Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противоречия в развитии общества, образовании и культуре




 

В период правления американской военной администрации в начале строительства государства острые конфликты между правыми и левыми силами проходили и в областях социального строительства, образования и культуры.

Исконно, в том числе и во времена японского колониального господства, Южная Корея являлась преимущественно сельскохозяйственной страной со слабой промышленной базой, к тому же в связи с участившимися забастовками, организованными левыми, ее производительные силы в промышленности сократились до 1/5 части их в период японского господства, а в связи с недостатком предметов первой необходимости, особенно риса, цены на них росли. К этому добавлялась безработица половины рабочих. Положение осложнялось и тем, что Юг наводнили беженцы с Севера и 1800 тыс. репатриантов из Японии, Китая и других стран.

Хотя американская военная администрация пыталась в рамках свободной рыночной экономики решить эти проблемы путем контроля над продажей предметов первой необходимости, она не смогла справиться ни с инфляцией, ни с нехваткой потребительских товаров. Народные волнения, поднявшиеся по всей стране после всеобщей забастовки в сентябре 1946 г., руководимой Коммунистической партией, и «событий 1 октября в Тэгу», хотя и были следствием обдуманной стратегией Компартии, несомненно, усугублялись осложнившейся экономической ситуацией в стране.

Американская военная администрация в целях внедрения в Корее американской демократической системы образования и подготовки квалифицированных специалистов наметила проект создания новой образовательной системы и учредила государственный университет. В процессе реформы образования с помощью начальника Департамента образования военной администрации Ю Оккёма, его заместителя О Чхонсока и др. принята программа образования, рассчитанная на воспитание «человека всеобщего блага» (хонъик инган) с патриотическим сознанием и вообще развитие у граждан чувства патриотизма. Новая система подразумевала образование по ступеням: 6 лет – начальная ступень, 3 года – средняя, 3 года – старшая средняя и 4 года – высшая. Особенно много споров вызвал опубликованный 2 июня 1946 г. «Проект учреждения Сеульского государственного университета» (сокр. «Куктэан»)[21]. Учреждение университета, ставящего задачу подготовки руководителей высшего ранга, несомненно, было необходимым, но при различии взглядов на образование у деятелей правого и левого крыла основание его на основе бывшего японского Императорского университета и насильственное объединение в его составе различных по составу отраслевых институтов, а также назначение правительством Совета университета не могло не стать предметом ожесточенных споров. После ряда мелких стычек между представителями правого и левого лагерей содержание «Проекта» было изменено, и в сентябре того же года был открыт Сеульский государственный университет, ректором которого назначили полковника американской армии доктора Х.Б. Анстеда.

Под влиянием создания университета в Южной Корее в КНДР 8 июля 1946 г. было объявлено о создании Университета им. Ким Ирсена, который начал работу осенью того же года.

После создания Республики Корея правительство Ли Сынмана, продолжая политику американской военной администрации в области образования, усилило националистическое и антикоммунистическое воспитание молодежи, для чего была учреждена организация «Хакто хогуктан» («Студенческая организация по защите государства»). С введением системы обязательного начального образования резко возросло число учащихся и заметно сократилось число неграмотных. Однако образовательная система находилась в руках прояпонских элементов, поэтому она не смогла должным образом утвердиться.

Также в Южной Корее имела место острая идеологическая борьба между правыми и левыми силами в таких областях культуры, как наука, литература и искусство. После освобождения в стране осталось крайне мало ученых и писателей, которые участвовали в национальном антияпонском движении, к тому же многие из них посвятили себя политике и журналистике. В этих условиях в области образования и культуры левые и правые деятели создавали свои отдельные организации[22] и вели борьбу друг против друга, причем те, кто в последний период японского господства открыто восхвалял войну на Тихом Океане, внезапно превращались в патриотов, что, конечно, не могло не осложнить положения в среде деятелей культуры. Несмотря на это, националистические течения в стране все еще оставались, и достойно внимания появление признаков того, что к национализму присоединялись элементы социализма и либерализма, и на их базе разрабатывались новые идеи и новая культура. Об этом свидетельствует появление у деятелей правого крыла идей «нового национализма» и «новой демократии»[23], а у части политиков левого крыла – идей «комплексной новой демократии»[24].

