Товарами (работами, услугами)
Согласно ст. 472 ГК РФ законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Аналогичное понимание сущности гарантийного срока предусмотрено ст. 722 ГК РФ для результата работы. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей"). Срок годности товара выполняет две функции: 1) гарантирует соответствие товара требованиям по качеству, устанавливаемым обязательными для продавца правилами; 2) устанавливает запрет на реализацию (передачу) продавцом (изготовителем) товара после истечения данного срока, а также в предшествующий истечению этого срока период, недостаточный покупателю для использования купленного товара по назначению. <10>
Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 472 ГК РФ). Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 473 ГК РФ). Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он отсутствует, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Соответствующая информация о сроке годности товара должна содержаться непосредственно на товаре, его упаковке и в документации о его качестве. Срок годности товаров не может быть приостановлен или прерван. От срока годности товара следует отличать срок службы товара. В отличие от гарантийного срока, в течение которого товар обязан быть в действительности пригодным для использования, срок годности - это срок, по истечении которого товар независимо от его действительного состояния предполагается непригодным для использования. Срок службы - период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, которые возникли по вине изготовителя. Здесь хотелось бы отметить, что законодатель выделил две группы товаров (работ) длительного пользования. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" в первую входят товары (работы), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. На эти товары изготовитель обязан установить срок службы. При этом изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы не только на потенциально опасные товары в целом, но также на такие комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Перечень подобных товаров (работ) утверждается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 "Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" утвержден Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.
Первый Перечень включает в себя следующие группы товаров: для детей, для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями. Второй Перечень содержит обширный список основных продовольственных товаров (включая продукцию хлебопекарной промышленности, кондитерские изделия, сахаристые и мучные, растительные масла и продукты их переработки, продукцию консервной и овощесушильной промышленности, пивобезалкогольной и чайной промышленности, пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукцию молочной и маслосыродельной промышленности, рыбные продукты, продукты детского питания), а также непродовольственных товаров (включая товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, парфюмерно-косметические, бытовую химию, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства для домашнего содержания рыб, птиц и зверей). С 1 января 1998 г. запрещена продажа на территории РФ товаров, указанных в Перечнях, утвержденных данным Постановлением, при отсутствии информации о сроках их службы (годности). Установление сроков службы или годности на результаты работы Постановлением не предусмотрено. Во вторую группу товаров длительного пользования входят все товары, не включенные в упомянутый перечень. На эти товары изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы.
Срок службы устанавливается изготовителем (исполнителем) в его технической документации, обычно в технических условиях на товар, и может исчисляться единицами времени (часами, месяцами, годами), а также единицами работы (пробегом транспортных средств, наработкой до первого отказа и т.п.). В практике широко применяется комбинированное исчисление срока службы в тех и других единицах. По товарам, на которые сроки службы устанавливаются по усмотрению изготовителей, в отношении срока обнаружения недостатков товаров и соответственно возможности привлечения изготовителей к гражданско-правовой ответственности действуют положения п. 2 ст. 477 ГК РФ. По товарам, подпадающим под действие Закона РФ "О защите прав потребителей", изготовитель, не установивший срока службы продукции, обязан обеспечить ее безопасность в течение десяти лет со дня передачи потребителю. Кроме этого, согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. Продажа товаров, на которые должен быть установлен обязательный срок их службы, но он отсутствует, запрещена.
Тема №4 ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЕ (ИСПОЛНИТЕЛЕ, ПРОДАВЦЕ) И О ТОВАРАХ (РАБОТАХ, УСЛУГАХ)
1. Понятие информации о товаре, работе, услуге
Информация - один из критериев выбора потребителей. Это зависит от того, что только на основании достоверной и полной информации потребитель может выбрать товар, который обладает всеми необходимыми ему свойствами. Таким образом, с правом потребителей на информацию связано право их на выбор. Согласно "Руководящим принципам для защиты интересов потребителей", принятым Организацией Объединенных Наций 9 апреля 1985 г., потребителей следует инструктировать о назначении товара, его свойствах, правильном использовании товара и информировать о возможном риске при предназначаемом или другом его разумно возможном использовании.
