Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аппликация как вид изобразительной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

М.В.Грибанова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

СРЕДСТВАМИ АППЛИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое пособие

Пермь 2003

УДК 373.2

ББК Ч 411.38

Г - 82

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии дошкольной Пермского государственного педагогического университета О.Р.Ворошнина;

кандидат психологических наук, доцент И.Ю.Ильина

Грибанова М.В. Развитие творческой активности детей 3-7 лет средствами аппликативной деятельности: Методическое пособие /Перм. гос. пед. ун-т – Пермь,2003. – 21с. + Прил.(17с.): ил.—Библиогр.: с.19(12назв.)

 

В пособии раскрываются концептуальные обоснования и практико-ориентированные подходы к развитию творческой активности детей 3-7 лет средствами аппликативной деятельности.

Пособие предназначается для учащихся педагогических учебных заведений, работников дошкольных образовательных учреждений, занимающихся изучением и решением проблем изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

В публикации использованы практические материалы дополненные и апробированные в МДОУ пос. Менделеево Пермской обл. (при непосредственном участии Корякиной Н.Л.).

 

 

УДК 3373.2

ББК Ч 411.38

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

Грибанова М.В., 2003

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Одну из приоритетных целей образования детей дошкольного возраста можно сформулировать как сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, его активной созидательно-творческой позиции по отношению к реалиям окружающего мира. При отборе содержания образования учитываются традиционные дидактические принципы, однако особое внимание обращается на те из них, которые либо недостаточно реализованы, либо являются новыми. Так принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание оптимальных условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческой активности ребёнка в различных сферах его деятельности.

Самостоятельность и инициатива актуальны для развития изобразительно-творческих способностей и оказывают существенное влияние на процесс становления новообразований личности дошкольника. Развитие творческих способностей должно проходить в условиях побуждения к созидательной деятельности. Таким условием является изобразительная деятельность, в частности занятия аппликацией.

На всех этапах развития общественного дошкольного воспитания проблеме развития детского изобразительного творчества отводилось важное место. В 40-х гг. ХХ в. появились первые специальные исследования в этой области (Е.А.Флерина, В.Б.Косминская и др.). По мнению авторов, правильно организованное обучение помогает формированию различных способностей. В исследованиях Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца освещались вопросы взаимосвязи творчества и обучения, подчёркивалась их роль в развитии специальных способностей. Л.С.Выгодский в ряде работ выделяет мысль о том, что при обучении детей изобразительному творчеству необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого.(4) Показателем подлинного творчества служат качество и выразительность художественных образов, созданных детьми. Чем больше индивидуального, своеобразного, нового в работе, тем она ценнее.

В процессе развития изобразительного творчества важно учитывать уровень проявления самостоятельности детей. В теории психологии и педагогики большое значение придается развитию самостоятельности дошкольников (А.А.Люблинская, Н.Д.Левитов, С.Л.Рубинштейн и др.).

Характеристика самостоятельности по отношению к детям дошкольного возраста сводится к следующему - самостоятельность рассматривается как умение без подсказки и помощи взрослого применить привычные способы действия в разных условиях. Высокий уровень самостоятельности в изобразительной деятельности определяется тем, что, усвоенные в процессе обучения, приёмы создания изображения становятся средствами выразительности. Процесс изображения сопровождается развитием умения самостоятельно определять замысел, подбирать соответствующие выразительные средства и протекает на фоне эмоциональной активности, произвольности выполнения деятельности.

Развитие самостоятельности дошкольников тесно связано с творчеством. Из теории обучения детей изобразительной деятельности можно сделать вывод, что переход к творчеству связывается с самостоятельным замысливанием, планированием содержания, с выбором способов и последовательности исполнения. Вначале этот замысел определяется с помощью воспитателя. Педагог раскрывает детям, как и каким путём можно осуществить задуманное, в дальнейшем дети учатся самостоятельно решать эту задачу. Продуктом детского творчества является авторский образ, интерпретация знакомой ситуации с элементами выразительности, созданные самостоятельно. Таким образом, ясно прослеживается связь самостоятельности с творческой активностью.

