1.4. Как еще лечили фобии
Гипноз и архаические практики Однажды к знаменитому специалисту по гипнозу Милтону Эриксону пришла женщина, которая боялась летать на самолетах. Доктор настроил ее на мысленный полет и внушил ей, что если она благополучно приземлится, ее страхи соскользнут на сиденье. Когда пациентка это осознала, она вскочила с криком: «Оно заразное! », – и не позволяла садиться на кресло жене Эриксона, уберегая ее от контакта с такой опасной вещью. Вот вам один из вариантов работы с фобией. Другой пример – народная знахарская практика «отливания страха». Изначальное убеждение состоит в том, что в организм человека попал испуг. Далее создаются условия, при которых страх может быть выпровожен из организма. Произнося заговоры, знахарь проливает растопленный воск в блюдо с водой, которое находится над головой пациента. И знахарь, и его «клиент» ожидают, что испуг перейдет на воск. Когда воск застывает в воде, в его форме угадывают то, чего боялся человек. К примеру, если он боялся собаки, то воск будет похож на собачью морду. Так пациент наглядно убеждается, что страха в нем больше нет. Будучи в Башкирии, я узнал о том, как толкуются страхи в местной шаманской традиции. По словам участницы семинара, которая интересовалась обычаями своего народа, есть древние поверья, что в момент испуга человек теряет часть своей светлой души и темный дух вселяется в него. Задача шамана – найти утраченную часть души и прогнать то, что незаконно попало в организм. Пожалуй, частично это напоминает то, что мы видим в психотерапевтической практике. В чем же отличия?
Ожидание чуда В приведенных вариантах лечения пациент напряженно ожидает, что засевший в нем страх соскользнет на сиденье, отольется на воске или отправится в центр земли (так, в частности, поступают сибирские шаманы). Ожидание должно запустить какую‑ то работу в организме, которая приведет к исцелению. Но гипнотизеры, знахари и шаманы не сообщают, как именно необходимый результат будет достигнут. Что происходит в сердцевине процесса, отследить невозможно. Есть только ожидание чуда.
Обе стороны, и целитель, и его пациент, надеются, что произойдет освобождение. Это вариант «терапии благого ожидания»: если ждешь чего‑ то хорошего, то оно произойдет… Но результат не гарантирован, именно потому, что процесс отдан на откуп только бессознательному, а без поддержки сознания оно может не справиться, не говоря о том, что пациенту здесь выпадает слишком пассивная роль.
Транса недостаточно Также и аутотренинг или медитации общего характера не работают при фобиях и других травмах. «Формулы аутотренинга» задают движение к идеальному состоянию, но в них нет пошаговых инструкций обратному развитию процессов психики, которые остановились. В серьезных случаях эти техники не действуют. Сам по себе транс, без активной позиции сознания, может быть целительным, но скорее как удача, а не как правило. То же касается и других методов, ориентированных на общую ненаправленную активизацию нервных и психических процессов (холотропное дыхание и др. ).
Понимания недостаточно Есть и диаметрально противоположные подходы, при которых предлагается обращение к интеллекту пациента: «Разве ты не понимаешь, что твои страхи смешны, что с этим легко справиться? » Конечно, такое понимание очень важно, но его недостаточно для исцеления. Повышение уровня компетентности не оказывает прямого влияния на «вегетатику». Человек может знать головой, что бояться нечего, но стоит упомянуть о предмете страха – и его живот продолжит зажиматься.
Тут вспоминается психиатрический анекдот про пациента, который представлял, что он – зерно и боялся, что его склюет петух. После долгой терапии доктор спрашивает его: «Ну, теперь‑ то вы понимаете, что вы не зерно? » – «Да, конечно, я человек! » – «Ну, что, теперь можете спокойно идти домой? » – «Нет, доктор». – «А почему? » – «Я‑ то знаю, что я не зерно, а знает ли петух? » Понимание создает фон, на котором работа с вегетативной нерв ной системой может стать более эффективной, но, к сожалению, автоматической разблокировки запустившихся реакций это не обеспечивает.