Согласно ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Состав, содержание и способы предоставления такой информации устанавливаются законом, иными нормативными правовыми актами или должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к информации о данных товарах. Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем этой информации, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей". В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке. В ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя. При этом Закон РФ "О защите прав потребителей" не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения. Итак, согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: 1) наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия качества товара обозначение;
2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, условиях применения и хранения, способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ; 3) цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); 4) гарантийный срок, если он установлен; 5) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); 6) срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с законодательством, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; 7) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера); 8) информацию об обязательном подтверждении соответствия качества товаров (работ, услуг), если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; 9) информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); 10) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); 11) указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. При этом об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, сроке его действия и организации, его выдавшей (п. 3 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей"). Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения могут определяться как Законом РФ "О защите прав потребителей", так и иными законами, а также иными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ). Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, которую осуществляет продавец, подлежит лицензированию, то этот продавец должен предоставить информацию о номере, сроке действия соответствующей лицензии и органе, которым она была выдана. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Информация, аналогичная указанной, также должна доводиться до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в иных случаях, когда торговля проводится вне места нахождения соответствующего продавца. В соответствии с п. 43 Примерных правил работы предприятия розничной торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети", в предприятиях торговли предпринимателям рекомендуется также доводить до потребителей такую информацию, как: 1) указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров; 2) фамилия и инициалы работников торгового зала (на их рабочих местах или нагрудных знаках); 3) перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; 4) выписка из правил розничной торговли отдельными товарами; 5) порядок обмена товаров (в предприятиях, торгующих мясом, следует указывать схему разруба мяса по сортам); 6) телефоны организаций, осуществляющих контроль работы предприятия. Кроме того, в предприятии торговли должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией (п. 44 Примерных правил работы предприятия розничной торговли). При осуществлении разносной торговли представитель продавца в обязательном порядке должен иметь личную карточку, которая должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца. Личная карточка должна содержать фотографию, фамилию, имя, отчество представителя продавца и сведения о продавце. При продаже товаров, реализация которых осуществляется на основании специального разрешения, продавец должен предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, которые подтверждали бы наличие соответствующего разрешения. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, которые устанавливаются федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, и способами, которые приняты специально для отдельных видов товаров. Согласно п. 16 Правил продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 октября 1998 г. N 1222 "О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров, Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации") потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях их оказания, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (таких, например, как продажа товаров по предварительным заказам, на дому и др.). В организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Для ознакомления покупателей предоставляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров (абз. 2 п. 13 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918). Образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами (п. 14 Правил продажи товаров по образцам). Образцы товаров, требующих ознакомления покупателей с их устройством и действием, демонстрируются в присутствии продавца-консультанта (п. 16 Правил продажи товаров по образцам). Образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений. Изделия аудио- и видеотехники, музыкальные товары, фото- и киноаппаратура, часы, бытовая техника и другие товары, не требующие специального оборудования для подключения и пуска в эксплуатацию, демонстрируются в действующем состоянии (п. 17 Правил продажи товаров по образцам). Продавец должен осуществлять периодическое обновление выставленных образцов с учетом предупреждения потери их качества (п. 18 Правил продажи товаров по образцам). В организации, осуществляющей продажу товаров по их описаниям, покупателю предоставляются каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар (п. 19 Правил продажи товаров по образцам). При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами (п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров). Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (абз. 2 п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров). Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством РФ, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора (абз. 3 п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров). Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, обязательным требованиям стандартов (абз. 2 п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров). Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ (абз. 3 п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров). Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров). Согласно п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров информация в обязательном порядке должна содержать: 1) наименование товара; 2) фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; 3) обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; 4) сведения об основных потребительских свойствах товара; 5) правила и условия эффективного и безопасного использования товара; 6) гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; 7) срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; 8) цену и условия приобретения товара. Рассмотрим подробнее информацию о цене товара. Запомните, что в соответствии с п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Согласно письму Роскомторга от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2 "О порядке оформления ценников на реализуемые товары" в целях обеспечения единого порядка оформления ценников на реализуемые товары предприятиям торговли рекомендуется указывать в них следующие реквизиты: 1) на продовольственные товары: а) для весовых товаров - наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цену за килограмм или сто граммов; б) для товаров, продаваемых в розлив, - наименование товара, цену за единицу емкости или отвеса; в) для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями-изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.п., - наименование товара, емкость или вес, цену за фасовку. Что касается товаров, расфасованных непосредственно в предприятиях торговли, наименование товара, вес и цена за фасовку должны быть указаны во вкладыше или на упаковке; 2) на непродовольственные товары: а) наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цену за килограмм, литр или штуку; б) для мелких штучных товаров (парфюмерии, галантереи и т.п.) - наименование товара и цену (абз. 3, 4 указанного письма). При этом следует иметь в виду особенности реквизитов, необходимых в ценниках на реализуемые населению меховые товары, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, алкогольные напитки и пиво (абз. 5 письма Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары"). Ценники на все виды реализуемых товаров должны быть заверены подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен (абз. 6 письма Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары"). На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой (абз. 7 письма Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары"). Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг. Статьей 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" закреплено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, предоставленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора способами (это так называемый дистанционный способ продажи товара). В этом случае продавцом потребителю до заключения договора должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) продавца, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), цене и условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, порядке оплаты товара, а также сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара (п. 3 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней (п. 4 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"). В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (абз. 2 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"). В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности предоставляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предоставляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, сроке его действия и организации, его выдавшей. Требования к маркировке товара, месту ее нанесения (непосредственно на товаре, ярлыках, этикетках, таре и т.п.), содержанию устанавливаются государственными стандартами. Указанные требования государственных стандартов являются обязательными для соблюдения изготовителями товаров (абз. 6 раздела VII Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). В отношении товаров (работ), подлежащих обязательной сертификации, продавец (исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об их сертификации. Порядок проведения обязательной сертификации товаров, включая порядок выдачи сертификата соответствия, устанавливается федеральным органом по сертификации. Документом, подтверждающим проведение обязательной сертификации, в соответствии с законом является сертификат соответствия (абз. 9 п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Таким образом, согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: 1) сертификат или декларация о соответствии; 2) копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; 3) товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона. Таким образом, согласно Правилам продажи отдельных видов товаров информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности продавец имеет право предоставлять в товарно-сопроводительных документах, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащих по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат) и заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона, без предоставления копии сертификата. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1575 "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке" в РФ с 1 мая 1997 г. запрещена продажа на территории РФ импортных продуктов питания без информации о них на русском языке, а Постановлением Правительства РФ N 1037 от 15 августа 1997 г. запрещена с 1 июля 1998 г. продажа на территории РФ импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Согласно указанным выше Правилам импортеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также других установленных сведений. Отметим, что в соответствии с Разъяснениями, данными Государственным антимонопольным комитетом от 20 мая 1998 г., недостоверный перевод информации об импортных товарах на русский язык следует рассматривать как предоставление недостоверной информации. Повторимся, что информация, предоставляемая потребителю, должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением предусмотренных в законе последствий, о которых речь пойдет ниже. Таким образом, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации, в результате чего для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей". Закон РФ "О защите прав потребителей" не предусматривает обязательности заверения достоверности перевода информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах) на русский язык. Продавец по своему усмотрению вправе заверить верность перевода. Еще раз обращаем ваше внимание на то, что перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством РФ на основании ст. 26, 38 Закона РФ "О защите прав потребителей". Остановимся на некоторых из них. Согласно п. 32 Правил продажи отдельных видов товаров информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров должна содержать: 1) наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; 2) сведения о пищевой ценности (калорийности продукта, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; 3) назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок); 4) способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания); 5) условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); 6) дату изготовления и дату упаковки товара; 7) противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний); 8) сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации). По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории РФ, или его заверенной копией (абз. 2 п. 32 Правил продажи отдельных видов товаров). Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию (абз. 2 п. 33 Правил продажи отдельных видов товаров). Бытовая радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|