Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физика, биомед, интеллектуалка

О ТОМ, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЕТ

Тема на форуме http://autism.forum2x2.ru: «О решении двигательных проблем у детей»

Пн. Ноя 26, 2012 12:40 pm

http://autism.forum2x2.ru/t1954p105-topic#124291

 

В связи с часто задаваемыми вопросами мне давно хотелось обозначить ряд ключевых моментов, которые по моему опыту являются если не залогом успеха в восстановлении детей с тяжелыми и средней тяжести состояниями ДЦП, то точно ключиком к нему.

 

Эти мысли, возможно, покажутся интересными не только «новичкам» в теме, но и тем, кто работает со мной по программе уже довольно давно. Хотя в основном это просто обобщение наблюдений и опыта.

 

Не вижу смысла разделять физику, химию процесса и интеллектуальную составляющую, поэтому писать буду обо всем (в произвольном порядке, ибо важно все), но о физике (так как именно в эту тему я углублена особенно) более подробно.

Физическое восстановление и восстановление метаболизма друг от друга неотделимы.

Меня многие до сих пор спрашивают (особенно те, у кого дети находятся по ДЦП далеко не в самом тяжелом состоянии): а так ли необходим биомед? Мнение мое давно известно, но в двух словах объяснить это людям "не в теме" бывает сложно. Нередко я привожу аналогию. Вы устроились на работу. На одних и тех же условиях вам предлагают на выбор: работать за 15 тысяч или за 30. Что вы выберете? Вот так и в нашем вопросе. Можно работать на восстановление чисто на уровне физики и получить результат. А можно копать глубже, охватывать больше, но и результат получить на несколько порядков серьезнее.

 

Поэтому мое мнение таково. Вне зависимости от степени тяжести ребенка надо постараться использовать все возможности, двигаться сразу по нескольким направлениям: диета, биомед, физическое восстановление, интеллектуальное развитие. Только при таком раскладе можно претендовать на максимальный результат.

Биомед

Для нас, «биомедовских» мам детей с ДЦП давно не новость, как бактериальное или кандидное разрастание может ударять по физике. Негативно влиять на тонус, активизировать позотонические рефлексы и т.д. Не применяя биомед практически невозможно выходить из таких кризисов без потерь. Отсюда и утрачивание свеженаработанных навыков, и длительные периоды «простоя» в процессе восстановления даже на постоянных занятиях.

 

Поэтому когда меня спрашивают: а можно ли восстанавливать ребенка по моей программе, но, не применяя биомед, я спрашиваю в ответ: а вы готовы терять месяцы, годы лишь на то, чтобы в процессе восстановления выходить из неизбежных откатов?

 

С детьми, которых я веду уже давно, и родители которых используют биомед, у нас не было ни одного отката, который надолго бы ударил по физике с потерей приобретенных навыков на длительное время. И это факт. Одна-две-три недели кризиса, и ребенок снова в строю, и все наработанные до кризиса навыки — при нем.

Основной метод восстановления

Главное, тщательно всё проанализировав, как можно быстрее определиться с основным методом восстановления. С одной стороны я очень хорошо понимаю родителей, что мечутся от одной методики до другой по всему миру. Хочется, наконец, видимого результата! А его либо нет, либо есть, но настолько скромный, что посторонние и не заметят.

 

Но эти поиски - палка о двух концах. С одной стороны не попробуешь - не узнаешь, дает ли что-то ребенку какая-либо из предлагающихся методик. С другой же стороны - активная каждодневная работа с ребенком и постоянные разъезды несовместимы! Вот именно поэтому и нужно как можно быстрее определяться, как работать с ребенком, и уже на выбранную стратегию бросать все силы и целенаправленно работать.

4. Движение формируется только в процессе движения!

Я и раньше никогда не верила в чудодейственно восстанавливающую силу любых пассивных методик для тяжелых форм ДЦП, будь то массажи, паттернинги, укладки и иже с ними. А теперь и подавно. ДВИЖЕНИЕ ФОРМИРУЕТСЯ ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ! Я говорила это давно, говорю и сейчас. Чем больше у ребенка в индивидуальной программе элементов, которые он, пусть с помощью и стимуляциями, но делает сам, на регулярной основе, тем больше шансов на успех. Мое мнение таково. В идеале в программе вообще не должно быть пассивных элементов, если только того жестко не требует ситуация (контрактуры, например, которые, хоть убейся, но пока не разработаешь, никакой серьезный активный комплекс просто невозможен). Потому что пассив силы и время ребенка все равно расходует, только в отличие от активных элементов, с минимальным КПД.

Режим.

Имеет совсем не второстепенное значение в восстановлении. Сколько раз я замечала, что произвольная или вынужденная смена режима занятий неизбежно приводит к падению качества. Например, за какой-то период времени ребенок привык заниматься только по утрам. И, перенося время занятий на день-вечер, можно готовиться к тому, что мы не получим от него той же отдачи, что получали по утрам. Видимо, организм ребенка постепенно непроизвольно настраивается на определенный ритм: знает, когда ему можно в большей степени расслабляться и аккумулировать силы, а в какой период нужна «полная мобилизация». И для повышения эффективности занятий это тоже совершенно необходимо учитывать, не меняя без нужды сложившийся распорядок. Природа «любит» цикличность.

О цикличности

Кстати о цикличности. Но уже с другой стороны. Все любящие родители детей с ДЦП мечтают поставить ребенка на ноги. Это — цель. К ней мы стремимся. К ней движемся теми способами, в которых видим перспективу и которые нам по силам. На этом же самом и спотыкаемся. Сейчас поясню. Одно дело — цель, мечта. И совсем другое дело каждодневная рутина. Сизифов труд, на первый взгляд. День ото дня делать очень трудную работу, выворачиваться наизнанку, чтобы получить от ребенка заветные нужные реакции. Раньше, ну когда я еще была художником , для меня удачный выплеск, каждая получившаяся картинка была равноценна полному самоопустошению, когда я потом еще долгое время приходила в себя. Каждое занятие с Максом, пока он не поднялся, для меня было таким же выплеском. Только времени на самовосстановление уже не было. Новый день — и все по новой. Снова бросаешь все резервы и выворачиваешься наизнанку. Поэтому с какого-то особо критического момента я запретила себе постоянно думать о цели: о Максюхином восстановлении, до которого было как до неба, и это сводило с ума. Я поняла, что если не научусь получать удовольствие от самого процесса восстановления, то просто свихнусь: выкладываться приходится каждый день, а цель по-прежнему далека. Научилась. Всё возможно, было бы желание.

 

Поэтому резюмирую. Если вы работаете с полной самоотдачей, то совершенно необходимо научится получать от этого процесса удовольствие: как формируется и закрепляется каждое движение, как вначале по-мелочи, но ребенок расцветает, крепнет и потихоньку восстанавливается. В любом случае, мотивы должны найтись такие, что помогут держаться на плаву каждый новый день.

 

Перефразируя наших админов: спринт здесь равнозначен провалу.

Физика, биомед, интеллектуалка

Физика, биомед, интеллектуалка - все это нужно вашему ребенку и нужно одновременно. В смысле, надо отводить силы и время на поддержание всех трех процессов. Они очень взаимозависимы, буквально завязаны друг на друге. Если работать по всем трем направлениям - результат в каждом из них будет на порядок выше. Если с каким-то из направлений халявить, то другие только потеряют от этого и существенно.

Патологические рефлексы

Во многих восстановительных программах есть свои методы гашения патологических рефлексов. Меня постоянно спрашивают: почему на наших детях они не сработали? Вот здесь как раз все просто. Если собственные двигательные программы ребенка сильно не порушены, то эффект даст практически любая разумная методика. В большей или меньшей степени. То есть, фактически ребенок поднимается сам по мере созревания и включения необходимых для этого структур, а разные методики этот процесс направляют и некоторым образом форсируют.

 

Но вот если речь идет о состояниях, когда структуры «не созревают» и «не включаются» или созревают и включаются "мозаично", то тут уж понятно, что речь идет уже о конкретном «якоре», что уже не просто тормозит процесс, а стопит его, не дает развиваться. И якорь этот, вполне конкретный, а не метафорический, это патологические рефлексы. В основе своей, конечно, позотонические. А дальше могут быть по мелочи: Моро, подошвенный, Бабинского и т.д.

 

Ситуация на порядок более сложная, чем с легкими, практически «самовосстанавливающимися», формами. Но отнюдь не безвыходная. Надо лишь убрать якорь и помочь запуститься процессу.

 

То есть, чтобы реально получить результат, надо чтобы в восстановительной программе было сразу несколько необходимых составляющих, которые смогут запустить забуксовавший процесс двигательного развития. Причем все эти составляющие должны присутствовать одновременно: гашение позотонических и формирование установочных, нагрузочные положения плюс балансы в них и формирование самостоятельного движения.

 

1. Гасим позотонические рефлексы путем формирования установочных. Так и только так. А не укладками, и ни каким другим подобным образом. Только методом замещения. Помним, что «свято место пусто не бывает»: место это занимают либо одни, либо другие. Либо позотонические, либо установочные. И мы, работая на гашение позотонических, должны тут же вырабатывать замещающие их установочные, чтобы активность позотонических не возвращалась снова и снова в полном объеме.

 

2. Делаем это не отдельно «в вакууме», а, наоборот, в каждом конкретном нагрузочном положении или движении, которое физиологически необходимо ребенку для восстановления:

- в переворотах;

- в опоре на выпрямленные руки с поднятой головой;

- в положении и движении «на четвереньках»;

- в движении «ходьба на руках»;

- в движении «ходьба на коленях»;

- в положении «стоя» с зафиксированным верхом;

- в положении «стоя» со свободным верхом;

и т.д.

 

Стоит также быть готовым к тому, что гасить патологические рефлексы приходится в каждом новом, особенно более трудном положении. Так как, как только ребенок «приводится» в это новое более трудное положение, то весь букет рефлексов расцветает «как в первый раз». И это естественный процесс.

 

3. Параллельно с гашением позотонических рефлексов нам придется не только формировать установочные, но еще и формировать необходимые условные двигательные рефлексы, которые в норме возникают по мере надобности и перерастают в произвольное движение сами. Мы используем для этого особые рефлексогенные зоны, стимулируя которые определенными способами, мы добиваемся от ребенка конкретного активного ответа. Например:

- стимулируя переднюю и заднюю поверхность бедра каждой ноги, мы добиваемся от ребенка самостоятельного поочередного шага;

- стимулируя зону сухожилия большой грудной мышцы, формируем шаговый рефлекс в руках;

- в положении «сидя», стимулируя внутреннюю поверхность разведенных на некоторое расстояние бедер, вырабатываем четкий ответ: подачу корпуса вперед относительно зафиксированных бедер у несидящего в принципе ребенка.

- стимуляция вдоль косых мышц живота нам дает ответ: либо подъем корпуса в положении «на четвереньках», если с ребенком до этой стадии уже доработали, либо в положении «стоя на коленях» с поддержкой подтягивание бедер к животу.

И т.д.

 

Тут можно долго расписывать. Таких вот «вызванных извне» условных двигательных рефлексов очень много. Мы же формируем и используем до поры лишь те, что необходимы конкретному ребенку в его конкретной ситуации. Чтобы потом эти условные двигательные рефлексы помогли сформироваться правильному произвольному движению.

О спастике

Кстати, немного о спастике. Это уже только из собственного опыта. За все время работы я так ни разу не встретила ребенка с истинной фоновой спастикой. Зато сплошь и рядом наблюдала следующую картину. Вот ребенок как бы с высоким тонусом: руки не разогнуть, ноги не растянуть (ну грубо говоря). Зато активность позотонических рефлексов просто зашкаливает. Начинаешь активно работать над гашением, и вся спастика постепенно чудесным образом куда-то уходит. И под этим внешним слоем, четко завязанном на высокоактивных рефлексах, оказывается на самом деле наоборот гипотония или дистония, которая тоже в свою очередь сильно завязана на позотонических. И чем меньше их активность, тем больше сглаживается дистония.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...