Тема 3 Формулирование логистической проблемы Решение системных проблем
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1 Система. Выделение и описание системы. Классификации систем План лекции: 1. Понятие системы, свойства систем. Виды систем. 2. Выделение и описание систем. 3. Классификация систем.
1. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Условия, присущие любой системе: 1. Любая система существует во времени и пространстве и находится в движении. 2. Объекты или элементы любой системы автономны в организационном отношении и зависимы друг от друга в функциональном. 3. Для каждой системы характерно наличие единого основания классификации элементов. 4. Система обладает единством. Сложные системы – системы, не являющиеся простыми и отличающиеся разветвлённой структурой и большим разнообразием внутренних связей. Другие свойства систем: 1. коммуникативность – взаимосвязь внешней среды и системы множеством связей; 2. целостность и обособленность; 3. иерархичность – система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый элемент её, в свою очередь, является системой. Целостность – это внутреннее единство, принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов, т.е. система обладает свойствами «целого, мыслимого как многое». Именно это единство делает образование системой, а роль элементов сводится к обеспечению функционирования этого целого. Интегративное свойство – это то новое, которое формируется при согласованном взаимодействии элементов, объединенных в структуру, и которым элементы до этого не обладали. Именно интегративные свойства отличают систему от простого конгломерата и выделяют систему из среды в виде целостного образования.
Целое – это совокупность взаимодействующих частей, в которой смысл понятия «часть» определяется взаимодействием, присущим системе. Свойства сложных систем: 1) неоднородность и большое число элементов; 2) эмерджентность; 3) иерархия – наличие нескольких уровней и способов достижения целей соответствующих уровней; 4) агрегирование – объединение нескольких параметров системы в параметры более высокого уровня; 5) многофункциональность – способность сложной системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации и живучести; 6) гибкость – свойство системы изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем; 7) адаптация – изменение целей функционирования при изменении условий функционирования; Адаптивная система – система, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации. 8) надёжность – свойство системы реализовывать заданные функции в течение определённого периода времени с заданными параметрами качества; 9) безопасность – способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании; 10) стойкость – свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров среды за определенные ограничения или допуски; 11) уязвимость – способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних факторов. Внутреннее описание дает информацию о поведении системы, о соответствии (несоответствии) внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание- о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем. Внешнее описание системы определяется ее внутренним описанием.
Морфологическое(структурное или топологическое) описание системы - это описание строения или структуры системы или описание совокупности А элементов этой системы и необходимого для достижения цели набора отношений R между этими элементами системы. Функциональное описание системы - это описание законов функционирования, эволюции системы, алгоритмов ее поведения, "работы". Информационное(информационно-логическое или инфологическое) описание системы - это описание информационных связей как системы с окружающей средой, так и подсистем системы. Раньше информационное описание системы называли кибернетическим. Среда системы Элементы, остающиеся за пределами границы системы, образуют множество, называемое системным окружением или внешней средой. Окружение системы – есть множество предметов вне системы, изменение признаков которых влияет на систему и признаки которых изменяются вследствие поведения системы. Среда, окружающая любое предприятие, многообразна и представляет собой сложную систему, в которой огромную роль играют политические и экономические факторы, действующее законодательство, правительство, факторы научно-технической природы, поставщики, конкуренты и потребители. Современное предприятие является открытой системой, которая тысячами нитей связана с внешней средой Первое условие среды есть граница, относительно которой говорят, что система функционирует внутри нее. Окружающая среда определяется как набор заключенных внутри конкретных пределов объектов, которые влияют на функционирование системы. 3. Классификация систем С.Бира: В зависимости от числа элементов системы бывают: · малые системы (10-103 элементов); · сложные системы (103-107 элементов) – автоматическая телефонная станция, транспортная система большого города; · ультрасложные системы (107-1030 элементов) – организмы высших животных и человека, социальные организмы; · суперсистемы (1030-10200 элементов) – звёздная вселенная; Системы могут классифицироваться: q по взаимодействию со средой или другими системами: q по однородности или разнообразию структурных элементов: q по степени определённости функционирования:
q по степени сложности: q по управлению: q по стабильности цели и целенаправленности системы:
Вопросы для самоподготовки студентов: 1. В чем сущность свойства — первичности целого? 2. В чем сущность неаддитивности систем? 3. В чем сущность иерархичности систем? 4. В чем сущность множественности систем? 5. В чем сущность наследственности систем? 6. В чем сущность эмерджентности систем? 7. В чем сущность мультипликативности систем? 8. В чем сущность синергичности систем? 9. В чем сущность адаптивности систем? 10. Каковы основные признаки и топологии систем? 11. Каковы их основные типы описаний?