Корейская война, начавшаяся 25 июня 1950 г., до крайности сузила состав деятелей южнокорейской культуры. В результате войны сторонники «нового национализма» и деятели левого крыла были перемещены или сами перебрались на Север, поэтому в Южной Корее вместе с ними быстро исчезло идейное течение «нового национализма». Произошедший крен в сторону антикоммунизма утвердил господство культуры «холодной войны» и либеральной культуры западного типа.

В свою очередь, Северная Корея в ходе войны приняла многих представителей сеульской националистической интеллигенции, которые стали участвовать в развитии корееведения, прежде всего, в работе по переводу классических сочинений «старой» литературы, что обеспечило небывалый размах изучения национальной культуры.


[1] В 1937 г. Япония вторглась в Китай и развязала японо-китайскую войну, в 1941 г. атаковала залив Пирл-Харбор на Гавайях, начав войну на Тихом Океане против США. Хотя в начальный период войны Япония добилась определенного успеха, захватив Сингапур, Филиппины, Индонезию, Бирму (совр. Мьянма), ее боевой дух был сломлен, когда летом 1945 г. на Хиросиму и Нагасаки были одна за другой сброшены ядерные бомбы. А после того, как 9 августа 1945 г. в войну вступил СССР и захватил Маньчжурию, Япония практически не оказывала сопротивления и 15 августа 1945 г. объявила о своей безоговорочной капитуляции.

[2] «Комитет по подготовке строительства нового государства» вначале состоял из членов «Союза по строительству государства» и сторонников правоцентриста Ан Чханхо. 22 августа 1945 г. организация расширилась, так как в нее вошли представители правого крыла Хам Санхун и Ли Ёнсоль и представители левых Чон Бэк и Ли Гангук. Но когда в результате второй реорганизации «Комитета» 3 сентября 1945 г. его большинство составили левые, а правые и правоцентристы покинули организацию.

[3] Ли Сынман (1875-1965) был сыном Ли Гёнсона из клана Чонджуских Ли из Пхёнсана (пров. Хванхэ). Псевдоним – Унам. В 1894 г. он поступил в колледж Пэджэ, а в следующем году стал в нем преподавателем английского языка. В 1896 г., когда из США вернулся Со Джэпхиль, создавший «Тоннип хёпхве» («Общество независимости»), он вступил в общество и, работая корреспондентом газет «Хёпсон хвебо» и «Мэиль синмун», принял участие в массовом митинге, за что по доносу «Имперской ассоциации» (проправительственной организации торговцев-носильщиков – Прим. пер.) был арестован и приговорен к пожизненному заключению. В 1904 г. при содействии Мин Ёнхвана он был освобожден и направлен в США с секретным посланием императора Коджона, встретился с президентом Рузвельтом и выразил протест против японской агрессии в Корее, однако не достиг цели, после чего решил остаться в США. После окончания в 1907 г. университета им. Дж. Вашингтона, в 1908 г. он получил степень магистра в Гарвардском университете, а в 1910 г. в Принстонском университете – степень доктора философии, защитив диссертацию на тему «О вечном нейтралитете под влиянием США». В сентябре 1910 г. Ли Сынман вернулся на родину и участвовал в деятельности христианских организаций, и хотя он был замешан в «Деле 105-ти», благодаря заступничеству миссионеров избежал ареста и в 1912 г. снова уехал в США, где организовал на Гавайях частную школу для корейцев, учредил печатные издания «Хангук Тхэпхёнъян» («Корейский Тихий Океан») и «Тхэпхёнъян» («Тихий Океан»), для которых сам писал редакционные статьи. После Первомартовского движения он занимал посты президента, премьер-министра и председателя Государственного совета в Хансонском (Сеульском) правительстве, Корейском правительстве в России и Временном правительстве в Шанхае. В декабре 1920 г. он отправился в Шанхай, чтобы занять пост президента, однако в 1921 г. опять уехал в США, чтобы сосредоточиться исключительно на внешнеполитической деятельности. В 1925 г. он был подвергнут импичменту парламентом шанхайского Временного правительства. В 1933 г. участвовал в сессии Лиги Наций в Женеве, где отстаивал независимость Кореи, и затем продолжил внешнеполитическую деятельность в этом направлении. В ноябре 1945 г. вернулся на родину и стал лидером правых сил.

