Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Освобождение от уголовной ответственности на основании норм, предусмотренных в иных главах Общей части УК РФ

 

Освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии. В УК РФ 1996 г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии. Часть I ст.84 УК РФ предусматривает, что амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это означает, что акт амнистии рассчитан на применение не к каким-либо конкретным физическим лицам, а к целым категориям лиц, совершившим преступления, например, инвалидам Великой Отечественной войны; инвалидам I и 2 группы; к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, а также к беременным женщинам; к мужчинам, старше 60 лет и женщинам, старше 55 лет и т.д. Это позволяет отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

Правовые последствия амнистии могут быть различными (ч.2 ст.84 УК РФ): 1) освобождение от уголовной ответственности; 2) освобождение от наказания; 3) сокращение назначенного наказания; 4) замена назначенного наказания более мягким видом; 5) освобождение от дополнительного наказания; 6) снятие судимости.

Так приговором Волжского районного суда М. осужден по ст. 264 ч. 3 УК РФ к 4 годам лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами на 2 года с отбыванием наказания в ИК общего режима и взысканием в пользу С. 105 000 руб. в возмещение морального вреда и материального ущерба соответственно.

Судебная коллегия приговор изменила. указав следующее.

Суд обоснованно признал М. виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух лиц и дал им правильную юридическую оценку. ДТП имело место 11.12.1995.

Наказание М. назначено правильно, однако он подлежит освобождению от назначенного судом наказания в виде лишения свободы и лишения прав управлять транспортными средствами, в связи с тем, что преступление он совершил до вступления в силу Постановления Государственной Думы РФ от 26.05.2000 "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", в соответствии с которым лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы до 5 лет включительно, освобождаются от наказания.

Кроме того, подлежит снижению размер денежной компенсации за моральный вред причиненный С. повреждением его здоровья и смертью его матери в результате неосторожности осужденного М., поскольку суд никак не мотивировал размер денежной компенсации за моральный вред, взыскав его без учета материального положения осужденного, и формы вины.

Судебная коллегия приговор изменила, М. освобожден от назначенного судом наказания[81].

Освобождение от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии отличается от других разновидностей уголовно-правовых последствий амнистии тем, что в данном случае такое решение применяется в отношении определенной категории лиц, указанных в данном акте, если в отношении них к моменту вступления в законную силу акта об амнистии уголовная ответственность не была реализована. При этом прекращение уголовных дел осуществляется в отношении данных лип, если преступление ими совершено до момента вступления акта об амнистии в законную силу.

Если все указанные в акте условия имеют место, то применение амнистии имеет обязательный характер. Вместе с тем следует отметить, что в ч.2 ст.84 УК РФ, являющейся общей нормой, регламентирующей амнистию, говорится о том, что актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Представляется, что законодатель указывает на факультативный характер применения данной нормы потому, что в ней не указываются конкретные условия, при которых она применяется. Такие условия непосредственно указываются в самих актах об амнистии, которые имеют специальный характер по отношению к ч.2 ст.84 УК РФ. Поэтому, если в самом акте об амнистии говорится об обязанности уполномоченных органов его применить по отношению к определенным категориям лиц, то в таком случае применение акта об амнистии имеет обязательный характер.

Применение акта об амнистии в рассматриваемых случаях возлагается:

• во-первых, на органы дознания и предварительного следствия — в отношении лиц, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

• во-вторых, на суды в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу.

Постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу.

Институт амнистии в отечественном уголовном праве имеет весьма богатую историю. Впервые данный институт «прощения» был применен Стоглавым собором 1551 г., где провозглашалось освобождение всех «тюремных сидельцев, кроме осужденных за убийство и разбой». С этого времени на Руси становятся традиционными манифесты, издаваемые русскими царями по поводу самых разнообразных событий: восшествия на престол, болезни царя или членов его семьи, по поводу окончания войн, годовшины царствования и т. п.[82] В XIX в. амнистия являлась одним из элементов помилования, правом на которое обладал только царь.

После Февральской революции 1917 г. Временным правительством был издан Указ об амнистии, являвшийся, по сути, первым в истории отечественного уголовного права актом об амнистии.

Следующим этапом развития данного института уголовного права явилось нормативное закрепление в конституциях союзных республик права высших органов государственной власти принимать акты об амнистии. Характерной чертой актов об амнистии, принимавшихся в первые годы СССР было то, что все они имели классовый характер и являлись инструментом государственной политики, выполняя определенные функции в ходе государственного развития. Амнистии того периода преследовали цели: корректировки судебных приговоров, вступавших в противоречие с неустановившимся правом, смягчения участи осужденных при несоответствии наказания совершенному преступлению и личности виновного, либо же издавались как акт снисхождения государства к различным праздникам[83].

