Возникновение ряда других государств
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Древний Чосон 1) Миф о Тангуне
С древних времен корейцы жили с мифом о возникновении своего государства. Таков миф о Тангуне. В зависимости от составителей записей миф о Тангуне имеет большие различия в содержании, но наиболее близким к первоначальному можно считать запись, сделанную в конце XIII веке Ирёном в его «Самгук юса» («Забытых деяниях Трёх государств»). Если полагаться на цитируемые Ирёном «Коги» («Древние записи»), в старину Хванун, сын Небесного царя Хванина, взяв с собой три небесных печати (символ власти) и три тысячи спутников, спустился на горе Тхэбэксан под священным деревом Тан, и это место называлось Священным градом (городом духов). Он повелел сопровождавшим его повелителям ветров (Пхунбэк), дождей (Уса) и облаков (Унса) взять на себя все 360 с лишним человеческих дел, среди которых наиболее важным считались пять дел – сеяние хлебов, поддержание жизни, лечение болезней, наказания и уяснение добра и зла. Говорится, что это служило для поучения (кёхва) мира людей, чтобы человек приносил там большую пользу (букв.: «стал человеком великой пользы» (хонъик инган). В это время в одной пещере обитали медведица и тигрица, жаждавшие переродиться в человека. Хванун раздал им пучки полыни и чеснока и сказал им, что, если, поев их, спрячутся на 100 дней от солнечного света, то смогут переродиться в людей. Причем только медведица, соблюдавшая в течение 21 дня установленный запрет, превратилась в женщину, с которой Хванун вступил в брачные отношения и родил Тангуна. Это было время, совпавшее с периодом императора Яо в Китае. Тангун основал государство, называвшееся Чосон, и столицей его установил Пхеньян. После этого Тангун 1500 лет правил государством, а затем, удалившись в [горы] Асадаль, превратился в горного духа.
В вышеприведенном мифе о Тангуне наряду с историческим фактом о том, что Тангун основал древнейшее государство Чосон, четко выявилось религиозное мировоззрение людей, основавших тогда это государство. Наряду с тем, что они принадлежали к племенам, поклонявшимся медведю как тотему и гордившимся тем, что их предком являлось Небо (Хванин), миф показывает, что созданное ими государство обладало историей равной китайской, а нравственной идеей основания государства была идея человека наибольшей пользы (хонъик инган). По содержанию этого мифа, говорящего о том, что Тангун прожил долгую жизнь (в 1908 лет), а затем не умер, а превратился в Горного духа, мы узнаем, что люди обладали оптимистическим мировоззрением о бессмертии человека. Отличавшееся самостоятельностью, нравственностью и оптимизмом мировоззрение предков современных корейцев, отраженное в мифе о Тангуне, не ограничивается рамками древних людей и находит продолжение вплоть до сего дня в чисто корейских чертах мироощущения современных корейцев. Среди современных корейских обычаев встречается немало элементов, содержащих мировоззрение мифа о Тангуне. Например, у нас сохранился обычай возносить молитвы (жертвоприношения) Трем духам, или Трем святым, когда желаешь здоровья людям, отвращения болезни или получить обильные урожаи, причем под Тремя духами подразумеваются Хванин, Хванун и Тангун. Представление о том, что установленный Тангуном Чосон существовал одновременно с Китаем времен императора Яо, что Тангун был потомком небожителей (чхонджок), составляло основу национального сознания, исходящего из того, что мы, хотя и принадлежим к одному ареалу китайской культуры и активно пользуемся ею, являемся, однако, нацией, не ассимилированной Китаем. Нравственная идея создания государства, в основе которой был идеал «человека великой пользы» (хонъик инган), впоследствии соединившийся с нравственными идеями буддизма и конфуцианства и превратившийся в идею общей пользы (хонъик), стала развиваться в идейную основу общества общей пользы (хонъик сахве) в периоды Трех государств, Корё и Чосона.
