Актуальность темы исследования.
Цензура и механизм ее осуществления в БССР в 1922-1964 гг. Понимание феномена цензуры осложняется высокой степенью политизации проблемы, эмоциональностью оценок. Вместе с этим крайне важно осознать суть этого явления и по большому счету не для того, чтобы в будущем не допустить его появления, а для того, чтобы иметь возможность использовать этот социальный институт на благо общества. И в этом утверждении нет противоречия, поскольку пресса конструирует образы социального мира и, так или иначе, внедряет их в сознание своей аудитории. В этой связи, в основном за рубежом, осуществляются исследования, в которых выражается озабоченность влиянием СМИ на общество Принимая во внимание степень изученности темы и общий вектор исторических изысканий в рассматриваемой предметной области, сформулируем цель и задачи исследования. Цель работы: охарактеризовать механизм осуществления цензуры в БССР в 1922-1964 гг. Задачи: 1. Рассмотреть структуру Главлита в БССР в 1922 – 1964 гг. 2. Изучить основные направления цензурного контроля. 3. Реконструировать процесс формирования кадрового состава органов Главлита в БССР. 4. Изучить проявления политической цензуры в различных областях культурной жизни (издательское дело, радиовещание) в БССР в 1922-1964 гг. Объектом данного исследования деятельность Главлита в БССР в 1922-1964 гг., соответственно в качестве предмета исследования выступают структура, кадровый состав, основные направления деятельности советской цензуры. Степень изученности проблемы. Изучение деятельности Главлита в системе советских учреждений стало возможно после «архивной революции» 1990-х гг. Только тогда исследователям стали доступны документы, позволяющие раскрыть его внутреннюю историю, сферу компетенций, функции, кадровый состав и эволюцию.
Данной темой занимались такие исследователи, как А. Гужаловский в своей работе «Красный карандаш» подробно описал время создания, деятельность, структуру и функции Главлита в БССР. В 1994 г. в своей монографии А.В. Блюм предпринял попытку реконструировать процесс создания Главлита, его местных органов, а также дать анализ практикам деятельности цензоров в период НЭПа. Он пришел к выводу, что большевики создали институт «тотальной цензуры» – «одной из самых жесточайших, которые когда-либо знал мир». В середине 1990-х гг. происходит переход от осмысления общих проблем истории советской цензуры к специальным темам. Научный интерес у большинства ведущих исследователей-цензуроведов вызывали объекты цензурного контроля: СМИ, издательское дело, радиовещание. Так, Т.М. Горяева прилагала большие усилия при разработке темы «цензура и радиовещание». В 2000 г. история советской цензуры пополнилась несколькими фундаментальными трудами. В новой монографии А.В. Блюм расширил хронологические рамки исследования до 1953 г. Не отступая от ранее выдвинутых тезисов о тотальной цензуре, автор сосредоточил внимание на таких вопросах, как эволюция структуры Главлита, технологии цензурного контроля, охрана государственных и военных тайн. Отдельная глава была посвящена кадровому составу Главлита и местных цензурных органов. А.В. Блюм одним из первых исследователей смог назвать точное количество работников всего цензурного аппарата (на 1939 г.). Прежние взгляды и оценки были им подвергнуты ревизии, Главлит стал рассматриваться с позиций, близких к институциональному подходу. Данной темой занимались такие исследователи, как А. Гужаловский в своей работе «Красный карандаш» подробно описал время создания, деятельность, структуру и функции Главлита в БССР.
А.А. Волк, А.И. Ракович в книге «Книгоиздательское дело в Белоруссии» освещаются основные этапы развития книгоиздательского дела в республике за годы Советской власти (до 1965 г. включительно). Подчеркивается роль В. И. Ленина в выработке идейных и организационных принципов построения советского издательства как предприятия нового типа, показано, как Компартия Белоруссии создавала условия для успешного развития издательской деятельности, как воспитывала работников в духе ленинской партийности, принципиальности и строгой ответственности за порученное им дело. Источниковедческая база исследования представлена совокупностью опубликованных и неопубликованных документов. Весь комплекс используемых архивных документов условно можно разделить на несколько групп: внутриведомственная периодика, распорядительная и отчетная, в том числе статистическая документация, текущая переписка, личные дела и анкеты. Самая большая группа источников представлена распорядительной документацией. Сюда относятся резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения центрального аппарата Главлита, местных органов - обллитов. Следует констатировать, что в центральных архивах распорядительная документация за 1922–1941 гг. сохранилась фрагментарно. Следующую группу источников составляют отчеты, среди которых можно выделить текущие, периодические и плановые (например, годовые). Особенностью отчетной документации является наличие большого количества статистических сведений. Следующая группа: законодательные акты и положения - нормативно- правовые акты органов государственного управления о Главлите, документы ведомственного делопроизводства Главлита, которые публиковались и продолжают публиковаться в тематических сборниках документов. Опубликованные документы условно можно разделить на три группы: законодательные акты и положения, произведения государственных деятелей и делопроизводственные документы Главлита. Следующую группу источников составляют отчеты, среди которых можно выделить текущие, периодические и плановые (например, годовые). Особенностью отчетной документации является наличие большого количества статистических сведений.
На конкретном историческом материале были исследованы проявления политической цензуры в различных областях духовной жизни Главлита (издательское дело, радиовещание). Значительное внимание в работе уделено анализу количественного и профессионального кадрового состава работников органов Главлита. Этот вопрос долгое время оставался неизученным в силу его сложности и противоречивости имеющихся в исторической науке взглядов и оценок. В исследовании описываются сущностные характеристики профессионального кадрового состава работников органов Главлита, обозначаются их сильные и слабые стороны. В работе рассматривается повседневная жизнь работников Главлита, в том числе вопросы их бытового устройства, некоторые обстоятельства частной домашней жизни, психологический климат в коллективе, переживания обыденных фактов отдельными работниками и группами лиц. В работе рассматривается процесс создания в советском государстве Главлита как органа цензуры, включенного в систему политического контроля. Под политическим контролем понимается система регулярного сбора и анализа информации различными ветвями государственного аппарата о настроениях в советском обществе, отношении различных его слоев к действиям властей, о поведении и намерениях антисоветских групп и организаций. Органы Главлита с 1922 г. осуществляли политический контроль над публичной деятельностью редакций СМИ, литературных кружков, типографий и издательств, радиовещательных организаций и т.д. Контроль был как предварительным, так и последующим. В исследовании использовались традиционно применяющиеся в исторической науке принципы и методы. Применение принципа историзма позволило выяснить предпосылки и тенденции формирования Главлита, рассмотреть этапы развития органов Главлита в БССР, соотнести их деятельность с другими государственными структурами. Под научной объективностью понимается видение предмета исследования, каким он существовал в реальности, вне зависимости от субъективных наслоений, содержащихся в источниках, в оценочных суждениях историков и общественных деятелей. В исследовании применялись общие исторические методы: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и метод периодизации. В работе не делается акцент на каком-либо одном из перечисленных методов исследования, все они используются в той мере и там, где это необходимо для изучения истории становления органов политической цензуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|