Отношение ребёнка к миру проявляется в преобразовательно-практической деятельности, доступной возрасту. Оценочно-созидательное отношение можно рассматривать как проявление творческости, как личностную характеристику, путь реализации собственной индивидуальности. Творческость личности проявляется, прежде всего, в процессе поиска, открытия и реализации собственной индивидуальности (самореализации и самоактуализации). Процесс содействия развитию творческой активности требует рассмотрения условий, опосредующих переживание радости открытия изображения, осознание собственной индивидуальности, поиск средств и форм, способствующих её выражению Развитие творческости представляет собой одну из центральных линий личностного развития, именно она позволяет человеку проявить свою индивидуальность и уникальность. Творческость необходимо рассматривать как личностную характеристику, но не как тот или иной набор личностных черт, а как своеобразный путь реализации человеком собственной индивидуальности. Проявление индивидуальности – творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего).

Выше изложенные положения определили основные направления предлагаемого пособия. На наш взгляд, нетрадиционное обучение аппликации детей 3 – 7 лет может стать эффективным средством развития творческой активности.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ)

 

Осмысление и анализ проблем детского изобразительного творчества приобретает всё большее значение в настоящее время, особенностью которого является динамичность жизни, её быстрая изменчивость. Успех процесса социализации во многом определён такими личностными качествами ребёнка, как инициативность, самостоятельность, активность, опосредующими, в свою очередь, развитие потребностей к самовыражению, самоактуализации, преобразованию действительности путём создания субъективно-ценностного образа мира (и себя в нём!) средствами художественно-творческих видов деятельности.

Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях побуждения к созидательно-поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена изобразительным творчеством. На всех этапах становления дошкольного воспитания, в процессе обучения детей изобразительной деятельности, решалась задача выявления и реализации потенциала индивидуальных возможностей каждого ребенка. Показателями творческой свободы определены оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу, тем она ценнее для автора-создателя. Проявлением детского творчества является так же достаточный уровень развития активности и самостоятельности в организации и осуществлении деятельности. Высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приёмы трансформируются в средства выражения (передачи) субъективно-оценочного отношения ребёнка к содержанию замысла. Процесс создания изображения опосредует развитие способности самостоятельно подбирать материалы, способы, приёмы, и другие выразительные средства, раскрывающие индивидуальную неповторимость, оригинальность авторской позиции ребёнка. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального переживания, активизации умственных и практических умений, сопровождается желанием поделиться с другими радостью «открытия себя» в образе действительности, воплощённом в изображении.

В исследованиях Н.П. Сакулиной, Т.Г. Казаковой, Н.Б. Халезовой, Н.Я.Шибановой и др. отмечается, что одной из ведущих предпосылок развития творчества дошкольников в художественных видах деятельности является выраженная потребность в самостоятельности. Известно, что самостоятельность возникает при условии успешности ребенка в той или иной деятельности (знаю + умею = хочу). Очевидно, что в аппликации активность и самостоятельность проявляются в свободе, творческом исполнении, авторском решении образа, что обусловлено преобразующим характером деятельности.

Однако, как показывает широкая практика, в традиционной методике обучения аппликации своеобразие сложности технического компонента в большой степени тормозит «открытие» художественных возможностей материала и образа, что очевидно снижает интерес и проявления творчества детей. Общеизвестным фактом является и то, что уже в дошкольном возрасте снижаются показатели оригинальности, свободы, непосредственности образа, особенно эта тенденция, проявляется в аппликации.

Поиск нетрадиционных подходов к организации процесса обучения аппликативной деятельности обусловил создание предлагаемого пособия.

В книге Е.Л. Яковлевой «Психология развития творческого потенциала личности» (1997) проведен глубокий анализ феномена творчества, раскрыты позиции зарубежных и отечественных ученых, исследующих проблемы развития творческого потенциала человека.

Проведенное Е. Л Яковлевой исследование позволило определить ряд концептуальных позиций, обозначивших современную трактовку специфики творческого развития детей, которые мы полностью разделяем и используем в качестве одного из оснований предложенной ниже технологии ознакомления детей дошкольного возраста с аппликативной деятельностью в контексте личностно-ориентированной модели организации изобразительной деятельности в ДОУ.

Анализ существующих моделей и вариативных программ организации работы с детьми позволил автору прийти к выводу о том, «что имеется определенное противоречие между теоретическими представлениями о природе одаренности (творческости) с одной стороны и характером обучения и развития - с другой. Практически все современные концепции признают и подчеркивают роль личностных факторов как одного из важнейших компонентов одаренности (творчества). С другой стороны, большинство программ обучения ориентированны либо целиком, либо преимущественно на когнитивное развитие».(14) Причина такого противоречия в том, что все концепции остаются в рамках одной и той же парадигмы: творческость отождествляется с продуктивностью и оценивается по продукту, причем это относиться как к интеллектуальному, так и к художественному творчеству. В этом отношении интересен пример программы Иллинойского университета (для детей дошкольного возраста), которая предусматривает следующие аспекты её реализации: знакомство с новым материалом, глубокую проработку темы, соответствие учебного материала познавательным потребностям, использование абстрактных понятий, самостоятельность и целеустремленность в решении задач, поощрение творческого и продуктивного мышления, воспитание умение анализировать поведение и чувства – свои и окружающих и т.п. В программе очевидно, помимо когнитивных, задействованы (учтены) личностные факторы развития творческих способностей.

По мнению В.В. Рубцова, необходимость жить в сложном и неоднозначном социальном пространстве ставит индивида перед проблемой «нахождения себя» одновременно в различных видах деятельности»(14) Человек вынужден реагировать на постоянные изменения, проходящие в социуме. Для того чтобы выжить, адекватно реагировать на изменения, необходимо активизировать свой творческий потенциал: развить в себе творческость, найти пути преломления социально-типичного в индивидуально-неповторимое, определить субъективные смыслы, позволяющие быть творцом своей жизнедеятельности в направлении созидания гармонии, соответствия себя окружающему миру.

Развитие творческости (т.е. способности нестандартно, креативно решить возникшую проблему) представляет собой одну из приоритетных линий личностного развития. Перефразируя мысль Б. Гизелина, можно говорить о том, что человеку необходимо создание «значимой упорядоченности в субъективной сфере», оформление смыслового конструкта, благодаря которому люди понимают, открывают мир и себя в этом мире.

Е. Яковлева рассматривает творческость как личностную характеристику, как способность человека к реализации собственной индивидуальности (знаю, умею, могу и хочу сделать это по-своему). Человеческая индивидуальность – это и есть творческий акт (внесения в мир ранее не существовавшего). По мнению автора, характеристики творческости чаще не предметны, а процессуальны, т.к. творческость необходимо рассматривать прежде всего как процесс выявления собственной индивидуальности.

Творческость:

· развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия;

· в той или иной мере адресована другому;

· предполагает:

Ø поиск индивидуального стиля (способа решения проблемы «по-своему»);

Ø переживание и открытие «субъективного смысла» действия, поступка, деятельности;

Ø выражение себя своей индивидуальности в социально приемлемых формах деятельности (например, – в художественном творчестве).

Для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, человеку необходимо: осознать себя как индивидуальность; овладеть средствами и формами выражения себя социуму; попасть в условия, благоприятные её выражению.

Таким образом, в современных исследованиях творческость рассматривается как открытие и реализация человеком собственной индивидуальности, что обуславливает необходимость создания условий ее осознания, форм и средств ее выражения, фона, благоприятствующего ее проявлению.

На наш взгляд, выделенные требования оптимально могут быть реализованы в контексте художественно-творческих видов деятельности, основы которых ребенок приобретает в дошкольном возрасте (при условии природосообразной их организации).

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ БАЗИСА КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Традиционно изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественно – эстетического освоения окружающей действительности, в процессе которой дети учатся изображать предметы, явления, события, осваивают способы познания и доступные формы преобразования знаний. Детские рисунки, аппликативные и пластические образы часто поражают оригинальностью замысла, своеобразно-неповторимой формой выражения «авторского» отношения к познаваемым объектам окружающей действительности.

Анализ возможностей изобразительного творчества детей убеждает в том, что изобразительная деятельность является эффективным средством содействия становлению базиса культуры личности дошкольника. (Рис.1) Художественно-творческая деятельность дошкольников, как аналог художественного творчества, является не самоцелью (где достижение продукта есть главный результат её освоения), а незаменимым средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественно-творческих способностей, формирования двух взаимосвязанных путей познания мира «рационально-логического и эмоционально-образного» и, наконец, средством формирования субъективно-ценностного отношения к продуктивному, созидательному труду.

 

 

Формирования эстетического

отношения к миру

 
 

средство

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

средство

 
 

Освоения изобразительной деятельности,

(формирования отношения к труду)

 

Становление базиса культуры личности невозможно без эстетического освоения действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны к переживанию и выражению первых эстетических чувств, оценок в форме простейших суждений, изобразительных образов пластики, графики, игр-имитаций и т.п.

Художественное творчество - наиболее доступный ребенку вид деятельности, где перед ним раскрываются возможности отразить, преобразовать свой маленький, но яркий жизненный опыт, одновременно творя себя, созидая субъективно-ценностный мир пережитых, смыслообразующих открытий действительности.

Эстетическое отношение как стратегическая цель эстетического воспитания предполагает освоение модели созидательного отношения к миру. В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее эффективное средство (опосредующее звено процесса становления личностных новообразований), так как приобретая способности и имея возможность выразить авторское (индивидуально-неповторимое) отношение к миру, ребенок гармонизирует себя, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность.

Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает действенное отношение ребенка к окружающему миру. В изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой деятельности ребенок создает личную пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нем. Именно в этом процессе возникает возможность и зарождается желание преобразовывать окружающее пространство по законам красоты.

Одной из категорий, которыми психология выражает обращенность ребенка к окружающему миру, является «отношение». Действенность отношения проявляется в преобразовательно-практической деятельности человека, которая предполагает его активность в гармонии с миром, с самим собой как частью мира. Специфика взаимодействий личности с окружающим миром на уровне «отношений» заключается в том, что «отношение» обозначает более совершенный уровень организации и осознания ребенком своей деятельности, чем простое овладение ее технической стороной («ремеслом», «языком» этой деятельности). Каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так, познавательная детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационное – направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре субъективно значимых отношений.

Художественная деятельность, объединяющая все перечисленные, активно содействует становлению эстетического отношения ребенка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической, органической мотивацией поведения - как изначальный стимул освоения подобных отношений и, одновременно, как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества.

 

Детское изобразительное творчество оказывает незаменимое влияние на становление личности, нравственные качества и художественные способности ребенка. Сила этого влияния особенно значима в связи с тем, что ребенок, создавая образ, переживает его как непосредственный участник изображаемого. Отображая родную природу, он учится ее познавать, понимать и любить. Отображая быт доступные возрасту жизненные явления и события, он глубже переживает социальную действительность. Так, изображая героя, ребенок часто наделяет его лучшими человеческими качествами и заставляет совершать благородные поступки. Изобразительное творчество предоставляет богатое содержание для умственного, нравственного развития ребенка, осуществляющегося путем реализации творческой активности, в которой ярко проявляются воображение, образная память, логическое мышление, развиваются эстетические чувства, формируется стремление к преодолению трудностей, чувство ответственности за качество результата. Изобразительная деятельность, под влиянием целенаправленного руководства активно содействует развитию творческости и личности ребенка.

От характера организации деятельности детей взрослыми зависит продвинутость ребенка в психофизическом, личностном и эстетическом развитии. Оптимальная реализация возрастных возможностей развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, рисовании, пластике, художественном конструировании и т.п. Именно эти виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, так как, с одной стороны, являются доступными и привлекательными для детей, с другой стороны, содержат задачи общечеловеческого значения, относящиеся к любой области жизни, человеческого труда и культуры.

На занятиях изобразительной деятельностью, ребенок приобщается к общечеловеческим, непреходящим ценностям, в контексте чего происходит активное становление базиса личностной культуры. Открывая гуманистические смыслы и ценности мира, проживая их открытие в собственно изобразительной деятельности, дети научаются выражать к ним свое авторское, оценочное отношение.

 

АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании различных форм и закрепления их на материале, принятом за фон. Понятие аппликация включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники исполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения изображения. Аппликативный образ обладает большей условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерны стилизованная, обобщенная форма изображаемого (без излишней детализации), локальный цвет (чаще в ярко - контрастных сочетаниях). Аппликация – вид художественно-творческой деятельности человека, где образ создается посредством прикрепления плоскостных или полуобъёмных силуэтов к какому-либо фону. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе аппликация, раскрывают возможности освоения знаний о цвете, конструкции предметов, их величине, структуре, композиции изображения. Однако, наряду с разнообразными видами изобразительной деятельности, аппликация предоставляет уникальные возможности поиска соразмерности изображения, создания неожиданных композиций. (Своеобразие техники создания изображения предоставляет возможность: передвигать вырезанные элементы, сравнивать их, накладывая одни на другие; быстрее усваивать навыки композиционного построения и т.п.).

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, дом и т.п.); сюжетной, отображающей явления, действия и события, разворачивающиеся во времени; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Предметная аппликация используется при передаче несложных, часто одиночных изображений (ваза, дерево, бабочка, кукла, человек). Целью предметной аппликации является ознакомление детей с формами, их разнообразием, простотой и сложностью конструкций, величинными отношениями элементов форм.

Сюжетная аппликация предполагает создание образа, явления, события, какого-либо действия, разворачивающегося во временном контексте. На первых этапах освоения сюжетного изображения целесообразно обозначить его как предметно-тематическую композицию, где тема позволяет объединить знакомые объекты единым, достаточно условным содержанием («цыплята гуляют по лугу», «котята играют клубочками» и т.п.). Целью сюжетной аппликации является освоение детьми композиционных умений, развитие способности определять смысловой центр, располагать изображение на всем листе, сохраняя актуальность момента действия, события.

Декоративная аппликация отличается обобщенностью форм, цветовой насыщенностью, ритмичной (орнаментальной или узорной) композицией. Декоративность – принцип создания нарядных, красивых изображений. Целью декоративной аппликации является освоение детьми назначения декора – внешней, «прикладной красоты» окружающего мира. Цвет декоративной аппликации может быть реальным и условным. Так, особенно праздничный вид приобретает помещение детского сада, оформленное декоративными аппликациями по мотивам хохломской, дымковской и других росписей.

Материал для аппликации – бумага, ткань, кожа, мех, природный материал. Дошкольники способны использовать такие выразительные средства, как силуэт, который носит стилизованный (обобщенный) характер, или детализированный силуэт - близкий реальному контуру объекта изображения. Цвет также является изобразительным средством, при этом имеет значение его яркость, локальность, контрастность и общее колористическое решение изображения. Специфическим выразительным средством аппликации является фон: бархатная бумага, холст, береста, картон и т.п. Большую роль в создании аппликативного образа играет композиция, от простейших однофигурных до сложных пейзажных или сюжетных. Композиция тесно связана с форматом. Способность точно подобрать размер и форму фона в соответствии с композиционным решением, является проявлением достаточно высокого уровня художественных умений ребенка. В условиях адекватного, природосообразного сочетания обучения и творческой самостоятельности дети достигают достаточно высокого уровня художественного развития. С помощью сочетания разнообразных материалов и техник они создают выразительный образ, оценивают то, что получилось, анализируют выразительность форм, силуэта, цветового сочетания, своеобразие декоративного узора.

В зависимости от выбора материала в аппликации существует несколько способов прикрепления силуэта к фону. Силуэт можно приклеить клейстером, клеем ПВА, пришить.

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети успешно используют в других видах деятельности.

В отличие от рисования и лепки, аппликация изучалась главным образом в аспекте совершенствования и развития сенсорных процессов, овладения детьми техническими навыками и умениями. В исследовании, проведенном И.Л.Гусаровой в 50-е гг. ХХ в., подробно раскрывается последовательность обучения детей навыкам вырезывания и наклеивания (резание по прямой, закругления углов, вырезывание из бумаги, сложенной несколько раз, и т.д.)

На основе исследования были определены программные задачи для каждой возрастной группы, намечено содержание занятий по аппликации в детском саду. Значение работы, выполненной автором, заключалось в том, что в методике изобразительной деятельности необходимо было определить умения и навыки по каждой возрастной группе, формы и приемы работы с детьми на занятиях, примерную тематику изображений. Однако излишний дидактизм предложенных рекомендаций привел к тому, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» основное внимание было уделено техническим умениям, что повлекло за собой утрату значения художественного аспекта этой деятельности. В современных исследованиях данный аспект раскрыт в работах З.А. Богатеевой (1986). Автор рассматривает аппликацию как вид декоративно-прикладного искусства, как средство эстетического развития дошкольника. Главное внимание исследователь сосредоточивает на красоте орнамента, выделяет его художественные особенности: цвет, ритм, линию, своеобразие композиции. Наблюдение с детьми за окружающей природой обучение их умению видеть в растительных формах симметричность, гармоничность – составляют основу этой работы. Разрабатывая приемы обучения декоративной аппликации, автор раскрывает принципы составления узора и орнамента. Такой путь художественного освоения окружающей природы, от наблюдения - к изображению обобщенных форм растений, цветов, которые определяют композицию узора, помогает обогатить представления детей о красоте мира и рукотворения, обогащает их новыми способами отображения действительности. Данное исследование раскрыло большие возможности аппликации в художественном развитии детей.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОМ ПОДХОДЕ ОБУЧЕНИЮ АППЛИКАЦИИ

В освоении любой изобразительной деятельности можно выделить два направления: собственно изобразительное и художественное. В первом случае целью занятий аппликацией является обучение детей созданию изображения. Во втором случае, надо говорить о создании дошкольниками результата, аналогичного художественному образу в произведениях искусства (авторского оригинального изображения). По природе своей аппликация тяготеет к декоративно-прикладному искусству, в силу этого традиционная методика обучения аппликативной деятельности прежде всего решает задачи обучения дошкольников основам декоративной деятельности. Такой подход определяется и спецификой изобразительно-выразительных средств: силуэт, плоскостная, обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен, простота композиции. Кроме того, своеобразие сложности технического компонента этой деятельности во многом «тормозит открытие» художественных возможностей материала и образа. Сложность обучения детей приемам промазывания, наклеивания и вырезывания форм (по традиционной методике) резко снижает интерес детей к деятельности. В традиционных подходах обучение приемам вырезывания рекомендуется начинать лишь с 5-го года жизни. На занятиях во второй младшей группе дети выкладывают, а затем наклеивают из готовых геометрических форм несложные узоры и предметы. На этом простом содержании решаются следующие программные задачи: научить различать и правильно называть формы (круг, квадрат, треугольник), располагать их на полосе, соблюдать ритм и симметрию, чередуя элементы по цвету, форме, размеру; различать и называть основные цвета спектра и их оттенки; учить располагать и наклеивать фигуры в определенной последовательности, аккуратно пользоваться клеем и другими принадлежностями.