[4] Ким Гу (1876-1949), выходец из г. Хэджу пров. Хванхэ, потомок по боковой линии Ким Джаджома, влиятельного сановника периода правления вана Инджо (XVII в. – Прим. пер.). С детства Ким Гу изучал конфуцианские науки, в возрасте 17 лет участвовал в государственных экзаменах кваго, но провалился, после чего в возрасте 18 лет примкнул к последователям секты Тонхак («Восточного учения») и в 19 лет в качестве руководителя ячейки (чопчу) участвовал в Тонхакской войне, в частности, в осаде крепости Хэджу. В это время он встретился с Ан Джунгыном из Синчхона и присоединился к отряду Ыйбён («Армии справедливости») в Маньчжурии, которым командовал Ким Ион. Находясь под сильным впечатлением от убийства королевы Мин (в тексте: императрицы Мёнсон. – Пер.) в 1895 г., Ким Гу в следующем году голыми руками задушил японского старшего лейтенанта в Анаке, за что был арестован и приговорен к смертной казни. В 1897 г. буквально накануне казни он бежал из тюрьмы и стал вести монашеский образ жизни (в монастыре Магокса и др.), однако по возвращении в мирскую жизнь принял христианство. Возмущаясь «Договором года ыльса» (1905 г.), он приехал в Сеул, где развернул борьбу за отмену договора, в1907 г. вступил в общество «Синминхве». В 1911 г. он был арестован за участие в покушении на японского генерал-губернатора и осужден на 17 лет тюрьмы, но в 1917 г. освобожден. После начала Первомартовского движения Ким Гу эмигрировал в Шанхай, где работал во Временном правительстве Корейской Республики и занимал посты начальника полицейского управления, министра внутренних дел и исполняющего обязанности премьер-министра, а в 1926 г. стал председателем Государственного Совета (кунмурён). В 1930 г. он основал партию Хангук тонниптан («Партию независимости Кореи»), в 1931 г. – партию Хангук эгуктан («Корейскую патриотическую партию»), которая направляла деятельность Временного правительства Юн Бонгиля и Ли Бончхана. В 1939 г. стал председателем (чусок) Временного правительства, а в следующем году организовал в Чунцине отряд Кванбоккун (Армии освобождения), и в 1941 г. руководил антияпонской борьбой, встретил освобождение в Сиане и в ноябре 1945 г. возвратился на родину.

[5] Пак Хонён (1900-1956), выходец из Есана провинции Южная Чхунчхон, в 1915 г. закончил начальную школу в Тэхыне, а в 1919 г. – Первую среднюю школу в Сеуле, и уже в 1920 г. эмигрировал в Шанхай. Там уже в следующем 1921 г. он стал ответственным секретарем Корейского коммунистического союза молодежи («Корё консан чхонёнхве»), а в мае того же года вступил в иркутскую группировку Корейской коммунистической партии. В следующем году Пак Хонён вернулся в Корею, где был арестован и заключен в пхеньянскую тюрьму. Освободившись в 1924 г. из тюрьмы, он поступил на работу в издательство «Тонъа ильбо», но вскоре был уволен за руководство забастовкой солидарности, после чего перешел в издательство «Чосон ильбо», но и оттуда его уволили под давлением генерал-губернаторства. В 1925-1926 гг. во время массовых арестов членов компартии он был схвачен, но освобожден по болезни. В 1928 г. Пак Хонён эмигрировал в СССР и в следующем году поступил в Москве на Ленинские курсы при Коминтерне, которые закончил в 1930 г. Став членом Комитета трех по корейским вопросам в Коминтерне, он отправился в Шанхай, где через некоторое время был арестован. В 1934-1939 г. он находился в заключении, а после освобождения занял пост руководителя Сеульской комгруппы. В декабре 1940 г. ему удалось избежать ареста, и с декабря 1941 г. он скрывался, работая на кирпичном заводе в Кванджу. После освобождения Кореи Пак Хонён вернулся в Сеул, восстановил Компартию и стал ее генеральным секретарем.