2) Легенда о Киджа (Ки Джа) и развитие Древнего Чосона
Согласно мифу о Тангуне, Древний Чосон возник одновременно с китайским (мифического императора Яо), поэтому получается, что это государство появилось в 2333 г. до н.э. Но археологически начало бронзового века датируется не ранее 2000 лет до н.э., а также нет никаких достоверных письменных свидетельств существования в этот период государства Чосон. Можно полагать, что Древний Чосон первоначально возник в качестве небольшого города-государства, а затем, с постепенным поглощением соседних городов-государств, развилось в крупномасштабное серьезное государство, причем первые города-государства не могли появиться до начала бронзового века. Однако, кажется, что самое позднее в VIII – VII вв. до н.э. произошел переход в союзное государство (ёнмэн кукка). В относящейся к этому периоду могиле одного местного аристократа, расположенной в южной части Ляодуна (Кансанское погребение), обнаружены скелеты более 100 человек, захороненных в качестве жертв, принесенных вместе с ним, и можно полагать, что государство этого района уже перешло в стадию союзного государства (союза племен – Прим. пер.). Пока достоверно выяснено, где находился центр государства Древний Чосон. Известный в качестве столицы Древнего Чосона Вангомсон, Пхеньян или центр уезда Наннан (Лолан), по предположениям, находился в разных местах: то в Ляоси, то в Ляодуне, или в районе современного Пхеньяна, но если иметь в виду период развития бронзовой культуры, то будет наиболее разумным считать, что центр Древнего Чосона сначала находился в Ляоси и Ляодуне, а впоследствии переместился в район Пхеньяна. В составленном в VII в. до н.э. китайском сочинении «Гуаньцзы» содержится запись о том, что Чосон вел торговый обмен с китайским государством Инь, находившимся на Шаньдунском полуострове, и отсюда можно заключить, что около этого времени Чосон стал достаточно сильным государством, которое стало известным в Китае.
Уже до IV в. до н.э. Древний Чосон достиг стадии, когда провозглашалось царство (вангук). Это было связано с тем, что до этого Древний Чосон перешел к культуре железного века, а затем с притоком большого числа иммигрантов из числа племен восточных иноземцев, или варваров (дун-и), он превратился в новую господствующую силу в регионе. Если полагаться на древние китайские источники «Шизци», «Ханьшу» и «Ханьфэйцзы», то в них сообщается, что после того, когда в Инь власть захватила династия У, а иньский аристократ Киджа (Цзи Цзы) с 5 тысячами ученых и мастеровых эмигрировал [в Чосон] и стал ваном, он развил здесь поэзию, историографию, искусства и музыку, учредил колодезную систему полей и установил 8 статей установлений (кёхва). В Корее во времена Когурё поклонялись духу (син) Киджа, в период Корё в Пхеньяне был учрежден храм Киджа (Киджа садан), где совершались поминальные жертвоприношения, а в период Чосона почитали Киджа как священного государя, который впервые начал правление на основе принципов «ванского пути» (вандо чончхи). Широкое распространение легенды о Киджа в Китае и в Корее кажется отражением определенного исторического явления. Хотя и трудно поверить в факт прибытия в Корею определенного лица с именем Киджа, но кажется что легенда о приходе Киджа на Восток, несомненно, является идейным отражением того факта, что какая-то часть иньского населения с высоко развитой бронзовой и земледельческой культурой прибыла в Чосон и обеспечила переход древнечосонского общества от стадии союза племен в развитое монархическое государство (вангук). Даже если допустить, что легенда о Киджа не была фактом, но то, что в течение долгого времени периода трех государств имя Киджа как священного вана, развившего страну в нравственное государство, пользовалось глубокой любовью и уважением, имеет важный смысл с точки зрения истории общественной мысли. Если создателями раннего (первоначального) государства Древнего Чосона были племена емэк, то связанные с Киджа а элементы (чоксок), развившие его до стадии монархического государства, кажется, назывались именем Хан[1].