Список рекомендуемой литературы 1. В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. Системный анализ в управлении: учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. Системный анализ в логистике: учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2004 3. Антонов А.В. Системный анализ: учебник. - Высшая школа, 2004 4. В.Н. Волкова, В.Н. Козлова. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2004 Тема 2 Основные понятия системного подхода, системного анализа. Методы структуризации в системном анализе План лекции:
1. Основные понятия системного подхода. 2. Основные понятия системного анализа. 3. Методы структуризации в системном анализе 1. Системный подход – совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства, структуру и функции объектов и процессов в целом, представив их в качестве систем со сложными межэлементными взаимосвязями, взаимовлиянием элементов на систему и среду, а также влиянием самой системы на её структурные элементы. Принцип системного подхода заключается в рассмотрении элементов системы управления как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения глобальной цели функционирования системы. Особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей системы управления (СУ) в целом. Системный подход может применяться как на этапе анализа СУ, так и на этапе синтеза данных систем.
Системный подход основывается на принципах: 1) единства – совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей; 2) развития – учёт изменяемости системы, её способности к развитию, накапливанию информации с учётом динамики среды; 3) глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели, оптимум подсистем не является оптимумом всей системы; 4) функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой; 5) сочетание децентрализации и централизации; 6) иерархии – учёт соподчинения и ранжирования; 7) неопределённости – учёт вероятностного наступления события4 8) организованности – степень выполнения решений и выводов.
2. Анализ – процедура мысленного расчленения предмета на части в целях его дальнейшего изучения. Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки, обоснования и решения сложных логистических (управленческих) проблем. В основе системного анализа лежит системный подход, а также ряд дисциплин и другие приемы, стимулирующие творческую деятельность в процессе принятия решений. Системный анализ определяется как средство для нахождения решений логистических (управленческих) проблем. Цель – ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени. Показатель – характеристика, отражающая качество системы или целевую направленность процесса (операций), реализуемого системой. В задачах анализа обычно требуется выяснить, какими внутренними связями обуславливаются интересующие исследователя свойства системы. Поэтому основным содержанием системного анализа является определение структурных, функциональных, казуальных (причинно-следственных), информационных и пространственно-временных внутренних связей системы. Качество – совокупность существенных свойств объекта, обуславливающих его пригодность для использования по назначению. Процесс – совокупность состояний системы, упорядоченных по изменению какого-либо параметра, определяющего свойства системы. Ситуация – совокупность состояний системы и среды в один и тот же момент времени. Проблема – несоответствие между существующим и требуемым состоянием системы при данном состоянии среды в рассматриваемый момент времени. Основные задачи системного анализа могут быть представлены в виде трехуровнего дерева функций. Задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов.
Задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы или среды, окружающей систему. Задача синтеза системы состоит в необходимости по описанию закона преобразования построении системы, фактически выполняющей это преобразование по определенному алгоритму.
3. Методы структуризации в системном анализе Методы типа «дерева целей» Дерево целей Разновидностью методов «дерева целей» является метод PATTERN. Метод PATTERN – помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки – разработан для повышения эффективности процессов принятия решений в области долгосрочной научно-технической ориентации крупной промышленной фирмы. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Что такое системный анализ? 2. Что входит в предметную область системного анализа? 3. что входит в предметную область системного подхода? 4. Каковы этапы системного анализа? 5. Каковы основные задачи этих этапов? 6. Что такое цель, структура, система, подсистема, задача, решение задачи, проблема? 7. В чем суть метода «дерево целей»?
Список рекомендуемой литературы 1. В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. Системный анализ в управлении: учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. Системный анализ в логистике: учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2004 3. Антонов А.В. Системный анализ: учебник. - Высшая школа, 2004 4. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2004 Тема 3 Формулирование логистической проблемы Решение системных проблем План лекции: 1. Формулирование логистической проблемы. 2. Понятие системных проблем, процедура их решения.
1. Формулирование проблемы называется также ее определением. Цель формулирования проблемы состоит в установлении сущности проблемы в известных терминах. Когда специалист по логистике ставит условие логистической проблемы, он устанавливает пределы исследования проблемы и, следовательно, границы ограничения. В математическом смысле условия могут быть определены как достаточные, избыточные или противоречивые. При формулировании (или постановке) логистической проблемы специалист по логистике должен выполнить следующие действия: 1) описать, каким образом проблема была обнаружена; 2) установить, почему она рассматривается как проблема; 3) отличить ее от «симптома» некоторых смежных проблем; 4) дать операционные определения нежелательных последствий проблемы. При формулировании проблемы специалист по логистике не должен предлагать решения или устанавливать причины.
