Законодательство РФ в сфере оборота наркотических средств.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления наркотиками среди населения, исключением не является и Россия. 8 января 1998 года президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах, ранее принятый Государственной Думой (10.12.97) и одобренный Советом Федерации (24.12.97). Закон вступил в силу через три месяца со дня его официального опубликования. Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. В законе используются следующие основные понятия: Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами, в том числе Конвенции о наркотических средствах 1961 года; Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами, в том числе Конвенции о психотропных веществах 1971 года; Прекурсорынаркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами, в том числе Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят; Препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень; Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию РФ, вывоз с таможенной территории РФ, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством РФ; Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства РФ; Производство наркотических средств, психотропных веществ - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений; Изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства;
Переработка наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых происходит рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами; Распределение наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ; Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее ввоз (вывоз)) - перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с таможенной территории другого государства на таможенную территорию РФ или с таможенной территории РФ на таможенную территорию другого государства; Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; Больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим ФЗ, поставлен диагноз «наркомания»; Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; Государственные квоты на наркотические средства или психотропные вещества (далее - государственные квоты) - квоты на наркотические средства и психотропные вещества, устанавливаемые Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ на основании расчета потребности РФ в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которых осуществляется их оборот. Законом устанавливаются организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Согласно этому закону в РФ запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Реклама наркотических средств может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Запрещается распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих психотропные вещества или наркотические средства.
За нарушение положений этого Закона должностные лица и граждане РФ несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Нарушения правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами являются преступлением против здоровья населения и общественной нравственности. В соответствии со ст. 228 УК РФ от 15.10.97г., · незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок до 3 лет; · незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой; · незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ совершенные: группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой; · незаконные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, совершенные организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере наказываются лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества.
· нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового; · лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Согласно ст.229 УК РФ от 15.10.1997г., · хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет; те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой; те же деяния, если они совершены организованной группой, в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, лицом, 2 или более раза судимым за хищение либо вымогательство, наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества. Из статьи 230 УК РФ от 15.10.1997г. следует, что: · склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет; · то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо 2 или более лиц, с применением насилия или угрозой его применения наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет;
· те же деяния, повлекшие за собой по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 6 до 12 лет. В соответствии со статьей 231 УК РФ от 15.10.1997г., · посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет. · те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет. Согласно ст.232 УК РФ от 15.10.1997г., · организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок до 4 лет; · те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. В соответствии с 233 статьей УК РФ от 15.10.1997г., · незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, наказываются лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Рассмотрим меры, предпринимаемые в нашем государстве для контроля наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ. 14 августа 1995г ода Министерством Здравоохранения и Медицинской промышленности был принят приказ, в котором были узаконены среди прочих следующие мероприятия: 1. Постоянный комитет по контролю наркотиков должен обеспечивать регулярное формирование и издание списков наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ с полным охватом средств и веществ, включенных в Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года, Конвенцию о психотропных веществах 1971 года и Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года; публиковать списки и информацию о включенных в них средствах и веществах в журнале «Новые лекарственные препараты», «Медицинской газете», «Медицинском вестнике». Продолжить разработку совместно с научными учреждениями здравоохранения нормативов потребности учреждений здравоохранения в наркотических лекарственных средствах и сильнодействующих веществах. Производить анализ динамики заболеваемости и болезненности наркоманией в России и видов потребляемых наркотических средств и в установленном порядке представлять соответствующие отчеты в ООН, МинЗдравМедпром России, заинтересованные министерства и ведомства. Проводить экспертизу и утверждать методическую документацию по применению наркотических лекарственных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в медицинской практике. 2.Фармакологический государственный комитет при МинЗдравМедпроме России должен осуществлять при проведении клинических испытаний новых и регистрируемых фармакологических средств проверку на возможность формирования от них синдрома зависимости и сообщать об этом в Постоянный комитет по контролю наркотиков для рассмотрения вопроса о включении данного средства в соответствующие списки. 3. Руководители органов и учреждений здравоохранения должны обеспечить в соответствии с действующими приказами МинЗдравМедпрома РФ систематический контроль за хранением и использованием наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в учреждениях здравоохранения. 4. В 1996 году МинЗдравМедпромом был принят приказ об исполнении федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 1995-1997 годы», которым было рекомендовано всем органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и осуществить комплексные региональные и целевые программы противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту. Также было рекомендовано теле- и радиокомпаниям РФ предоставлять на льготных условиях время в эфире для проведения передач, направленных на противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Главной целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение распространенности наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий общества в борьбе с нелегальным оборотом наркотиков, профилактикой наркомании и обусловленных этими явлениями правонарушений. Руководителям органов здравоохранения субъектов РФ приказано принять необходимые меры к укреплению материальной базы сети наркологических учреждений в регионах, не допускать ликвидации самостоятельной наркологической службы в территории. Среди исполнителей программы в пунктах «Профилактика злоупотребления наркотическими средствами», а также «Лечение, восстановление трудоспособности и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков» совместно с другими центрами, управлениями и институтами упоминается ММА им. И.М. Сеченова. 5. В том же 1996 году МинЗдравМедпромом был принят ряд документов, регламентирующий ввоз в РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, устанавливающий перечень необходимых документов для ввоза вышеуказанных веществ в РФ.
