Огюст Ренуар (1841 - 1919) - «живописец счастья»
ХОД УРОКА (Эпиграф) Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья, положил. Он понял масла густоту — Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето, Расширенное в духоту. О. Мандельштам Слово учителя. Импрессионизм (фр. impression - «впечатление») - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX века, представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Сам термин «импрессионизм» обязан происхождением Клоду Моне, который в 1867-м году выставил в Салоне картину заката солнца, озаглавленную «Впечатление». Импрессионизм в качестве идеи начинает свое существование со времени «Салона отверженных» в 1863 году. Император Франции Наполеон III потребовал, чтобы в отдельном помещении собрали все те произведения, которые отвергло жюри. Целый век отделяет нас от того времени, когда на бульваре Капуцинок открылась выставка никому не известных молодых живописцев, встреченная издевательским смехом толпы и яростным возмущением прессы. «Импрессионисты производят впечатление кошки, которой вдруг вздумалось прогуляться по клавишам фортепьяно, или обезьяны, которая овладела ящиком с красками» (газета «Фигаро»); «Искусство, падшее столь низко, недостойно даже осуждения» (критик Поль де Сен-Виктор). Импрессионисты, объединившиеся вокруг Моне, создавали в течение тридцати с лишним лет целый мир необычайно оригинальных произведений искусства, движимые лишь желанием страстного изучения природы и не связанные ничем, кроме личных симпатий и отвращения к академической живописи.
Эдуард Мане и его сюжеты Важную роль в формировании живописи импрессионистов сыграло творчество Эдуарда Мане (1823 -1882). Он был из семьи хорошего достатка и знал беззаботную жизнь. Желая быть, по его словам, человеком своего времени, Мане стремился к новаторству в искусстве. Его учитель Кутюр, обнаружив в нем склонность к исканию новых путей, отрекся от него. (Сообщение о жизни и творчестве Э. Мане). Мане испытывал неутолимую жажду новизны, острых ощущений. В самой известной его картине «Завтрак на траве», (увеличить картину на весь экран) выставленной в 1863 году, он представил на зеленой лужайке под тенью деревьев двух элегантно одетых, беседующих друг с другом мужчин, между ними обнаженную женщину, вдали у ручейка другую женщину в рубашке, рядом смятое голубое платье и превосходно написанную корзинку с фруктами. На холсте поражало соседство современно одетых мужчин с наготой. Сам художник вряд ли смог бы исчерпывающе объяснить это. Самое большее он мог бы сказать, что, провозглашая свободу творчества, имел право без особой мотивировки сопрягать наготу, символ классической красоты, и черные сюртуки - принадлежность современной моды. В картине «Завтрак в мастерской» Мане декларировал свою программу: «Жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, открывая подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни». Трудно определить жанр картин. Нередко они объединяли портрет и бытовую сцену, либо бытовую сцену и пейзаж. Поклонники Мане восхищались своеобразной элегантностью изображения. «Бар в «Фоли-Бержер» - последняя большая картина Мане. В ней совмещаются изображение быта, портрета, натюрморта. Эту картину называют самым фантасмагорическим произведением художника. Пространство бара, отраженное в зеркале, расширяется до бесконечности, превращаясь в искрящуюся огнями поэтическую среду. И зритель вовлекается в эту среду, теряя ощущение грани между реальным и вымышленным мирами. Стойка одновременно приковывает продавщицу к вульгарному миру обыденности и ограждает от него. Девушка в заученной позе склоняется к посетителю и в то же время кажется сказочной феей с мечтательным и грустным лицом.
- О каких полотнах Э. Мане хотели бы рассказать вы? (Дополнения учащихся). Клод Моне (1840 - 1926) и его картины Клод Моне родился в Париже в 1840 году, а юность провел в Гавре, куда переехали его родители. Гавр - морской порт. Первыми впечатлениями Моне были море, суда, обилие красок. (Сообщение о жизни и творчестве К. Моне). Пейзаж приобрел ведущее значение в творчестве Моне. Именно в изображении природы художник осуществлял смелые эксперименты с цветом и светом. Палитра Моне избавилась от темных тонов, приобретя радужность и свежесть. Стихия света вторглась и в городские пейзажи художника. Именно к этому периоду относится изумительный «Бульвар Капуцинок в Париже», где брошенные на холст мазки передают и уходящую вдаль перспективу оживленной улицы, и движущийся по ней бесконечный поток экипажей, и веселую праздничную толпу (увеличить картин «Бульвар Капуцинок в Париже» на весь экран). Далее художник обращается к решению новых задач: запечатлеть, мгновение, а главное - атмосферу и свет, разлитый в нем. Он писал множество картин с одним и тем же, но по-разному освещенным предметом наблюдения. Например, стог сена утром, в полдень, вечером, при луне, в дождь и так далее. То же самое представляют его «Руанский собор», «Лондонский туман», «Кувшинки». - О каких полотнах Клода Моне хотели бы рассказать вы? (Дополнения учащихся). Огюст Ренуар (1841 - 1919) - «живописец счастья» Ренуар создавал особенный мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. (Сообщение о жизни и творчестве О. Ренуара).
В античности дети не привлекали к себе особенного внимания: амуры служили лишь спутниками богинь. Впоследствии детям долгое время придавали черты взрослых. Веласкес писал маленьких инфант позирующими, затянутыми в корсеты. В картинах Ренуара дети наивны, милы и обаятельны. У детей задорно поблескивают глазки, кожа мягко сияет, золотистые кудри блестят.
Ренуар создал свой любимый тип женщины с пухлыми губами, вздернутым носиком, непокорной челкой и неизменной улыбкой. Этот тип он повторял во всех произведениях («Портрет Жанны Самари», «У моря», «Девушки в черном»). (Увеличить картину «Портрет Жанны Самарии» на весь экран.) - О каких полотнах Ренуара вы хотели бы рассказать подробнее? (Дополнения учащихся). Круг тем Эдгара Дега (1834 - 1917) (Сообщение о жизни и творчестве Э. Дега). Почти все свое дарование Дега посвятил миру театра, главным образом балету. Он изображает мир балета с самых различных точек зрения. Движение стало лейтмотивом его творчества. Его композиции динамичны: построены по диагонали и в глубину. С одинаковым блеском он передавал и утомительно-однообразные будни танцовщиц {«Танцкласс», «Репетиция балета на сцене», «Голубые танцовщицы») и праздничность спектаклей {«Звезда, или Танцовщица на сцене»). (Увеличить картину «Голубые танцовщицы» на весь экран.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|