Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над изложением по расказу Б. Житкова «на льдине»

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

1. Пояснения для учителя.

Изложением «На льдине» продолжаеться работа над повествованием.На основе рассказа Б.Житкова ученики убеждаються в том,что для текстов повествовательного тип речи характерены такие оссобености: их содержание состовляет действие в своем развитии – от начала и до его завершения.В общем виде повествовательный текст отвечает на вопросы: что? где? когда? как? В основе повествования находиться какой-либо случай,факт или событие.Это и определяет композиционую схему: 1. Сообщение о месте и времени происходящего. 2. Указание на действующие лицо. 3. Сообщение о том,как развиваеться действие. 4. Сообщение о завершении действия.

Так как в повествовании говориться о событии, т. е. о том, что совершаеться или совершалось,то текст насыщен глаголами,обозначающими движение и состояние, и другими язоковыми средствами,указывающими на смену действий,на динамичность содержания.

Изложение «На льдине» несколько сложнее предыдущей работы: ученики будут воспринимать текст на слух,без раздаточного материала. Сложнее и язык текста,несмотря на кажущую простоту. Усложняет работу присутсвие диалога. Нужно обьяснить его назначение: он приближает действие к читателю,обостряет восприятие содержания,передает динамическую ситуацию боллее взволновано и наглядно.Таким образом, диалог, как и попутное описание, служит повествованию, подчеркивает, выделяет действие,обогощает его красками.

Текст рассказа велик для одного изложения.Поэтому он поделен на две части, и по каждой из них возможно выполнение изложения. Рассказ читаеться полностью и полностью разбираеться,болле подробно – та часть,по которой намечено выполнить работу.

Помимо обьяснения повествования как типа речи, продолжаеться обучение детей, точному выбору слова, уместному использованию однородных членов, предложения по цели высказывания и передоваемой интонации,особенностями использования прямой речи.

Нужно, чтобы учащиеся хорошо поняли идейную направленность рассказа: в беде, как бы ни было трудно,нельзя терять самообладания; в нашем обществе никогда не забывают о помощи тем, кто оказываеться в трудном положении. Не случайно один из сборников Б. Житкова, куда входил рассказ «На льдине», получил название «Помощь идет!».

 

2. Слово учителя.

Борис Степанович Житков (1882 – 1938) до того, как стать писателем,много путешествовал и видел немало разных стран. Ему было что рассказать своим читателям, поэтому он был «очень наблюдательным и бывалым человеком». Он сменил много профессий, но литературное творчество стало его главным занятием. «В эту профессию он шел с головой, и стало ясно, что все прежние профессии были, так сказать, ступеньками к этой, единственной». «Именно такого бывалового человека, «умельца», влюбленного в путешествия, в механику, в технику и сочетавшего эту любовь с талантом большого художника, не хватало детской литературе тогда».

Один за другим выходили его рассказы и очерки: «Над водой», «Компас», «Про слона», «Про обезьянку», «Метель», «Пудя», «Как я ловил человечков». Позже из этих и других рассказов составились книги.

Борис Житков восхищался теми людьми, кто умел хорошо и красиво работать. Он и сам был таким человеком – если что – то делает, то делает надежно, верно, на совесть. Так он и книги свои создавал – старательно и серьезно. Он писал для детей, чтобы они знали больше, были умнее, и это требовало от него безупречной точности, ясности и простоты. Житков даже о самых сложных событиях писал доступно, понятно и увлекательно.

«В сущности, самые простые слова, - писал С. Я.Маршак, - обладают наибольшей силой, если читатель воспринимает их с той свежей непосредственностью, какая свойственна поэтам и детям.Чехов полушутя противопоставлял всем вычурным описаниям моря простейшее его определение: «Море было большое».

Уместно здесь добавить, что это определение А. П. Чехов прочел в детской,школьной тетради.

Надо научиться понимать, понимать, что точность изображения, сдержанность без надуманных украшательств и есть та истинная,настоящая красота, к которой нужно стремиться. И это не только в языке, не только в литературе, - это вообще в жизни.