Мировая легализация марихуаны. Парадокс? Мир осуждает Голландию за легализацию марихуаны, но факт остается фактом: рост наркомании здесь не наблюдается уже 20 лет…Забавно, но в 17 веке в Северной Америке была предусмотрена уголовная ответственность для фермеров, не желающих выращивать коноплю на своих участках земли. Даже Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон сажали ее на территории своих владений. А в Англии любой иностранец, культивировавший коноплю, по указу короля получал английское гражданство. Скоро в Старом и Новом свете поняли, что наркотики могут служить эффективным рычагом для решения политических проблем. Из Англии высылали китайцев - якобы за опиум, а из США, согласно действующему в начале CC в. федеральному закону, депортировали мексиканцев, которые “накурившись марихуаны, становятся чрезмерно агрессивными”. Самим американцам марихуану запретил курить шеф Федерального бюро по борьбе с наркотиками (FBN) Гарри Анслингер в 1937 году. Свое решение чиновник обосновал тем, что марихуана делает американцев столь податливыми, что он не в силах противостоять коммунистической угрозе. После всех запретов, опиумных законов и поправок к ним, первой страной, решившейся на легализацию марихуаны, стали Нидерланды. Интересно, что основой правового регулирования обращения наркотиков здесь является все тот же опиумный закон, запрещающий употребление всех наркотиков, включая марихуану. Как же так? А кофе-шопы, известные по всему миру? Оказывается, в Голландии существует документ, “Директивы по методам расследования и пресечения наказуемых деяний, описанных в опиумном законе”, подзаконный акт, который не легализует наркотики, а лишь отменяет наказание за их хранение в малых дозах (до 5 г в случае с марихуаной). Для большего количества предусмотрена таблица штрафов. Кофе-шопы должны придерживаться строгих правил: более 5 г марихуаны в одни руки не давать, в самом магазине более 500 г не хранить, не продавать марихуану лицам, не достигшим 18 лет. И, конечно же, кофе-шопы не должны помещать свою рекламу в СМИ. При этом в Голландии траву можно выращивать на собственном огороде. Но плантации будут чисто символическими – больше 4 растений дома держать нельзя. Многие страны Единого Союза осуждают Голландию за чрезмерную лояльность, но статистика свидетельствует в защиту de Hollandse aanpak – уровень наркомании здесь заторможен на уровне 1980 года! Парламенты Австралии, Швейцарии, Бельгии уже одобрили законопроекты о легализации марихуаны. А Канада стала первой страной мира, официально разрешившей своим гражданам выращивать и употреблять марихуану. Кроме того, она стала первым высокоразвитым государством, поставившим наркоторговлю на официальные рельсы. В не самом благополучном лондонском районе Брикстон проводится шестимесячный эксперимент, в рамках которого полиция не задерживает людей, курящих марихуану на улицах, а проводит нравоучительные беседы и в худшем случае отнимает траву. Если опыт удастся, подобное поведение полицейских станет нормой жизни. В Португалии отменили уголовную ответственность за употребление наркотиков. Оставили лишь чисто символический штраф: эквивалент 21 доллару США. В Марокко фермеры радуются небывалому урожаю гашиша – более 2500 тонн! Эта отрасль сельского хозяйства находится под особым покровительством молодого марокканского короля Мухаммеда. В докладе комиссии ЕС говорится, что гашиш приносит королевской семье около 3 миллиардов долларов США в год. Однако столь благодушный настрой наблюдается далеко не везде. Верховный Суд США запретил использовать марихуану в медицине, т.к. ее хождение открывает простор для всевозможных правонарушений. Правда, за 0,1 г, да пусть даже за целый грамм, там не сажают. Обходятся штрафом. В России за 0,1 г марихуаны дают 3 года.
Наркотики… Это слово прочно вошло в нашу жизнь. Мы привыкли слышать его с экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников, мы читаем про них практически ежедневно в газетах и журналах…Мы привыкли видеть тех несчастных, которых лично коснулась чума с этим именем. Привыкли. Это главная проблема. Привычка притупляет внимание к проблеме, делает нас более снисходительными. Мы, наверное, просто не можем себе представить, что подобная беда придет к нам, нашим близким или просто знакомым и захватит моментально. Да, можно надеяться, что кто-нибудь или что-нибудь убережет близких нам людей от попадения в сети наркотиков. Можно предположить, что такую миссию возьмет на себя государство, однако масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств свидетельствует о невысокой результативности принимаемых государством мер. До настоящего времени медиками и психологами не разработаны эффективные методы лечения и реабилитации больных наркоманией. Не создано действенной системы антинаркотической пропаганды и контроля над оборотом наркотических средств. За последние 8 лет число наркологических диспансеров сократилось в 1,5 раза, число наркологических коек - в 2,3 раза, в то время как число наркоманов увеличивается постоянно. Серьезным препятствием для повышения эффективности терапии больных наркоманией является отсутствие в стране реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание больных. Не решен вопрос об использовании в наркологических учреждениях специально подготовленных психологов и социологов. Таким образом, на сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами как никогда является актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом.
Список использованной литературы:
1. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. «Комплект», Санкт-Петербург,1997 2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Невский Диалект», 2000. 3. Фридман Л.С. Наркология. «Невский проспект», Спб,1998 4. Популярная медицинская энциклопедия, Ташкент, Главная редакция энциклопедий, 1993 5. JALOUSE, №1 сентябрь 2001 6. Электронный журнал ЮСИА, том 2, номер 3, июнь 1997 г. 7. www.narkom.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|