[6] Основными деятелями партии Ханминдан в начальный период были Сон Джину, Ким Сонсу, Чон Доксу, Чо Бёнъок, Пэк Квансу, Ким Бённо, Вон Сехун и другие выпускники университетов Японии и США. В период японского господства они играли заметную роль в сфере СМИ, образования и юриспруденции, однако впоследствии Ким Бённо и Вон Сехун вышли из партии.

[7] Восстановленная Компартия во главе с Пак Хонёном выдвинула так называемую «Программу буржуазно-демократической революции» («Августовские тезисы»), в которой предусматривалось создание единого фронта рабочих и крестьян с мелкой буржуазией (сосимин) интеллигенцией и ставилась задача конфискации земельной собственности у крупных помещиков. Кроме партийных организаций, Компартия создала в качестве рабочей организации «Всекорейский совет объединенных профсоюзов» («Нодон чохап чонгук пхёныйхве»), а в качестве крестьянской организации – «Общекорейскую делегацию крестьянских союзов» («Чосон нонмин чохап чхон ёнмэн»), которые представляли значительную силу.

[8] Партия Чосон инминдан была организована Ё Унхёном, активно участвовавшим в работе «Подготовительного комитета по созданию государства» («Чосон конгук чунби вивонхве») и проводила умеренно-левую прогрессивную демократичную политику, стремясь к созданию коалиции правых и левых сил.

[9] Лидером партии Кунминдан был Ан Джэхон, который во времена японского колониального господства возглавлял общество «Синганхве» («Общество новых деяний»). Он создал теорию «новой демократии» (син минджуджуи), которая объединяла традиционную для Кореи идею общинного духа (пульхам чхольхак) с западными идеями капитализма и социализма на более высоком уровне. «Новая демократия» объявляла передовыми классами общества интеллигенцию и средних и мелких предпринимателей и провозглашала «сосуществование всех людей», т.е. возможность сосуществования капиталистов и неимущих, из-за чего ее также называли философией «та сари» («пусть все живут вместе»). На основе принципов «новой демократии» Ан Джэхон в международном плане выдвигал идеи интернационального национализма и национального интернационализма, так называемого «нового национализма» (син минджокчуи). В отличие от «новой демократии» Мао Цзэдуна, теория Ан Джэхона оставалась верна принципам совмещения традиционализма и новаторства.

[10] Четыре пункта проекта сводились к следующему:

1) Сформировать в Корее Временное правительство для создания независимого государства, основанного на принципах демократии.

2) Для содействия созданию Временного правительства образовать Совместную советско-американскую комиссию.

3) Совместное управление (опека) Кореей со стороны СССР, США, Великобритании и Китая устанавливается на срок 5 лет.

4) В течение двух недель созвать Собрание представителей командования СССР и США.

 

[11] Содержание «Семи принципов совместных действий» было следующим:

1) Создание Временного правительства путем коалиции правых и левых сил на основе решений Совещания трех министров.

2) Возобновление работы Совместной советско-американской комиссии.

3) Проведение земельной реформы (конфискация земли с компенсацией и безвозмездное ее распределение на основе постепенного выкупа) и национализация крупной промышленности.

4) Подготовка проекта закона о порядке наказания прояпонских элементов и национальных предателей.

5) Освобождение политических заключенных и прекращение террористической деятельности.

6) Обеспечение свободы слова, собраний, организаций и других демократических прав и свобод.

7) Формирование законотворческого органа усилиями «Комитета совместных действий».

[12] Партия Чосон консандан выступала против репрессий американской администрации и против сотрудничества правых и левых сил, и 26 июля 1946 г. провозгласила «новую тактику», заключающуюся в развертывании массовой борьбы. Так, в сентябре того же года была проведена всеобщая забастовка, в ходе которой под руководством Конфедерации профсоюзов в различных районах страны бастовали железнодорожники, электрики, водители трамваев и др., а 1 октября того же года в Тэгу произошел инцидент, который стал выражением протеста против притеснений полиции и террористических группировок. На выступление мирных граждан с требованием выдачи риса полиция ответила стрельбой, что спровоцировало кровопролитные столкновения между полицейскими и демонстрантами. Вслед за этим народное возмущение распространилось на другие районы, и в течение октября по всей стране проходили демонстрации с требованиями отмены государственного распределения риса (пайков), земельной реформы и прекращения террора крайне правых организаций.

