Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, нешироко стали известны гораздо
Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц. n Леонардо да Винчи - самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор остаются неразгаданными. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта - острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира. n Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразиться на его творчестве. В его век творили Микеланджело и Боттичелли, Верроккио и Поллайоло, Рафаэль и Тициан, Пинтуриккио и Джорджоне. n Простое перечисление его интересов кажется невероятным и повергает в недоумение своим разнообразием: живопись, графика, архитектура, математика, механика, оптика, ботаника, анатомия, география, философия, картография, геология, создание оборонительных сооружений, конструирование летательных аппаратов и их составляющих, оружия, парашюта, подводной лодки и пр. n До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. n Леонардо пытался систематизировать свои наблюдения, отметив, что "... это будет беспорядочный сборник, извлеченный из многих листов, которые я переписал здесь, надеясь потом распределить их в порядке по своим местам, соответственно материям, о которых они будут трактовать... n Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
n Был вегетарианцем. n Есть основания считать, что Леонардо был гомосексуалистом. Когда художник учился в мастерской Вероккио, его обвинили в домогательстве к мальчику, который позировал ему в его работах. Суд оправдал его. n Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса. n Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Мало известно о юности Леонардо. Его учение состояло из чтения, письма, изучения основ математики и латыни. Леонардо сознавал недостатки своего образования, отсутствие в нем системы и глубины. Известно, что латынь давалась ему крайне трудно, что затрудняло чтение научных трудов (большинство книг были написаны на латыни). n Можно также предположить, что отсутствие системы в образовании Леонардо избавляло его от сложившейся предвзятости в суждении тех или иных событий. Отказ от навязываемых догм определил оригинальность большинства суждений Леонардо и предвидение многих изобретений, которые воплотились в жизнь несколькими столетиями позже - признак гениальности и воли Бога. n В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". n Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи (R. F. Del Maestro, 1998). В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа
n К этому периоду жизни относятся одни из первых его схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги (рисунок справа-1). n В последствии Леонардо создал целую систему изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека (в частности, Н. И. Пирогов широко использовал подобное приготовление анатомических препаратов при изучении топографической анатомии). n Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510-1511 гг. Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов. n В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. n Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Много проекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. n Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи. n По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. n Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.
n Добывание объектов для анатомирования было затруднено в связи с запрещением церковью производить секции. И все же, следует полагать, что церковь терпимо относилась к анатомированию, если оно совершалось осторожно и не становилось объектом публичных обсуждений. n Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. n И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу... ". Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "... неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником". n Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья (рис. справа-2). Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года. n На рисунке изображена область скуловой кости и вены лобно-височной области. Леонардо да Винчи зарисовал надглазничные вены и поверхностную височную вену, которые впадают в переднюю и заднюю лицевые вены. Отмечен анастомоз надглазничной вены со слезной ветвью глазной вены. n Далее надглазничная ветвь, проходя вдоль края орбиты, проникает в нижнеглазничное отверстие (for. infraor-bitale) и соединяется с другими ветвями угловой и лобной вен. На этих же рисунках прекрасно представлена птериональная область. n На следующем пространственном изображении черепа имеются сагиттальная и фронтальная плоскости сечения на уровне лобной и гайморовой пазух, решетчатого лабиринта и глазницы (рис. справа-3),