В конце 20-х — начале 30-х гг. в связи с ужесточением карательной политики государства амнистии применялись редко и практически не предусматривали освобождения от наказания и уголовной ответственности.

Коренной поворот в уголовно-правовой политике произошел после смерти И.В. Сталина. Амнистия 1953 г. стала одной из самых массовых за всю историю принятия подобных актов и затронула значительную часть осужденных. Однако при подготовке не были предусмотрены меры по нейтрализации негативных последствий ее проведения...не получив практически никакой помощи в решении своих социально-бытовых вопросов, значительная часть амнистированных снова встала на преступный путь. Кроме того, на свободе благодаря этой амнистии оказались лица, обладавшие повышенной общественной опасностью[84].

Амнистии 60-х — 80-х гг. принимались, как правило, в ознаменование важных государственных событий и праздников. Всего за годы существования СССР было принято 180 различных актов об амнистии.

Рассмотрим основные особенности амнистии как правового явления. Будучи актом высшего органа государственной власти, акты об амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Вместе с тем вопрос о правовой природе актов амнистии является дискуссионным. Так, И. Марогулова считает, что правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов, поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны[85].

Однако с таким мнением трудно согласиться, так как, несмотря на определенные особенности актов амнистии, они содержат нормы права — правила поведения, установленные высшими органами государственной власти, рассчитанные на их применение к индивидуально не определенному кругу лиц и обязательные для исполнения теми субъектами, которые в них указаны. Предписания норм в данном случае реализуется в актах применения права — в решениях (постановлениях) специально уполномоченных органов: дознания, предварительного следствия, прокуратуры, следственных изоляторов и т. д.

Безусловно, акт амнистии является специфическим правовым документом. Его особенности связаны, в том числе с порядком действия такого акта во времени. Так, действие акта амнистии распространяется, в отличие от уголовного закона, на деяния, совершенные до его издания, и ограничено небольшими временными границами, которые указываются в самом акте (как правило, в течение шести месяцев с момента его опубликования). То есть такой акт является по сути «разовым» актом.

По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до моменты вступления акта амнистии в законную силу. В этой связи сохраняет значимость постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. с изменением, внесенными Постановлением Верховного Суда СССР от 14 марта 1963 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям»[86], в соответствии с которым длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания.

Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а конном — момент совершения последнего преступного действия. В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии.

Вместе с тем, из этого правила возможны исключения, установленные самим актом амнистии. Так, актом амнистии от 1 ноября 1991 г. было определено, что от уголовной ответственности освобождались лица, уклонявшиеся от военной службы, которые явились к месту несения службы или в ближайшее воинское управление (приемные Министерства обороны СССР и военных округов, флота, военные комиссии), в Комитет при Президенте СССР по делам военнослужащих для применения амнистии и дальнейшего прохождения службы (ст.9). Таким образом, рассматриваемый акт амнистии применялся к военнослужащим при их явке с повинной[87].

Итак, амнистия — это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности или наказания. Это исключительная прерогатива высших органов государственной власти. Ст. 103 Конституции РФ относится объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. По общему правилу, постановления об амнистии принимаются в связи с какими-либо торжественными случаями или важными датами. Несмотря на различные точки зрения, амнистия — это скорее государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако существенно затрагивающий сферу уголовно-правовых отношений. Как уже ранее отмечалось, несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, она не входит в систему Общей части кодекса, поскольку нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии. Содержание ст.84 УК РФ по своей сути является кратким обобщенным содержанием общих положений акта амнистии. Акт амнистии может содержать (и содержит) и другие предписания, не относящиеся к сфере регулирования уголовного закона. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке ее применения.

Юридическим основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с амнистией служит индивидуально определенный акт применения норм права, т.е. процессуальный акт. В отличие от п.4 ст.5 УПК РСФСР, где речь шла об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении в связи с актом об амнистии, в действующем ныне УПК РФ наличие акта об амнистии определено законодателем как основание прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого (п. 3 ч.1 ст.27). Таким образом, определено процессуальное положение лица, в отношении которого принимается решение об освобождении от уголовной ответственности в связи с амнистией, в качестве подозреваемого или обвиняемого. Поэтому процессуальным актом в данном случае служит постановление о прекращении уголовного преследования (если это касается одного лица, проходящего по уголовному делу, а в отношении иных подозреваемых или обвиняемых такое решение не принимается) или о прекращении уголовного дела в целом.