3) Чосон Вимана
Сначала Древний Чосон развивался в тесной связи с населением и культурой восточных иноземцев, или варваров (дун-и), эмигрировавших из Китая, но ок. IV в. до н.э. с переходом в стадию железного века развился в более мощное государство, настолько сильное, что могло соперничать с государством Янь (в районе Пекина), являвшимся одним из 7 гегемонов периода Борющихся царств (Чжаньго) Китая. Территория Древнего Чосона тогда непосредственно граничила с царством Янь, имея на западе пограничную линию по р. Ляохэ или Далиньхэ (к западу от р. Ляо). Однако в начале III в. до н.э. Древний Чосон подвергся агрессии яньского полководца Цинь Кая, утратил западные земли и начал слабеть, и, кажется, к этому времени относится перемещение столицы Древнего Чосона из района к западу от р. Ляо в Пхеньян. Затем в середине III в. до н.э. в процессе объединения Китая династиями Цинь и Хань многие десятки тысяч жителей, принадлежавших к дун-и, из соседних с Древним Чосоном государств Янь, Ци и Чу эмигрировали в Древний Чосон. Среди таких беглых из государства Янь в конце (начале) II в. до н.э. находился Виман, прибывший с более чем тысячей своих людей. Судя по тому, что в описаниях он носил прическу с шишкой на макушке и носил варварскую (местную) одежду, он, вероятно, был среди влиятельных людей дун-и. В Древнем Чосоне ему дали звание пакса и поручили охранять западные пределы государства. Однако с возрастанием своих сил по мере увеличения числа пришлых людей он взял войска и изгнал древнечосонского вана Чуна и сам стал ваном. Так возник Чосон Вимана (194-108 гг. до н.э.). В это время ван Чун, у которого отнял страну Виман, морем (на корабле) направился на юг, в страну Чингук, где стал ваном «государства» Хан. Сложившийся почти одновременно с Ханьской династией Чосон Вимана стремился учредить свою политическую систему путем включения в сферу своего государства пришлых людей и местного населения Древнего Чосона, причем влиятельным местным людям вручались должности сан («министра»). Идя в ногу с процессом объединения в Китае, Чосон Вимана, создав политическую власть на основе объединения дун-и, проживавших в северо-восточной части Китая и на Корейском полуострове, по-прежнему сохраняло название государства Чосон, чтобы подчеркнуть преемственность существующей власти по отношению к предыдущей. Активно усваивая китайскую культуру и подняв на более высокий уровень металлическую цивилизацию, Чосон Вимана укреплял свое экономическое и военное могущество и присоединял Чинбон, Имдун и другие малые государства (согук). Опираясь на возросшую таким путем силу, он препятствовал прямой торговле между Китаем и страной Чин (Чингук), находящимся к югу от Хангана, чтобы обеспечить себе выгоду от торгового посредничества.
Такого укрепления Виманского Чосона как сильного государства на Востоке особенно опасалась Ханьская династия Китая. Она боялась возможности объединения Виманского Чосона с силами хунну (монголов), двигавшихся из Монголии в сторону Маньчжурии. Как раз в это время подчиненный Древнему Чосону правитель (кунджан) государства Е (Егук) по имени Нам Рё с 280 тысячами своего населения отдался под власть Ханьской династии (128 г. н.э.), и в связи с этим на его территории ханьцы учредили ханьский округ Чханхэ (Цинхай, 128 г.), но эта затея кончилась неудачей. Чтобы умиротворить Чосон дипломатически, Ханьский император направил в качестве посла Шэ Хэ, который уговаривал Ви Уго (внука Вимана), чтобы тот послушался повеления Небесного императора. Однако тот не послушался его, поэтому Шэ Хэ на обратном пути убил сопровождавшего его чосонского богатыря (чансу – военачальника). Возмущенный этим Чосон направил вдогонку войска и отомстил убийством Шэ Хэ. В связи с этим инцидентом крайне обострились отношения между Древним Чосоном и государством Хань. Ханьский император У Ди, повсюду расширявший свои владения, в 109 г. до н.э. направил 50 тыс. сухопутных войск и 7 тыс. морских сил и предпринял крупномасштабное наступление против Чосона. Выступив против ханьской агрессии, виманский Чосон во главе с министром (сан) Сон Ги и другими более года оказывал упорное сопротивление, но представлявшие местные силы саны убили Уго и решили капитулировать перед Ханьской династией, поэтому в 108 г. до н.э. пала столица. Так, после правления трех ванов в течение 86 лет Виманский Чосон закончил свое существование, а Ханьская династия на завоеванной земле учредила свои 4 округа (кун) и уезды, а многие представители правящего класса ушли на юг Корейского полуострова и оказали большое влияние на развитие Трех Хан (Сам Хан). Среди Трех Хан находившееся на территории провинции Северной Кёнсан «государство» Чинхан, кажется, образовали они.
