Упражнение «Восход солнца» (упражнение разработано составителями тренинга)
Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.
Материалы: медленная, спокойная музыка, видео-запись с восходом солнца.
Время: 3 мин.
Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.
Литература:
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. – СПб.: Речь, 2003. – 192 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб.: – Питер, 2005. – С. 278-279.
ционная психология
Lib.Sale
menu
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Глава 18 ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ - ОБУЧЕНИЕ
ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ: ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ТАНЦЕ
«Язык жестов» —довольно распространенная и благодарная тема отечественных и зарубежных психологических изданий. К. Айслер-Мертц, Э. Димитриус, Д. Коэн, В. А. Лабунская, Д. Ламберт, М. Мазарелла, А. Пиз, С. Степанов открывают «секреты» невербального языка. Овладение этим языком имеет огромное значение для психологии общения и взаимопонимания людей, так как, по утверждению психологов, от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения своих мыслей и в большей степени чувств (13). Особенность языка телодвижений заключается в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Однако несмотря на, как правило, популярное изложение в литературе особенностей невербального общения, обучение телесному языку является непростой задачей. Среди факторов, затрудняющих усвоение невербальной информации, можно выделить: множественность и амбивалентность жестов, необходимость тренировки памяти и наблюдательности, сложность сравнительного анализа жестикуляции и поз, наконец, нежелание досконально изучать оттенки телодвижений. Одна из главных преград в обучении языку жестов — отстраненность, «непрочувствованность» на момент его научения того психологического состояния, комплекс жестов которого подвергается анализу и изучению. Как раз на этом и сделан акцент в программе танцевального тренинга «Обучение через развлечение: язык жестов в танце». Цель тренинга — «нестандартный» разноаспектный способ обучения языку жестов, приобретение участниками «ощущаемого», «прочувствованного знания» невербального языка. Телесная память и эмоции, «подогреваемые» танцем и музыкой, служат помощниками интеллекту в переработке информации.
Танец и музыка, положенные в основу курса, являются катализаторами процесса вхождения в образ, в психофизическое состояние жесты которого изучаются и тем самым значительно облегчают процесс усвоения информации об общих и индивидуальных особенностях невербального общения, делая его почти непроизвольным.
Танец называют матерью всех языков (18), и изучение одного из них — невербального на базе танца — кажется нам абсолютно органичным.
Танец включает в себя следующие невербальные компоненты: прикосновение; контакт глаз; мимика; жесты; пантомимика; символические аспекты движений.
«Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал к изменению...» (15). Таким образом, танец есть нечто более содержательное, чем просто коммуникативная жестикуляция: «...танец — жизнь на более высоком уровне» (18). По мнению Ц. Закса, в танце первобытный человек старался стать частью тех сил, которые управляют судьбами. «...Танец призывает и рассеивает силы природы, излечивает больное, связывает мертвых с цепью их потомков, привлекает удачу и благословляет племя... человек, очарованный танцем, разрывает земные цепи и чувствует себя в одной мелодии со всем миром» (18). Хотя современный человек, наверное, не вкладывает такого глобального смысла в танец, каждый может ощутить в танце обострение собственных, актуальных на данный момент жизни, чувств.
Танцевальная терапия давно использует этот феномен для высвобождения накопившихся у пациентов эмоций, а также пробуждения потенциала к личностным изменениям. В русле нашего тренинга важно именно возбуждение эмоций и чувств участников, причем соответствующих тому психологическому состоянию, жесты которого рассматриваются в данный момент. В этом нам помогают стиль танца и музыка. Что касается индивидуальных личностных проявлений участников, развития их творческого потенциала, психокоррекции — это сопутствующие моменты тренинговой работы по предлагаемой программе, разбираемые в групповых обсуждениях.
«Танец есть сама игра» (17) — а в общении, как вербальном, так невербальном часто присутствует игра. Уловить суть игры в человеческом взаимодействии, определить «солистов» общения — важная задача, в решении которой может помочь навык танца. Танец не только проявляет главные отношения личности — к себе, другим, миру, но и может их корректировать. Кроме того, танцуя в компании, люди просто получают удовольствие и обучаются, развлекаясь. Оздоравливающая функция танца — тоже важный аргумент использования его в обучении. Моторно-ритмическая разрядка, катарсическое высвобождение сдерживаемых чувств, психофизическая регуляция, анестезирующее действие, снижение тревожности, улучшение координации, повышение гибкости суставов, укрепление мышц, энергизация — вот неполный перечень возможностей этого прекрасного вида человеческой деятельности — танца.