3. Чтение текста.

4. Беседа о тексте.

Вопросы для беседы.

 

Маршак С. Я. Письмо А. М. Горькому от 9 марта 1927 г. // Собран. Соч. М. 1972 – Т. 8.- С. 94

Чуковский К. Современик. – М., 1967. – С. 87.

Там же. – С. 86.

Маршак С. Я. Воспитание словом. - М., 1961. – С. 87

1. Определите тип речи прочитанного текста.Докажите свое мнение. 2. Какое,по вашему мнению.основное занятие колхозников? Какой их колхоз, чем он занят? 3. Как вы представляете зимний лов рыбы? Обьясните,почему у А. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» про старика рыбака сказано,что он закинул невод,а в рассказе Б. Житкова – стали запусукать сети. Почему так говорят: то закинуть (забросить) сети, то запустить сети? 4. Чем опасна рыбная ловля зимой? Почему опасен ветер? 6. Чему учит рассказ и что он утверждает, какую норму нашей жизни? 7. На какие две части можно разделить рассказ? Как можно их озаглавить?

6. Составление примерного плана.

Примерный план.

1. В море за рыбой

2. Зимний лов рыбы на море. 2. Беда

1. Спасение рыбаков

1. Ожидание рыбаков. 2. Помощь пришла.

 

6. Чтение и языковой разбор текста.

 

14. В МОРЕ ЗА РЫБОЙ

Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Проехал и рыбак Андрей, а сним его сынишка Володя.

Андрей с товарищами заехалыл дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети День был солнечный,всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался,что много наловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Андрей сказал: - Довольно, пора по домам

В обзаце сказано коротко о многом.Эта языковая сдержанность созвучна деловым сборам колхозников, уходящих на опасный зимний лов.

Рассказ открываеться просто: Зимой море замерзло. Прочитав эти три слова, сразу видиш широкий простор моря и чувствуеш что холод, а звучание трех звуков невольно напоминаетзвонкий скрип снега под ногами.

Даллее сообщаеться о том, что сделали колхозники, -дело, видно, обычное, и останавливаться подробно на нем ненадо. Только вот дважды повторяеться слово лед: собрались на лед ловить рыбу и поехали на санях по льду. Казалось бы, можно и не повторять: раз собрались ловить рыбу на льду, то и поехали по льду, это само собою, но Житков не уходит от этого повторения, давая тем самым понять, что, отправляясь на такую рыбалку,люди подвергают себя опасности. А тут еще об Андрее с товарищами сказано: заехал дальше всех. Тепреь мы почти убеждены,что что –то случиться.

Кстати,заметим: Андрей с товарищами заехал, а не заехали. Глагол –сказуемое в единственном числе, что подчеркивает ведущую роль Андрея.

Смотрите, как экономно написано: всего несколько предложений. А мы почувствовали даль, и холод, и опасность. Но и дальнейшее нас не успокаивает, хотя и говориться о солнечном дне и о том, что всем было весело. Мы уже обеспокоены ожиданием возможной беды.

А тем временем автор знакомит нас с работой людей, используя для этого только самые необходимые слова: наделали дырок, помогал выпутывать рыбу, набросали кучи мороженой рыбы.

Отверстия во льду, которые прорубили рыбаки, зовуться майнами, и об этом Житков, конечно, знает, но неупотребляет этого слова, так как оно потребует обьяснения: ведь рассказ пишеться для детей. И даже прорубями или лунками эти отверстия не называет, а просто дырками,- в этом, очевидно, сказываеться и то, что на происходящее писатель глядит немножко глазами Володи и тех ребятишек, для рассказ и написан. Имейте в виду, что рассказ написан давно, в 1928 году. Тогда дырки во льду не сверлили коловоротами, как сейчас, а прорубали пешнями (пешня похожа на копье, только наконечник длиннее и тяжелее, а древко, рукоятка, наооборот короче). Поэтому нельзя писать «насверлили дырок», а нужно: наделали, закинули, продолбили.