2. Решение системных проблем Решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики функционирования логистической системы. Сохранение или улучшение логистических систем осуществляется путем введения изменений, повышающих эффективность использования ресурсов. Этими ресурсами являются люди, материалы, оборудование, устройства, капитал, время. Системный подход позволяет построить объективный стандарт, помогающий определить в терминах установленного критерия, включающего конкретные правила или принципы, какие отношения должны быть. Системные идеи дают специалистам по логистике средство, позволяющее создать структуру формального подхода к решению проблемы. Таким образом, решение логистической проблемы может рассматриваться как цель, а системные идеи — как принуждающие связи.
Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Как определяется «решение проблемы»? 2. Как формулируется логистическая проблема? 3. В чем состоит взаимосвязь формулирования проблемы и цели логистической системы? 4. Назовите составляющие процесса решения проблемы
Список рекомендуемой литературы 1. В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. Системный анализ в управлении: учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. Системный анализ в логистике: учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2004 3. Антонов А.В. Системный анализ: учебник. - Высшая школа, 2004 4. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2004 Тема 4 Принципы управления системой. Управление логистическими системами. Использование системного анализа при решении задач планирования План лекции: 1. Принципы управления системой 2. Управление логистическими системами 3. Использование системного анализа при решении задач планирования
1. Важной особенностью сегодняшнего дня является концепция перехода от централизованного управления предприятием к децентрализованному управлению и самоорганизации. Второй важной особенностью сегодняшнего дня является концепция горизонтального управления предприятиями. Третьей важной особенностью является переход от индустриальной экономики и индустриального общества к постиндустриальной экономике и постиндустриальному, или информационному, обществу. Предлагается систематизация принципов и методов управления по следующим трем аспектам: 1) социально-психологические принципы и методы руководства и управления предусматривают рациональное сочетание единоначалия и коллективности, централизма и автономности, рациональное распределение должностных обязанностей, конкурсное назначение, обеспечение творческой инициативы, повышение профессиональной квалификации, создание благоприятных условий для работы; 2) организационные принципы и методы руководства и управления предусматривают рациональное сочетание централизма и автономности, обеспечение эффективности и оптимальности, плановость, законность и объективность; 3) кибернетические принципы и методы управления предусматривают структуризацию информации и переход информации в знание субъекта; ее верификацию, адекватность, обогащение.
2. Специфической чертой сложноорганизованных систем является наличие в них процессов управления. Именно управление обеспечивает автономность поведения системы, ее целенаправленный характер. В этой связи возникает необходимость целевого подхода к системам. Нормальное управление сложными логистическими структурами, полностью отвечающее основным требованиям управляемых процессов, должно быть: © всеситуационным, что означает возможность управления во всех возникающих ситуациях, включая чрезвычайные, когда связь с объектами управления может теряться на некоторое время; © гибким, что подразумевает смену форм управления в зависимости от обстановки и изменения тенденций; © непрерывным, что означает осуществление управляющих воздействий с целесообразной периодичностью; © оперативным, т.е. способным своевременно реагировать на изменения обстановки; © эффективным, что означает экономичность выбираемых управленческих решений и всего процесса, а также минимальный расход ресурсов, используемых в ходе управления. Под управлением понимается особым образом ориентированное воздействие на объект (систему), которое обеспечивает придание ему требуемых свойств или состояний. При управлении логистической системой (объектом) осуществляется переход системы из одного состояния в другое, Логистическая система в общем случае состоит из трех блоков: входа — логистического процесса — выхода. Вход — все, что изменяется при протекании логистического процесса (функционирования системы). Выход — результат конечного состояния логистического процесса. Процессор — перевод входа в выход. Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничений. Для управления системами могут быть использованы два способа: 1) классический, или прямой директивный; 2) индивидуализированное управление посредством локальных однородных взаимодействий между соседними ячейками (клетками) однородной среды.
3. Системный подход к решению задач автоматизации организационного управления содержит последовательность следующих шести этапов: 2) мониторинг объектов управления (сбор и обработка информации о состоянии управляемых объектов); 3) оценка состояния управляемых объектов и среды; 4) принятие управленческих решений; 5) детализация принятого решения и планирование соответствующих действий; 6) доведение управленческих воздействий (распоряжений) до объектов управления (исполнителей); 7) контроль над их исполнением. Вопросы для самоподготовки студентов: 1. В чем сущность системного подхода и его отличия от других подходов? 2. Почему управление любыми объектами, особенно социально-экономическими, следует строить по теории системного подхода? 3. Что такое управление системой и управление в системе? Поясните их отличия и сходства. 4. Сформулируйте функции и задачи управления системой. 5. Какова взаимосвязь функции и задач управления системой? 6. Назовите главные особенности управления системой на современном этапе.
Список рекомендуемой литературы 1. В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. Системный анализ в управлении: учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. Системный анализ в логистике: учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2004 3. Антонов А.В. Системный анализ: учебник. - Высшая школа, 2004 4. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2004
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|