациями, создаваемыми и действующими в организационно-правовых формах, предусмотренных для коммерческих организаций. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между их участниками. Законом некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Право выбора организационно-правовой формы для аудиторской организации предоставляется ее учредителям. Практика показывает, что аудиторские организации создаются преимущественно в форме закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, поскольку данные организационно-правовые формы юридических лиц в наибольшей степени приспособлены к условиям рыночной экономики.

Аудиторская организация обладает организационным единством. Порядок управления аудиторской организацией определяется в ее уставе или в учредительном договоре. В структуру аудиторской организации входят службы внутренней компетенции (бухгалтерия, юридическая служба, служба безопасности и др.), а также отделы, связанные с осуществлением отдельных видов аудита (отделы общего аудита, банковского аудита, страхового аудита, аудита инвестиционных фондов, отдел сопутствующих аудиту услуг, отдел разработки внутренних стандартов). Деятельность подразделений аудиторской организации осуществляется на основании внутренних документов. Аудиторская организация может иметь особые подразделения, расположенные вне места ее нахождения – филиалы и представительства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...