Нужно учесть, что ыбаки запустили сети через сделанные дырки. Нельзя в данном случае говорить «закинули», «забросили», потому что это не летний, а зимний лов.

Какую рыбу ловили, мы тоже не знаем, да нам это и не очень важно, но вот по рыбе мы чувствуем, какой сильный мороз был: Володя помогал выпутывать рыбу из сетей, в немного времени спустя она уже становилась мороженой.

Все повествоние носит отпечаток будничного,привычного дела, и, видимо, оттого здесь много коротких простых предложений, а если и встречаються сложные, то они самые обыденные и тоже небольше.

Во всем абзаце только один случай прямой речи. Мы знаем,что писатель вводит прямую речь в том случае, когда она особенно важна для развития действия или для характеристики действующих лиц.

Такая необходимость появляеться в конце абзаца. Конечно, колхозники говорили много и во время сборов на рыбалку и во время самой рыбной ловли. Не молчал и Андрей. Но писатель из всего, что могло быть сказано, выбирает только самое важное, самое существовенное. Так входят в рассказ очень значимые для него слова Володиного папы: Довольно, пора по домам. Если их заменить косвенной речью, то заметно уменьшится зесомость непосредственного сообщения. Попробуем проверить: Володин папа сказал, что уже довольно ехать по домам. Нетрудно заметить, что при этом исчезла та тревога, какую мы чувствовали до этого в голосе рыбака Андрея. А кроме того,потерялся и сам Андрей, он стал каким – то безликим. А вот его слова Довольно, пора по домам, очень немногие и веские, помогают нам яснее увидеть этого рыбака. Андрей, понимаем мы, привык руководить людьми, он уверен, что его послушуються, вот почему его речь немногословна, чуть –чуть небрежна, походит на команду. Он не просит, не советуеться, а распоряжаеться: по домам (это звучит так же, как все по местам). Повеление будет звучать не так строго, если его употребить без предлога: пора домой.

Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях.

Люди признавали в Володином отце своего руководителя, поэтому стали его просить остаться. Житков не пишет о том, что он согласился, это видно из последующего: люди поели и легли спать. Некоторые из вас ошибаються в употреблении слова обратно. Используя его там, где нужно обратиться к словам опять, снова. Обратно означает двигаться в противоположном направлении (заметьте,что обратно, оборот, оборотиться, наоборот –родственные слова). Поэтому нельзя говорить: «обратно лечь спать», «обратно дождь идет», «обратно ловить». Это грубая ошибка. Нужно: снова (опять)лечь спать, снова ловить и т.п.

Автор написал поели, а не поужинали: какой тут ужин, просто сидели в санях и ели на морозе. В такой холод и хлеб на воздухе долго держать нельзя –замерзнет.

Не каждый знает, как спят зимой под открытым небом. Вот почему писатель сказал об этом подробно: завернулись поплотнеев тулупы и легли спать в санях. Тулуп – это длинная овчинная шуба с высоким воротником, а в санях есть сено, значит, будет тепло, можно и уснуть. Легли в санях, а не в сани –это значит легли поглубже, чтобы было потеплее.

Есть в этом отрывке понятный всем глагол ночевать, но употреблять его надо умеючи. Ночевать – значит провести ночь, а каждая ночь кончаеться утром, поэтому нельзя писать «переночевать до утра» или «ночевать до утра».

Вдруг ночью вскочил и закричал:

-Товарищи,вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

- Почему нас качает?- закричал Володя.

А отец крикнул:

- Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

- Оторвало,оторвало!

А кто –то крикнул:

- Пропали!

Прямая речь позволяет нам живо увидеть людей в трудный для них час, почувствовать их тревогу. В словах Андрея мы отмечаем обращение, стоящее на первом месте. От этого слово товарищи получает подчеркнутую значимость. Даллее автор приводит те возгласы, которые наиболее полно выражают смятение и страх людей. В этих возгласах все нарастаети нарастает тревога. Все возгласы тревожные, а последний –это уже крик отчаяния,крик человека, потерявшего надежду на спасение. Как видим, порядок предложений тоже учтен писателем.

Тревога, суматоха, волнение не могут не отразиться и на речи рыбаков. Прямая речь –это восклицательные предложения,только один Володя задал вопрос.

Следует заметить, что авторские пояснения к прямой речи во всех случаях одиннаковы: закричал, крикнул, кричал. Ели накануне, прекращая лов, отец сказал, т. е. произнес спокойно, то теперь кричат все: и отец, и другие рыбаки, даже Володя. Это не только потому, что люди возбуждены и страшно велика опасность, но и потому, что сильный ветер и трудно услышать друг друга.

Вот, кажеться, совсем небольшая «хитрость» писателя, а как она помогает выразить многое в немногих словах. Это и есть искусство писателя –«описывать с возможной полнотой при возможно меньшем затрате слов».

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Днем ветер стал еще сильнее, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из шестов мачту,привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И в друг в проталине между туч Володя увидел самолет и закричал:

- Самолет! Самолет!

Все стали кричать и махать шапками.

Вторая часть текста начинаеться кратким, но выразительным описанием природы. Оно не случайно: нужно полнее показать надвигающуюся на людей беду. Автор выбирает для пейзажа только три признака: сильный ветер, набегающие на льдину волны, море кругом. Простота слов круго мбыло только море невольно напоминает нам такое же простое определенние – Море было большое. Не всегда природа прекрасна и притягательна красива, ее могучая стихия бывает ужасной.

Но Володин папа находит в себе силы искать путь к спасению. О его деловых последовательных действиях автор говорит подробно: не сделал мачту, а связал, причем связал из двух шестов (а шесты у них были для запуска сетей), не просто привязал, а привязал на конце мачты, и не рубаху вообще, а красную, и мачту поставил, как флаг. Предложение с однородными сказуемыми связал, привязал, поставил, хорошо передает уверенные, умелые действия Андрея.

И, как следствие этого, все стали глядеть, не видать ли где парохода. Состояние обреченных людей было крайнее. Житков нашел возможность сказать о нем косвенно и коротко, но выразительно: никто не хотел ни есть, ни пить.

В конце абзаца –прямая речь. Радость Володи так велика, что он должен был повторить: «Самолет! Самолет!» Ивсе тоже стали кричать, хотя летчик и не мог их слышать.

С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!» Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

С самолета спасения Житков тоже рисует кратко, называя лиш главные действия и обьясняя самое необходимое. Он не говорит о том, как снижался самолет, как он гудел, как проходил над льдиной,- он пишет лиш о результате, потому что это сейчас главное.

Интересно отметить, что Житков не прибегнув, казалось бы, к обычному сообщению: Летчик сбросил на льдину мешок. Он сказал иначе: С самолета упал мешок, т. е. он не хотел, чтобы у читателя менялась точка наблюдения, он «составлял» его на льдине, вместе с рыбаками, чтобы не ослабевало чувство опасности.

О еде сказано только, что она была в мешке, а какая она –это не имеет значения. Важно другое –записка и ее содержание. Конечно, содержание записки тут же узнали все рыбаки, о нем надо надо немедленно сообщить читателям, и автор приводит записку полностью.

Далее обьясняеться, как удалось пароходу найти пострадавших. При повторении этой мысли надо быть внимательным, не допустить такой ошибки: «летчик сказал капитану, что куда надо идти». Предложение строиться проще: сказал капитану,куда идти.

Не забудьте и здесь о времени действия рассказа, поэтому пишите капитану парохода, а не капитану теплохода.

Следует также помнить, что моряки не говорят: «пароход плывет» или тем более «едет». Они для этого пользуються совсем «сухопутными «словами: идет, пришел, придет. Такова норма и в литературном языке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...