[13] В марте 1947 г. президент США Г. Трумэн заявил о необходимости прекращения деятельности коммунистов в Греции и Турции, что стало началом «холодной войны» с СССР. В рамках «холодной войны» США претворяли в Европе «план Маршалла», а в Японии – «политику закрытия страны».

[14] По призыву Трудовой партии Южной Кореи (Нам Чосон нодондан), провозглашенному 7 февраля 1948 г., 300 тыс. членов профсоюзов, входящих во Всеобщую конфедерацию (Чонпхён), провели всеобщую забастовку и приостановили работу связи, транспорта и подачу электроэнергии. Затем 3 апреля того же года беспощадные репрессии властей во время выступления против сепаратных выборов привели к гибели десятков тысяч невинных людей. В связи с этим инцидентом в середине мая в борьбу с карателями вступили войска, солидаризировавшиеся с повстанцами, но из-за жестоких действий карательных отрядов, куда входили и полицейские, и члены правых молодежных организаций, обстановка еще более ухудшилась. Выступления, начавшиеся на о. Чеджудо 3 апреля, продолжались и после учреждения правительства Южной Кореи. В 1948 г. в состав карательных отрядов хотели включить 14 полк, расквартированный в г. Ёсу, однако эти войска подняли восстание в Ёсу и Сунчхоне, к ним присоединилось местное население, поэтому там было объявлено чрезвычайное положение и направлены каратели. В результате восставшие войска и примкнувшие к ним повстанцы ушли в горы Чирисан, Тхэбэксан и Одэсан, где организовали партизанские отряды. В некоторых местах ими руководили партизанские инструкторы, прибывшие из Северной Кореи. Они продолжали сопротивление вплоть до начала Корейской войны в 1950 г., когда были окончательно разгромлены силами карательных войск и полиции.

[15] В составе Учредительного парламента 56 человек принадлежали к политическому объединению «Тоннип чхонсон кунминхве» («Национальное собрание по ускорению [достижения] независимости»), 29 – к партии Хангук минджудан (Южнокорейской демократической партии), 1 – к Чосон минджудан (Корейской демократической партии), 1 – к Кунминдан (Национальной партии), 1 – к Хандоктан (Партии независимости Кореи), но большинство (83 чел.) составляли беспартийные депутаты, не принадлежавшие ни к какой партии. В число последних входило немало видных деятелей, которые поддерживали в парламенте центристское крыло. Характерным примером можно считать то, что на выборах вице-президента Ким Гу получил второе место по числу отданных за него голосов, и то, что в тот период активизировалась деятельность молодежных групп.

[16] В «советскую группировку» входили среднеазиатские корейцы из Узбекистана и Казахстана, представители 2-3 поколений корейских эмигрантов. К ним принадлежали Хегай, Хан Ильму, Пак Чханок, Ким Ёль, Пак Ёнбин, Лим Хэ, Ким Сынхва, Нам Иль и др.

[17] «Народная демократия» представляет собой форму перехода к социализму, при которой временный объединенный фронт прогрессивных левых сил, где ведущую роль играет союз рабочих и крестьян, устанавливает сильную диктатуру для борьбы с империализмом и феодализмом.

[18] В ходе земельной реформы в Северной Корее объектами конфискации стали земли, принадлежавшие японцам, национальным предателям и помещикам, владевшим свыше 5 чонбо земли. Конфискованные земли безвозмездно распределялись среди крестьян и учетом наличной рабочей силы. Всего было конфисковано 900 тыс. чонбо, принадлежавших 420 тыс. хозяйствам, и распределено между 720 тыс. хозяйств. Это составило 53% всей обрабатываемой земли в Северной Корее и более 80% конфискованных у помещиков земель.