4) Общество Древнего Чосона
После уничтожения Виманского Чосона Ханьская династия на основе существовавших там четырех государств – Наннан (Лолан), Чинбон (Чэньфан), Имдун (Линьтун) и Хёндо (Сюаньту) образовала четыре округа – кун (цзюнь), которыми управляли тхэсу (тайшоу). Но тхэсу не могли управлять всей территорией и допускали определенное самоуправление чосонцев, которое играло своеобразную роль представительств по торговле с Ханьской династией. Что касается местонахождения четырех ханьских округов, среди ученых существуют различные взгляды, но кажется, что они находились на территории Корейского полуострова к северу от р. Ханган и на Ляодунском полуострове[2]. Из четырех ханьских округов дольше всех просуществовал округ Наннан, учрежденный в Пхеньяне на месте бывшей столицы виманского Чосона, а находившиеся вокруг него три округа – Чинбон, Имдун, Хёндо – были со временем упразднены в результате сопротивления чосонцев. Наннан, хотя формально просуществовал более 400 лет, вплоть до 313 года, когда он был уничтожен Когурё, в действительности развивался как самостоятельное государство, где местные силы, провозгласив себя уездными правителями (кунсу) или ванами, пользовались автономией, граничившей постепенно с независимостью. К таким правителям относился, например, местный богач (тхохо) Ван Джо, который в период смены ранней Ханьской династии поздней (Хоухань) убил тайшоу и в течение 7 лет правил как самостоятельный властитель, или Чхве Ри, который объявил себя ваном Наннана. По мере того, как становились тесными отношения с Ханьской империей, древнечосонское общество испытывало огромное влияние зрелой Ханьской культуры, впитавшей и элементы западной культуры через «Великий шелковый путь», и в результате еще более ускорился процесс классового расслоения общества и возрастало стремление имущего класса защитить свою частную собственность. Если в Древнем Чосоне существовали только 8 запретительных статей закона (попкым)[3], то расширение их до 60 статей отражает факт серьезного усложнения общественной организации и то, насколько возросла преступность. В период Древнего Чосона, наряду с институтом частной собственности, сформировалась система рабства, и в какой-то степени развивались и товарно-денежные экономические отношения. Об этом свидетельствует то, что, по древнечосонскому закону, человек, укравший чужую вещь, превращался в раба того дома, где совершена кража, равно как обращалась в рабство семья приговоренного по закону к смерти. Но несмотря на существование рабства, представляется, что по удельному весу рабы не занимали основное место в производительном труде. Древний Чосон обладал достаточно развитой бюрократической организацией. Среди официальных титулов, помимо вана (монарха), значились министры сан, «министры» кён и тэсин, а также чангун («генерал»), пакса («доктор»). Среди них влияние санов, кажется, было весьма значительным. Такие люди, как еккегён, который, имея разногласия с ваном по вопросу о политике по отношению к Ханьской империи, бежал на юг с двумя тысячами дворов (семей) своих людей, или ниджесан Сан, который во время войны с Ханьской империей помог им так, что пала столица, судя по их поведению, являлись коренными жителями Чосона и поднялись до положения сана.