Язык телодвижений как проявление нашего сознания и подсознания становится танцем, когда возникает ритм. Ритм важен не только для координации движений в танце, но, прежде всего, для создания соответствующего психофизического состояния. Ритм может создаваться как вспомогательными (внешними) средствами (барабан, тамбурин, бубен и др. музыкальные инструменты), так и естественными — человеческое тело может само производить звуки: сердцебиение, дыхание, хлопки, отстукивания, напевание. Музыка как таковая появилась позже танца, но ритм всегда сопровождал его.
В нашем учебном курсе мы всегда используем музыку. Музыка способна почти моментально погрузить участника в то настроение, в тот образ, который исследуется. Причем это касается как меломанов, так и «немузыкальных» людей. Исследования показали, что «уши — это наши ворота в мир» (5). Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем — и реакции на них в виде эмоций и чувств. Доказано, что восприятие мозгом возбуждения слуховых рецепторов, возникшего в процессе слушания музыки, является более интенсивной деятельностью по сравнению с восприятием возбуждения других рецепторов (5). Под интенсивностью в данном случае подразумевается то, что клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение в десять миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. Музыка «соприкасается» с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель (5).
С точки зрения генетики данная «сверхвосприимчивость» обусловлена тем, что в далеком человеческом прошлом первобытным охотникам приходилось рассчитывать лишь на собственные уши то есть на тот самый канал, который даже во сне принимал сигналы опасности.
Данные нейрофизиологии показывают, что, в соответствии с нашей структурой восприятия, слух действует гораздо сильнее на наше эмоциональное состояние, чем зрение. Оказалось, что и период адаптации к звуковым раздражителям намного длиннее, нежели, к примеру, к оптическим или тактильным, что подтверждается многочисленными примерами из жизни и используется в сексуальной терапии пар с психосексуальными расстройствами. Музыка способна поднимать кривую человеческого возбуждения медленно, но верно, выступая своего рода энергетической, эмоциональной подпиткой (5).
Слух оказывает определенное влияние даже на сам процесс внутриутробного развития, пропитывая его музыкой. Мы слышим материнское сердцебиение задолго до нашего рождения (приблизительно 26 миллионов ударов на протяжении 9 месяцев). И в самом конце жизни мы до последнего вздоха воспринимаем музыкальные или акустические сигналы, в то время как прочие каналы восприятия уже полностью закрылись для нас (5). Умирающие или находящиеся в коме люди слышат лучше и больше, чем подозревают окружающие.
Наши реакции на музыку возникают благодаря вегетативной нервной системе — части нервной системы, которая является неосознаваемой и контролирует функции внутренних органов, желез, сосудов. После восприятия звука человеческая реакция на раздражение облекается в форму определенного, зримо наблюдаемого поведения. Среди возможных реакций на звуки музыки Г.-Г. Декер-Фойгт выделяет следующие (5):
· коммуникативные (крики, плач, смех, пение, выкрики, гримасы);
· двигательные (движения, танцы);
· органические (изменения частоты пульса, артериального давления);
· сенситивные (возбуждение, эмоциональный отклик, сопереживание). Когда человек практически идентифицирован с изучаемым образом, ему легко запоминать сопутствующую этому образу информацию, вспоминать свои привычные поведенческие проявления этого настроения и объединять весь полученный «материал». Было бы ошибкой делать в тренинге ставку только на ноги (танец) и уши (музыка). Конечно, мы задействовали и интеллект, подвергая разбору и анализу и переводя на осознанный уровень ключевые моменты невербального поведения.
В процессе обучения языку жестов мы работаем с видеоматериалами: видеолекциями — мужским и женским вариантами использования невербального языка, с фрагментами из известных кинофильмов, политических и ток-шоу. Проводятся групповые дискуссии и обсуждения, используются упражнения для диагностики знаний невербального языка жестов участниками, тренировки их наблюдательности и закрепления учебного материала.