[19] В руководство КНДР вошли: 37-летний Ким Ирсен – глава Кабинета министров (премьер-министр); Пак Хонён – первый заместитель премьера и по совместительству министр иностранных дел, руководитель Компартии; Ким Чхэк (выходец из партизан) – заместитель премьера, министр промышленности; Хон Мёнхи (бывший участник движения«Синганхве», автор романа «Лим Ккокчон» («Лим Ккокчон») – заместитель премьер-министра; Хо Хон – председатель Верховного народного собрания Кореи (ВНСК), Ким Дубон (бывший руководитель янаньской группировки, известный лингвист) – председатель Президиума ВНСК.

[20] Правительство выкупило помещичьи земли по стоимости полуторагодового урожая и распределило их среди арендаторов, которые должны были в течение 5 лет выплатить натурой ее стоимость. Хотя эта реформа, несомненно, стала бременем для арендаторов, но она впервые в истории Кореи наметила крутой поворот от исчезнувшей помещичьей системы к системе крестьянской собственности на землю.

[21] «Проект учреждения Сеульского государственного университета» предусматривал образование нового высшего учебного заведения на базе Сеульского университета, т.е. преобразованного после освобождения страны бывшего японского Императорского университета (состоявшего из юридическо-филологического, медицинского факультетов и факультета точных и естественных наук), и присоединение к нему расположенных в разных местах отраслевых институтов, составляющих таким образом 12 факультетов (колледжей).

[22] Левые писатели, которые уже со времен японского господства представляли пролетарскую литературу, образовали в декабре 1945 г. организацию «Чосон мунхакка тонмэн» («Союз корейских литераторов») во главе с председателем Хон Мёнхи (Пёкчхо), а деятели правого крыла – «Чосон мунпхильга хёпхве» («Ассоциацию корейских писателей», март 1946 г.) во главе с историком и специалистом по корейской литературе на ханмуне Чон Инбо (Видан), избранным президентом Ассоциации. Затем в апреле 1946 г. появилась авангардная организация «Чосон чхоннён мунхакка хёпхве» («Ассоциация молодых литераторов Кореи») во главе с Ким Донни. Создание подобных организаций правого и левого толка имело место и в среде деятелей изобразительного искусства, драматурги и музыки, причем левые организации назывались «союзами» (тонмэн), а правые – «ассоциациями» (хёпхве). Объединение всех отраслевых организаций в масштабе страны привело к созданию двух объединений: «Чосон мунхва танчхе чхон ёнмэн» («Общего союза культурных организаций Кореи», февраль 1946 г.) и «Чонгук мунхва танчхе чхон ёнхапхве» («Всекорейской конфедерации культурных организаций», февраль 1947 г.), причем между руководителями этих объединений Хон Мёнхи и Чон Инбо существовала не только личная неприязнь.

[23] Проповедником идей «новой демократии» (син минджуджуи) и «нового национализма» (син минджокчуи) в области политики стал Ан Джэхон (Минэ), который стремился сделать их политической идеологией своей Национальной партии (Кунминдан); в области исторической науки эти идеи пропагандировал профессор Сеульского университета Сон Джинтхэ (Намчхан), в области национальной литературы – Чо Юндже (Тонам). Их взгляды привлекли большое внимание студенческой молодежи, которая восприняла идеи «новой демократии» и «нового национализма», направленные на объединение идей правых и левых в общую национальную идеологию, отвергая различия и крайности их воззрений.

[24] Идея «комплексной новой демократии» (ёнхапсон син минджуджуи) была впервые выдвинута в статье «Чосон минджок-ый чинно» («Правильный путь для корейской нации»), написанной основателем историко-материалистической школы периода японского господства и профессором университета Ёнхи Пэк Намуном. Он утверждал, что после освобождения осуществление государственного строительства невозможно только левыми силами, а лишь в сотрудничестве с благонамеренными правыми силами. Исходя из этого, он, в отличие от ультралевого курса Компартии, придерживался умеренно-левых взглядов, участвовал в Южнокорейской новой народной партии (Намчосон синминдан) и Социалистической трудовой партии (Сахве нодондан). Впоследствии Пэк Намун перебрался в Северную Корею, где возглавил формирование северокорейской исторической науки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...