Возникновение ряда других государств
1) Пуё
После Древнего Чосона вторым государством, появившимся в истории Кореи, было Пуё. Судя по тому, что впервые название «Пуё» появилось в «Шаньхай цзин», географическом описании положения до III в. до н.э., и в экономическом описании («Хоши чжуань») «Шицзи», можно в целом предположить, что это государство возникло около IV в. до н.э. Создателями его являлись племена емэк (е и мэк)[4], части которых впоследствии формировали государства Когурё и Пэкче, поэтому крайне велик удельный вес Пуё в истории Кореи. О возникновении государства Пуё существуют два различных предания (мифа). Согласно одному, изложенному в «Самгук юса», сын Небесного императора по имени Хэ Мосу, на колеснице, запряженной пятью драконами, спустился с неба и основал столицу в городе Хольсынголь, а государство его стало называться Северное Пуё (ПукПуё). Местонахождение Северного Пуё неясно, но кажется наиболее убедительным предположение о том, что оно находилось на побережье Бохайского залива[5]. Согласно другой легенде об основании государства Пуё, его предок – основатель Тонмён – родился в стране Кори от рабыни-служанки тамошнего вана, которая забеременела от солнечного луча. Причем из-за проявления различных чудес и странного поведения он навлек ненависть вана, поэтому он бежал на юг, а по пути с помощью рыб и черепах смог преодолеть водную преграду (р. Омхосу, или Омсису), а затем стать ваном Пуё. С другой стороны, согласно «Самгук юса» («Забытым деяниям Трёх государств»), Аранбуль, слуга (министр) северо-пуёского вана Хэбуру, увидел сон, в котором Небесный император, спустившись на землю, сказал: «В дальнейшем мои потомки собираются основать свое царство, поэтому вам лучше отправиться в Касопвон на побережье Восточного моря и там основать свою столицу». Когда об этом Аранбуль доложил вану, и столицу переместили туда, государство называлось Восточным Пуё. Обе эти легенды рассказывают об основании Восточного Пуё, и они передают о том, как пуёские племена переместились в район современного Фуюйсянь провинции Цзилинь (Нулань, район Чанчуня) в бассейне р. Сунхуа (Сунгари). Вплоть до присоединения к Когурё в 498 г. н.э. Пуё имело тысячелетнюю историю, причем в период наибольшего подъема, на рубеже тысячелетий (в I в. до н.э. и н.э.), представляло мощное государство, территория которого на севере доходила до р. Амура, на юге – от г. Пэктусан до верховьев р. Ляо, и на востоке – до Приморья. В III в. н.э. Пуё простиралось на территории 2 тыс. ли, а население насчитывало 80 тыс. дворов. Подобно Древнему Чосону, Пуё делилось на множество «мелких государств» (согук), постепенное объединение которых привело к созданию союзного государства. В Пуё был наследственный ван, который правил в центре государства с помощью чиновников, носивших титулы мага, уга, чога, куга [6], тысаджа, саджа и др. В столице находились такие сооружения как дворцы, крепости, тюрьмы, кладовые. Но за пределами этой территории находились «местные вожди», каждый из которых управлял своей территорией с помощью чиновников – саджа. Размер их определяли населением от нескольких тысяч дворов до нескольких сот. Управляемые га земли подразделялись на 4 большие области: Восточную, Западную, Северную и Южную. Вместе со столицей они составляли систему «пяти областей» (пу). В начальный период Пуё все важнейшие государственные дела решались на совещании (совете) га, поэтому власть вана не была сильной, и здесь временами то выдвигали (выбирали) вана, то смещали его. Имеются и мнения о том, что популярная корейская игра ют [ нори ] (бросание фишек) представляет игровое воспроизведение системы управления в Пуё. В Пуё, расположенном в долине р. Сонхва (Сунхуа, Сунгари), развивались и земледелие, и скотоводство. То, что названия чиновников основывались на названиях домашних животных, косвенно свидетельствует о преобладающей роли скотоводства. Люди Пуё были прекрасными всадниками и стрелками из лука, а отличного стрелка называли чумоном. Как специфические местные продукты были известны лошади, жемчуг и яшма, которые вывозились