Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Перечень вопросов междисциплинарного итогового экзамена (в форме защиты спецвопроса) Спецвопросы учебного модуля Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования Дисциплина Детская психология 1. Тема: Общие проблемы детской психологии как науки. Задание по теоретическому обоснованию: охарактеризовать сущность концепции Д.Б.Эльконина о социокультурном и историческом характере детства. Одинакова ли продолжительность периода детства в разные исторические эпохи? Практическое задание: заполнить таблицу «Методы детской психологии».
2. Тема: Особенности психического развития ребенка в период новорожденности и младенчества. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть основные новообразования в развитии психики младенца и обосновать, почему общение ребенка с взрослым на первом году является ведущей деятельностью. Практическое задание: схематически изобразить этапы в развитии двигательной сферы на первом году жизни. Доказать, что развитие активной речи связано с развитием эмоциональной, двигательной сферы и предметных манипуляций у младенца. 3. Тема: Психическое развитие ребенка в раннем возрасте. Задание по теоретическому обоснованию: охарактеризовать личностные новообразования раннего возраста. В чем сущность, симптомы и условия оптимального протекания кризиса трех лет? Практическое задание: выделить предпосылки развития воображения, возникающие в возрасте около двух лет. Проанализировать взаимосвязь развития воображения с использованием ребенком предметов-заместителей.
4. Тема: Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть социальную природу и происхождение сюжетно-ролевой игры дошкольников. В чем своеобразие взглядов отечественных и западных психологов на сущность и происхождение игры? Практическое задание: заполнить таблицу «Характеристика познавательной сферы у детей дошкольного возраста».
5. Тема: Психологическая готовность детей к школе. Задание по теоретическому обоснованию: обосновать, почему ребенок может учиться в школе с 6-ти лет. Раскрыть связь школьной зрелости с биологическим и паспортным возрастом ребенка. Практическое задание: подобрать диагностические методики для определения сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе. Дисциплина Дошкольная педагогика 6.Тема: Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки. Задание по теоретическому обоснованию: доказать, что дошкольная педагогика – развивающаяся наука. Практическое задание: привести примеры следующих групп методов дошкольной педагогики как науки: эмпирические, теоретические, метотеоретические. 7.Тема: Феномен дошкольного детства и субкультура дошкольника. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть понятия «субкультура дошкольника», «целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования». Практическое задание: составить психолого-педагогический портрет ребенка старшего дошкольного возраста, основываясь на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования).
8.Тема: Дошкольное образование как педагогическая система. Задание по теоретическому обоснованию: доказать, что дошкольное образование – педагогическая система. Практическое задание: написать сочинение на тему «Если бы я была министром (или ведущим специалистом) по дошкольному образованию в России», в котором раскрыть пути оптимизации дошкольного образования России на основе внедрения ФГОС. 9.Тема:Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть сущность одной из образовательных области (на выбор) ФГОС дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Практическое задание: составить схему взаимосвязи всех участников образовательного процесса ДОУ. 10.Тема:Педагогические условия и средства развития ребенка в период дошкольного детства. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть сущность одной из видов (на выбор) деятельности дошкольников: познавательная, коммуникативная, трудовая, игровая, продуктивная. Практическое задание: составить проект развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, основываясь на характеристики развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС (содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная) и опыт работы в ДОУ. Дисциплина Педагогика раннего возраста 11. Тема: Особенности и закономерности развития детей раннего возраста. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть необходимость воспитания детей с первых месяцев жизни с учетом психофизиологических особенностей. Практическое задание: на основе анализа программы «Кроха» сформулировать общие педагогические правила воспитания детей раннего возраста. 12. Тема: Организация образовательного процесса в группах раннего возраста. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть понятие сенсорного воспитания детей раннего возраста; особенности организации сенсорно-познавательной деятельности и развивающих игр-занятий в группах раннего возраста.
Практическое задание: привести примеры приемов активизации внимания и речевой деятельности детей раннего возраста в ходе развивающих игр-занятий. Дисциплина Психология семьи и семейного воспитания 13. Тема: Системный подход в описании семьи. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть сущность семьи как малой социально-психологической группы. Практическое задание: раскрыть особенности семьи как фактора воспитания и социализации ребенка дошкольного возраста. 14. Тема: Методы повышения педагогической культуры родителей. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Практическое задание: раскрыть пути повышения педагогической культуры родителей воспитанников. 15. Тема: Психолого-педагогическое консультирование родителей. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть теоретические основы психолого-педагогического консультирования родителей. Практическое задание: раскрыть принципы, уровни, стадии, виды психолого-педагогического консультирования родителей. Дисциплина Социально-коммуникативное развитие дошкольников 16. Тема: ФГОС дошкольного образования 2013г. о социально-коммуникативном развитии дошкольников. Задание по теоретическому обоснованию: раскрыть понятие социального развития детей, задачи по ФГОС, виды детской деятельности, целевые ориентиры, связанные с социально-коммуникативным развитием. Практическое задание: обосновать необходимость стандартизации дошкольного образования, важность социально-коммуникативного развития детей, взаимосвязь с другими направлениями развития (образовательными областями) на конкретном примере. 17. Тема: Технологии социально-коммуникативного развития дошкольников. Задание по теоретическому обоснованию: дать характеристику 1-2 технологий (на выбор) (Козлова С.А., Коломийченко Л.В.); технологий организации сюжетно-ролевых игр (Тарловская Н.Ф., Михайленко Н.Я). Практическое задание: привести пример использования приема параллельной игры или скрытого руководства игрой.
Дисциплина Труд как средство первичной ценностной ориентации и социализации 18. Тема: Труд как средство первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников Задание по теоретическому обоснованию: дать понятие трудовой деятельности дошкольников. Выделить цель, задачи, содержание и психолого-педагогические условия приобщения ребенка дошкольного возраста к труду с учетом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Практическое задание: дать понятие технологии. Раскрыть сущность технологий педагогической помощи ребенку. Привести примеры форм деятельности воспитателя (сопровождение, поддержка, руководство) в процессе приобщения к труду. Спецвопросы учебного модуля
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|