Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Что такое история для неученых?




 

История, или печалование за Константинополь (Царь городов) и Памир (Царь кладбищ и кремлей).

 

В историософии Федорова «Памир» и «Константинополь» выступают как главные центры всемирной истории. Памир, мифически понятый как Эдем, предстает местом, где находится могила Адама. Всемирная истории рассматривается как удаление человеческого рода от могилы праотца, забвение родства, братоубийственная рознь и вместе с тем бессознательное стремление вернуться к священному праху, восстановить родство. Отсюда определение Памира «царем кладбищ и кремлей» (кремль в системе образных понятий «Философии общего дела» предстает как священная крепость, сторожащая прах предков). Вторым центром истории выступает Константинополь, средоточие восточнохристианского мира, в котором были выработаны основные догматы христианства: догмат Троичности Божества и догмат о двух волях и двух действиях во Христе, которые, по мысли Федорова, должны быть поняты проективно – как образы совершенного, соборного социума и совершенного действия, в котором усилие человечества и Божественная благодать соединены неразрывно. Однако Константинополь не сделал эти догматы правилом жизни, не обратил их в заповеди, его политическая, экономическая, социальная жизнь была воплощением розни, интриг, соперничества, вражды, что и обусловило, по мысли Федорова, ослабление и падение Византии в 1453 г. под натиском турок. Завоевание Константинополя Федоров считал тем событием истории, которое радикально повернуло ее ход. Константинополь был средоточием культурного и духовного наследия античного мира, перешедшего после его гибели в Европу и положившего начало эпохе Возрождения. Кроме того, Османская империя взятием Константинополя закрыла европейцам прямой, сухопутный путь на Восток, в Индию, что вызвало, по Федорову, «обходные», морские экспедиции, которые привели в результате к открытию и исследованию всей земли. Однако стремление к Индии, которым руководствовались мореплаватели, не утоляло глубинного народного стремления найти страну умерших, которое подсознательно проявлялось в распространении человечества по пространству земли. Федоров выдвигает проект общего воскресительного дела как ответ на эти чаяния.

 

История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение чрез эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли), есть собственное вырождение и умирание (т. е. культура), история как факт есть всегда взаимное истребление, будет ли оно открытым, как во времена варварства, или же скрытым, как при цивилизации, причем жестокость делается только утонченною, а вместе и более злою. Такое положение ставит вопрос: должен ли человек быть истребителем себе подобных и хищником слепой природы или же он должен быть регулятором (руководителем) последней и восстановителем жизни себе подобных, жертв своей необузданной, слепой юности, всего своего прошлого, т. е. жертв истории как факта?

Для неученых история есть исполнение долга к предкам, культ отцов, умерших; для неученых история начинается Эдемом рождения, или создания, и состоит в вынужденном внешнею необходимостью (приростом населения и истощением средств к жизни) удалении от могилы праотца и в постоянном стремлении возвратиться к ней. Это постоянное тяготение, любовь к могиле праотца, вращение около нее, как земли около солнца, показывает, что задача, цель жизни – воскрешение; иначе жизнь (история) была бы бесцельною, бессильным стремлением, и человек был бы вечно кающимся блудным сыном, притягиваемым внутреннею силою, любовью, и отталкиваемым внешнею силою; потому‑ то неученые и начинают историю Эдемом рождения, а кончают ее Эдемом воскрешения. Народ, т. е. неученые, выражает и понимает историю только во внешнем обряде, в службе, в картинной грамоте, т. е. в грамоте иероглифической, или иконописи, а не в живописи и звуковом письме.

 

Эдем – согласно библейскому повествованию, райский сад, который Господь насадил для первых людей. Образ неповрежденной природы мира, который, по заповеди Божией, должен был возделывать и украшать человек. После грехопадения прародители человеческого рода Адам и Ева были изгнаны из рая, в мир в результате братоубийства (Каин убивает Авеля) вошла смерть, началась земная история, главные вехи которой, по Федорову, Боговоплощение, Воскресение Христово и осуществление заповеданного Им человеческому роду дела воскрешения и регуляции, ведущего к преображению мира в Царство Христово, в «новое небо и новую землю», где восстановляется первоначальная чистота и гармония бытия.

Народ… звуковом письме – Федоров указывает на просветительное, воспитательное значение христианского обряда, прежде всего храмовой росписи и богослужения: иконы и фрески православного храма изображают события Священной истории, запечатлевают образы святых, среди которых – и деятели данного народа, а церковный календарь и совершающиеся по нему службы с церковными проповедями воспитывают историческое сознание. Федоров подчеркивал особенную актуальность языка иконы, фрески, символики богослужения для простых людей, и особенно неграмотных, которых в России во второй половине XIX века было большинство.

 

То, что для ученых есть представление, представление того, что уже прошло, или история жизни всего мира, понимаемая в обширном смысле, то для неученых есть сама жизнь, которая, не обладая полнотою сознания, обращается в рознь, в борьбу между подобными, разумом и чувством обладающими существами, вместо объединения для обращения слепой, неподобной силы в управляемую разумом. Для ученых история есть сознание, т. е. бездейственное представление; для неученых она становится бессознательным, не представляемым в полноте действием. Благодаря такому разделению на ученых и неученых жизнь без полного сознания обращается в вытеснение, во взаимное истребление, а сознание без действия становится безучастным зрителем вытеснения, взаимного истребления. С объединением же знания и действия созерцание обратится в представление того, что должно быть, т. е. в проект, а действие, бывшее при бессознательности взаимным истреблением, станет всеобщим воскрешением.

В истории вопрос о причинах неродственности есть вместе и вопрос о причинах существования смерти действительной, всеобщего же воскрешения лишь недействительного, для народа – мифического, а для ученых – лишь мысленного; ибо, если человек есть сын, а религия – культ предков и вообще умерших, если нравственность есть любовь к отцам и вытекающая из нее братская любовь, а наука и искусство (т. е. приложение науки) есть познание сынами себя в отцах и отцов в себе, т. е. познание, с одной стороны, умерших, а с другой – смертоносной силы (природы), то почему же воскрешение не совершилось вообще и не последовало за воскресением Христа в особенности, почему жизнь оставалась взаимным истреблением и что нужно, чтобы началось воскрешение?!.. Только разрешение этого вопроса и может составлять предмет истории.

Настоящая часть записки неученых к ученым намерена или, вернее, вынуждена говорить о том, что учеными называется всемирною историею и что для неученых есть само участие во всемирном деле, во всемирной жизни, которая состоит в истреблении, сопровождаемом раскаянием, требующим возвращения жизни жертвам истребления; участие же во всемирной истории или во всемирном деле для несущих воинскую повинность есть участие во всемирной битве (крайнем выражении неродственности), призыва к которой мы осуждены ждать со дня на день, с часу на час. Постоянное ожидание этого призыва несущими воинскую повинность, неучеными, в то время когда и слепая сила природы, вследствие хищнического отношения к ней человека, не перестает напоминать о себе то эпидемиями, то неурожаями и иными бедствиями, по существу общими для всех, вынуждает нас вникнуть не в смысл только всемирного дела, всемирной истории, к участию в коем мы призываемся, но и в то, чем оно должно быть, потому что для ученых всемирная история есть не дело, а лишь знание. История как факт есть разорение природы и истребление друг друга, т. е. то, что не должно быть; для ученых же история как факт хотя и есть борьба за существование, но принимается она за средство совершенствования и ради такой цели оправдывается; история как факт для ученых святыня, идол, который нужно только созерцать, относиться к нему объективно, бесчувственно. < …> Для знания, не признающего дела, слепое рождение и слепое столкновение заменяют сознательное действие: причем приспособление, это угодничество, раболепие пред слепою, чуждою нам силою природы, и борьба со своими, проявляющаяся в совершенствовании оборонительных и наступательных орудий, составляют сущность прогресса. Раболепие пред слепою природою не предохраняет, однако, природу от расхищения произведений ее, употребляемых для взаимного истребления, и результатом, последним словом прогресса будет «сциентифичная битва» как приложение знания природы и как высшее проявление неродственности. Для неученых же такой факт, как взаимное истребление, есть общее преступление, сознание коего ведет или должно вести к искуплению, т. е. к истории как факту истребления друг друга и разорения природы (земли) нужно относиться не объективно, или безучастно, бесчувственно, но и не субъективно, с внутренним лишь сочувствием, а проективно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...