в Китай. Социальными группами (слоями) являлись аристократы (га), богатые люди (хомин), составлявшие господствующий класс, а за ними стояли низшие дворы (хахо), представлявшие простонародье. Самое низкое положение занимали рабы или крепостные (ноби), состоявшие из военнопленных, неоплатных должников и членов семей казненных за убийство. Ими владели хомин и выше, причем существовал обычай: когда умирал хозяин, вместе с ним заживо хоронили рабов – нередко число их доходило до ста. Когда возникала война, вооружались и воевали аристократия и богачи (хомин), а низшие дворы не могли участвовать в боях, а только поставляли питание для воюющих. Подобно Древнему Чосону в Пуё существовали строгие законы, защищающие привилегии аристократии, владевшей рабами. Так, убийца предавался смертной казни, а его семья отдавалась в рабство. В случае воровства следовало возмещать ущерб в 12-кратном размере. За разврат женщина предавалась смертной казни, а ревнивых жен убивали. Как видно, эти законы были призваны защищать частную собственность и рабовладение аристократии, а также патриархальную систему и многоженство. Среди обычаев пуё знаменитыми были собрания (институт) Ёнго («встреча бубна»). Каждый год в иньском первом (современном 12-ом) месяце все население страны собиралось для поклонения и принесения жертвоприношений Небу, пировали, танцевали и предавались веселью. Во время этого собрания аристократия обсуждала важнейшие дела государства, рассматривала судебные дела, чтобы виновных подвергнуть наказанию, а невинных освободить от заключения. Можно считать, что это было общегосударственного масштаба празднество, основанное на шаманской вере, имело общие черты с аналогичными обычаями, существовавшими у предков корейцев в Когурё, Окчо, Восточном Е и в Трех Хан (Сам Хан). Если в составленном китайцами «Описании восточных иноземцев (дун-и)» из «Саньго чжи» особо отмечалось, что люди Кореи очень любят песни и танцы, то это было сделано потому, что обычаи Кореи отличались от китайских. Если Пуё могло просуществовать очень долго как древнее королевство (вангук), это объясняется не только тем, что географически находилось в большом удалении от Китая, но и тем, что смогло установить на почве общих интересов, связанных с необходимостью сдерживать экспансию нового государства Когурё и сяньбийских племен. Но с конца III в. н.э., воспользовавшись ослаблением Ханьской империи, в верховьях Ляо поднялось сяньбийское племя мужунов и стало теснить Пуё, почему происходило общее ослабление Пуё (самоубийство вана Ырё и др.), а в конце V в. Когурё смогло поглотить это государство (494 г.).
2) Окчо и Восточное Е (Тонъе)
На территории Окчо и Восточного Е, принадлежавших к той же этнической ветви, что и Пуё, почти до III в. н.э. не существовало сильного союза племен или государства. Находившееся на территории современной провинции Хамгён Окчо представляло страну, состоящую всего из 5 тыс. дворов. Во главе селений стояли родовые старейшины, но еще не существовало более крупной власти, которая могла бы контролировать их. Восточное Е, расположенное в районе современной провинции Канвон, представляло страну с населением в 20 тыс. дворов. Хотя в культурном отношении достигло кануна формирования древнего государства (государственности – пер.), здесь допоздна сохранялись традиции родового строя, поэтому строго соблюдался экзогамный брак, и за каждым родом были закреплены сферы (территории) их жизнедеятельности, поэтому не разрешалось на территории другого рода заниматься никакой экономической деятельностью: ни охотой, ни рыбной ловлей, ни земледелием. Сначала Окчо и Восточное Е подчинялись Древнему Чосону. А после вхождения в состав ханьских округов их родовые старейшины в зависимости от размера их владений получили титулы ху («князь»), ыпкун (правитель округа) и самно (старейшин – «три старца»), но между ними не существовало никаких отношений господства или подчинения. Затем через некоторое время эти две страны («государства») попали под власть Когурё и в качестве дани поставляли соль, рыбу и другие морские продукты.