Синтетические практики Заслуживают внимания следующие синтетические практики, основанные на нейрофизиологических исследованиях И. П. Павлова. И. П. Павлов (1849–1936) и его школа, изучая физиологию нервных процессов, пришли к заключению, что при неврозе навязчивых состояний утрачивается нормальная подвижность нервных процессов, имеется выраженная их инертность, выявляющаяся в застойных очагах (Павлов И. П., 1950). Джозеф Вольпе (1915–1997), южноафриканский психотерапевт, отталкиваясь от павловских исследований условных рефлексов, выработал взгляд на невротические страхи с точки зрения теории научения. «Организм научился» в определенный момент со страхом относиться к какому‑ то фактору. Его надо «переучить». «Если ваши страхи представляют собой автоматические эмоциональные привычки, нам придется воспользоваться другими эмоциями для разрушения этих привычек. Если же какие‑ либо из ваших страхов обязаны своим существованием дезинформации, мы дадим вам корректирующую информацию» (Wolpe, 1982. Р. 87). Он предложил «систематическую десенсибилизацию»: у пациента вызывают состояние релаксации, после чего подвергают его действию раздражителя, вызывающего слабую тревогу. После привыкания к слабому раздражителю сила раздражения увеличивается, пока на чрезвычайно сильный раздражитель пациент не научится реагировать как на слабый, с последующим ослаблением тревоги (Wolpe, 1958, 1961). В целом этот подход получил название поведенческой терапии. Существенно здесь то, что адаптация к пугающему происходит поэтапно и на фоне релаксированности и информированности. Проблема, которая не решается в этом методе лечения, на мой взгляд, следующая. Сигнал, ушедший в глубь организма, который активизировал вегетативную нервную систему, игнорируется. Насаждение другого реагирования ведется «поперек» старого. Это затягивает процесс лечения и не избавляет человека от внутренней борьбы до конца.
На павловские нейрофизиологические взгляды опирается и способ проработки травм, основанный на активизации движения глаз (Шапиро Ф., 1996). Само наблюдение, лежащее в основе метода, представляется интересным. Человек, который прекратил поиск решения, впадает в отчаяние – его взор останавливается, упирается в одну точку. И наоборот, когда человек ищет решение, его глаза активно двигаются. Чтобы помочь пациенту преодолеть инертность нервных процессов, его побуждают к движениям глаз. Терапевт задает направление взгляда пациента движениями своей руки перед его лицом. Направления могут быть такими: вправо и влево, по диагонали, по кругу, по восьмерке. Это делается в довольно быстром темпе. Вслед за движениями глаз начинается и «движение» импульсов в мозгу. Застойный очаг «размывается», травматический опыт получает шанс на проработку. Этот прием может быть полезен в ряде случаев, но всё же является искусственным. Мне в моей практике он ни разу не понадобился. Если я подключаю внимание самого пациента к тому, что держит его сознание и нервные процессы в фиксированном состоянии, разблокировка происходит естественно, с большей точностью, при полноценной обратной связи, с осознанным участием сознания пациента и достоверностью для него. Чуть ниже я постараюсь продемонстрировать это на примерах. Отдав дань уважения коллегам, также искавшим методы противодействия страхам и другим фиксациям сознания, теперь я перейду к изложению своего подхода.
Осознанная саморегуляция: психокатализ Саморегуляция с опорой на непосредственные ощущения – это мягкая, управляемая альтернатива видам терапии, которые обращаются к подсознанию (медитативные техники), и существенное дополнение к видам терапии, которые работают с сознанием (аналитические техники). Пациент непосредственно наблюдает происходящие в его сознании процессы, а результат зависит от него самого, от решений его личности, а не от удачного стечения обстоятельств или авторитета целителя. Это технология внутренней работы: надежная и простая, естественная и быстрая. Рассмотрим детали этой работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|