Понятие технологического образования
Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология». Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматривается изучение этой области с I по XI класс (см. учебный план) в объеме 808 ч. Структурная модель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Изучение интегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (то есть наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством специально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Цель учебного предмета технология: Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает: I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации. П. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора. III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей. IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Задачи данного учебного предмета: В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи: а) формирование политехнических знаний и экологической культуры; б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения; е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг; з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка. Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов: Технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения. Электронные технологии (электрорадиотехнология: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ в управлении технологическими процессами). Информационные технологии – использование ПЭВМ для решения практических задач. Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы). Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Строительные ремонтно-отделочные работы. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение. Производство и окружающая среда. 10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации. Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. При отсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов. В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и профессиональной подготовки (приложение 1). С 1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация следующих разделов на имеющейся в школах материальной базе: в начальной школе: технологии обработки материалов (природных, бумаги, проволоки…), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т.д.), информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ – проектов. Для реализации модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники» – механические конструкторы; в средней школе: технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнение проектов;
в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), выполнение проектов.
Содержание трудового и профессионального образования школьников
Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования. Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-творческого отношения к профессиональной действительности, овладение которыми обеспечивает подготовку конкурентоспособности специалиста-пофессионала. Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования: – принцип соответствия содержания требованиям развития общества. Науки, техники и технологии, культуры и личности; принцип постоянной обновляемости содержания профессионального образования; – принцип единства содержательной и процессуальной стороны профессионального обучения; – принцип структурного единства содержания профессионального образования на разных уровнях его формирования; – принцип гуманитаризации содержания профессионального образования; – принцип фундаментализации содержания профессионального образования; – принцип интеграции содержания профессионального образования, системности и междисциплинарности и профессионального мастерства. Содержание профессионального образования отражено в следующих документах: государственный стандарт профессионального образования, учебный план подготовки специалиста в области той или иной профессии, программы учебных дисциплин, учебники и учебные пособия. В соответствии с Государственным стандартом профессионального образования основу профессионального цикла составляет теоретическое и производственное обучение. Теоретическое обучение включает общепрофессиональный (общетехнический) цикл дисциплин и цикл специальных дисциплин. Содержание производственного обучения в систематизированном виде представляет собой перечень тех видов профессиональной деятельности, которые входят в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля в функциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля и которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения и навыки удовлетворяли требованиям квалификационной характеристики.
Логика и последовательность формирования необходимых специалисту практических умений и навыков в ходе производственного обучения определяют структуру содержания и логику построения дисциплин специального цикла. По своему содержанию эти дисциплины составляют знаниевую основу производственного обучения. Дисциплины общепрофессионального (технического) цикла способствуют расширению профессионального кругозора будущий специалистов широкого профиля подготовки являются базой для реализации возможностей перемены труда и освоение смежных профессий. Конкретное содержание каждого специального и общепрофессионального предмета отражает содержание и структуру деятельности этих дисциплин можно определенным образом сгруппировать состояние подготовки будущего специалиста и выделить ряд общих компонентов группы Первая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники. Сюда относятся: теоретические основы устройства и работы оборудования, используемого специалистом; Вторая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Сюда относятся теоретические основы трудовых и технологических процессов, вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники. Третья группа – учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входят сведения организационно – экономического характера, анализ основных направлений повышения производительности труда. При анализе содержания подготовки специалиста в целом производственное обучение отвечает за формирование практической базы деятельности специалиста (умение и навыки), теоретическое обучение – за формирование теоретической базы (знания). На современном этапе особую актуальность в содержании профессионального образования приобретают также опыт творческой деятельности специалиста и опыт его эмоционально – ценностного отношения к действительности. Образование сегодня ориентировано на подготовку специалиста нравственно зрелого, сочетающего в себе нравственные и деловые качества личности, творчески думающего, легко адаптирующегося к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способного находить новее оригинальные решения профессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование их нравственной зрелости, интеграция которой с профессиональной компетентностью, профессионализмом личности позволит решить одно из актуальнейших противоречий окружающего мира – противоречия между колоссальными темпами роста благ цивилизации и возможностью самоуничтожения человечества, между очевидным превращением знаний и опыта профессионалов и нравственной деградацией личности, потерей нравственного идеала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|