3) Когурё Одна из ветвей племен емэк, создавших государство Пуё, спустя некоторое время после этого образовала государство Когурё в среднем течении р. Амноккан. Хотя в «Самгук саги» («Исторических записях Трех государств») сообщается, что это произошло в 37 г. до н.э., судя по тому, что в числе уездов Ханьского округа Хёндо (Сюаньту) существовал уезд Когурё, можно полагать, что самое позднее до II в. до н.э. уже существовало название Когурё. Местом возникновения раннего Когурё, подчинявшегося Древнему Чосону, была горная равнина, простиравшаяся в верхнем течении современных рек Хуньхэ и Хуньцзян (или Тунцзяцзян). Рано восприняв культуру железа и ускоренно проводя политику объединения, Когурё уже в 75 г. до н.э. вытеснило ханьский округ Сюаньту и построило союзное королевство во главе со старейшиной рода Сонобу. Перед этим в находящемся на севере Восточной Пуё внутри царского рода разгорелась междоусобная борьба (война) за власть, и потерпевшая в ней поражение группировка Чумона направилась в местность Чольбон (совр. Хуаньчжэнь в Маньчжурии) и объединилась в строительстве союзного государства[7]. И этот факт стал основой для сложившегося впоследствии предания (мифа) об основании государства Когурё, но в действительности это означало не первоначальное возникновение государства Когурё, а только захват руководящей (ведущей) роли группировкой (родом) Керубу во главе с Чумоном[8]. Благодаря выдающимся способностям в верховой езде и стрельбе из лука группировка Керубу смогла объединить окружающие города-государства, возвести в столице Хванин (Хуаньжэнь) укрепления, дворцы и алтари (храмы), а около I в. н.э. построить сильное древнее королевство (государство), столица которого из Хванина была перемещена на юг по течению Амноккана в Куннэсон (совр. Цзиань в пров. Цзилинь). Это произошло в III в. н.э. Куннэсон был местом, служившим во времена виманского Чосона базой для еского военачальника Нам Рё, который повелевал населением в 280 тыс. человек. Так, присоединив эту территорию, Когурё могло стать еще более мощным государством. К концу I в. н.э. территория Когурё достигала на юго-востоке современной провинции Хамгён, на юго-западе – территории к северу от р. Сальсу (Чхончхонган), на северо-востоке – совр. российского Приморья, на северо-западе – верхнего течения р. Хуньхэ и Хуньцзян. С Когурё были объединены 10 городов-государств: Хэнингук, Окчо, Сонби (Сяньби), Янмэк, Кэмагук, Кудагук, Аннагук, Кальсагук, Чунагук и др. Такое территориальное расширение Когурё означало вместе с тем и национальную победу в изгнании китайских сил, господствовавших на этих территориях.
