Понятие о здоровом образе жизни
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни. Проблема сохранения и укрепления здоровья формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает актуальность данной проблемы. Проблема: каковы приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста понятия о здоровом образе жизни? Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятия о здоровом образе жизни» Цель – изучить приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста понятия о здоровом образе жизни. Объект исследования – процесс формирования понятия о здоровом образе жизни. Предмет исследования – приемы формирования понятия старших дошкольников о здоровом образе жизни. Гипотеза исследования: мы предполагаем что, для формирования понятия о здоровом образе жизни старших дошкольных необходимо использовать различные приемы. Задачи: 1) Проанализировать...и…обобщать.психолого-педагогическую...и методическую 2) литературу по изучение проблеме 3) раскрыть понятие о здоровом образе жизни 4) изучить особенности формирование физического развития у старших...дошкольного возраста 5) рассмотреть приемы формирования понятия о здоровом образе жизни у …детей...дошкольного возраста 6) провести диагностику формирования понятия о здоровом образе жизни у...детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование. Этапы работы: I этап. Сбор информационного материала и составление плана работы; II этап. Определение проблемы и разработка научного инструментария; III этап. Выполнение теоретической части работы; IV этап. Отбор методик для осуществления констатирующего ………………….эксперимента; V этап. Обобщение результатов исследования и формулирование ………………. выводов; VI этап. Письменное оформление курсовой работы и подготовка к ……………….защите. Теоретическая значимость заключается в том, что проанализирована и обобщена психолого-педагогическая и методическая литература по изученной проблеме, раскрыты понятия о здоровом образе жизни, изучены особенности формирование понятия о здоровом образе жизни у старших дошкольников, рассмотрены приемы формирования понятия у дошкольников о здоровым образе жизни.
Практическая значимость: проведена диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста понятия о здоровом образе жизни. Курсовая работа состоит из введения содержание, из параграф, вводы список литературы и приложения
Понятие о здоровом образе жизни
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др. Образ жизни -это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы…здоровья..и...долголетия.[2,с.287]
К показателям производственно-трудовой деятельности относятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального мастерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, инициативность и т.д. Рассмотрим сущность понятия «здоровье». По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психопатическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности»[16,c.176]. По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [9,c.90]. Здоровье...характеризуется…биологическим…потенциалом (наследственными…возможностями),..физиологическими…резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых. Выделяют три типа здоровья: 1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность); 2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта – слой»); 3)«здоровье населения» (популяционное, общественное). В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.
Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [18,c.4] Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее. Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии[10,с.146]. В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [15,c.176]. При соответствующих показателях, при отсутствии жалоб со стороны индивида, ставят диагноз «здоров». В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное здоровье», которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском. Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье[3,с.132]. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья» [15,с.176].
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.[15,с.201] Психическое здоровье человека также относится к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности» [15,с.176]. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие. Выделяются основные принципы здорового образа жизни: 1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность). 2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ). 3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности). 4. Рациональная двигательная активность. 5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д. В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека. Среди объективных факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие: - «качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды; - доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д.» [14,c.5]. Таким образом, здоровый образ жизни - это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. Формирование здоровой образ жизни начинается с дошкольного возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|