Понятие педагогической этики
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция Педагогическая этика ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя [109]. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность. Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Педагогическая этика осуществляет эмпирико-описательную,теорети- ко-философскуюи нормативную функции, которые взаимосвязаны и взаимо- зависимы. Основные задачи педагогической этики: •исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, •разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности, •выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учите- ля, •изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога, •исследование характера нравственных отношений учителя с учащими- ся, • разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др. Схема понятий педагогической этики приведена ниже. 3.Педагогическая этика в контексте исторического развития Анализ этико-педагогическихидей прошлого показывает, что уже в древности существовали как их сторонники, так и противники. Так, Демокрит призывал строить процесс воспитания, сообразовываясь с природой ребенка. Среди методов воспитания представлены скорее методы взаимодействия и убеждения, чем наказания и принуждения. Этический рационализм отличает взгляды Сократа: требования к воспитателю и ученикам едины - это задача самопознания («познай самого себя»).
Вопросы профессиональной этики учителя впервыепоставил М. Квинтилиан. Он не рекомендовал использовать принуждение в обучении. Учитель должен пробуждать положительные чувства ребенка, поощрять его просьбами и похвалами, радоваться его успехам. Подробно рассматривает вопросы педагогической этики Я.А. Коменский (1592-1670),обращая особое внимание на взаимоотношение педагога и воспитанника. «Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного или благочестивого учителя». Проблеме нравственных аспектов воспитания, гуманного отношения к детям особое внимание уделяли Ж.Ж. Руссо (1712 - 1772), И.Г. Песталоцци (1746-1827),Я. Корчак(1878-1942).Они были уверены, что любовь учителя к детям может решить все проблемы воспитания. В истории отечественной этико-педагогическоймысли данные вопросы были глубоко изучены теоретически и практически в работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского: только тот педагог может считаться профессионалом, который обладает педагогическим тактом, уважает личность воспитанника, стремится развивать в ребенке все лучшее через привитие ему опыта добрых дел. В.А. Сухомлинский писал об этом так: «В школе должны быть человечные, гуманные отношения между воспитателем и его питомцами. Страшным злом является встречающая ещё грубая, бесконтрольная власть воспитателя - будь то педагог или родитель». Научное исследование проблем педагогической этики учителя активизировалось в 60-90-егоды, когда профессиональная этика стала предметом межнаучных исследований. Вопросы профессиональной и нравственной культуры педагога, его социальной ответственности перед обществом за воспитание ребенка, проблемы сущности педагогической морали стали наиболее актуальными для субъектов педагогической деятельности данного периода. Так80-егоды породили новое направление в педагогике, получившее название «педагогика сотрудничества», в основе которой лежит главный принцип: паритетное отношение сторон, взаимоуважение и взаимопонимание, учетморально-правовыхнорм в процессе общения. Целеполагающей идеей педагогики сотрудничества являлось стремление педагога помочь ребенку пережить радость познания, стимулировать его активность и творчество.
Таким образом, педагоги прошлого (П. Абеляр, Э. Римский, Ж. Жерсон, С. Френе и др.) и наши современники (Э.А. Гришин, В.А. Кан-Калик,Я.С. Котингер, И.И. Чернокозов, Л.Л. Шевченко и др.) сформировали общие аспекты этики педагогического профессионализма современного учителя: уважение личности ребенка, его достоинства, постоянное проявление любви к ребенку в процессе обучения и воспитания.
1. Высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, обретают в различных профессиональных этиках свои конкретные черты. Совершенно особую роль — роль основы — во многих профессиональных этикам в частности в педагогической, играют такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность, обретающая характер глобальности. Имеют свои особенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине. 2. В рамках конкретной специальности формируются специально-профессиональные моральные нормы и ценности, характерные только (или особенно) для данного рода деятельности; впоследствии они могут обретать все более широкий смысл, превращаясь иногда в общечеловеческие. В сфере профессионального общения, в частности в системе «педагог—учащиеся», наблюдается неравенство сторон — нарушена субъект-субъектность их отношений. Нарушение это не несет в себе никакого унижения и обусловлено особыми условиями взаимодействия сторон — условиями зависимости от действий специалиста других людей, которая и определяет необходимость специальных профессиональных деонтологий — этических кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в условиях неравенства и зависимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|