4) Государство Чин (Чингук) и Три Хан (Самхан)
Накануне того, как емэкские племена к северу от р. Ханган, развив культуры бронзы и железа, приступили к формированию союзных государств – Древнего Чосона и Пуё – аналогичные процессы начались в обществах племен Хан, населявших территорию к югу от р. Ханган, где на основе развития бронзовой культуры наметилось движение за политическое объединение. Эти племена Хан исконно представляли одну из ветвей дун-и, переселившихся из района северо-восточного Китая, поэтому являлись родственными с племенами емэк, с которыми имели общность по языку и культуре. Судя по тому, что уже в VII в. до н.э. на территории к югу от р. Ханган пользовались весьма совершенными бронзовыми кинжалами скрипкообразной формы, а с IV в. до н.э. – узкими кинжалами, можно предположить, что довольно рано здесь возникли многочисленные города-государства. Хотя в более позднем по времени, составленном около III в. н.э. «Описании восточных иноземцев» («Дун-и чжуань» в «Вэйчжи», входящей в «Сань-го чжи») насчитывалось около 70-80 «государств», принадлежавших к Трем Хан, причем в больших из них проживало по 10 тыс. дворов, а в малых – по 6-7 тыс. дворов. В южной части Кореи быстрее всего процесс формирования государственности происходил на западном побережье между бассейнами рек Ханган и Кымган. Этот район, называвшийся также Махан, отличался удобством сообщения с Китаем, богатством производимых продуктов, а также тем, что здесь сосредоточивались люди, прибывшие из Древнего Чосона, поэтому здесь уже около IV в. до н.э. сформировалось «союзное государство» под названием Чингук («государство Чин»). Упоминание в «Саньго чжи» о существовании большого государства с населением более 10 тысяч дворов, вероятно, имеет в виду Чингук. Приняв большое число пришельцев из Древнего Чосона, в том числе вана Чуна, свергнутого Виманом, Чингук превратилось в сильное государство, и оно установило торговые связи с Китаем. Впоследствии, когда Ханьская династия разгромила Древний Чосон (Вимана), многие представители его господствующего класса образовали государство Чинхан на территории Северная Кёнсан, а на южном побережье – государство Пёнхан, и ими управляло государство Чин, которое выступало в качестве представителя Трех Хан. Впоследствии, когда возникло на территории современного Чхонана государство Мокчи (Мокчигук), а в бассейне р. Ханган государство Пэкче, Чингук вошел в состав Пэкче. С III в. до н.э. в Чингуке, перешедшем в стадию железного века, происходил быстрый рост производительных сил в сельском хозяйстве, благодаря применению железных орудий – лопат, лемеха, серпов, мотыг и др. Благодаря плодородной почве, теплому климату и строительству оросительных сооружений (водохранилищ), широко распространились посевы риса. С другой стороны, вожди племен, вооруженные железным оружием. Проживали в укрепленных стенами городах, а после смерти им устраивались более совершенные, чем дольмены могилы – ямные (тхогванмё) или в виде каменных ящиков (соккванмё). Они носили более изящные, чем раньше, зеркала с тонкими узорами и узкие бронзовые кинжалы, которые должны были демонстрировать их авторитет. Железный век принес перемены и в социальную организацию. В процессе многочисленных завоеваний распалось прежнее родовое общество, причем из представителей одной кровнородственной группы происходило формирование господствующего класса. Из глав таких кровнородственных групп выходили вожди племен (чокчан), и в зависимости от сил и влияния, эти вожди различались по категориям (рангам): синджи, хомчхик, понъе, сальхэ, ыпчха. Все они на местном языке означали старейшин (вождей). Если племенной старейшина Самхана играл роль политического лидера, то религиозным вождем являлся верховный жрец – чхонгун (князь Неба). Чхонгун был лицом, подобным шаману, и ведал определенной территорией, называвшейся соттэ, на которой находилось большое дерево, увешанное колокольчиками и барабаном, используемым в ритуальных целях. Попавший сюда даже преступник пользовался защитой и не мог быть выдан. Это свидетельствует о том, что общество достигло стадии, когда политические и религиозные дела были отделены друг от друга. В обществе Самхана существовали собрания – праздники урожая, подобные Ёнго в Пуё, Тонмэн – в Когурё и Мучхон – у Восточных Е. Как сообщается, на этот праздник, проводимый в 10-м месяце, собиралось все население страны, совершались жертвоприношения (молебствия) Небу и в течение всего дня пировали, развлекались песнями и танцами. Все жители не только совершали жертвоприношения, но вместе занимались и сельскохозяйственным трудом. Впоследствии это называлось туре (артель), который сохранился как обычай в Корее до настоящего времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|