Авторская (Т. А. Мостицкая) базовая программа тренинга может быть освоена в течение 4 дней. На работу с этой программой выделяется 10 часов, в результате чего происходят существенные сдвиги в понимании языка жестов и принципов проксемики, собственного стиля общения, азов танцевальной психологии. Кроме того, участники получают много положительных эмоций, связанных с ощущением собственного тела, искусством танцевальных движений и «слиянием» с музыкальными ритмами. Наличие группы, несомненно, преумножает интенсивность чувств каждого отдельного участника.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Цель. Знакомство и вхождение в мир танца и жестов, а также понимание основных параллелей между чувствами и жестами.
В начале тренинга участники поочередно представляются любым именем и движением, а весь круг отражает движения каждого участника. Проводится обсуждение, при этом ведущий обращает внимание участников на привычность—непривычность выполненных жестов, их оригинальность—стандартность, коммуникативную направленность или закрытость. Дается короткая классификация жестов.
Далее проводится упражнение на понимание участниками невербального языка. Ведущий показывает 5 жестов (смысл которых неочевиден), отражающих, например, волнение, недоверие, несогласие, агрессию, привлечение. Участникам необходимо дать их интерпретацию.
Следует отметить, что от ведущего танцевального тренинга требуется умение танцевать и быть умелым демонстратором выдвигаемых и иллюстрируемых идей. После знакомства и вводной части тренинга ведущий исполняет первый танец в стиле фламенко с введенными в него жестами уверенности (под музыку в нормальном темпе).
Перед участниками ставится задача — распознать психологическое состояние, которое выражает танец, на основе используемых жестов и музыки. После этого все участники становятся в круг и повторяют за ведущим каждое движение, запоминая его значение, раскрываемое участниками группы и ведущим. Танец повторяется дважды в медленном темпе, без музыки. Затем один раз в медленном темпе с музыкой. И наконец, в нормальном темпе и с музыкой. Как правило, в таком режиме обучения все участники успевают усвоить жесты танца и их значение. Иногда для закрепления навыка или повышения уверенности участникам предлагается станцевать фламенко без ведущего.
Психологическая разминка представляет собой следующее упражнение: в центр круга вызываются 6 участников, которые разбиваются на пары. Ведущий придает отношениям в каждой паре определенный психологический смысл с помощью жестов, поз и принципов проксемики. Остальные участники должны ответить на вопрос: «К какой паре лучше подойти для беседы?», тем самым осваиваются жесты и позы безопасной коммуникации.
Ведущий исполняет второй танец под названием «Танец лжи» (звучит регтайм). Перед участниками стоит та же задача — раскрыть психологический смысл танца по используемым солистом жестам и мелодии. После обсуждения ведущий называет танец и рассказывает о значении его основных невербальных элементов. Все участники становятся в круг и повторяют за ведущим каждое движение танца сначала в медленном темпе без музыки, затем в нормальном темпе и с музыкой.
Для закрепления полученной информации используется просмотр видеофрагментов: это отрывки из известных художественных фильмов, ток-шоу «Частная жизнь», «К барьеру», «Что хочет женщина?», «Принцип домино» и других популярных передач. Разбор в учебном курсе такого типа материала преследует цель подчеркнуть частоту и повсеместность использования изучаемых жестов и поз и, соответственно, практическую ценность получаемых знаний.
В заключение дня все участники становятся в круг для последнего третьего танца — «Танца сплоченности». Ведущий говорит несколько слов об историко-культурном и психологическом значении круговых танцев, обращая внимание на используемые в них движения, способствующие повышению сплоченности и общности людей. Звучит «Сиртаки». Все танцуют общий танец, повторяя движения ведущего.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Цель. Отражение и осознание участниками группы психологических состояний, связанных с неуверенностью и недоверием друг к другу партнеров по общению; закрепление позитивных эмоций и состояний участников группы, что достигается предоставлением возможности каждому быть солистом и вести в танце за собой группу, а также повторным «протанцовыванием» жестов уверенности в середине встречи и исполнением «Танца сплоченности» в заключение.