n Леонардо да Винчи - первый, кто изобразил фронтальную пазуху. n Художник сравнивает внешнее и внутреннее строение лицевой части скелета. Текст под этим рисунком таков: "Впадины глаз и костей, являющихся опорой щек, а также образующих формы носа и ротовой полости, имеют идентичную глубину и заканчиваются вертикальной линией ниже точки общих чувств и каждая из этих впадин так же глубока, как и каждая третья часть человеческого лица, которая проходит от подбородка до волосяного покрова ". n Под рисунками запись Леонардо да Винчи, сделанная справа налево, буквы его были перевернуты, поэтому прочитать текст можно было только через зеркало. n Ответ на вопрос, почему Леонардо да Винчи записывал таким образом, открывает важные черты его характера и манеру поведения. Вероятно, использованный стиль письма был связан или с боязнью быть разоблаченным и наказанным церковью, или стремлением защитить научные догадки. n Может быть, это объясняется и его склонностью к отшельничеству, нежеланием, чтобы кто-либо применял его идеи на практике. Замкнутостью характера объясняет причину его неуспеха как ученого Роберт Уоллэйс, большой знаток жизни и творчества Леонардо да Винчи, - достижения научного ума оцениваются практическими результатами, а склонный к одиночеству Леонардо да Винчи вступал в те отношения с миром, которые считал необходимыми, и чаще всего предпочитал оставаться в одиночестве. n Однако не исключено, что изменение формы письма объясняется просто - Леонардо был левшой и разработанная им форма письма была наиболее удобна для него. n Леонардо да Винчи описал последовательность проведения секции черепа и мозга. n В его записях об этом написано так: " Если разрежешь луковицу посредине, сможешь увидеть и сосчитать все круговые слои и оболочки, покрывающие центр луковицы. Так же точно, если хочешь рассечь человеческую голову, сначала разрежешь волосы, затем кожу, затем мускулистое мясо и подчерепную оболочку, затем череп и внутри его твердую и мягкую мозговую оболочку и мозг, засим опять твердую и мягкую оболочку и дивное сплетение, и основание, и кость". n Зарисовки желудочков мозга и пометки художника о функциях желудочков свидетельствуют о значительном интересе к ним Леонардо да Винчи. Первые упоминания о существовании желуцочков мозга связаны с именем Аристотеля (322 до н. э.) n Головной мозг в рисунках Леонардо представлен в виде сферы. Желудочки мозга представлены схематично, однако отмечены задние рога, участок соединения боковых желудочков и ТТТ желудочка (отверстие Монро), водопровод мозга (сильвиев водопровод) и IV желудочек. В литературе описание водопровода мозга Jacobus Sylvius появилось в 1515 году, a Berengarius - в 1521 году.
n Представлено и инфундибулярное выпячивание III желудочка. n Зарисовки желудочков мозга и пометки художника о функциях желудочков свидетельствуют о значительном интересе к ним Леонардо да Винчи. Первые упоминания о существовании желуцочков мозга связаны с именем Аристотеля (322 до н. э.) n Головной мозг в рисунках Леонардо представлен в виде сферы. Желудочки мозга представлены схематично, однако отмечены задние рога, участок соединения боковых желудочков и ТТТ желудочка (отверстие Монро), водопровод мозга (сильвиев водопровод) и IV желудочек. В литературе описание водопровода мозга Jacobus Sylvius появилось в 1515 году, a Berengarius - в 1521 году. n Представлено и инфундибулярное выпячивание III желудочка. n Леонардо да Винчи - первый, кто прибегнул к инъекции желудочков. По мнению В. Зубова, рисунки желудочков мозга, выполненные Леонардо да Винчи, неточны потому, что методика заполнения их воском представляла большие трудности. n Полагают, что инъекции в желудочки мозга впервые были выполнены Леонардо да Винчи через infundibu-lum cerebri - воронку мозга, повторенную Вельке-ром лишь в 1878 году. n Известны некоторые анатомические инъекции, которые были выполнены до эпохи Леонардо да Винчи. Так, Гален наполнял сосуды воздухом через трубочки, а Алессандро Джи-лиани из Персичето - жидкостями разных цветов. n Следует также упомянуть, что Леонардо да Винчи был первым, кто предложил использовать стеклянные модели органов и сосудов, чтобы наблюдать, как по ним течет кровь. n Довольно точна схема расположения некоторых черепно-мозговых нервов: обонятельных, зрительных (включая хиазму), глазодвигательного, отводящего, тройничного и, вероятно, блуждающего.Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. n Изображение позвоночника - одно из лучших в анатомических зарисовках Леонардо. Позвоночник представлен в сагиттальной и фронтальной плоскостях. n В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований. n Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля. Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, нешироко стали известны гораздо n Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года. Со временем особенности его жизни стали еще более туманными и таинственными. Скоро его стали обожествлять. Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к Богу. Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. n Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: "И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. n Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай ".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|