Развитие института амнистии в отечественном уголовном праве свидетельствует о том, что данный институт служит различным целям в зависимости от характера репрессивной политики государства и его социально-экономических и политических установок. В определенные этапы амнистия являлась средством реализации принципа гуманизма, но довольно часто этот институт использовался органами государственной власти из иных соображений, среди которых особое значение имели политические моменты, а также необходимость корректировки несовершенства действующего законодательства.

На протяжении многих лет к амнистии как правовому явлению было самое неоднозначное отношение. Так, Ч, Беккариа относился к «прощению» отрицательно, полагая, что прощение не должно иметь места «в совершенном законодательстве, где наказания умеренны, а суд праведен и скор. Эта истина, — отмечал Ч. Беккариа, — покажется суровой тому, кто живет в стране с неупорядоченной системой уголовного законодательства. А потому в этой стране потребность в прощении и милосердии прямо зависит от нелепости законов и суровости приговоров»[88].

Некоторые современные российские ученые также оспаривают правомерность и целесообразность института амнистии. С.Н. Сабанин полагает, что издание актов амнистии фактически ведет к нарушению принципа справедливости, поэтому амнистия не должна иметь места ни в практике высших органов государственной власти, ни в уголовном законодательстве[89]. Вместе с тем, в целом в российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т. п.[90] Эти авторы отмечают, что для ликвидации негативных последствий амнистии перед ее применением необходимо продумывать программу ресоциализации амнистируемых. Однако поскольку амнистия носит массовый характер, то такие меры на сегодняшний день, к сожалению, не приемлемы.

На наш взгляд, негативные последствия амнистии состоят также и в том, применение амнистии к подозреваемому (обвиняемому) делает невозможным назначение ему судом соответствующего наказания, а, следовательно, и реализацию целей наказания — восстановления социальной справедливости, исправления лица, совершившего преступления, и предупреждения совершения новых преступлений.

Уголовное наказание есть пусть и несовершенное, но возведенное в ранг закона средство восстановления нарушенной совершением преступления социальной справедливости. Освобождение лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности в связи с амнистией оставляет социальную справедливость не восстановленной, поскольку такое лицо не получило даже отрицательной оценки со стороны государства, осуждения своего противоправного общественно опасного поведения.

Существует точка зрения, что при применении амнистии законодатель игнорирует принцип индивидуализации наказания, так как при массовом амнистировании правоприменительные органы не имеют возможности осуществлять индивидуальный подход к каждому осужденному[91].

В заключение следует отметить, что несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, она не входит в систему Общей части кодекса, поскольку нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии. Содержание ст.84 УК РФ по своей сути является кратким обобщенным содержанием общих положений акта амнистии. Акт амнистии может содержать (и содержит) и другие предписания, не относящиеся к сфере регулирования уголовного закона. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке ее применения. Таким образом, амнистия является специфическим самостоятельным основанием освобождения от уголовной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Возрастная специфика лиц, не достигших 18-летнего возраста, социально-психологические особенности восприятия ими требований уголовного закона и сравнительно легкое восприятие негативного влияния со стороны других лиц диктуют законодательную регламентацию вопросов их ответственности за совершенные преступления, которая учитывала бы эти особенности. УК РФ 1996 г. в этом отношении сделал заметный шаг вперед, выделив самостоятельный раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних, где в главе 14 регламентированы особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

В соответствии с ч.1 ст.87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. При этом необходимо руководствоваться правилами, изложенными законодателем в ст.19 и 20 УК РФ, поскольку характерной особенностью наступления ответственности несовершеннолетних является дифференциация возраста уголовной ответственности, то есть установление двойного возрастного порога, наличие которого дает возможность привлекать несовершеннолетних к уголовной ответственности, по общему правилу, с шестнадцати лет, а в случаях, прямо указанных ч.2 ст.20 УК РФ, — с четырнадцати лет.

В ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необходимо как для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли данное лицо требованиям субъекта преступления, так и для индивидуализации ответственности.

В п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 7 указано, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении судебно — медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Следует также учитывать, что согласно части 3 статьи 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта — психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту[92].

В связи с вышеизложенным, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй ст.20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности, а, следовательно, к такому лицу не могут быть применены положения ч.1 ст.90 УК РФ.

По достижении восемнадцатилетнего возраста лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего. Вместе с тем в исключительных случаях с учетом характера содеянного и личности суд может приравнять к несовершеннолетнему лицо, совершившее преступление в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. К такому лицу в соответствии с законом (ст.96 УК РФ) применяются все положения главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», кроме помещения в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. А также, поскольку это специально не оговорено в законе, к таким лицам не применяются положения ч.3 ст.20 УК РФ.

Так, на основании ст.96 и 90 УК РФ в исключительных случаях с учетом характера содеянного и личности лицо, совершившее преступление небольшой или средней тяжести в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Исключительность случая при этом определяется степенью тяжести совершенного преступления, второстепенной ролью такого лица в групповом преступлении, стечением семейных и личных обстоятельств, а также особенностями социально-психического развития личности и т. д., на основании которых судом делается вывод о возможности исправления такого лица путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Как указывает п. 3 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК. РФ».

Как указывает данное положение, а также ч.2 ст.90 УК РФ в редакции до 08.12.2003 г., освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности по правилам указанной уголовно-правовой нормы, возможно при наличии трех условий: 1) совершение преступления несовершеннолетним лицом, т.е. не достигшим 18-летнего возраста; 2) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести; 3) возможность исправления лица путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Следует отметить, что Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ в ст.90 УК РФ были внесены изменения, а именно в части первой слово «впервые» было исключено. И таким образом, был расширен круг лиц, к которым может быть применена рассматриваемая норма. Таким образом, если подросток ранее уже совершал преступления, но будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействий, то он может быть освобожден от уголовной ответственности в соответствии с ч.1 ст.90 УК РФ.

Особым своеобразием обладает лишь третья предпосылка освобождения от уголовной ответственности, предусмотренная рассматриваемой нормой — вывод о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействий. При этом необходимо учитывать, что такой вывод есть не что иное, как предположение о желаемом положительном поведении подростка в будущем. Подобный вывод по своей природе, как правильно отмечает О.А. Анферова, может быть только презумпционным. Понятие «презумпция» (лат. praesumptio) означает «предположение, основанное на вероятности, признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное»[93].

Виды принудительных мер воспитательного воздействия в новом законе указаны в ч.2 ст.90 УК РФ, а и их содержание раскрыто в ст.91 УК:

1.Предупреждение (п. «а» н.2 ст.90 УК РФ) — заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Предупреждение имеет разовый характер, его цель — помочь подростку осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем соблюдать установленный правопорядок. Предупреждение должно включать порицание совершенного преступления, а при необходимости и поведения несовершеннолетнего.

2.Передача под надзор (п. «б» ч.2 ст.90 УК РФ) — состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Такие обязанности родителей вытекают из положений Семейного кодекса РФ, в частности ст.63. Однако применение этой меры целесообразно, если родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего правонарушителя положительное воздействие, могут обеспечить повседневный контроль за ним. Поэтому судом выясняются не только особенности личности подростка, но и условия его жизни, воспитания, влияния на него близких людей. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, представляется, что такое согласие судом должно быть получено.

3. Возложение обязанности загладить причиненный вред (п. «в» ч.2 ст.90 УК РФ) — назначается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Эта мера заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности компенсации причиненного вреда (денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом). Поскольку УК РФ, в отличие от ч,4 ст.63 УК РСФСР, не ограничивает размер вреда, заглаживание которого можно возложить на несовершеннолетнего, суду следует при назначении данной меры учитывать наличие у несовершеннолетнего самостоятельного заработка либо стипендии и иных выплат, поскольку денежная компенсация должна осуществляться за счет доходов самого подростка, а не за счет его родителей или родственников. Кроме того, суд может учитывать наличие у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков, которые позволяют ему личным трудом восстановить причиненный вред (например, поврежденное имущество). Представляется, что способами заглаживания причиненного вреда, помимо названных в законе, может быть возложение на несовершеннолетнего обязанности принести публичное извинение потерпевшему, особенно при посягательстве на честь и достоинство другой личности.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (п. «г ч.2 ст.90 УК РФ). Уголовный закон наиболее подробно характеризует эту новую принудительную меру. Она может выражаться в запрете посещения определенных мест и использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством), в ограничении пребывания вне дома после определенного времени суток и выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Подростку может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что исполнение такого требования как трудоустройство представляется проблематичным ввиду излишков рабочей силы на рынке труда.

В некоторых случаях целесообразно назначение несовершеннолетнему правонарушителю не одной, а нескольких различных по содержанию принудительных мер, и закон это позволяет (ч.3 ст.90 УК РФ). Например, одновременно могут быть назначены такие меры, как: предупреждение, возложение обязанности загладить причиненный вред и требование возвратиться в образовательное учреждение. Этот перечень, как указывает законодатель в ч.4 ст.91 УК РФ, не является исчерпывающим. По мнению некоторых авторов, и мы считаем это справедливым, тем самым созданы реальные условия для расширительного толкования ч.4 ст.91 УК РФ, что может привести к нарушению конституционных прав и свобод несовершеннолетнего[94]. Поэтому суд, принимая соответствующее решение, должен прежде всего руководствоваться принципами целесообразности, подчиняя свой выбор одной цели — достижению исправления подростка-правонарушителя.

Несмотря на то, что перечень принудительных мер воспитательного воздействия, указанных в ч.2 ст.90 УК РФ, является исчерпывающим, в юридической литературе некоторым авторам представляется перспективной идея об их расширении. Так, В.И. Горобцов полагает необходимым дополнить данный перечень помещением в специальное воспитательное и лечебно-воспитательное учреждение, помещением в центр временной изоляции для несовершеннолетних на срок до десяти суток, возложением обязанности пройти курс психолого-педагогической коррекции либо курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании передачей несовершеннолетнего под наблюдение коллективу по месту его работы или учебы, общественным формированиям либо отдельным гражданам по их просьбе[95].

Конечно, следует поддержать такое мнение данного автора, однако, как и сам он отмечает, что на сегодняшний день остается открытым вопрос о нормативно-правовой основе исполнения принудительных мер воспитательного воздействия, а также законодательного закрепления системы специализированных государственных органов и учреждений, исполняющих принудительные меры воспитательного воздействия, являющихся по существу разновидностью уголовно-правового принуждения[96].

Кроме того, суд поручает в течение установленного им срока применения принудительных мер воспитательного воздействия осуществлять контроль за исполнением своего решения специализированному государственному органу. Если в этот период несовершеннолетний систематически не исполняет установленные ему судом ограничения (например, досуга), не подчиняется воспитательному воздействию родителей или лиц, их заменяющих, а также специализированного государственного органа, то такой орган на основании ч.4 ст.90 УК РФ входит в суд с представлением об отмене назначенных мер воспитательного воздействия и привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Однако в данной норме законодателем не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него принудительных мер, как и те нарушения, которые можно квалифицировать как неисполнение. Это обстоятельство позволяет по-разному толковать положения ч.4 ст.90 УК РФ и порождает в связи с этим противоречивую практику. Так, А.Е. Якубов считает, что «под систематическим неисполнением понимается неисполнение несовершеннолетним принудительных мер более двух раз»[97]. С.Ф. Шумилин в комментарии к УК РФ указывает, что «систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует считать отказ или уклонение от обязанностей, совершенных несмотря на предупреждения специализированного государственного органа третий раз в течение года»[98].

Таким образом, основным отличием рассматриваемой уголовно-правовой нормы является то, что она обладает важным, неизвестным ст. 10 УК РСФСР, свойством — условностью. Пол условным характером применения ст.90 УК РФ понимается условное прекращение уголовных правоотношений, при котором лицо, совершившее преступление, освобождается при условии сохранения возможности возобновления указанных отношений в случае невыполнения им требований уголовно-правовой нормы, регламентирующей данный вид освобождения от уголовной ответственности. Главное преимущество условного освобождения состоит в том, что оно (в отличие от безусловного) не является окончательным и позволяет организовать в определенный судом на основании ч. 3 ст.90 УК РФ период контроль за процессом исправления лица, совершившего преступление. Представляется, что освобождение от ответственности под условием, в отличие от безусловного, оказывает дисциплинирующее воздействие на освобожденных, стимулирует и ориентирует их на должное поведение. При этом несовершеннолетние знают, что в случае невыполнения ими предъявляемых к ним требований наказание станет для них реальным. Кроме того, условное освобождение от ответственности является еще одним подтверждением того, что освобождение от уголовной ответственности — не прощение содеянного и преступника, а эффективное средство борьбы с преступностью. При этом постоянный контроль и надзор за поведением условно освобожденных, помимо дисциплинирующего, оказывает и общепредупредительное воздействие[99].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...