В начале встречи проводится групповой обмен впечатлениями, мнениями относительно первого дня занятий. Для повышения работоспособности группы и закрепления пройденного материала в предыдущий день проводится разминка «Ведущий и ведомые». Участники становятся полукругом, крайний справа выходит в центр. Звучит короткий музыкальный, фрагмент — находящийся в центре участник-ведущий танцует, вся группа повторяет его движения. Когда начинает звучать другая мелодия, выходит следующий участник, и так далее. На основании собранных мнений участников группы ведущий подчеркивает значение характера движений человека Для его восприятия окружающими.
Пройденный материал закрепляется, когда вся группа танцует два танца первого дня — «Танец уверенности» (фламенко) и «Танец лжи» (регтайм).
Видеолекция касается акцентирования внимания на жестах неуверенности и недоверия, проявляющихся у героев видеофрагментов, что закрепляется затем на примере четвертого танца — «Танца Неуверенности». Ведущий исполняет танец с соответствующими жестами под медленную минорную русскую народную мелодию Задача участников группы — выявить и назвать как можно больше жестов, выражающих неуверенность. После обсуждения вся группа встает в круг и повторяет движения ведущего сначала в медленном темпе без музыки, затем в нормальном и с музыкой.
Психологическая разминка «Чей статус выше?» указывает на значение жестов и поз в социальных отношениях. В круг выходят два участника. Ведущий придает им положение, соответствующее психологическому смыслу учебной ситуации. По невербальным признакам группа должна определить особенности социального взаимодействия партнеров.
Пятый танец — «Танец недоверия». Ведущий исполняет его под мелодию «Семь-сорок» с введенными жестами недоверия/несогласия. После обсуждения и пояснений ведущего группа работает в круге по принятой схеме.
В заключение дня все участники танцуют круговой «Танец сплоченности».
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Цель. Выделение и изучение характерных невербальных признаков нервозности и превосходства.
Занятие начинается с обсуждения впечатлений от второго дня.
Следующая за этим разминка «Игра образов» акцентирует внимание на тесной связи типа движения и самоощущения, позволяет быстро прочувствовать различные психологические образы. Участники образуют большой круг, который смыкается к центру во время упражнения. Ведущий называет образы и показывает тип движения. Все участники повторяют за ним, двигаясь к центру круга.
Видеолекция представляет участникам группы невербальные признаки нервозности и превосходства. Кроме видеофрагментов из популярных фильмов и передач, представлены авторские видеозаписи мужского и женского вариантов использования жестов превосходства и нервозности.
После этого ведущий исполняет шестой танец — «Танец нервозности». Звучит «Цыганочка». Задача участников группы — отследить как можно больше жестов нервозности, используемых ведущим в танце. После обсуждения анализируемых жестов группа становится в кругу и повторяет за ведущим все движения танца.
В качестве разминки предлагается «Игра в гляделки». Группа разбивается пополам — на две противостоящие шеренги либо по парам. Задача каждого участника — выдержать взгляд, «пересмотреть» своего партнера. Упражнение акцентирует внимание на важности контакта глаз в процессе общения и дает представление об индивидуальных психологических характеристиках участников.
Седьмой танец — «Танец превосходства». Звучит «Калинка». Ведущий танцует, а затем анализирует совместно с участниками все используемые им жесты. Значение жестов закрепляется в общем танце.
Заключает общую работу третьего дня «Танец сплоченности».
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Цель. Подведение итогов и настрой участников тренинга на дальнейшее, еще более глубокое изучение языка жестов, танцевальной психологии и танца.
Занятия помогают понять, что познание себя в разных ипостасях лишь обогащает человека. Поговорка «В здоровом теле — здоровый дух, на самом деле — одно из двух», к сожалению, вполне оправдана на практике. Но чем плох «танцующий» психолог или танцор, спортсмен, изучающий психологию?
В начале дня происходит обмен мнениями по итогам работы в предыдущие дни, а также проводится разминка «Застывающая фигура», при помощи которой тренером диагностируется, насколько легко и разнообразно двигается группа и в какой мере используются уже изученные жесты и позы. Группа становится в круг. Каждый участник поочередно показывает движение, которое повторяет и дополняет группа.
Восьмой танец — «Танец привлечения». Ведущий под восточную (турецкую, арабскую) мелодию исполняет танец с невербальными элементами привлечения. Задача группы — выделить эти элементы и закрепить их по схеме тренинга.
Видеофрагменты, комментируемые группой и тренером, способствуют закреплению материала и постановке новых целей и задач танцевального тренинга.