Традиционная методика предлагает следующую последовательность освоения аппликативной деятельности в младшей группе: создание изображения из готовых геометрически точных (приближенных к эталонным) форм. В этом случае изображения детей часто носят репродуктивный характер, так как, решая задачи ознакомления с эталонными формами, цветами, простейшей конструкцией из двух-трех элементов, пространствам фона (выше, ниже, в центре и т.п.), техникой аккуратного наклеивания, воспитатель объективно не имеет возможности «раскрыть образ темы», т.е. активно решать задачи развития ассоциативного эмоционально-образного, творческого мышления, что опосредует потерю важнейшей характеристики изображения - художественной выразительности.

В средней группе внимание направляется на обучение детей технике работы с ножницами. В течение учебного года дети должны овладеть различными приемами вырезывания: правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания. Обучение аппликативному изображению опять связывается с созданием правильных геометрических форм и простейших конструкций, а представление детей о деятельности все дальше удаляется от ее художественно-образных возможностей*

В старшей группе детей начинают учить сложным приемам вырезывания (симметричное, силуэтное и т.п.), составлению многоплановых композиций, приемам обрывания. Изобразительно-техническое начало аппликации остается ведущим. Приоритетной задачей (комплексных программ и педагогических систем) является создание изображений, отражающих знания детей о формах, о возможностях композиции на простых форматах. Выразительность изображения рекомендуется достигать посредством усложнения технических приемов вырезывания. Таким образом, в традиционной методике обучения аппликации основное место занимают технические умения. «Творчество», чаще связанное с их усложнением, детерминирует потерю образности, свободы импровизации и целостности замыслов. На наш взгляд, в современных программах уделено недостаточно внимания художественному аспекту этой деятельности, в силу чего возникают объективные сложности обучения детей созданию творческого, выразительного аппликативного образа. Кроме того, обозначенный выше подход далеко не полностью реализует художественные возможности деятельности, возможности умственного, эстетического развития детей.

Наряду с традиционными направлениями работы с детьми, очевидно, назрела необходимость поиска нетрадиционных методов обучения, позволяющих более эффективно, вариативно создавать аппликативное изображение, не теряя при этом художественного начала образа.

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегическая цель предлагаемой в пособии системы обучения аппликации - развитие художественного мышления детей, расширение возможностей авторского, творческого решения образа (средствами аппликативной деятельности).

Наряду с традиционными направлениями, приемами и задачами обучения предлагается путь, позволяющий во второй младшей группе раскрыть художественные «загадки» образа в аппликации, активно содействовать развитию ассоциативного мышления, воображения и технических умений, значительно облегающих путь реализации замысла. Эмоционально-значимый, авторский образ становится доминирующей задачей обучения детей аппликативной деятельности. Нетрадиционная организация процесса обучения аппликации позволяет решать ряд задач.

Развитие сенсорных способностей ребенка (чувства материала, цвета, формы, ритма).

• Развитие ассоциативного и эмоционально-образного мышления;

способностей к анализу, синтезу, обобщению; активное содействие развитию пространственного, конструктивного и вербального мышления;

Развитие художественно-творческих способностей:

- культуры восприятия формы (обобщенной, конструктивной, пропорционального соотношения частей конструкции);

- образной памяти и воображения;

- эмоциональности (как обязательного фона любой художественно-творческой деятельности).

• Освоение разнообразных умений и навыков создания изображений с помощью ножниц (по контуру и «на глаз») из готовых геометрических форм, приемом обрывания (по контуру и «на глаз»)/ и, наконец, путем видоизменения исходных прямоугольных форм (конструктив

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...