Экологическое образование в России
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Библиотеки России играют большую роль в распространении экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды и рациональном природопользовании, в проведении экологических акций. Систематическая работа по расширению доступа населения к экологической информации проводится государственными и муниципальными библиотеками в республиках Бурятия, Коми, Татарстан, Чувашской республике, Брянской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Мурманской, Орловской и других субъектах Российской Федерации. В ряде регионов на базе библиотек созданы информационно-экологические центры для просвещения населения в области охраны окружающей среды, в которых создаются электронные базы данных по экологическим проблемам регионов, ведется работа по объединению их информационных ресурсов в сводный сетевой ресурс по экологии. Центры правовой информации, действующие при публичных библиотеках, используют базы данных "Консультант Плюс", "Кодекс", "Гарант" и предоставляют населению доступ к информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году" сообщается, что Российской государственной библиотекой подготовлен и издан ретроспективный библиографический указатель "Экология и устойчивое развитие". В нем в систематизированном виде представлена отечественная литература за период с 1990 по 2002 г. по концепции устойчивого развития, ее использованию в качестве нового методологического подхода для решения политических, научно-практических, экологических, социальных задач.
В целях активизации работы библиотек России по распространению экологических знаний, воспитанию экологической культуры Федеральное агентство по культуре и кинематографии проводит IV Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2005 - 2006 гг. Научно-методическое руководство смотром-конкурсом осуществляет, как и прежде. Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК) на базе Российской государственной юношеской библиотеки. В течение 2005 г. органы управления культуры и природоохранные структуры субъектов Федерации провели первые (территориальные) туры смотра-конкурса в регионах. На сайте ВЦЭК "Экокультура" (www.eco.ifap.ru), созданном в рамках Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", размещались организационные и методические документы по проведению смотра-конкурса, материалы для ознакомления с опытом работы библиотек по формированию экологической культуры. В сентябре 2005 г. в Брянск съехались библиотекари из 15 субъектов Российской Федерации и Республики Украина для повышения своей квалификации по программе "Библиотечно-информационная деятельность. Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития" на I Межгосударственной школе-семинаре с аналогичным названием, организованной Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ВЦЭК, администрацией Брянской области, Брянской областной научной универсальной библиотекой им. Ф.И. Тютчева. Библиотекари принимали активное участие в организации и работе: - секции "Экологическая информация и экологическая культура" на XII Международной конференции "Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса" (июнь 2005 г., г. Судак);
- "круглого стола" "Библиотека как центр доступа к экологической информации" на XI Международной конференции по экологическому образованию "На пути к устойчивому будущему: проблемы просвещения и образования" (июнь 2005 г., г. Владимир); - секции "Экологическая информация в формировании политики устойчивого развития" в рамках Международного Байкальского информационно-культурного форума "Культурное разнообразие в информационном обществе" (июнь - июль 2005 г.. Улан-Удэ); - семинара "Экологическая информация в современном мире" на IX Международной конференции "Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек" (ноябрь 2005 г., Звенигород). Подготовка специалистов в области экологии и природопользования осуществляется в вузах, подведомственных Федеральному агентству по образованию Минобрнауки России, по следующим специальностям: - 02800 "Экология и природопользование" (по данной специальности обучается 1880 человек в 22 вузах); - 020801 "Экология" (7767 человек в 57 вузах); - 020802 "Природопользование" (5118 человек в 36 вузах); - 020804 "Геоэкология" (4299 человек в 22 вузах). Специалистов в области лесопользования, охраны лесов и воспроизводства лесных ресурсов готовят в 49 государственных высших учебных заведениях по шести специальностям и четырем направлениям. Общее количество студентов, обучающихся лесным специальностям, составило около 30 тыс. человек, в том числе около 2 тыс. студентов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Только по специальным дисциплинам обучение студентов ведут более 300 профессоров, докторов наук и более 1,5 тыс. доцентов, кандидатов наук. В целом по группе направлений и специальностей "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов" ежегодно на первый курс очной системы обучения принимается более 4 тыс. человек. Повышение квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта осуществлялось в Российской академии путей сообщения, Научно-производственном центре по охране окружающей среды - филиале ОАО "РЖД" ("Российские железные дороги"), Центре обучения персонала аварийно-восстановительных подразделений предприятий нефтегазовой отрасли. В целях обеспечения квалифицированными кадрами в шести университетах путей сообщения осуществлялась подготовка специалистов в области охраны окружающей среды, было подготовлено более 150 инженеров-экологов.
Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" выделяет финансовые средства на издание учебных и справочных пособий, другой экологической литературы, на реализацию ряда программ по экологическому образованию и просвещению населения. Стали традиционными летние экологические экспедиции школьников по Енисею, финансируемые компанией. Помимо осуществления природоохранной деятельности на уровне производственных подразделений, компания ежегодно финансирует эколого-просветительскую деятельность, различные экологические программы в регионах осуществления своей основной хозяйственной деятельности на Кольском п-ове и на Таймыре. При финансовой поддержке компании реализуются просветительские проекты и научно-исследовательские программы по сохранению биоразнообразия в государственных природных заповедниках "Путоранский" (Таймырский п-ов) и "Лапландский"(Кольский п-ов). Государственный природный биосферный заповедник "Лапландский" расположен недалеко от промышленной площадки комбината "Североникель" (ОАО "Кольская ГМК"). С 1997 г. компания оказывает финансовую помощь заповеднику и участвует в развитии ряда природоохранных и просветительских проектов. Со своей стороны специалисты заповедника проводят мониторинг природной среды вокруг предприятий компании и разрабатывают рекомендации по восстановлению нарушенных земель и растительности. При финансовой поддержке компании с 2001 г. на Таймыре реализуется проект "Птицы плато Путорана", разработанный рабочей группой по гусеобразным Северной Евразии и направленный на сохранение популяции редких и исчезающих птиц, обитающих на Таймыре, в том числе самого маленького арктического гуся пискупьки, занесенного в Красную книгу Российской Федерации и международную Красную книгу.
ОАО "ГМК "Норильский никель" финансирует развитие эколого-просветительских проектов в рамках Программы "Охрана и воспроизводство агроландшафтов и сохранение природных ресурсов на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" на период 2004 - 2007 гг.
Заключение
Таким образом, подготовка и повышение квалификации работников в области природопользования в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности. Предприятия должны рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии. Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению. В современных условиях руководству любой организации следует признать - существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров. Причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована, оснащена на высоком техническом уровне и являться частью цельной стратегии компании. Если можно так выразиться, то программы повышения квалификации должны составлять неотъемлемую часть политики компании. Как внутренней, так и внешней. Работа в интернете. Скачал – скажи спасибо. Литература
1. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие. - М.: "ПРИОР", 1998.- 512 с. 2. Егоршин А.Л. Управление персоналом. 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 1999. - 624 с. З. Журавлев П.В., Кулапов М.Л., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 232 с. 4. Татаркин А.И., Львов Д.С, Куклин А.А., Мызин А.Л., Богатырев Л.Л., Коробицын Б.А., Яковлев В.И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: Урал, 1999. 5. Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2003. С. 188 - 209. 6. Шмаль А.Г. Экологическая безопасность в системе государственного управления. - Бронницы: МП "ИКЦ БНТВ", 2004 г. 7. Хлобыстов Е.В. Оценка и моделирование экологической безопасности промышленного производства: региональный аспект. - Киев: СОПС, 2006. 8. Хаустов А.П., Редина М.М. Управление природопользованием. - М.: Высш. шк., 2005. 9. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году". 10. И.Косякова "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|