Упражнение «Любимый танец» позволяет каждому участнику группы выразить свое доминирующее психологическое состояние и степень его глубины. Каждый из участников выбирает, какой из восьми разобранных танцев-состояний он будет танцевать для группы. Это упражнение является как итоговым, так и диагностическим.
Завершающий круговой танец исполняется всей группой и закрепляет чувство общности и взаимопонимания, возникшее в группе за период ее совместной работы.
Необходимым условием успешности обучения любому виду деятельности является заинтересованность им, как «интеллектуальная», так и эмоциональная. В обучении азам психологических знаний огромную роль играют эмоции. По мнению автора тренинга, ничто так быстро не может их оживить, как музыка и танец. Впитывать информацию не только «умом», но и телом — хороший способ облегчения обучения и усвоения знаний.
Используя тренинг как обучающую процедуру, можно не только быстро и с удовольствием освоить язык телодвижений, но и получить навыки исполнения восьми популярнейших танцев. При подборе и разработке хореографии танцев автор исходил из соображений сочетаемости «классических» движений танца и существующих групп жестов. Что касается нашей психологической интерпретации предложенных танцев, то, возможно, она не является бесспорной. Особо следует отметить, что группы рассматриваемых жестов и национальная психология, отраженная в народном танце, не связаны напрямую. Целью автора тренинга было показать иной, своеобразный, способ обучения психологии, языку жестов и одновременного овладения прекрасными народными танцами
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний, танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца.
Танцевально-двиигательная терапиия — это метод психотерапии, в котором тело и движение помогают человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных стереотипов. В танцевальной терапии акцент ставится на том, как человек чувствует своё тело и движение.
Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм.
Психоаналитическая теория оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх и Карл Юнг внесли свой особый вклад в рассматриваемую область.
Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. На тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна. Суть этой теории в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение жизни, находятся в так называемом мышечном панцире, тормозящим свободное выражение эмоций. Энергия, которая тратилась на поддержание мышечного зажима, после отреагирования вовне начинает свободно проходить по всем частям тела. Часто показанием успешности терапии может служить способность к более глубокому любовному, сексуальному переживанию.
Сегодня танцевальные терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Юнг подчеркивал терапевтическую ценность артистических переживаний, которые он называл «активным воображением». Он был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического (очищающего) освобождения и анализа.
В настоящее время все больший интерес приобретают занятия в группах танцевальной терапии и довольно часто клиенты (будь то подросток или взрослый человек) формулируют запрос о развитии самопринятия, самоактуализации, уверенности в себе, в межличностных взаимодействиях.
Танцевальная терапия в группах подразумевает решение следующих задач:
Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией.
Вторая задача ТДТ и она в большей мере относится к подросткам, состоит в усилении чувства собственного достоинства у участников путем выработки у них более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом ’’Я’’. Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами.
Также танцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении.
Еще одной задачей ТДТ является помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека.
И помните, что гибкое и раскованное тело оказывается более способным к широкому и богатому спектру эмоциональных переживаний.
На занятиях танцевальная терапия применяется в сочетании со специально подобранной музыкой для разрядки подавленных чувств (гнева, обиды, печали, радости), а так же для гармонизации эмоционального состояния после разрядки чувств, наполнения себя позитивными эмоциями: любовью, счастьем, душевным покоем, уверенностью в себе.
Можно использовать танцевальную терапию как помощь в исполнении намерений (включаем тело и желание вместе в единый процесс созидания).
Так же, танцевальная терапия помогает избавиться от телесных зажимов и блокировок (которые и образовались под воздействием невыраженных эмоций). Этот метод позволяет стать более раскованным и получать больше удовольствия в интимной жизни (убираются зажимы в тазовой области, образованные в результате запретов на сексуальное проявление).
Благодаря этому методу тело обретает свободу (свобода тела позволяет освободиться душе от гнета стереотипов). Человек становится более восприимчивым к происходящему в жизни, освобождается свободное внимание, т. к. произошла разрядка чувств и появляется способность здраво мыслить. Отсюда следует вывод: свободным человеком сложнее управлять кому-либо и он становится сам хозяином свой жизни, способен к ясному осознанию жизненных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: